Античный эталон здоровья. Основные положения его концепции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В V в. до н.э. Алкмеоном было выделено определение здоровья – это гармония или равновесия противоположно направленных сил. Точка зрения Платона состояла в том, что здоровье выражается в соразмерности соотношения душевного и телесного. Он говорил, что здоровье, как и красота, определяется соразмерностью и требует согласия противоположностей.

Гиппократ говорил, что здоровье – это правильное смешение соков или гуморов. Гуморальная теория была первой моделью человеческого организма. Гален развил теорию Гиппократа и добавил к ней постулаты пифагорейской теории 4-ех элементов. Человеческий организм – это не машина, т.к. у него есть целеполагающее начало, контролирующее отдельные части.

Цицерон характеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний, однако наиболее общую идею отражает определение Платона.

Греческие и римские философы рассматривали преимущественно внутриличностный аспект здоровья, а именно – внутреннюю согласованность телесных и душевных проявлений человека. Чтобы быть прекрасным и здоровым, недостаточно совершенствовать тело или только гармонизировать душу, необходимо прочувствовать оптимальное их соотношение.

Такая концепция стала основополагающей для философии стоицизма. Стоики (Марк Аврелий, Сенека), всячески акцентируя живую неразрывную взаимосвязь индивидуального бытия и вселенной (как части и целого), обогатили античную концепцию здоровья и дали следующее определение: здоровье – это не только равновесие (сонастройность и унисон души и тела), но, главным образом, чтобы душа и тела подчинялись законам целостности природы. Что значит для стоика жить в согласии с природой?

Отличаться здравым умом или «неуклонно пользоваться разумением и здравомыслием».

Иметь основанную на господстве разума духовную независимость. «Здоровый дух свободен, тверд и непоколебим; он властвует над страстями души и телесными вожделениями, проявляя себя в свободном волеизъявлении». Это свойство здорового духа называется самообладанием. Т.е. здоровье обеспечивается взаимным переплетением здравомыслия и самообладания.

Основные положения античной концепции:

Обращение к самому себе. Стремясь к здоровью и уравновешенности, точку опоры следует искать не во вне, а в себе самом, ибо внешние блага приходящие, не принадлежат тебе и могут принести лишь временное удовлетворение и наслаждение, но не обеспечат постоянного устойчивого положения в мире.

Внутреннее устройство здорового человека аналогично по строению устройству мироздания и являет собой воплощение «всеобщего высшего порядка».

В качестве двух главенствующих принципов, на которые опирается античная практика оздоровления можно рассматривать умеренность и заботу о себе. Именно они формируют здоровый образ жизни. Исцеление в античном мире рассматривается как восстановление утраченной целостности, следовательно, оздоровление – это систематическое обеспечение этой целостности.

Античная культура выработала особые механизмы социальной, религиозной и психофизической регуляции, душевной и нравственной жизни общества:

Очистительный ритуал использовался как религиозная оздоровительная практика, т.к. этот ритуал был не только формой гармонизации религиозных переживаний, а предотвращал накопление болезненных душевных состояний, осуществляя их преобразование. Очистительные ритуалы проводят совместно с музыкой, особого рода песнопениями, танцами. Очистительные ритуалы служили основным средством «возвращения страдающей души» к состоянию покоя, благоразумия и самоконтроля (преодоление недуга и пафоса). Часто ритуалы использовали в условиях обрядовой практики.

Катарктика (катарсис - очищение) – это очищение, искупление, желанное освобождение от хаоса. Освобождение от хаоса дает нам освобождение от скверы, пафоса, волнения и необузданных страстей. Психологический смысл катарсиса состоит в отражении пафоса через гармонизацию и эстетизацию. Впервые это было введено Аристотелем, он отразил это в своей поэтике: «Ситуации, несущие хаос и деструкцию, надо искусно включать в строго упорядоченную структуру драматического сюжета, это приводит к нейтрализации их негативного воздействия. Пафос, подчиненный сюжету, лишается своей разрушительной силы. Произведения искусства посредством эмоционального резонанса способны настраивать душу, как лиру, на более возвышенный лад, исцеляя ее».

Гимнастика и музыка – это универсальный метод гармонизации души и тела. Упражнения укрепляют тело, а музыка возвышает душу. По Платону, это уникальная целостная система мусического и гимнастического. Каждый должен включать ее в свой порядок дня.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 396.