Определяющим фактором является образ жизни (modus Vivendi), вследствие этого здоровье рассматривается как социально-психологическая категория.
По Лисицыну образ жизни – это определенный исторически обусловленный тип жизнедеятельности в материальной и духовной сферах, который включает в себя 4 категории:
экономическую (уровень жизни человека);
социологическую (качество жизни);
социально-экономическую (уклад жизни);
социально-психологическую (стиль жизни).
Здоровье – категория общественная, о здоровье общества судят по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости и продолжительность жизни. Понятие здоровья располагается между 2-мя точками: рождаемостью (от зачатия) и смертностью.
Петленко (один из основоположников медицинской психологии) говорил, что здоровый организм должен быть довольно устойчивым в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации.
Образ жизни занимает 50 % среди всех факторов, влияющих на здоровье человека, и представляет собой систему взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Факторы, влияющие на здоровье человека
Сфера влияния факторов
Факторы, влияющие на здоровье
|
Примечания
| Факторы риска
| Факторы, укрепляющие здоровье
|
Образ жизни
(50 %)
| Вредные привычки: курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами
| Отсутствие вредных привычек
| Современные тенденции относительно вредных привычек: ювенилизация вредных привычек (снижение возраста их возникновения); повышение спектра вредных привычек, повышение доступности факторов риска (только 1/5 часть наркотиков используется как лекарство, 80 % - бизнес)
|
Несбалансированное в количественном и качественном отношении питание
| Рациональное питание
|
|
Гиподинамия и гипердинамия
| Адекватная физическая активность
|
|
Стрессовые ситуации (дистресс, хронический стресс)
| Здоровый психологический климат, прежде всего, в семье
|
|
Недостаточная медицинская активность
| Внимательное отношение к своему здоровью
|
|
Сексуальное поведение, способствующее распространению ЗППП, непланируемой беременности и препятствующее стабильным, постоянным партнером
| Сексуальное поведение, препятствующее распространению ЗППП, адекватное репродуктивное поведение
| 30 % детей с 12-ти лет имеют полигамный сексуальный опыт
|
Внешняя среда
(20 %)
|
Макросреда
|
|
Неблагоприятные природно-климатические условия
| Благоприятные природно-климатические условия
|
|
Загрязнение окружающей среды
| Экологически чистая окружающая среда
| Валеология изучает последствия загрязнения окружающей среды для человека
|
Микросреда
|
|
Вредные условия труда и обучения
| Отсутствие вредных факторов труда и обучения
| В школе существуют дидактогенные заболевания, связанные с процессом обучения
|
Миграционные процессы
| Оседлый образ жизни
| В 1996 г. 1 млн. мигрантов из Таджикистана приняла Россия и произошла вспышка брюшного тифа
|
Плохие материально-бытовые условия
| Хорошие материально-бытовые условия
| На первых этажах домах может быть плохое бетонирование, из подвальных помещений выделяется газ – радон, который вызывает онкологические заболевания
|
Биологические факторы (20 %)
| Наследственность, предрасполагающая к заболеваниям
| Здоровая наследственность
| Каждое 5-е заболевание наследственное
|
Возрастные, половые и конституциональные особенности, ведущие к развитию заболеваний
| Особенности, способствующие формированию здоровой личности и здорового организма
| Риск заболевания инфарктов миокарда выше у мужчин, женщины чаще болеют варикозным расширением вен. Особенности конституции влияют на психосоматическое здоровье, например, астеники страдают заболеваниями нервной системы, пикники – заболеваниями ЖКТ, атлетики – заболеваниями опорно-двигательного аппарата
|
Организация медико-психологической помощи (8-10 %)
| Некачественная помощь и обслуживание
| Высокий уровень помощи, широкий охват населения
| При высоком уровне медицинского обслуживания в Японии (2 раза в год все проходят обследование с помощью эндоскопической техники) дети умирают в 5 раз чаще, чем в России. Почему?
|
Домашнее задание: проанализировать индивидуальные факторы риска и укрепления здоровья