Практическое занятие 1. Психологическое здоровье
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 1

Психология здоровья

Психология здоровья – наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Задача психологии здоровья: психология здоровья стремится выстроить психосоматическое развитие человека в творческий процесс преобразования себя и самочувствие себя в системе окружающей действительности.

Пути становления новой отрасли человеческого знания проходили в 3 этапа:

Запугивание и устрашение населения различными недугами. В этот период была основа на патогенную основу факторов риска.

Обращение к разуму человека: активно давалась статистика о различных оздоровительных системах, об их положительном воздействии, предлагались различные модели здорового образа жизни.

Каузальный этап (кауза – причина) – причинный этап: ориентация на исходные причины состояния человека, т.е. на выявление и устранение причин, а не на борьбу со следствием.

В психологии здоровья выделили следующие направления исследований:

· Выявление роли психологических факторов в укреплении здоровья человека.

· Формирование внутренней картины здоровья, т.е. психологического состояния отношения к здоровью.

· Поиск оптимальных методов психологического воздействия, направленных на развитие здоровой личности.

· Создание системы обучения здоровью.

Т.о. психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от зачатия до смерти и представляет собой психологическую базу первичной, вторичной профилактики и реабилитации.

Широкое признание получило позитивное определение здоро­вья, данное ВОЗ: «состояние полного физического, душевного и со­циального благополучия, а не только отсутствие болезней и физи­ческих дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Таким образом, здоровье складывается из трех компонентов: физического, психического и со­циального. И в настоящее время здоровье трактуется как способ­ность к адаптации, способность сопротивляться и приспосабливать­ся, способность к самосохранению и саморазвитию, ко все более содержательной жизни во все более разнообразной среде обитания (Лишук В. А., 1994). Благодаря позитивному определению здоровья в медицине, наряду с патоцентрическим подходом (борьба с болезня­ми), утверждается и саноцентрический подход (направленность на здоровье и его обеспечение).

5 моделей здоровья:

· Биологическая модель: здоровье определяется как отсутствие болезней, нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, т.е. такое функциональное состояние, которое обеспечивает продолжительность жизни, физическую и умственную способность, функцию воспроизводства здорового потомства.

· Медицинская модель: здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Эту модель предложило Всемирное Министерство здравоохранения ООН, она считается идеальной.

· Биомедицинская модель: здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех его органов и систем уравновешено с внешней средой, отсутствуют болезненные проявления и субъективное ощущение нездоровья.

· Ценностно-социальная модель: здоровье – это ценность для человека, необходимая предпосылка полноценной жизни, удовлетворения материальных потребностей и участия в разных видах деятельности.

· Биосоциальная модель (Лисицын): здоровье – это гармоничное единство социальных и биологических качеств человека, позволяющих ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды и быть полноценным членом семьи и общества.

Цели психологии здоровья:

1) повышение уровня психологической культуры (степень совершенства в овладении психологическими знаниями и деятельностью);

2) повышение уровня культуры общения (степень совершенства в области внешней и внутренней коммуникации);

3) определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

В психологии здоровья имеются два основных понятия: психическое и психологическое здоровье. Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического и других аспектов.

Психологическое здоровье определяется двумя признаками:

1. Соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности принципа оптимума или «золотой середины».

2. Эффективной адаптацией (социальной, социально-психологической, интрапсихической).

Критерии психического здоровья:

- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

- критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам;

- соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям;

- способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;

- способность планировать и реализовывать собственную жизнь;

- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Критерии психологического здоровья (по А. Эллису):

1. Интерес к самому себе: чувствительный и эмоционально здоровый человек ставит свои интересы немного выше интересов других, в некоторой степени жертвует собой ради тех, о ком заботится, но не полностью.

2. Общественный интерес: если человек поступает безнравственно, не отстаивает интересы других и поощряет социальный отбор, маловероятно, что он построит себе мир, в котором сможет жить уютно и счастливо.

3. Самоуправление (самоконтроль): способность брать на себя ответственность за свою жизнь и одновременно стремление к объединению с другими без требования значительной поддержки.

4. Высокая фрустрационная устойчивость: предоставление права себе и другим совершать ошибки без осуждения своей личности или личности другого.

5. Гибкость: пластичность мысли, открытость изменениям; человек не ставит себе и другим жестких неизменных правил.

6. Принятие неопределенности: человек живет в мире вероятностей и случая, в котором никогда не будет существовать полной определенности.

7. Ориентация на творческие планы: творческие интересы занимают большую часть существования человека и требуют с его стороны вовлеченности.

8. «Научное» мышление: стремление быть более объективным, рациональным. Регуляция своих чувств и действий посредством реагирования и оценивания их последствия в соответствии со степенью их влияния на достижение близких и далеких целей.

9. Принятие самого себя: отказ от оценки своей внутренней ценности по внешним достижениям или под влиянием оценки со стороны других; стремление скорее радоваться жизни, чем утверждать себя («Я люблю себя уже за то, что я живу и имею возможность радоваться »).

10. Риск: эмоционально здоровый человек склонен рисковать оправданно и стремится делать то, что он хочет, даже когда существует возможность неудачи; он стремится быть предприимчивым, но не безрассудно храбрым.

11. Длительный гедонизм: человек ищет удовольствия как от текущего момента, так и от возможного будущего; он считает, что лучше думать как о сегодняшнем дне, так и о завтрашнем, и не одержим немедленным получением удовлетворения.

12. Нонутопизм: отказ от нереалистичного стремления к всеохватывающим счастью, радости, совершенству или к полному отсутствию тревоги, депрессии, унижения своего достоинства и враждебности.

13. Ответственность за свои эмоциональные нарушения: склонность принимать на себя большую часть ответственности за свои поступки, а не стремление с целью защиты обвинять других или социальные условия.

Факторы, влияющие на здоровье человека: 1) образ жизни (50%) – вредные привычки, питание, активность, сексуальное поведение, стресс, медицинская активность; 2) внешняя среда (20%) – климат, экология, условия труда, материально-бытовые условия; 3) биологические факторы (20%) – наследственность, половые, возрастные и конституциональные; 4) медицинское обслуживание (8-10%).

Практическое занятие 1

Анализ результатов

Психологическое здоровье

[-46,-34] Психологически нездоров, очень сильная дезадаптация, необходима помощь специалиста и полный пересмотр образа жизни.

[-33,-15] Психологически нездоров, сильная дезадаптация, необходима помощь специалиста.

[-14,15] Психологически нездоров, умеренная дезадаптация, необходимо последовательное решение психологических проблем, начиная с самых легких.

[16,34] Психологически здоров, но имеется ряд проблем, которые надо решить.

[35,46] Полное психологическое здоровье.

     

 

 

Самооценка состояния здоровья может быть осуществлена с помощью анкетирования по В. П. Войтенко.

С этой целью применяется специальная анкета, состоящая из 28 вопросов, на 27 из них предусмотрены ответы «да—нет», последний вопрос требует конкретного ответа из двух предложенных.

Цель занятия. Овладеть методикой самооценки уровня здоровья.

Оснащение. Анкета самооценки состояния здоровья.

Порядок работы. Для самооценки состояния здоровья используются данные анкетирования: подсчитывается число неблагоприятных для испытуемого ответов на 27 вопросов, в дальнейшем прибавляется 1, если на последний вопрос дан ответ «плохое». Итоговая оценка отражает количественную самооценку здоровья: 0 — при «идеальном» и 28 — при « очень плохом» самочувствии.

Анкета самооценки состояния здоровья

Вопросы Да Нет
1 Беспокоит ли вас головная боль?    
2 Можно ли сказать, что вы легко просыпаетесь от любого звука?    
3 Беспокоят ли вас боли в области сердца?    
4 Считаете ли вы, что у вас ухудшилось зрение?    
5 Считаете ли вы, что у вас ухудшился слух?    
6 Стараетесь ли вы пить только кипяченую воду?    
7 Беспокоят ли пас боли в суставах?    
8 Влияет ли на ваше самочувствие перемена погоды?    
9 Бывают ли у вас периоды, когда из-за волнения вы теряете сон?    
10 Беспокоят ли вас запоры?    
11 Беспокоит ли вас боль в области правого подреберья?    
12 Бывают ли у вас головокружения?    
13 Стало ли вам труднее сосредоточиваться, чем в прошлые годы?    
14 Беспокоят ли пас ослабление памяти, забывчивость?    
15 Ошушаете ли вы в различных областях жжение, покалывание, «ползание мурашек»?    
16 Беспокоит ли вас шум пли звон в ушах?    
17 Держите ли вы для себя в домашней аптечке валидол, нитроглицерин, сердечные капли?    
18 Бывают ли у вас отеки на ногах?    
19 Пришлось ли вам отказаться от некоторых блюд?    
20 Бывает ли у вас одышка при быстрой ходьбе?    
21 Беспокоит ли вас боль в области поясницы?    
22 Приходится ли вам использовать в лечебных целях минеральную воду?    
23 Можно ли сказать, что вы стали легко плакать?    
24 Бываете ли вы на пляже?    
25 Считаете ли вы, что вы сейчас так же работоспособны, как прежде?    
26 Бывают ли у вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостно возбужденными, счастливыми?    
27 Много ли вы курите?    
28 Как вы оцениваете свое состояние здоровья: хорошее; плохое.    


     Контрольный вопрос: Что лежит в основе самооценки состояния здоровья?

Сколько часов в день вы проводите на свежем воздухе?

1. Меньше 30 минут (1 балл)

2. 1 — 2 часа (2 балла)

3. Больше 2 часов (3 балла)

Вы курите?

1. Да (0 баллов)

2. Нет (1 балл)

Как часто Вы употребляете алкоголь?

1. Часто ( 0 баллов)

2. 2-4 раза в месяц (1 балл)

3. Редко или не употребляю (3 балла)

Сколько часов в день вы спите?

1. 4 — 6 часов (0 баллов)

2. 9 — 10 часов или более (1 балл)

3. 7 — 8 часов (2 балла)

Сколько часов в неделю вы посвящаете занятиям спортом или тренировкам?

1. Не занимаюсь спортом (0 баллов)

2. До 2 часов (1 балл)

3. 2 — 4 часа (2 балла)

4. 5 — 6 часов (3 балла)

5. Больше 6 часов (4 балла)

Как вы предпочитаете отдыхать?

1. Перед компьютером или телевизором (1 балл)

2. Провожу время с семьей или друзьями (2 балла)

3. Занимаюсь спортом, гуляю на природе (3 балла)

4. Нет времени на отдых (0 баллов)

Как часто вы едите свежие овощи и фрукты?

1. Каждый день (3 балла)

2. Несколько раз в неделю (2 балла)

3. Не чаще одного раза в неделю (1 балл)

4. Нерегулярно / почти не ем (0 баллов)

Отнимите из своего роста (в см) вес (в кг). У вас получилось:

1. 100 или меньше (0 баллов)

2. Больше 100 (1 балл)

Подсчитайте сумму баллов, указанную в скобках, и выберите свой результат.

1 — 7 баллов. Пока вы далеки от здорового образа жизни. Однако не стоит отчаиваться. Никогда не поздно начать.

7 — 14 баллов. Пока не все идеально, но вы находитесь на правильном пути к здоровому образу жизни. Главное — не останавливаться, и совсем скоро вы будете чувствовать себя еще лучше.

14 — 19 баллов Вашему образу жизни можно только позавидовать! Так держать! Однако не существует предела совершенству.


Практическое занятие 2

Сфера влияния факторов

Примечания

Факторы риска Факторы, укрепляющие здоровье

Образ жизни

(50 %)

Вредные привычки: курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами Отсутствие вредных привычек Современные тенденции относительно вредных привычек: ювенилизация вредных привычек (снижение возраста их возникновения); повышение спектра вредных привычек, повышение доступности факторов риска (только 1/5 часть наркотиков используется как лекарство, 80 % - бизнес) Несбалансированное в количественном и качественном отношении питание Рациональное питание   Гиподинамия и гипердинамия Адекватная физическая активность   Стрессовые ситуации (дистресс, хронический стресс) Здоровый психологический климат, прежде всего, в семье   Недостаточная медицинская активность Внимательное отношение к своему здоровью   Сексуальное поведение, способствующее распространению ЗППП, непланируемой беременности и препятствующее стабильным, постоянным партнером Сексуальное поведение, препятствующее распространению ЗППП, адекватное репродуктивное поведение 30 % детей с 12-ти лет имеют полигамный сексуальный опыт

Внешняя среда

(20 %)

Макросреда

  Неблагоприятные природно-климатические условия Благоприятные природно-климатические условия   Загрязнение окружающей среды Экологически чистая окружающая среда Валеология изучает последствия загрязнения окружающей среды для человека

Микросреда

  Вредные условия труда и обучения Отсутствие вредных факторов труда и обучения В школе существуют дидактогенные заболевания, связанные с процессом обучения Миграционные процессы Оседлый образ жизни В 1996 г. 1 млн. мигрантов из Таджикистана приняла Россия и произошла вспышка брюшного тифа Плохие материально-бытовые условия Хорошие материально-бытовые условия На первых этажах домах может быть плохое бетонирование, из подвальных помещений выделяется газ – радон, который вызывает онкологические заболевания

Биологические факторы (20 %)

Наследственность, предрасполагающая к заболеваниям Здоровая наследственность Каждое 5-е заболевание наследственное Возрастные, половые и конституциональные особенности, ведущие к развитию заболеваний Особенности, способствующие формированию здоровой личности и здорового организма Риск заболевания инфарктов миокарда выше у мужчин, женщины чаще болеют варикозным расширением вен. Особенности конституции влияют на психосоматическое здоровье, например, астеники страдают заболеваниями нервной системы, пикники – заболеваниями ЖКТ, атлетики – заболеваниями опорно-двигательного аппарата Организация медико-психологической помощи (8-10 %) Некачественная помощь и обслуживание Высокий уровень помощи, широкий охват населения При высоком уровне медицинского обслуживания в Японии (2 раза в год все проходят обследование с помощью эндоскопической техники) дети умирают в 5 раз чаще, чем в России. Почему?

 

 

Домашнее задание: проанализировать индивидуальные факторы риска и укрепления здоровья

Образ жизни

      Данные, приводимые Всемирной организацией здравоохранения, свидетельствуют о том, что:

• не менее 50% здоровья человека зависит от образа жизни;

• 20% приходится на наследственность;

 • 20% — на влияние внешней среды (экология);

• 10% — на факторы, зависящие от здравоохранения (оказание медицинской помощи).         

Таким образом, доминирующая роль образа жизни в обеспечении здоровья человека более чем очевидна.

Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, быте, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения. Образ жизни включает в себя три составляющих: уровень, качество и стиль жизни.

Уровень жизни — категория в основном экономическая, отражающая степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека. Качество жизни характеризует степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (то есть является преимущественно социологической категорией). В специальной литературе словосочетание «качество жизни» начало появляться после 1975 года. Его общепринятое определение пока еще не найдено.

Качество жизни трактуется как довольно широкое понятие, охватывающее многие стороны жизни человека, связанные не только с состоянием его здоровья. К ним можно отнести:

• условия жизни,

• удовлетворенность учебой,

• удовлетворенность работой,

• семейные отношения,

• социальное окружение,

• политическая и экономическая ситуация в стране.

Субъективные стороны качества жизни находят отражение в следующих факторах:

• состояние личности, позволяющее ей безболезненно преодолевать противодействие (борьбу, агрессию, конкуренцию) внешнего мира;

• способность адекватно решать поставленные задачи;

• возможность жить полной жизнью в тесном контакте со всем, что любит человек;

• способность быть всем, чем в состоянии стать (самореализация);

• возможность находиться в психическом и физическом равновесии с природой и социальной средой, с самим собой.

Вся совокупность известных методик оценки качества жизни по предмету исследования может быть рассредоточена на пять основных групп (Орлов, Гиляревский, 1992):

1. Физическое состояние (физические ограничения, физические способности, необходимость пребывания на постельном режиме, временная нетрудоспособность, выход на инвалидность, физическое благополучие).

2. Психическое состояние (уровни тревоги и депрессии, психологическое благополучие, самоконтроль эмоций и поведения, познавательные функции).

3. Социальное функционирование (межличностные контакты, социальные связи, социальная поддержка: пособия, льготы и т. д.).

4. Ролевое функционирование (на работе, дома).

5. Общее субъективное восприятие состояния своего здоровья (оценка настоящего состояния и его перспективы, оценка болевых ощущений).

Согласно Н. М. Амосову, здоровье с позиций категории качества жизни есть выбор такого образа жизни, при котором человек получает удовольствие от здоровья, а его устойчивое наличие обеспечивает долголетие с высоким уровнем душевного комфорта.

Стиль жизни — категория социально-психологическая. Она характеризует особенности повседневной жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и физиология личности. Стиль жизни — это существенный признак индивидуальности, проявления ее относительной самостоятельности, способности сформировать себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни. Здоровье человека в существенной мере зависит от стиля жизни, который обусловлен менталитетом (национальными традициями) и личностными наклонностями. Здоровый образ жизни — понятие комплексное, но более узкое, чем собственно образ жизни. Большинство исследователей определяют здоровый образ жизни как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха.

         Практическое занятие. 3. Представление о здоровой личности.

          Роль самоактуализации в становлении здоровья. Психологическое обеспечение профессионального здоровья. Индивидуальная система психологической самозащиты от негативного воздействия стрессоров. Условия здоровья личности В.М.Бехтерева. Представления о здоровье личности в различных теориях личности. Основные черты здоровой личности по Маслоу Основные характеристики здоровья личности. Психологическое самоуправление и здоровье личности. Саморегулирование

        Самоактуализация, по Роджерсу, представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности, но не как конечный результат, а в процессуальном смысле, то есть как постоянное движение личности по пути собственного роста и самосовершенствования. В представлении Роджерса здоровая личность может быть охарактеризована такими чертами:

     1. Открытость переживанию. Способность слушать и чувствовать себя, не утрачивая при этом рассудительности в управлении собственным поведением в любой момент времени.

     2. Жить полно и насыщенно в каждый момент существования. Способность воспринимать каждое переживание как свежее, отличное от того, что было ранее. Полноценно функционирующий человек отличается гибкостью, адаптивностью, терпимостью и непосредственностью.

     3. Доверие к самому себе. Способность принимать во внимание свои внутренние ощущения, интуицию, сигналы собственного организма, рассматривая их как основу для выбора поведения.

    4. Чувство свободы в мыслях и поступках. Чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. Речь не идет об абсолютной свободе. На выбор человека и его поведение влияют наследственно обусловленные факторы, социальное окружение и прошлый опыт.

      5. Креативность. Способность творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения, не становясь при этом на путь конформизма. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности.

    Маслоу предпринял попытку сформулировать наиболее полное представление о том, что значит быть самоактуализированным, то есть психически здоровым, полноценным человеком. Такой человек, по его мнению, обладает следующими характеристиками:

     1. Эффективное восприятие реальности. Способность опираться в своих суждениях на факты, а не на личные установки, потребности и предубеждения; воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно.

     2. Принятие себя, других и природы. Принимать себя таким, каков ты есть, не обременяя себя сверхкритикой собственных недостатков и слабостей, но не впадая при этом в другую крайность: самодовольство и самолюбование. Воспринимать и человеческую природу такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Отказаться от желания казаться лучше, чем ты есть. Ханжество, лицемерие, неискренность, фальшь, притворство — все эти качества не свойственны самоактуализированному человеку.

      3. Непосредственность, простота, естественность. Способность вести себя просто и естественно, не пытаясь произвести впечатления на окружающих. Следование принципам морали, нравственности, хотя они не всегда могут совпадать с общепринятыми.

      4. Служение. Приверженность какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе. Ориентация на проблемы, которые следуют из принятой доктрины своей жизненной миссии. Личный девиз: жить, чтобы работать, а не работать, чтобы жить, отделяя важное от неважного в этом мире. Это, как правило, озабоченность проблемами не личного, эгоистического характера, а стремление быть полезным своим согражданам, близким и дорогим людям. Способность подняться над обыденностью, отрешиться от частностей, расширить горизонты восприятия, посмотреть на вещи в перспективе.

      5. Независимость, потребность в уединении. Умение спокойно и безболезненно переносить одиночество: быть отстраненным, сдержанным, спокойным (в том числе в ситуациях личных несчастий и неудач). Способность к самоуправлению, к принятию ответственности, умение не быть пешкой в чужой игре или жертвой обстоятельств. Самостоятельность в принятии решений.

       6. Автономность, независимость от культуры и окружения. Свобода в своих действиях, относительная независимость от физического и социального окружения, опора на собственный потенциал, внутренние источники роста и развития. Высокая степень самоуправления и «свободы воли». Высокая устойчивость перед лицом неблагоприятных обстоятельств, потрясений, ударов судьбы и т. п.; самообладание даже в самых тяжелых ситуациях. Саморазвитие и внутренний рост важнее, чем стремление к почестям, высокому статусу, престижу и популярности.

        7. Свежий взгляд на вещи. Способность оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни. Умение воспринимать реальность в ее конкретных проявлениях; радоваться жизни, в том числе и в ее повседневных проявлениях.

         8. Высшие или мистические переживания. Моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Переживание экстатических состояний в кульминационные моменты любви, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Эти переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы. Они сопровождаются чувством гармонии с миром, утратой ощущения своего «Я».

       9. Общественный интерес. Чувство идентификации с человечеством, симпатия и любовь к людям, способность прощать им их слабости и недостатки. Способность снисходительно относиться к людям, осознавая, что они просто не умеют делать того, что умеет он (самоактуализированный человек); не умеют понять тех вещей, которые понятны ему; не умеют увидеть истину, которая так очевидна для него.

         10. Межличностные отношения. Стремление к более глубоким личным взаимоотношениям с теми, кто обладает сходным характером, способностями. Доброта или, по крайней мере, терпимость, по отношению ко всем людям, проявление особой нежности по отношению к детям. Подлинное человеколюбие и сострадательность.

      11. Демократичность. Отсутствие предубеждений по отношению к другим людям, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и другие показатели статуса. Готовность учиться у других, не проявляя стремления к превосходству. Отсутствие склонности щеголять эрудицией, производить впечатление своим высоким статусом или жизненным опытом. Искреннее уважение к тем, кто знает больше или умеет делать что-то лучше. Это не показная демократичность, а неотъемлемая черта характера.

     12. Разграничение средств и целей. Последовательность собственных действий и твердая позиция по отношению к тому, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения. Прочность моральных устоев, отказ от совершения дурных поступков.

       13. Философское чувство юмора. Предпочтение мягкому, доброжелательному юмору, вызывающему улыбку, а не смех. Не находят внутреннего отклика шутки злобные, обидные или пошлые. Способность к самоиронии, никогда не перерастающей в шутовство. Это юмор не запланированный, а порожденный ситуацией и естественно вплетенный в ее канву. Тщеславие, гордыня, суета, амбиции, борьба — все эти и другие человеческие недостатки могут стать причиной порождения такого юмора.

       14. Креативность. Способность к творчеству. Это особый способ мировосприятия и взаимодействия с реальностью, помогающий выразить себя вовне. Результаты такой креативности можно обнаружить в любой деятельности, даже в самой обыденном, далекой от творчества в обычном понимании этого слова.

       15. Сопротивление культурным влияниям. Умение находиться в гармонии со своей культурой, сохраняя вместе с тем определенную внутреннюю независимость от нее. Следование общепринятым нормам поведения и вместе с тем определенная независимость, умение защитить свое мышление и поведение от социального И культурного влияния, входящего в противоречие с его устоявшимися ценностями.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 1

Самооценка здоровья (тесты)

Биологический уровень

 Физическое здоровье (экспресс-анализ)

Попробуйте самостоятельно, без помощи врача, поставить себе хотя бы приблизительный диагноз, оценить свое физическое состояние по ряду важных показателей.

1. Возраст. Каждый год дает один балл. Если вам сорок, вы получаете 40 баллов.

2. Вес. Нормальный вес условно равен росту в сантиметрах минус 100. За каждый килограмм ниже нормы добавляется 5 баллов, за каждый килограмм выше нормы вычитается 5 баллов. Допустим, что при росте 176 см вы весите 85 килограммов, тогда по второму показателю вы имеете минус 45 баллов.

3. Курение. Некурящий получает плюс 30 баллов. За каждую выкуренную сигарету вычитается 1 балл. Если вы выкуриваете в день 20 сигарет, то ваш третий показатель составляет минус 20 баллов.

4. Выносливость. Если вы ежедневно в течение не менее 12 мин выполняете упражнения на развитие выносливости (бегаете в равномерном темпе, плаваете, гребете, катаетесь на лыжах или на велосипеде, то есть делаете упражнения, которые наиболее эффективно укрепляют сердечнососудистую систему), то вы получаете 30 баллов. Упражняясь четыре раза в неделю, вы набираете 25 баллов, три раза — 20, два раза — 10 и один раз — 5 баллов. За другие упражнения (комплекс утренней гимнастики, прогулка, различные игры) в этом тесте баллы вам не начисляются. Если же вы вообще не занимаетесь физкультурой, то из общей суммы вычитается 10 баллов. Если к тому же вы ведете малоподвижный образ жизни, то теряете еще 20 баллов.

5. Пульс в покое. Если число сердечных сокращений в покое у вас меньше 90, то за каждый удар пульса из этой разницы вы получаете один балл. Например, при частоте пульса 72 в минуту — 18 баллов.

6. Восстановление частоты пульса после нагрузки. После двухминутного бега (можно на месте) отдохните 4 мин лежа. При частоте пульса, превышающей исходную цифру всего на 10 ударов, вы получаете 30 баллов, на 15 ударов — 15 баллов, а на 20 и более — ни одного балла. Подсчитайте общую сумму по всем шести показателям. Не более 20 баллов. Целесообразно обратиться к врачу для проверки вашего здоровья, а также попытаться сбросить лишний вес, пересмотреть свои привычки, начать уделять время физическим упражнениям. 21-60 баллов. Следует уделить серьезное внимание борьбе с имеющимися у вас факторами риска (лишним весом, курением, малой физической активностью). 61-100 баллов. Результат неплохой, не снижайте интенсивности в развитии выносливости. Свыше 100 баллов. Ваше здоровье отличное, его «закрома» полны резервов выносливости и сопротивляемости болезням. Продолжайте в том же духе. Разумеется, этот тест весьма условен. Однако он позволяет периодически проверять и контролировать свое физическое состояние.

 

Психологический уровень

Эмоциональная устойчивость

      Почти каждый из нас нет-нет да и замечает, что становится все более раздражительным, вспыльчивым. Как же мы преодолеваем подобную нервозность, как справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент? В какой-то степени ответить на эти вопросы поможет предлагаемый тест.

Итак, раздражает ли вас:

· о смятая страница газеты или журнала, которую вы хотите прочитать?

• женщина в летах, одетая с претензией на молодость?

• курящая на улице женщина?

 • чрезмерное приближение к вам собеседника (даже если оно произошло не по его воле - в толпе, в автобусной давке)?

 • когда кто-нибудь грызет ногти? о когда кто-нибудь пытается поучать вас?

 • когда кто-нибудь кашляет в вашу сторону?

 • когда вы слышите чей-то смех невпопад?»

когда в кинотеатре кто-нибудь поблизости комментирует сюжет фильма или шелестит конфетной оберткой?

 • когда вам дарят ненужные вещи?

когда вам рассказывают сюжет книги, которую вы собираетесь прочесть?

о слишком сильный запах духов?

громкий разговор в общественном транспорте?

 • активно жестикулирующий собеседник?

• частое употребление коллегами иностранных слов?

За каждый ответ «очень» запишите себе 3 балла, за ответ «не особенно» — 1 балл, за ответ «ни в коем случае» — О баллов. Суммируйте результат.

 Более 50 баллов. Вас не отнесешь к числу сдержанных и терпеливых людей. Вас слишком часто раздражают незначительные явления. Вы даже склонны к поискам в окружающем вас мире раздражителей. Поэтому вы вспыльчивы, легко выходите из себя. Ваша нервная система явно разбалансирована, отчего довольно часто страдаете не только вы, но и окружающие.

      От 13 до 49 баллов. Вы относитесь к довольно распространенной группе людей. Раздражаясь лишь от очень неприятных вещей, из обыденных житейских невзгод вы не делаете драму. Поэтому у вас выработан стойкий иммунитет к неприятностям, позволяющий быстро и легко забывать их.

      12 и менее баллов. Ваше «железное спокойствие» позволяет вам реально смотреть на жизнь. А может, этот тест оказался недостаточно исчерпывающим и не позволил выявить ваши наиболее уязвимые стороны? Судите сами. По крайней мере, о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко выбить из колеи.

Угроза депрессии

        Депрессия — это тоскливое, подавленное настроение, общий упадок сил, пессимизм, ощущение собственной никчемности. Грозит ли вам эта напасть? Ниже приведены двенадцать высказываний. Определите, как часто вы можете сказать эти слова о себе, и поставьте напротив каждого высказывания одну из букв: а) почти всегда; б) часто; в) редко; г) почти никогда.

1. В свободное от работы время я занимаюсь любимым хобби.

2. Я ужасно расстраиваюсь, когда меня критикуют.

 3. Мне кажется, что окружающие меня используют.

4. Я просыпаюсь слишком рано и потом долго не могу уснуть.

5. Мне нелегко сохранять спокойствие и просто сидеть на месте.

6. Меня легко вывести из себя.

7. Мне требуется много времени для принятия решения.

8. На повседневные дела у меня уходит много времени, мне стоит труда сконцентрироваться.

9. Меня легко испугать.

10. Я делюсь своими проблемами с другими людьми.

11. Я умею иной раз радоваться мелочам.

12. У меня бывают приступы головокружения.

 

Обработка результатов:

1 - а) почти всегда -0; б) часто -1; в) редко-2; г) почти никогда-3.

2 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

3 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

4 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

5 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

6 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

7 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

8 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

9 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

10 - а) почти всегда -0; б) часто -1; в) редко-2; г) почти никогда-3.

11. - а) почти всегда -0; б) часто -1; в) редко-2; г) почти никогда-3.

12. - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

 

 

       От 0 до 12 баллов. Вам повезло: судя по всему, вы относитесь к тем людям, которые в любой ситуации чувствуют себя как рыба в воде. Вы умеете с пользой для себя переключаться с одного вида деятельности на другой, не зацикливаясь на неприятностях и не впадая в самоедство, если что-то не ладится. Вы не позволяете отрицательным эмоциям скапливаться и давить вам на психику. В общем, вам нечего бояться: депрессия и вы — вещи несовместимые.

      От 13 до 24 баллов. У вас наблюдаются симптомы, которые можно считать верными приметами приближающейся депрессии. Соберитесь с мыслями и проанализируйте все, что творится с вами в последнее время. Насколько вы откровенны с близкими? Когда вы в последний раз по-настоящему отдыхали? Возможно, вы слишком многого ждете от жизни, а в неудачах часто готовы винить только себя. Обзаведитесь специальной психологической литературой, почитайте о том, что такое депрессия, и сделайте выводы.

        25 баллов и более. Тоска, упадок сил, плохой аппетит—это ведь о вас? Увы, вы находитесь в депрессивном состоянии. В такой ситуации вам вряд ли удастся помочь себе самостоятельно, поэтому лучше всего немедленно обратиться к хорошему специалисту. Ни в коем случае не пытайтесь утопить свою печаль в бутылке и вообще не падайте духом. Все еще наладится!

 

Социальный уровень

Конфликтность

       1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция? а — не принимаете участия; б — кротко высказываетесь в защиту стороны, которую считаете правой; в — активно вмешиваетесь, чем «вызываете огонь на себя».

      2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства? а — нет; б — только если имеете для этого веские основания; в — критикуете по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

      3. Часто ли спорите с друзьями? а — только если это люди необидчивые; б — лишь по принципиальным вопросам; в — споры ваша стихия.

      4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то полезет в обход? а — возмущаетесь в душе, но молчите: себе дороже; б — делаете замечание; в — проходите вперед и начинаете наблюдать за порядком.

       5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция? а — не будете поднимать бучу из-за пустяков; б — молча возьмете солонку; в — не удержитесь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажетесь от еды.

     6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу, как вы поступите? а — с возмущением посмотрите на обидчика; б — сухо сделаете замечание; в — выскажетесь, не стесняясь в выражениях.

       7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась, что вы сделаете? а — промолчите; б — ограничитесь коротким тактичным комментарием; в — устроите скандал.

     8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь? а — постараетесь казаться равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда больше не участвовать в ней; б — не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш, в — проигрыш надолго испортит настроение.

      Оценка результатов За ответы на вопросы начисляются баллы: а — 4 балла; б — 2 балла; в — 0 баллов.

       22—32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельства сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.

      12—20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

       До 10 баллов. Споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер

 

Лекция 2

Виды эталонов

Античный Адаптационный Антропоцентрический Дефиниция здоровья Внутренняя согласованность. Оптимальное соотношение элементов человеческой природы Приспособленность индивида к окружающей среде Всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала личности Характеристики здоровой личности Уравновешенность, самообладание, господство разума над страстями, духовная автономия Приспособленность к природному окружению, нормальность (соответствие социальным нормам), стрессоустойчивость (способность поддерживать оптимальный уровень функционирования), гармоничная включенность в сообщество людей Стремление к самоактуализации, творческая спонтанность, конгруэнтность (согласованность мыслей, чувств и действий), духовная автономия, целостность Основные условия и принципы оздоровления Умеренность и соразмерность, забота о себе, «жизнь, согласно природе» Природосообразность, всесторонняя социализация личности, примирение биологического и социального начал в человеке Открытость опыту, развитие, личностный рост, интеграция Пути оздоровления Очистительный ритуал, катартика, гимнастика и музыка, философия и работа над собой Нормирование (согласование личностных характеристик с социальными нормативами), единение с природой (жизнь в согласии с собственной биологической природой и природным окружением), гуманизация межличностных отношений, оздоровление общества Творческое самораскрытие, самопознание, духовные практики, мистический путь освобождения

Лекция 1

Психология здоровья

Психология здоровья – наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Задача психологии здоровья: психология здоровья стремится выстроить психосоматическое развитие человека в творческий процесс преобразования себя и самочувствие себя в системе окружающей действительности.

Пути становления новой отрасли человеческого знания проходили в 3 этапа:

Запугивание и устрашение населения различными недугами. В этот период была основа на патогенную основу факторов риска.

Обращение к разуму человека: активно давалась статистика о различных оздоровительных системах, об их положительном воздействии, предлагались различные модели здорового образа жизни.

Каузальный этап (кауза – причина) – причинный этап: ориентация на исходные причины состояния человека, т.е. на выявление и устранение причин, а не на борьбу со следствием.

В психологии здоровья выделили следующие направления исследований:

· Выявление роли психологических факторов в укреплении здоровья человека.

· Формирование внутренней картины здоровья, т.е. психологического состояния отношения к здоровью.

· Поиск оптимальных методов психологического воздействия, направленных на развитие здоровой личности.

· Создание системы обучения здоровью.

Т.о. психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от зачатия до смерти и представляет собой психологическую базу первичной, вторичной профилактики и реабилитации.

Широкое признание получило позитивное определение здоро­вья, данное ВОЗ: «состояние полного физического, душевного и со­циального благополучия, а не только отсутствие болезней и физи­ческих дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Таким образом, здоровье складывается из трех компонентов: физического, психического и со­циального. И в настоящее время здоровье трактуется как способ­ность к адаптации, способность сопротивляться и приспосабливать­ся, способность к самосохранению и саморазвитию, ко все более содержательной жизни во все более разнообразной среде обитания (Лишук В. А., 1994). Благодаря позитивному определению здоровья в медицине, наряду с патоцентрическим подходом (борьба с болезня­ми), утверждается и саноцентрический подход (направленность на здоровье и его обеспечение).

5 моделей здоровья:

· Биологическая модель: здоровье определяется как отсутствие болезней, нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, т.е. такое функциональное состояние, которое обеспечивает продолжительность жизни, физическую и умственную способность, функцию воспроизводства здорового потомства.

· Медицинская модель: здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Эту модель предложило Всемирное Министерство здравоохранения ООН, она считается идеальной.

· Биомедицинская модель: здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех его органов и систем уравновешено с внешней средой, отсутствуют болезненные проявления и субъективное ощущение нездоровья.

· Ценностно-социальная модель: здоровье – это ценность для человека, необходимая предпосылка полноценной жизни, удовлетворения материальных потребностей и участия в разных видах деятельности.

· Биосоциальная модель (Лисицын): здоровье – это гармоничное единство социальных и биологических качеств человека, позволяющих ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды и быть полноценным членом семьи и общества.

Цели психологии здоровья:

1) повышение уровня психологической культуры (степень совершенства в овладении психологическими знаниями и деятельностью);

2) повышение уровня культуры общения (степень совершенства в области внешней и внутренней коммуникации);

3) определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

В психологии здоровья имеются два основных понятия: психическое и психологическое здоровье. Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического и других аспектов.

Психологическое здоровье определяется двумя признаками:

1. Соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности принципа оптимума или «золотой середины».

2. Эффективной адаптацией (социальной, социально-психологической, интрапсихической).

Критерии психического здоровья:

- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

- критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам;

- соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям;

- способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;

- способность планировать и реализовывать собственную жизнь;

- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Критерии психологического здоровья (по А. Эллису):

1. Интерес к самому себе: чувствительный и эмоционально здоровый человек ставит свои интересы немного выше интересов других, в некоторой степени жертвует собой ради тех, о ком заботится, но не полностью.

2. Общественный интерес: если человек поступает безнравственно, не отстаивает интересы других и поощряет социальный отбор, маловероятно, что он построит себе мир, в котором сможет жить уютно и счастливо.

3. Самоуправление (самоконтроль): способность брать на себя ответственность за свою жизнь и одновременно стремление к объединению с другими без требования значительной поддержки.

4. Высокая фрустрационная устойчивость: предоставление права себе и другим совершать ошибки без осуждения своей личности или личности другого.

5. Гибкость: пластичность мысли, открытость изменениям; человек не ставит себе и другим жестких неизменных правил.

6. Принятие неопределенности: человек живет в мире вероятностей и случая, в котором никогда не будет существовать полной определенности.

7. Ориентация на творческие планы: творческие интересы занимают большую часть существования человека и требуют с его стороны вовлеченности.

8. «Научное» мышление: стремление быть более объективным, рациональным. Регуляция своих чувств и действий посредством реагирования и оценивания их последствия в соответствии со степенью их влияния на достижение близких и далеких целей.

9. Принятие самого себя: отказ от оценки своей внутренней ценности по внешним достижениям или под влиянием оценки со стороны других; стремление скорее радоваться жизни, чем утверждать себя («Я люблю себя уже за то, что я живу и имею возможность радоваться »).

10. Риск: эмоционально здоровый человек склонен рисковать оправданно и стремится делать то, что он хочет, даже когда существует возможность неудачи; он стремится быть предприимчивым, но не безрассудно храбрым.

11. Длительный гедонизм: человек ищет удовольствия как от текущего момента, так и от возможного будущего; он считает, что лучше думать как о сегодняшнем дне, так и о завтрашнем, и не одержим немедленным получением удовлетворения.

12. Нонутопизм: отказ от нереалистичного стремления к всеохватывающим счастью, радости, совершенству или к полному отсутствию тревоги, депрессии, унижения своего достоинства и враждебности.

13. Ответственность за свои эмоциональные нарушения: склонность принимать на себя большую часть ответственности за свои поступки, а не стремление с целью защиты обвинять других или социальные условия.

Факторы, влияющие на здоровье человека: 1) образ жизни (50%) – вредные привычки, питание, активность, сексуальное поведение, стресс, медицинская активность; 2) внешняя среда (20%) – климат, экология, условия труда, материально-бытовые условия; 3) биологические факторы (20%) – наследственность, половые, возрастные и конституциональные; 4) медицинское обслуживание (8-10%).

Практическое занятие 1

Практическое занятие 1. Психологическое здоровье

Дата: 2019-12-10, просмотров: 299.