Нормы и патологии личности в психологии здоровья
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общей принятой концепции не существует, однако можно выделить три основных:

Панпсихиатрическая: основной тезис – «все люди психически ненормальны и страдают психопатологическими состояниями». Доказательством служит характеристика современного общества в которую входят особенности: отчужденность от себя, других и мира вообще, конфликтность, снижение социальной поддержки, преступность, войны, угроза глобального самоуничтожения. Человечество ведет себя к деструкции.

Антипсихиатрическая: отрицает правомерность самой постановки вопроса о норме и патологии. Все люди психически нормальны и патологии не существует. Негативные отношения тоже нормальны, такова природа людей. Психиатрия это лже наука и служит средством подавления нестандартных личностей. Психически больные люди рассматриваются как жертвы плохого патогенного общества, которое признает сумасшедшим того, кто не соглашается с предписанием религии и государства. Они требуют отмены больничных порядков, термин психиатрия и заменить его термином социальные болезни.

Клиническая: выделяют два аспекта определения психической нормы: негативный и позитивный, разработал профессор Кравосарский.

Негативный подход: при этом подходе неспецифическим признаком психопатологии считается отклонение от общепринятых стереотипов жизненного, социального и ситуативного поведения.

Критерии:

способность концентрации внимания на предмете.

удержание информации в памяти.

способность к логической обработке информации.

адекватная ориентация в пространстве и времени.

Нарушение отдельных элементов может быть компенсировано другими функциями, патология предполагает нарушение нескольких признаков одновременно.

Позитивный подход: основные критерии – тенденции к развитию, росту, самореализации.

Критерии:

сознательная способность руководить своими действиями и поступками.

быть ответственным перед собой и другими.

иметь развитую систему ценностей.

способность адекватно воспринимать самого себя и окружающих.

Внутренняя картина здоровья

Обязательным фактом отношения человека к своему здоровью является формирование внутренней картины здоровья, т.е. особого отношения к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его совершенствованию. Это самосознание и самопознание себя в условиях здоровья.

Внутренняя картина здоровья включает в себя 3 основные грани:

Когнитивная или рациональная сторона внутренней картины здоровья представляет собой совокупность субъективных умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения и развития здоровья.

Эмоциональная или чувственная сторона включает в себя переживания здорового самочувствия, связанные с комплексом ощущений, формирующих эмоциональный фон человека. Эмоциональный фон здоровой личности состоит из следующих переживаний: спокойствие, радость, умиротворенность, свобода, легкость, симпатия и т.д.

Поведенческая или моторно-волевая сторона представляет с собой совокупность усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных его системой верований и направленных на достижение субъективно значимых целей.

Формирование внутренней картины здоровья происходит с раннего детства, опирается на холистический (целостный) подход в науке о человеке и осуществляется через раскрытие потенциалов, заложенных в человеке.

Существует комплексная программа развития и формирования внутренней картины здоровья – «Цветок потенциалов», которая включает в себя основные задачи психологии здоровья. Ее создал петербургский психолог В.А. Ананьев в 1996 г. Она символически представлена в виде цветка, 7 лепестков которого формирует узор взаимосвязанных потенциалов, отражающих различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека. Главная цель программы – максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов:

Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) – это способность человека развивать свой интеллект и уметь им пользоваться.

Потенциал воли (личностный аспект здоровья) – способность человека к самореализации, т.е. умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

Потенциал тела (физический аспект здоровья) – это способность человека развивать физическую составляющую, осознавать собственную телесность как свойство личности.

Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) – способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) – это способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности и вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) – это способность человека к созидающей активности, к творческому самовыражению в жизни и деятельности, выходу за рамки ограничивающих знания и сковывающих стереотипов.

Духовный потенциал – (духовный аспект здоровья) способность развивать духовную природу человека.

Управление стрессами

Представители когнитивной психологии, а также известный психолог в области психологии здоровья Ю. Мельник определили индивидуальные различия по отношению к стрессу. Они выявили, что индивидуальные различия обусловлены своеобразными особенностями личности и могут укладываться в 6 диспозиционных типов:

Честолюбивый тип. К этому типу относятся люди с сильной потребностью в достижении успеха. Они энергичны, подвижны, доминантны, агрессивны и ориентированы на дело. Причинами стресса для них являются интенсивная деятельность и межличностные отношения, а также недостаточное понимание себя. Симптомы стресса: бессонница, боли в области сердца, высокое кровяное давление. Этот тип чаще всего использует заменителей стресса или заместителей-пожарников: курение, алкоголь и заедание стресса. Брунер говорил, что они используют престижные виды заместителей.

Спокойный тип. К нему относятся безмятежные, спокойные люди, ориентированные, в основном, на прошлое, мечтательные, малоактивные. Чаще всего они соблюдают баланс между работой и домом. Считается, что они меньше всего уязвимы стрессу. Причинами стресса для них могут стать или другие люди или требования профессиональной деятельности (срочные, неспланированные виды деятельности), которые нарушают размеренное течение их жизни. Уход от стресса, склонность к депрессивным состояниям.

Совестливый тип. К этому типу относятся люди совестливые, дотошные, тщательные, догматичные, стабильные, педантичные, консервативные и обязательные. Это люди, которые верят авторитетам и подчиняются традициям. Причиной стресса для них является нарушение стереотипов поведения. Для них характерна средняя степень уязвимости стрессу. Больше всего им ванна поддержка других людей и личная психотерапия (возвращение к привычным делам - хоббитерапия). Снизить стресс может забота о других людях.

Неотстаивающий тип. К нему относятся люди, которые не могут постоять за себя, отстоять свои права. Такие люди стремятся угождать другим, избегают межличностных конфликтов, боятся конфронтаций, проблем с другими людьми. Причиной стресса является повышенное внутреннее напряжение на почве межличностных отношений, которое проявляется в психосоматических заболеваниях. У них выше среднего степень подверженность стрессу. Реакция – уход в болезнь.

Жизнелюбивый тип. Это сильные, энергичные люди, живущие полноценной жизнью, жаждущие новых событий, впечатлений, импульсивные, рискованные. Для них характерна частая смена интересов. Причиной стресса для них является рутинная скучная работа – «серые будни». Степень уязвимости стрессу средняя. Чтобы снизить внутреннее напряжение, им нужна смена событий, сильные впечатления.

Тревожный тип. Эти люди испытывают беспокойств по поводу возможных неудач, они страдают «синдромом Элизы». Такие люди ориентированы на будущее, чрезмерно рефлексивны, имеют низкую самооценку. Причинами стресса для них являются ответственные дела, работа, а также резкие изменения в жизни. Такие люди отличаются высокой уязвимостью к стрессу. Они могут впасть в глубокое депрессивное состояние, для них свойственен суицид.

Преодоление стресса требует соответствующей компетентности при формировании стратегий борьбы с ним. Эффективность преодоления стресса во многом зависит от психологической готовности встретить стресс, умения управлять эмоциями, способности изменять социальные обстоятельства. Т.о. можно говорить о 3 основных стратегиях преодоления стресса (по мнению Мельника, Никифорова и Ананьева):

Использование копинг-стратегий.

Личностный рост.

Управление изменениями.

Копинг-стратегии

Копинг – это выработка поведения, имеющего целью уменьшение или исключение психологического дистресса или обстоятельств, его вызывающих. Копинг называют еще совладающим или защитным поведением.

Чаще всего в психологии пользуются моделями стресса и копинга, предложенными Р. Лазарусом (1987 г.). Лазарус считает, что индивидуальные различия в характеристиках копинга зависят от 2 качеств личности: восприимчивости и сопротивляемости. Восприимчивость – это тенденция реагировать на определенные ситуации с большей степенью стресса, чем реагируют другие. Сопротивляемость – это присутствие в человеке внутренних источников для противостояния стрессу.

2 основных принципа, которые нужно использовать при выборе копинг-стратегий: вера и система. Все копинг-стратегии делятся на 2 группы:

эмоционально-сфокусированный копинг: усилия направлены на регулирование отрицательных эмоций, возникающих в ответ на стресс;

проблемно-сфокусированный копинг: усилия направлены на устранение и уменьшение влияния события, являющегося источником стресса.

Сначала нужно использоваться проблемно-сфокусированный копинг, но когда вы почувствуете, что управление ситуацией невозможно или неразумно, то тогда следует перейти к эмоционально-сфокусированному виду, который позволяет нам по-другому интерпретировать обстоятельства и изменить отношение к ним.

Карвер на основе теории Лазуруса провел исследование и предложил эти виды копинга расширить и создать методику для выявления копинг-стратегии. Он выделил 12 типов копинга (1993 г.):

Активный копинг. Вы концентрируете свои усилия на том, чтобы что-то сделать с ситуацией, в которой оказались.

Подавление конкурирующей деятельности. Вы откладываете все другие дела, концентрируетесь на проблеме, привлекаете для ее решения других людей.

Планирование. Вы пытаетесь найти стратегию, как поступить, рассматриваете проблему с разных точек зрения, иногда применяя методы рациональной терапии.

Самообладание. Вы останавливаетесь, перестаете суетиться и спешить, оцениваете, какие ваши действия могут спровоцировать ситуацию, усилить стресс, и приостанавливаете их.

Использование социальной поддержки. Мы выбираем среди людей того, к кому испытываем большую симпатию или на чье мнение и дружеское участие полагаемся, т.е. пытаемся получить поддержку и совет от этого человека.

Позитивный настрой. Вы пробуете найти что-то хорошее в том, что случилось.

Религия. Вы всем полагаетесь на Божью волю.

Принятие. Вы принимаете реальность того, что случилось. Одним из видов принятия является смена своих установок и позиций.

Отказ. Вы отказываетесь поверить в то, что случилось.

Поведенческий выход. Вы оставляете все попытки справиться с ситуацией, переключаетесь на выполнение другой деятельности.

Использование юмора. Вы пытаетесь превратить проблему в шутку.

Самоотвлечение. Вы срочно переключаетесь на какой-то другой вид деятельности.

Улучшение своей модели копинга

У каждого человека есть свои привычные способы ответа на стресс. Если ваша стратегия вам помогает, ее надо придерживаться, но иногда используемые навыки начинают вас подводить, и вы хотите использовать другие и расширить диапазон возможностей.

Стратегии улучшения копинга (Д. Тьюбсинг):

Организуйте себя. Эта стратегия полезна, когда вы чувствуете, что жизнь уходит из-под контроля. Методы:

Навык оценки – это умение выбрать, что для вас здесь и сейчас наиболее важно. Подумать, насколько то, что вы выбрали сейчас, было бы полезно в прошлые выходные для того, чтобы убедиться, что вы правильно сделали свой выбор.

Навык персонального планирования включает в себя:

Ответьте, чего вы хотите в жизни, но в обратном порядке: через 5 лет, через год, через 6 месяцев, на следующей неделе, на следующий день. Это необходимо для того, чтобы была ясность мыслей и ясность целей.

Обновляйте список каждые 3 месяца.

Составьте план на один день, ранжируйте дела по их важности.

Разбейте жизненные цели на более мелкие. Можно идти от глобального к мелкому или наоборот

Навык обязательности – умение налагать на себя обязательства, дать себе слово, принять решение, рискнуть. Найти награду для себя, выполнив обязательно это дело.

Навык разумного использования времени – умение расходовать время эффективно, сократив непроизводительные затраты. Методы:

Назовите расточителей вашего времени.

Начните с главного, сделайте 3 списка: А (существенные цели), В (важные, но ненасущные), С (мелочи). Определите наиболее продуктивное для вас время суток и выполняйте список А.

Получайте удовлетворение от выполненной части работы.

Перестаньте опаздывать.

Проверяйте себя, как вы расходуете время.

Навык выдержки темпа – умение регулировать свой ритм. Попробуйте экспериментировать, например, если вы ходите пешком, попробуйте пройти квартал медленно, потом квартал в быстром темпе и опять медленно. Попробуйте планировать время, план держать всегда с собой и придерживаться этого плана. Будьте последовательны.

Меняйте декорации. Эта стратегия особенно полезна, если вы не получаете социальной поддержки, дружбы, если физическое окружение доставляет вам беспокойство. Нужно развивать в себе 6 следующих навыков:

Умение контактировать и общаться с людьми. Во время беседы задавайте больше вопросов. Давайте добровольную информацию о себе. Говорите, что чувствуете. Признайте свою неосведомленность в чем-то, в чем собеседник может быть вам консультантом. Войдите в индивидуальный ритм беседы (техника эмпатийного слушания). Попробуйте новые варианты поведения. Попытайтесь знакомиться каждый день, по крайней мере, с одним новым человеком. Упражняйтесь в запоминании имен. Можно около дома, в лифте, в магазине улыбнуться кому-то. В течение недели ежедневно общайтесь с пятерыми.

Умение понимать. Принимайте людей, не осуждая (слово «интересно» не имеет знака, оно индифферентно). Повторите собеседнику то, что его услышали. Создавайте ситуации, способствующие углубленной беседе (прогулки на природе, огонь).

Навык самоутверждения. Умение сказать нет, сохранять дистанцию. Подготовить ответы для самоутверждения. Нужно ими пользоваться любезно, но твердо: «Благодарю Вас, но не в этот раз», «Скорее всего я не стану это делать, потому что сейчас мне это было бы неудобно», «Это серьезное поручение, мне нужно организоваться для этого». Уважайте себя, если нетвердо в себя верите, то самопрограммируйтесь.

Умение бороться, удерживать позиции, что помогает сохранить дистанцию. 3 правила:

Не говорите слов «всегда» и «никогда».

Не давайте брать себя за горло.

Не бейте ниже пояса другого.

Не тратьте энергию на борьбу с любым вызовом

Умение лавировать. Нужно уметь отступать, чтобы выиграть время и пространство, когда надо избежать стресса:

Когда возникает стресс, можно ускользнуть от него на 10-15 часов, дать себе реванш, подготовиться.

Прием воображения, внутренней визуализации, фантазий.

Отвлекайтесь, делайте все, что на время отвлекает от проблемы.

Умейте устроить свое гнездо: постарайтесь превратить свой дом в ресурсное место, сделайте жилище уютным:

Повесть любимые фотографии.

Найдите удобное кресло.

Хорошее освещение.

Приятная музыка.

Избавьтесь от хлама, подарите вещи кому-нибудь.

Экспериментируйте.

Развивайте свой ум. Эта стратегия полезна, когда одолевает депрессия, мы пессимистически смотрим на жизнь, испытываем горе от утрат. Нужно развивать способности:

Способность к переименованию – называть вещи другими именами. Это помогает интерпретировать смысл событий. Дайте своим источникам стресса позитивные названия. Рассматривайте свои неприятности в отдаленной перспективе. Творчески используйте время, которое проводите в ожидании. Например, вспоминайте стихи, созерцайте пейзаж. Вспоминайте приятные вещи. Думайте о друге.

Способность к капитуляции – умение сложить оружие и расставаться с сокровищами прошлого. Сосредоточьтесь на том, с кем расстаетесь. Расскажите, как бедствуете без него или без нее. Скажите «прощай» и отпустите. Признайте, что жизнь не кончена и поделитесь этим с другом.

Способность к вере – умение допускать непостижимое и непознаваемое. Пользуйтесь трагедией, чтобы развить в себе глубину восприятия.

Способность к самовнушению. Умейте настроить себя позитивно, это не позволяет нам забывать, что вы достойный человек. Проверяйте свои убеждения. Наблюдайте за окружающими, попытайтесь понять, что они говорят сами себе.

Способность к воображению. Умение быть свободным, творить и с удовольствием смеяться. Однако не старайтесь быть смешным, иметь чувство юмора и быть смешным – это разные вещи. Превращайте жалобы в шутки. Учитесь создавать юмористические ситуации в уме.

Укрепляйте свои силы.

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья

Обзор литературы различных исторических эпох и выделение в ней различных дефиниций здоровья позволяет получить определенные представления о феномене здоровья, которые выдержали испытание временем и могут быть объединены в 3 наиболее распространенных эталона.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 351.