Психологические факторы здоровья
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Многие специалисты задавались вопросом: как взаимосвязаны факторы жизни человека со здоровьем и болезнью. Психологи предложили выделить 3 группы психологических факторов, ведущих к здоровью и болезни: независимые, передающие и мотиваторы.

I . Независимые факторы имеют самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью:

Предрасполагающие факторы:

1. Поведенческий профиль. Существует 3 типа поведения: тип А, тип Б и тип С. Некоторые ученые с поведением, предшествующим ишемической болезнью сердца, связывают тип А и его наиболее прогностическую черту личности – «потенциал враждебности» (подробный анализ типов будет в теме Психосоматика)

Также выделяют 12 типов поведения – опросник AVEM, разработанный У. Шааршмидтом и А. Фишером в Институте психологии Потсдамского университета. При создании опросника авторы исходили из предположения о том, что поведение личности в соответствии с требованиями профессиональной среды, способствующее психическому здоровью и профессиональному росту, определяют три ее основные сферы:

1) Профессиональная активность, выраженная в категориях субъективного значения деятельности, профессиональных притязаний, готовности к энергетическим затратам, стремления к совершенству при выполнении заданий, а также способности сохранять дистанцию между личностной и профессиональной сферами. В случае если субъективные ожидания индивида вступают в конфликт с объективным результатом деятельности, возникает риск появления первых симптомов психической перегрузки организма и как следствие - синдрома профессионального выгорания.

2) Стратегии преодоления проблемных ситуаций, представленные как тенденции отказа от дальнейшего выполнения профессиональных заданий, особенно в случаях поражений и неудач; активность стратегии преодоления трудностей, а также внутреннего равновесия. Эти признаки отражают два различных способа поведения в трудной ситуации: активное решение проблем или их избегание. Поиск самостоятельных решений и одновременно принятие ответственности за их последствия требуют мобилизации собственных сил. Перенос центра тяжести на других людей или ожидание, что "проблема сама собой разрешится", не является конструктивной стратегией, поскольку нерешенная проблема приводит к таким негативным последствиям, как неудовлетворенность собой, чувство собственной неполноценности. Согласно концепции Антоновского, чувство когерентности связано с положительной оценкой своих возможностей в проблемной ситуации, выработкой эффективных стратегий ее преодоления, положительной жизненной установкой, создающими тем самым основу для профессиональной самореализации личности.

3) Эмоциональный настрой на профессиональную деятельность, выражением которого является чувство социальной поддержки, профессионального успеха и жизненного удовлетворения. Эффективность деятельности в педагогических и социальных профессиях в значительной степени определяется сознанием социальной пригодности и полезности, поскольку основной целью педагога и социального работника является оказание помощи другим людям.

 

Каждый тип включает следующие характеристики: поведенческие позиции (амбициозность, агрессивность, компетентность), специфическое поведение (мышечное поведение, определенный эмоциональный стиль речи) и преобладающие эмоциональные ответы (раздражение, враждебность, гнев).

На основе анализа показателей отдельных шкал опросника и их взаимосвязей авторами методики были выделены четыре типа поведения и переживания в профессиональной среде.

* Тип G (нем. gesund) -здоровый, активный, способный к решению трудных проблем, придающий работе высокое (но неэкстремальное) значение, контролирующий собственные энергетические затраты, отмеченный конструктивным способом преодоления ситуаций неудач и поражений, которые рассматриваются субъектом деятельности не как источник фрустрации и негативных эмоций, а как стимул для поиска активных стратегий их преодоления. Обобщая, можно представить тип G как образец положительной установки на выполнение деятельности, усиленной мобилизирующим воздействием положительных эмоций.

* Тип S (нем. sparsam) -экономный, бережливый, со средним уровнем мотивации, энергетических затрат и профессиональных притязаний, выраженной склонностью к сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, удовлетворенностью результатами своего труда. Характерной чертой этого типа является общая жизненная удовлетворенность, источником которой могут быть ситуации, не связанные с работой. Следует, однако, заметить, что такая "экономная" стратегия поведения эффективна лишь в ограниченных временных рамках, в длительной перспективе вероятно возрастание профессиональной неудовлетворенности на фоне успешности других людей. В случае необходимости психологическое вмешательство может быть направлено на повышение мотивации деятельности (например, мотивационный тренинг).

* Тип А - тип риска А, соответствующий классическому описанию Фридмана и Розенмана, характеризующийся экстремально высоким субъективным значением профессиональной деятельности, большой степенью готовности к энергетическим затратам, низкой устойчивостью к фрустрации и стрессу. Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием психической перегрузки, стремления к совершенству и связанной с этим неудовлетворенности эффективностью своей деятельности, а также отсутствие социальной поддержки позволяют отнести этот тип к группе риска с вероятностью достаточно быстрого развития синдрома профессионального выгорания. Неблагоприятными последствиями поведения такого типа могут быть различного рода психосоматические расстройства с высоким риском коронарных заболеваний. Однако в последние годы появился ряд исследований, указывающих на то, что индивидуальный стиль деятельности, определенный как "workaholic",не является единственной причиной психосоматических расстройств. По мнению авторов, причину следует искать и в неблагоприятном сочетании высокой профессиональной активности индивида с отсутствием соответствующей эмоциональной поддержки и обратной связи со стороны остальных участников профессиональной ситуации.

* Тип В (англ, burnout) -выгорание, отмечен низким субъективным значением деятельности, низкой стрессоустойчивостью, ограниченной способностью к релаксации и конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу в трудных ситуациях, постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха. Следует заметить, что при низком субъективном значении деятельности наблюдается сходство типов B и S, однако различие между ними заключается в том, что тип В не способен к сохранению необходимой дистанции по отношению к работе. Это приводит к дополнительным психическим нагрузкам, постоянной неудовлетворенности собой, снижению общей психической устойчивости организма, апатии и нежеланию выполнять профессиональные задачи. Приведенные симптомы отражают эмоциональное истощение организма и соответствуют картине синдрома профессионального выгорания, представленной Фрейденбергом и Маслач [7, 11].

2. Поддерживающие диспозиции – это личностные конструкты, связанные с определенными возможностями реагирования на различные трудности в оптимистической или пессимистической манере (диспозиция-оптимизм и диспозиция-пессимизм). Сюда же ученые относят «силу-Я» как механизм, связывающий здоровье с психосоциальным влиянием, например, такое качество человека как выносливость, самообладание, настойчивость, решительность, целеустремленность.

3. Эмоциональный профиль или эмоциональные паттерны. Это трудности в эмоциональном выражении, связанные с алекситимией. Трудности могут быть связаны с множеством психосоматических расстройств, с особенностями дыхательной системы: астмой бронхитами. Могут встречаться трудности в выражении эмоций, что характерно для поведенческого типа С, т.к. для него свойственен репрессивный личностный стиль – избегание потенциальных повреждающих ситуаций, сознательных конфликтов, затрудненному опыту. Тип С не способен выражать негативные эмоции, особенно в открытой манере.

4. Когнитивные факторы – это представления о здоровье, разнообразные модели веры в лечение:

Представления о болезни. Люди оценивают физиологические расстройства и симптомы в зависимости от общепринятого подхода и представлений медицины о болезни (чаще всего в историческом контексте), от формального образца (атрибуции, которые касаются приписывания причин болезни или излечения каким-либо факторам личностного плана).

Восприятие риска и уязвимости. Чаще всего риск идет к заболеваниям или другим негативным жизненным событиям.

Контроль над своей жизнью: чувство ответственности и волевая регуляция.

5. Факторы социальной среды:

Социальная поддержка может быть положительной и негативной (если референтная группа является неблагоприятной).

Брак и семья.

Профессиональное окружение.

Демографические переменные:

6. Фактор пола. Концепция биологического детерминизма объясняет различия в психике и здоровье мужчин и женщин.

7. Фактор восприятия возраста. При восприятии пожилого возраста усиливается корреляция между здоровьем и влиянием социальной среды, т.к. изменяется социальная поддержка. Существует корреляция между уровнем здоровья и материальным доходом.

8. Этнические группы и социальные классы. Снижается способность к психологической адаптации, т.к. некоторые группы имеют низкий социально-культурный и материальный статус. Происходит снижение стабильности жизни и здоровья.

II . Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры:

1. Копинг-стратегия или совладание с проблемами разного уровня, т.е. переживания, регуляция, саморегуляция, восстановление. Копинг-стратегии влияют как на соматику, иммунную систему, так и на психосоматику.

2. Употребление и злоупотребление веществами: алкоголь, никотин, лекарственные препараты, пищевые продукты, наркотики. Они в психологии рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, чаще всего с отрицательными результатами для здоровья.

3. Особые виды поведения, способствующие здоровью: физическая активность, выбор экологической среды, самосохранительное поведение в целом.

4. Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. Сюда относят добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения, профилактику различных заболеваний через профосмотры, посещение групп поддержки, выполнение определенных гигиенических процедур, использование ремней безопасности и т.д.

III . Мотиваторы:

1. Стрессоры. Именно стресс приводит в действие другие факторы, прежде всего, передающие, через активизацию механизмов копинга.

2. Существование в болезни: процесс адаптации к острым эпизодам болезни, поведение по оценке болезни (информационный поиск, социальные сравнения или отрицание болезни).

3. Оценка этих факторов позволила создать тесты для определения собственного уровня и оценки здоровья.

Домашнее задание: измерить рост, вес, пульс, кровяное давление.

Образ жизни

      Данные, приводимые Всемирной организацией здравоохранения, свидетельствуют о том, что:

• не менее 50% здоровья человека зависит от образа жизни;

• 20% приходится на наследственность;

 • 20% — на влияние внешней среды (экология);

• 10% — на факторы, зависящие от здравоохранения (оказание медицинской помощи).         

Таким образом, доминирующая роль образа жизни в обеспечении здоровья человека более чем очевидна.

Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, быте, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения. Образ жизни включает в себя три составляющих: уровень, качество и стиль жизни.

Уровень жизни — категория в основном экономическая, отражающая степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека. Качество жизни характеризует степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (то есть является преимущественно социологической категорией). В специальной литературе словосочетание «качество жизни» начало появляться после 1975 года. Его общепринятое определение пока еще не найдено.

Качество жизни трактуется как довольно широкое понятие, охватывающее многие стороны жизни человека, связанные не только с состоянием его здоровья. К ним можно отнести:

• условия жизни,

• удовлетворенность учебой,

• удовлетворенность работой,

• семейные отношения,

• социальное окружение,

• политическая и экономическая ситуация в стране.

Субъективные стороны качества жизни находят отражение в следующих факторах:

• состояние личности, позволяющее ей безболезненно преодолевать противодействие (борьбу, агрессию, конкуренцию) внешнего мира;

• способность адекватно решать поставленные задачи;

• возможность жить полной жизнью в тесном контакте со всем, что любит человек;

• способность быть всем, чем в состоянии стать (самореализация);

• возможность находиться в психическом и физическом равновесии с природой и социальной средой, с самим собой.

Вся совокупность известных методик оценки качества жизни по предмету исследования может быть рассредоточена на пять основных групп (Орлов, Гиляревский, 1992):

1. Физическое состояние (физические ограничения, физические способности, необходимость пребывания на постельном режиме, временная нетрудоспособность, выход на инвалидность, физическое благополучие).

2. Психическое состояние (уровни тревоги и депрессии, психологическое благополучие, самоконтроль эмоций и поведения, познавательные функции).

3. Социальное функционирование (межличностные контакты, социальные связи, социальная поддержка: пособия, льготы и т. д.).

4. Ролевое функционирование (на работе, дома).

5. Общее субъективное восприятие состояния своего здоровья (оценка настоящего состояния и его перспективы, оценка болевых ощущений).

Согласно Н. М. Амосову, здоровье с позиций категории качества жизни есть выбор такого образа жизни, при котором человек получает удовольствие от здоровья, а его устойчивое наличие обеспечивает долголетие с высоким уровнем душевного комфорта.

Стиль жизни — категория социально-психологическая. Она характеризует особенности повседневной жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и физиология личности. Стиль жизни — это существенный признак индивидуальности, проявления ее относительной самостоятельности, способности сформировать себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни. Здоровье человека в существенной мере зависит от стиля жизни, который обусловлен менталитетом (национальными традициями) и личностными наклонностями. Здоровый образ жизни — понятие комплексное, но более узкое, чем собственно образ жизни. Большинство исследователей определяют здоровый образ жизни как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха.

         Практическое занятие. 3. Представление о здоровой личности.

          Роль самоактуализации в становлении здоровья. Психологическое обеспечение профессионального здоровья. Индивидуальная система психологической самозащиты от негативного воздействия стрессоров. Условия здоровья личности В.М.Бехтерева. Представления о здоровье личности в различных теориях личности. Основные черты здоровой личности по Маслоу Основные характеристики здоровья личности. Психологическое самоуправление и здоровье личности. Саморегулирование

        Самоактуализация, по Роджерсу, представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности, но не как конечный результат, а в процессуальном смысле, то есть как постоянное движение личности по пути собственного роста и самосовершенствования. В представлении Роджерса здоровая личность может быть охарактеризована такими чертами:

     1. Открытость переживанию. Способность слушать и чувствовать себя, не утрачивая при этом рассудительности в управлении собственным поведением в любой момент времени.

     2. Жить полно и насыщенно в каждый момент существования. Способность воспринимать каждое переживание как свежее, отличное от того, что было ранее. Полноценно функционирующий человек отличается гибкостью, адаптивностью, терпимостью и непосредственностью.

     3. Доверие к самому себе. Способность принимать во внимание свои внутренние ощущения, интуицию, сигналы собственного организма, рассматривая их как основу для выбора поведения.

    4. Чувство свободы в мыслях и поступках. Чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. Речь не идет об абсолютной свободе. На выбор человека и его поведение влияют наследственно обусловленные факторы, социальное окружение и прошлый опыт.

      5. Креативность. Способность творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения, не становясь при этом на путь конформизма. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности.

    Маслоу предпринял попытку сформулировать наиболее полное представление о том, что значит быть самоактуализированным, то есть психически здоровым, полноценным человеком. Такой человек, по его мнению, обладает следующими характеристиками:

     1. Эффективное восприятие реальности. Способность опираться в своих суждениях на факты, а не на личные установки, потребности и предубеждения; воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно.

     2. Принятие себя, других и природы. Принимать себя таким, каков ты есть, не обременяя себя сверхкритикой собственных недостатков и слабостей, но не впадая при этом в другую крайность: самодовольство и самолюбование. Воспринимать и человеческую природу такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Отказаться от желания казаться лучше, чем ты есть. Ханжество, лицемерие, неискренность, фальшь, притворство — все эти качества не свойственны самоактуализированному человеку.

      3. Непосредственность, простота, естественность. Способность вести себя просто и естественно, не пытаясь произвести впечатления на окружающих. Следование принципам морали, нравственности, хотя они не всегда могут совпадать с общепринятыми.

      4. Служение. Приверженность какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе. Ориентация на проблемы, которые следуют из принятой доктрины своей жизненной миссии. Личный девиз: жить, чтобы работать, а не работать, чтобы жить, отделяя важное от неважного в этом мире. Это, как правило, озабоченность проблемами не личного, эгоистического характера, а стремление быть полезным своим согражданам, близким и дорогим людям. Способность подняться над обыденностью, отрешиться от частностей, расширить горизонты восприятия, посмотреть на вещи в перспективе.

      5. Независимость, потребность в уединении. Умение спокойно и безболезненно переносить одиночество: быть отстраненным, сдержанным, спокойным (в том числе в ситуациях личных несчастий и неудач). Способность к самоуправлению, к принятию ответственности, умение не быть пешкой в чужой игре или жертвой обстоятельств. Самостоятельность в принятии решений.

       6. Автономность, независимость от культуры и окружения. Свобода в своих действиях, относительная независимость от физического и социального окружения, опора на собственный потенциал, внутренние источники роста и развития. Высокая степень самоуправления и «свободы воли». Высокая устойчивость перед лицом неблагоприятных обстоятельств, потрясений, ударов судьбы и т. п.; самообладание даже в самых тяжелых ситуациях. Саморазвитие и внутренний рост важнее, чем стремление к почестям, высокому статусу, престижу и популярности.

        7. Свежий взгляд на вещи. Способность оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни. Умение воспринимать реальность в ее конкретных проявлениях; радоваться жизни, в том числе и в ее повседневных проявлениях.

         8. Высшие или мистические переживания. Моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Переживание экстатических состояний в кульминационные моменты любви, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Эти переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы. Они сопровождаются чувством гармонии с миром, утратой ощущения своего «Я».

       9. Общественный интерес. Чувство идентификации с человечеством, симпатия и любовь к людям, способность прощать им их слабости и недостатки. Способность снисходительно относиться к людям, осознавая, что они просто не умеют делать того, что умеет он (самоактуализированный человек); не умеют понять тех вещей, которые понятны ему; не умеют увидеть истину, которая так очевидна для него.

         10. Межличностные отношения. Стремление к более глубоким личным взаимоотношениям с теми, кто обладает сходным характером, способностями. Доброта или, по крайней мере, терпимость, по отношению ко всем людям, проявление особой нежности по отношению к детям. Подлинное человеколюбие и сострадательность.

      11. Демократичность. Отсутствие предубеждений по отношению к другим людям, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и другие показатели статуса. Готовность учиться у других, не проявляя стремления к превосходству. Отсутствие склонности щеголять эрудицией, производить впечатление своим высоким статусом или жизненным опытом. Искреннее уважение к тем, кто знает больше или умеет делать что-то лучше. Это не показная демократичность, а неотъемлемая черта характера.

     12. Разграничение средств и целей. Последовательность собственных действий и твердая позиция по отношению к тому, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения. Прочность моральных устоев, отказ от совершения дурных поступков.

       13. Философское чувство юмора. Предпочтение мягкому, доброжелательному юмору, вызывающему улыбку, а не смех. Не находят внутреннего отклика шутки злобные, обидные или пошлые. Способность к самоиронии, никогда не перерастающей в шутовство. Это юмор не запланированный, а порожденный ситуацией и естественно вплетенный в ее канву. Тщеславие, гордыня, суета, амбиции, борьба — все эти и другие человеческие недостатки могут стать причиной порождения такого юмора.

       14. Креативность. Способность к творчеству. Это особый способ мировосприятия и взаимодействия с реальностью, помогающий выразить себя вовне. Результаты такой креативности можно обнаружить в любой деятельности, даже в самой обыденном, далекой от творчества в обычном понимании этого слова.

       15. Сопротивление культурным влияниям. Умение находиться в гармонии со своей культурой, сохраняя вместе с тем определенную внутреннюю независимость от нее. Следование общепринятым нормам поведения и вместе с тем определенная независимость, умение защитить свое мышление и поведение от социального И культурного влияния, входящего в противоречие с его устоявшимися ценностями.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 1

Самооценка здоровья (тесты)

Биологический уровень

 Физическое здоровье (экспресс-анализ)

Попробуйте самостоятельно, без помощи врача, поставить себе хотя бы приблизительный диагноз, оценить свое физическое состояние по ряду важных показателей.

1. Возраст. Каждый год дает один балл. Если вам сорок, вы получаете 40 баллов.

2. Вес. Нормальный вес условно равен росту в сантиметрах минус 100. За каждый килограмм ниже нормы добавляется 5 баллов, за каждый килограмм выше нормы вычитается 5 баллов. Допустим, что при росте 176 см вы весите 85 килограммов, тогда по второму показателю вы имеете минус 45 баллов.

3. Курение. Некурящий получает плюс 30 баллов. За каждую выкуренную сигарету вычитается 1 балл. Если вы выкуриваете в день 20 сигарет, то ваш третий показатель составляет минус 20 баллов.

4. Выносливость. Если вы ежедневно в течение не менее 12 мин выполняете упражнения на развитие выносливости (бегаете в равномерном темпе, плаваете, гребете, катаетесь на лыжах или на велосипеде, то есть делаете упражнения, которые наиболее эффективно укрепляют сердечнососудистую систему), то вы получаете 30 баллов. Упражняясь четыре раза в неделю, вы набираете 25 баллов, три раза — 20, два раза — 10 и один раз — 5 баллов. За другие упражнения (комплекс утренней гимнастики, прогулка, различные игры) в этом тесте баллы вам не начисляются. Если же вы вообще не занимаетесь физкультурой, то из общей суммы вычитается 10 баллов. Если к тому же вы ведете малоподвижный образ жизни, то теряете еще 20 баллов.

5. Пульс в покое. Если число сердечных сокращений в покое у вас меньше 90, то за каждый удар пульса из этой разницы вы получаете один балл. Например, при частоте пульса 72 в минуту — 18 баллов.

6. Восстановление частоты пульса после нагрузки. После двухминутного бега (можно на месте) отдохните 4 мин лежа. При частоте пульса, превышающей исходную цифру всего на 10 ударов, вы получаете 30 баллов, на 15 ударов — 15 баллов, а на 20 и более — ни одного балла. Подсчитайте общую сумму по всем шести показателям. Не более 20 баллов. Целесообразно обратиться к врачу для проверки вашего здоровья, а также попытаться сбросить лишний вес, пересмотреть свои привычки, начать уделять время физическим упражнениям. 21-60 баллов. Следует уделить серьезное внимание борьбе с имеющимися у вас факторами риска (лишним весом, курением, малой физической активностью). 61-100 баллов. Результат неплохой, не снижайте интенсивности в развитии выносливости. Свыше 100 баллов. Ваше здоровье отличное, его «закрома» полны резервов выносливости и сопротивляемости болезням. Продолжайте в том же духе. Разумеется, этот тест весьма условен. Однако он позволяет периодически проверять и контролировать свое физическое состояние.

 

Психологический уровень

Эмоциональная устойчивость

      Почти каждый из нас нет-нет да и замечает, что становится все более раздражительным, вспыльчивым. Как же мы преодолеваем подобную нервозность, как справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент? В какой-то степени ответить на эти вопросы поможет предлагаемый тест.

Итак, раздражает ли вас:

· о смятая страница газеты или журнала, которую вы хотите прочитать?

• женщина в летах, одетая с претензией на молодость?

• курящая на улице женщина?

 • чрезмерное приближение к вам собеседника (даже если оно произошло не по его воле - в толпе, в автобусной давке)?

 • когда кто-нибудь грызет ногти? о когда кто-нибудь пытается поучать вас?

 • когда кто-нибудь кашляет в вашу сторону?

 • когда вы слышите чей-то смех невпопад?»

когда в кинотеатре кто-нибудь поблизости комментирует сюжет фильма или шелестит конфетной оберткой?

 • когда вам дарят ненужные вещи?

когда вам рассказывают сюжет книги, которую вы собираетесь прочесть?

о слишком сильный запах духов?

громкий разговор в общественном транспорте?

 • активно жестикулирующий собеседник?

• частое употребление коллегами иностранных слов?

За каждый ответ «очень» запишите себе 3 балла, за ответ «не особенно» — 1 балл, за ответ «ни в коем случае» — О баллов. Суммируйте результат.

 Более 50 баллов. Вас не отнесешь к числу сдержанных и терпеливых людей. Вас слишком часто раздражают незначительные явления. Вы даже склонны к поискам в окружающем вас мире раздражителей. Поэтому вы вспыльчивы, легко выходите из себя. Ваша нервная система явно разбалансирована, отчего довольно часто страдаете не только вы, но и окружающие.

      От 13 до 49 баллов. Вы относитесь к довольно распространенной группе людей. Раздражаясь лишь от очень неприятных вещей, из обыденных житейских невзгод вы не делаете драму. Поэтому у вас выработан стойкий иммунитет к неприятностям, позволяющий быстро и легко забывать их.

      12 и менее баллов. Ваше «железное спокойствие» позволяет вам реально смотреть на жизнь. А может, этот тест оказался недостаточно исчерпывающим и не позволил выявить ваши наиболее уязвимые стороны? Судите сами. По крайней мере, о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко выбить из колеи.

Угроза депрессии

        Депрессия — это тоскливое, подавленное настроение, общий упадок сил, пессимизм, ощущение собственной никчемности. Грозит ли вам эта напасть? Ниже приведены двенадцать высказываний. Определите, как часто вы можете сказать эти слова о себе, и поставьте напротив каждого высказывания одну из букв: а) почти всегда; б) часто; в) редко; г) почти никогда.

1. В свободное от работы время я занимаюсь любимым хобби.

2. Я ужасно расстраиваюсь, когда меня критикуют.

 3. Мне кажется, что окружающие меня используют.

4. Я просыпаюсь слишком рано и потом долго не могу уснуть.

5. Мне нелегко сохранять спокойствие и просто сидеть на месте.

6. Меня легко вывести из себя.

7. Мне требуется много времени для принятия решения.

8. На повседневные дела у меня уходит много времени, мне стоит труда сконцентрироваться.

9. Меня легко испугать.

10. Я делюсь своими проблемами с другими людьми.

11. Я умею иной раз радоваться мелочам.

12. У меня бывают приступы головокружения.

 

Обработка результатов:

1 - а) почти всегда -0; б) часто -1; в) редко-2; г) почти никогда-3.

2 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

3 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

4 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

5 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

6 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

7 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

8 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

9 - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

10 - а) почти всегда -0; б) часто -1; в) редко-2; г) почти никогда-3.

11. - а) почти всегда -0; б) часто -1; в) редко-2; г) почти никогда-3.

12. - а) почти всегда -3; б) часто-2; в) редко-1; г) почти никогда-0.

 

 

       От 0 до 12 баллов. Вам повезло: судя по всему, вы относитесь к тем людям, которые в любой ситуации чувствуют себя как рыба в воде. Вы умеете с пользой для себя переключаться с одного вида деятельности на другой, не зацикливаясь на неприятностях и не впадая в самоедство, если что-то не ладится. Вы не позволяете отрицательным эмоциям скапливаться и давить вам на психику. В общем, вам нечего бояться: депрессия и вы — вещи несовместимые.

      От 13 до 24 баллов. У вас наблюдаются симптомы, которые можно считать верными приметами приближающейся депрессии. Соберитесь с мыслями и проанализируйте все, что творится с вами в последнее время. Насколько вы откровенны с близкими? Когда вы в последний раз по-настоящему отдыхали? Возможно, вы слишком многого ждете от жизни, а в неудачах часто готовы винить только себя. Обзаведитесь специальной психологической литературой, почитайте о том, что такое депрессия, и сделайте выводы.

        25 баллов и более. Тоска, упадок сил, плохой аппетит—это ведь о вас? Увы, вы находитесь в депрессивном состоянии. В такой ситуации вам вряд ли удастся помочь себе самостоятельно, поэтому лучше всего немедленно обратиться к хорошему специалисту. Ни в коем случае не пытайтесь утопить свою печаль в бутылке и вообще не падайте духом. Все еще наладится!

 

Социальный уровень

Конфликтность

       1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция? а — не принимаете участия; б — кротко высказываетесь в защиту стороны, которую считаете правой; в — активно вмешиваетесь, чем «вызываете огонь на себя».

      2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства? а — нет; б — только если имеете для этого веские основания; в — критикуете по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

      3. Часто ли спорите с друзьями? а — только если это люди необидчивые; б — лишь по принципиальным вопросам; в — споры ваша стихия.

      4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то полезет в обход? а — возмущаетесь в душе, но молчите: себе дороже; б — делаете замечание; в — проходите вперед и начинаете наблюдать за порядком.

       5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция? а — не будете поднимать бучу из-за пустяков; б — молча возьмете солонку; в — не удержитесь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажетесь от еды.

     6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу, как вы поступите? а — с возмущением посмотрите на обидчика; б — сухо сделаете замечание; в — выскажетесь, не стесняясь в выражениях.

       7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась, что вы сделаете? а — промолчите; б — ограничитесь коротким тактичным комментарием; в — устроите скандал.

     8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь? а — постараетесь казаться равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда больше не участвовать в ней; б — не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш, в — проигрыш надолго испортит настроение.

      Оценка результатов За ответы на вопросы начисляются баллы: а — 4 балла; б — 2 балла; в — 0 баллов.

       22—32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельства сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.

      12—20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

       До 10 баллов. Споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер

 

Лекция 2

Дата: 2019-12-10, просмотров: 451.