Проблемы перехода и перспективы внедрения МСФО в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная ситуация в российской экономике характеризуется все большей потребностью предприятий в инвестиционных ресурсах. Кроме того, формируется институт инвесторов, основная потребность которых - получение достоверной информации об организациях с целью выбора объекта инвестирования. Те же потребности возникают у зарубежных инвесторов, готовых к вложению капитала на территории России. Названные обстоятельства предопределяют необходимость реформирования российского бухгалтерского учета.

К настоящему времени в рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности разработаны и действуют 20 ПБУ. В табл. 7.1 приведен перечень российских ПБУ и показано их соответствие международным стандартам финансовой отчетности. Видно, что по большинству направлений учета такое соответствие достигнуто и, следовательно, российская нормативная база бухгалтерского учета применительно к требованиям МСФО в основном сформирована. Эта база позволяет каждой организации выполнить задачу, поставленную в правительственной Программе[42], - обеспечить заинтересованных пользователей, в первую очередь инвесторов, полезной и достоверной информацией, гармонизированной с международными требованиями.

Однако, отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Кроме того, как отмечалось в предыдущих главах учебника, цель создания и применения МСФО - обеспечение информацией заинтересованных пользователей (в первую очередь инвесторов) для принятия ими обоснованных экономических решений. Российской практике характерен юридический подход к подготовке финансовой отчетности. При этом юридические правила чрезвычайно подробны и конкретны, а вся учетная система сориентирована на решение задач налогообложения.

Таблица 7.1.

Международные стандарты финансовой отчетности и соответствующие им российские Положения по ведению бухгалтерского учета

 

МСФО ПБУ
МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» ПБУ1/98 «Учетная политика организации» ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
МСФО 2 «Запасы» ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»
МСФО 4 «Учет амортизации» МСФО 16 «Основные средства» МСФО 17 «Аренда» ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
МСФО 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»
МСФО 27 «Сводная и индивидуальная отчетность» МСФО 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании» МСФО 40 «Инвестиции в недвижимость» ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»
МСФО 18 «Выручка» ПБУ 9/99 «Доходы организации» ПБУ 10/99 «Расходы организации»
МСФО 11 «Договоры на строительство» ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство
МСФО 23 «Затраты по займам» ПБУ 15/01 «Информация по прекращаемой деятельности»
МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»
МСФО 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибках» ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»
МСФО 12 «Налоги на прибыль» МСФО 33 «Прибыль на акцию» ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»
МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах»
МСФО 10 «События после отчетной даты» ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»
МСФО 14 «Сегментная отчетность» ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»
МСФО 20 «Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»
МСФО 38 «Нематериальные активы» ПБУ 14/02 «Учет нематериальных активов»

 

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности (обеспечение относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности);

2) создание инфраструктуры применения МСФО (законодательное признание МСФО в Российской Федерации, процедура одобрения МСФО, механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО, порядок официального перевода МСФО на русский язык);

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности (разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества);

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности (институт аудита, надзорная деятельность уполномоченных государственных органов, комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей, система корпоративного поведения хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области);

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Что касается создания инфраструктуры применения МСФО, то работа в этом направлении уже начата. Госдума приняла во втором чтении законопроект «О консолидированной финансовой отчетности». На основании закона правительство обеспечит процедуру признания МСФО в России[43]: по МСФО будет составляться консолидированная отчетность. Исходя из этого опыта, будет ясно, как нам двигаться дальше и распространять этот опыт на другие компании.

Иной подход предусмотрен для индивидуальной отчетности юридических лиц: ее предполагается составлять по российским стандартам, которые будут совершенствоваться. В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом министра финансов от 1 июля 2004 г. № 180, предусмотрены следующие этапы перехода на МСФО.

2004 - 2007 гг.Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов[44], кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признанным стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

2008 - 2010 гг.Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно-признанным стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Расширение сферы контроля на качество бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО.

Трудности перехода России на МСФО связаны с рядом субъективных и объективных факторов. Некоторые из них выявлены в результате сравнительного анализа российских и международных правил учета выполненного в рамках проекта «GAAP 2001: сравнение национальных правил финансовой отчетности». Выявленные факторы объединены в четыре группы.

Первая группа факторов связана с тем, что отдельные правила МСФО не имеют аналогов в российском учете. Например, в МСФО 21 описывается порядок пересчета данных финансовой отчетности дочерних компаний, выраженных в иностранной валюте страны с гиперинфляционной экономикой. В российских нормативных документах этот вопрос не разработан.

Вторая группа факторов связана с тем, что российские нормативные документы не содержат требований по раскрытию информации подобно МСФО. Например, отчет о движении денежных средств согласно МСФО считается одним из основных и содержит подробную информацию о движении денежных потоков. Требования, изложенные в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», гораздо уже и не эквивалентны требованиям МСФО.

Третья группа факторов объединяет существенные несоответствия самих правил ПБУ и МСФО, которые важны для многих компаний. Например, финансовые обязательства, предназначенные для торговли, и производные финансовые обязательства в российском учете не отражаются по справедливой стоимости, как того требует МСФО 29 «Финансовые, инструменты: признание и оценка». Подобные различия, столь существенные для понимания достоверности финансовой отчетности, на практике важны для многих компаний.

Четвертая группа факторов - это несоответствия правил ПБУ и МСФО, важные для отдельных групп компаний.

Несмотря на то, что с момента принятия Правительством РФ Программы реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации проделана огромная работа по разработке и принятию новых положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), переломить сознание бухгалтерского сообщества и руководителей компаний, ответственных за организацию бухгалтерского учета, в сторону более глубокого понимания существа подхода к представлению и раскрытию данных финансовой отчетности еще не удалось. Формирование финансовой отчетности крупных компаний до сих пор, как правило, сводится к формированию числовых показателей в пределах рекомендованных образцов форм. А ведь идеология российских ПБУ состоит в том, что основная часть информации должна содержаться в пояснительной записке, а не в отчетных формах. В настоящее время в отчетных формах приводится 95% всей отчетной информации и лишь 5% - в пояснительной записке. Эти показатели должны выглядеть иначе: 40 и 60% соответственно.

Важнейшим препятствием в сближении российских принципов учета с международными стандартами продолжает оставаться налоговый учет. Для практикующих бухгалтеров основным пользователем финансовой отчетности по-прежнему являются налоговые органы, что отрицательно сказывается на достоверности и нейтральности формируемых отчетных показателей.

Трудность реализации принципов, заложенных в МСФО, состоит и в том, что во многих случаях вместо привычных российскому бухгалтеру прямых указаний на то, когда признавать элемент финансовой отчетности и как его оценивать, МСФО предлагают логику принятия профессионального суждения. Другими словами, международные стандарты вместо конкретных указаний определяют обстоятельства, исходя из которых, можно выбрать способ отражения того или иного объекта в учете и отчетности.

Переход на МСФО тормозится неразвитой нормативной базой их внедрения. К настоящему времени работа по реформированию системы учета и отчетности вышла на новый этап, когда необходимо, во-первых, установить механизм введения МСФО в правовое поле России и, во-вторых, придать официальный статус такому виду бухгалтерской отчетности российских организаций, как консолидированная финансовая отчетность. Эти две задачи и призван решить законопроект «О консолидированной финансовой отчетности».

В законопроекте определяются общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности. Он обеспечивает законодательную основу для действий правительства в вопросах применения МСФО российскими организациями. На основе этого закона правительство обеспечит процедуру признания МСФО в России. Однако с принятием этого закона российские организации по-прежнему будут вести учет по российским правилам, и официальной бухгалтерской отчетностью юридических лиц в России по-прежнему будет отчетность, составленная по российским правилам. Именно она будет использоваться для распределения дивидендов, налогообложения, статистического наблюдения, надзора.

Обобщенно проблемы в области бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране отражены в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180:

● отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

● формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

● неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

● значительное административное бремя хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишние затраты из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

● слабость системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе невысокое качество аудита бухгалтерской отчетности;

● недостаточность участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

● низкий уровень профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточность навыков использования информации, подготовленной по МСФО. Переход на МСФО должен быть взвешенным и продуманным. Международные стандарты финансовой отчетности являются динамичной системой, развитие которой будет продолжаться еще не один год, и надо учитывать этот факт при организации перехода на МСФО.

Литература

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Российская газета. 1996. 28 ноября.

2. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» // Российская газета. 1998. 18 марта и 4 апреля.

3. Приказ Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 г. № 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» // Финансовая газета. 2004. № 29.

5. Проект федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете» // www.minfin.ru.

6. Проект федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» // www.duma.gov.ru.

7. Александер Д., Бриттон А., Йориссен Э. Международные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике / пер. с англ. В.И. Бабкина, Т.В. Седовой. М.: Вершина, 2005.

8. Бакаев А.С.Развитие российской системы бухгалтерского учета ориентировано на МСФО// МСФО: практика применения. 2007. № 1.

9. Вайнштейн Д. МСФО (IFRS) 7: пора ли беспокоиться? // МСФО: практика применения.2007. № 1.

10. Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Омега-Л, 2006.

11. Все положения по бухгалтерскому учету. М.: Экономика, 2006.

12. Галузина С.М., Пупшис Т.Ф. Международный учет и аудит. СПб.: Питер, 2006.

13. Генералова Н.В. МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» // Бухгалтерский учет. 2005. № 3.

14. Костин С. МСФО для малых и средних предприятий // МСФО: практика применения. 2006. № 5.

15. Международные стандарты финансовой отчетности (на рус. яз.). // www.accoutingreform.ru.

16. Мощенко И.П. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 2007.

17. Палий В.Ф.Международные стандарты финансовой отчетности. М.: ИНФРА-М, 2006.

18. Соснаускене О.И. Как перевести российскую отчетность в международный стандарт. М.: Альфа-Пресс, 2005.

19. Xенни Ван Грюнинг.Международные стандарты финансовой отчетности: практ. пособие. М.: Весь Мир, 2006.

20. Щадилова С.Н. Особенности ведения бухгалтерского учета с применением МСФО. М.: Дело и Сервис, 2007.

21. Wiley IFRS 2006(International Financial Reporting Standarts). John Wiley & Sons, 2006.

 


[1] Бакаев А.С.Развитие российской системы бухгалтерского учета ориентировано на МСФО// МСФО: практика применения. 2007. № 1

 

[2] Международные стандарты финансовой отчетности (на рус. яз.) // www.accoutingreform.ru.

 

[3] В российских законодательных документах данное требование не сформулировано.

[4] Соснаускене О.И. Как перевести российскую отчетность в международный стандарт. М.: Альфа-Пресс, 2005.

[5] Контроль означает способность ограничивать использование какого-либо ресурса либо «физическими мерами», либо путем реализации прав, которые могут быть подтверждены, например, судом. Квалифицированная рабочая сила является неотъемлемым ресурсом любой компании. Но последняя не способна в должной мере контролировать будущие экономические выгоды от ее использования, в связи с чем не может признавать ее активом.

[6] Будущая экономическая выгода – это возможность непосредственно или косвенно способствовать поступлению денежных средств и их эквивалентов предприятию, включая возможность сокращения оттока денежных средств. Денежные средства соответствуют этому определению, поскольку они способствуют управлению другими ресурсами.

[7] Расходы - это затраты, которые могут списываться на доход. Согласно МСФО убытки также относятся к расходам, в связи с чем они не выделяются в отдельный элемент финансовой отчетности.

[8] Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Омега-Л, 2006.

 

[9] Цель опубликования указанного стандарта состояла главным образом в том, чтобы, с одной стороны, облегчить процесс подготовки первой финансовой отчетности по МСФО, а с другой - сделать этот процесс более экономичным: расходы на составление отчетности не должны превышать эффекта от ее использования. Кроме того, издание IFRS 1 объяснялось стремительным ростом числа компаний, переходящих на подготовку финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО. Отдельные положения ПКИ 8 нуждались в уточнениях, дополнительных разъяснениях, а в ряде случаев - в упрощении.

 

[10] Промежуточная отчетность – отчетность, составленная за период, продолжительность которого короче одного финансового года.

[11]Сравнительные данные - данные всех форм финансовой отчетности (баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и пояснений (раскрытия информации)), составленных за предыдущие отчетные периоды.

[12] Генералова Н.В. МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» // Бухгалтерский учет. 2005. № 3.

[13] Генералова Н.В. МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» // Бухгалтерский учет. 2005. № 3.

[14] В связи с тем, что отечественные компании сохранят учет по РПБУ, для них это будет выверка, сопоставляющая информацию на дату перехода на МСФО и на отчетную дату первой отчетности по МСФО.

[15] Генералова Н.В. МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» // Бухгалтерский учет. 2005. № 3.

 

[16] Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Омега-Л, 2006.

 

[17] Международные стандарты финансовой отчетности (на рус. яз.). // www.accoutingreform.ru.

 

[18] Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Омега-Л, 2006.

 

[19] Международные стандарты финансовой отчетности (на рус. яз.). // www.accoutingreform.ru.

[20] Нормативная мощность - это уровень производства, который может быть достигнут в среднем в течение нескольких периодов при нормальных обстоятельствах с учетом потерь на плановые технические работы.

[21] Метод ЛИФО предполагает, что запасы, закупленные (произведенные) последними, отпускались в производство первыми.

[22] Международные стандарты финансовой отчетности (на рус. яз.). // www.accoutingreform.ru.

[23] Wiley IFRS 2006(International Financial Reporting Standarts). John Wiley & Sons, 2006.

 

[24] Международные стандарты финансовой отчетности (на рус. яз.). // www.accoutingreform.ru.

 

[25] Справедливая стоимость нематериальных активов может быть установлена лишь при существовании активного рынка этого вида нематериальных активов.

[26] Мощенко И.П. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 2007.

 

[27] Палий В.Ф.Международные стандарты финансовой отчетности. М.: ИНФРА-М, 2006.

[28] Ставка капитализации – средневзвешенное значение затрат по займам применительно а займам компании, которые остаются в течение периода непогашенными, за исключением ссуд, которые получены специально для приобретения квалифицируемого актива.

[29] Xенни Ван Грюнинг.Международные стандарты финансовой отчетности: практ. пособие. М.: Весь Мир, 2006.

[30] Актуарий – специалист по технике страхования, занимающийся расчетом страховых взносов, премий и т.п.

[31] Международные стандарты финансовой отчетности (на рус. яз.). // www.accoutingreform.ru.

 

[32] Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Омега-Л, 2006.

[33] Международные стандарты финансовой отчетности (на рус. яз.). // www.accoutingreform.ru.

 

[34] Мощенко И.П. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 2007.

 

[35] Проект федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» // www.duma.gov.ru.

 

[36] Вайнштейн Д. МСФО (IFRS) 7: пора ли беспокоиться // МСФО: практика применения.2007. № 1.

 

[37] Юридическое обязательство представляет собой обязательство, вытекающее из договора, законодательства или действующей практики его применения (например, судебные решения).

Традиционное обязательство - это обязательство, которое вытекает из действий компаний, когда: компания показала третьим сторонам своей практикой, заслуживающей доверия в прошлом, открытой (опубликованной) политикой или достаточно конкретными текущими заявлениями, что она примет на себя определенные обязательства; в результате у третьих сторон возникли обоснованные ожидания по выполнению компанией этих обязательств.

 

[38] Вахрушина М.А., Мельникова Л.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Омега-Л, 2006.

[39] Галузина С.М., Пупшис Т.Ф. Международный учет и аудит. СПб.: Питер, 2006.

 

[40] Международные стандарты финансовой отчетности (на рус. яз.). // www.accoutingreform.ru.

 

[41] Бакаев А.С.Развитие российской системы бухгалтерского учета ориентировано на МСФО// МСФО: практика применения. 2007. № 1.

 

[42] Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» // Российская газета. 1998. 18 марта и 4 апреля.

 

[43] Действие законопроекта распространяется на кредитные организации, а также организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли ценными бумагами. Согласно документу консолидированная финансовая отчетность должна составляться в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности наряду с бухгалтерской отчетностью организаций.

Законопроект предусматривает, что организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность по стандартам МСФО начиная с отчетности за 2005 г. В случае признания стандартов МСФО для применения в России после 1 сентября 2005 г. составление данного вида отчетности начинается с 2006 г. Организации, ценные бумаги которых допущены на торги фондовых бирж, организации, которые составляют отчетность по иным международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляют отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2008 г.

 

[44] К общественно значимым должны быть отнесены хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и (или) публично обращающиеся ценные бумаги, финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации.

 


Дата: 2016-09-30, просмотров: 208.