Особенности автономии в младшем школьном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поступление ребенка в школу означает начало нового этапа в жизни ребенка - младшего школьного возраста (7-11 лет). По сути, учебная деятельность является первой по-настоящему самостоятельной деятельностью в жизни ребенка. Хотя ребенок может самостоятельно совершать некоторые действия и в раннем возрасте, учебная деятельность -эта та, за которую ребенок впервые несет ответственность.

Отечественная психология традиционно рассматривает развитие младшего школьника в контексте учебной деятельности, которая является ведущей на этом возрастном этапе (Л.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Признавая огромную важность правильно организованной учебной деятельности, отечественные психологи рассматривают в качестве центральных личностных новообразований младшего школьного возраста рефлексию, теоретический анализ и планирование [18].

Г.А. Цукерман [55] рассматривает младший школьный возраст в контексте проблемы учебного сотрудничества со взрослым и инициативы ребенка как условий становления учебной самостоятельности ребенка. Цукерман рассматривает традиционное представление о том, что самостоятельное действие складывается у ребенка постепенно, по мере овладения разнообразными операциями, обслуживающими это действие. По мнению автора, это положение недостаточно; она предполагает, что ребенок становится «хозяином собственного действия» задолго до того, как научается обходиться без операционально-технической помощи взрослого. Однако самостоятельным может быть и интерпсихическое действие. В интерпсихических ситуациях совместных действий ребенка можно считать самостоятельным в той мере, в какой он сам, по своей инициативе участвует в построении совместных действий. По ее мнению, инициативность младшего школьника коренным образом отличается от инициативности всех других детских возрастов. Так, например, дошкольник инициативен тогда, когда он втягивает взрослого в игру. Школьник инициативен в совместном учебном действии тогда, когда он включает учителя в решение учебных задач.

Освоение формы учебного сотрудничества, по мнению Г.А. Цукерман, является необходимым условием появления такого новообразования школьного возраста как умение учиться. Умеющим учиться Цукерман называет такого человека, который способен учить себя, т.е. быть субъектом обучения. Умение учиться - это новообразование, которое не исчезает при переходе ребенка на другие возрастные этапы; оно остается и продолжает играть огромную роль для развития личности человека.

Как мы уже не раз говорили, поступление в школу открывает для ребенка новый мир, который открывает ребенку как новые возможности для проявления самостоятельности, так и новый уровень требований. Тем не менее, семья остается для младшего школьника тем местом, где он проводит значительную часть времени; а родители - наряду с учителем, наиболее значимыми людьми в его жизни. В период обучения в начальной школе меняется характер взаимодействий между родителями и ребенком. По мнению Г. Крайг, «родители теперь уже меньше озабочены приучением детей к самостоятельности и соблюдением ими распорядка дня; их больше волнуют учебные навыки достижения ребенка» [цит. по 24]. Так же Крайг утверждает, что в младшем школьном возрасте поведение детей требует меньшего (хотя и более тонкого) контроля; однако родительский контроль сохраняет свою важность. Ссылаясь на исследования Крослера (1990), Крайг отмечает тот факт, например, что мальчики, которые находятся под постоянным наблюдением родителей, учатся лучше тех, кто лишен такого внимания [24, 510].

В чем же заключается роль родителей в младшем школьном возрасте?

Целесообразно обратиться к понятию урегулирования (coregulation), которое соединяет в себе разные аспекты эффективного родительства в младшем школьном возрасте.

Независимо от конкретного аспекта, автономия (или самостоятельность) в онтогенезе никогда не бывает первичной, - ей всегда предшествует этап совместного со взрослым действия. Идея разделенности действия между взрослым и ребенком, постепенного перехода действия «на сторону» ребенка вследствие интериоризации была впервые сформулирована в отечественной психологии Л.С. Выготским [14], однако термин «урегулирование» был предложен видной американской исследовательницей Э. Маккоби [40].

По определению Э. Маккоби [40], урегулирование поведения означает переходную стадию в развитии саморегуляции, когда родители осуществляют общий контроль (supervision), а дети - ситуативную (moment-by-moment) саморегуляцию. Г. Крайг предлагает более простое определение сорегулирования как «развитие чувства разделяемой между родителями и детьми ответственности» [24, 511]. Понятие сорегулирования позволяет нам более точно описать специфику совместной деятельности матери и ребенка применительно к младшему школьному возрасту. Заметим, что современные авторы связывают с саморегуляцией благоприятный вариант развития детско-родительских отношений («оптимальное родительство») и становления саморегуляции (автономии) поведения ребенка.

Маккоби [40] сформулировала несколько положений, касающихся сорегулирования:

1) постепенно, в процессе сотрудничества, контроль переходит на сторону ребенка;

2) этот процесс протекает в условиях открытой коммуникации;

3) от родителей требуется осторожный контроль, сопровождаемый обратной связью и поощрением достижений детей;

4) дети должны учиться контролировать свое поведение сами, избегая лишнего риска, обращаясь за помощью в случае необходимости, а также предусматривая реакцию окружающих на их поведение.

Исследования Маккоби показали, что:

· при правильном контроле, процесс воспитания детей становится для родителей легче, и им приходится меньше прибегать к наказаниям. Этому способствует сорегулирование поведения матерью и ребенком;

· постепенно, с годами, дети, которые получали от родителей поддержку в принятии решений, способны принимать контроль и ориентировку, находясь на расстоянии от родителей;

· дети, чьи родители осуществляют недостаточный контроль над их поведением, имеют больший риск попасть в беду.

Путь развития самостоятельности очень сложен и полон противоречий: обретение каждой новой формы самостоятельности одновременно открывает новые формы зависимости. В младшем школьном возрасте круг общения ребенка расширяется, и в процессе его социализации особое место занимают сверстники. Если в более ранних возрастах принято говорить об установлении отношений зависимости (чрезмерной привязанности) к взрослым, то в младшем школьном возрасте в связи с развитием дружбы и большей ориентацией на мнение других детей, можно признать существование зависимости уже от группы сверстников. Такое выраженное стремление соответствовать стандартам группы сверстников называют конформизмом или конформным поведение. Зачастую конформизм заставляет ребенка вовлекаться в различные антисоциальные действия. Г. Крайг, анализируя западные исследования, посвященные этому вопросу, утверждает, что подверженность антисоциальному влиянию сверстников тесно связана с недостатком родительского контроля [цит. по 24].

Подводя итог можно заключить, что проблема автономии (самостоятельности) изучалась многими отечественными (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, К.А. Осницкий и др.) и зарубежными учеными (3. Фрейд, М. Малер, Э. Эриксон и др.).

Мы показали, что психологическая автономия имеет сложную феноменологию и сложную структуру: в разных теориях и подходах она присутствует в разных формах. Мы также показали, что автономия (как и привязанность) формируется преимущественно в контексте отношений с родителями - в процессе разделенной деятельности со взрослыми. В младшем школьном возрасте становление автономии происходит в рамках процесса урегулирования матерью и ребенком его поведения. Тем не менее, конкретные проявления автономии, связанные с детско-родительскими отношениями, до сих пор остаются крайне мало изученными.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.