Понятие эмоциональной привязанности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наиболее общие определения подразумевают под привязанностью поиск и установление близости с другим индивидом или чувство близости к кому-либо, основанное на симпатии, преданности. В связи с огромным количеством явлений, подходящих под эти формулировки, возникает необходимость ограничить область исследования. Сразу отметим, что в данном контексте речь пойдет о конкретном феномене - эмоциональной привязанности ребенка к матери (которая в дальнейшем для краткости будет обозначаться одним словом - «привязанность»). В связи с этим мы будем придерживаться определения привязанности как индивидуально направленной устойчивой эмоциональной установки, в основе которой лежит опыт аффективно насыщенных отношений ребенка с близким взрослым (обычно матерью). Такое истолкование привязанности согласуется с позициями как зарубежных авторов (Дж. Боулби, М. Эйнсворт), так и отечественных психологов (М.И. Лисина).

Понятие привязанности тесно связано с понятием отношений (взаимоотношений), но не тождественно ему. По сути, привязанность есть частный случай эмоциональных связей. Естественно, что в течение жизни человек устанавливает далеко не единственную эмоциональную связь (и не одну единственную привязанность), но если речь идет именно о привязанности, то предполагается, что она не может быть полностью заменена другой или другими привязанностями.

Чем же эмоциональная связь отличается от взаимоотношений? Во-первых, отношения являются характеристикой двух людей, в то время как эмоциональная связь - это всегда характеристика одного человека, т.е. это личностная характеристика. Во-вторых, взаимоотношения могут быть как длительными, так и мимолетными, в отличие от эмоциональных связей, которые по определению длительны. В-третьих, если взаимоотношения определяются совокупной историей общения и взаимодействия с другим человеком, то эмоциональная связь часто определяется лишь одним их аспектом. Приведем пример: мать может общаться с ребенком и в качестве взрослого, который заботится о нем, и в качестве партнера по играм, и в качестве учителя. Все это образует разные компоненты взаимоотношений. Лишь один из этих компонентов (мать как источник заботы) является ключевым для формирования эмоциональной связи ребенка с матерью [5].

Хотя привязанность, будучи глубинной связью, не тождественна взаимодействию, она часто влияет на неё и проявляется в его особенностях. При этом речь идет, прежде всего, о поведении привязанности, изучение которого и положило начало целому направлению в современной психологии развития.

В последнее время теория привязанности является одной из наиболее популярных объяснительных концепций в западной психологии. Она возникла на основе идей из этологии, психоанализа и теории переработки информации. Как и в психоанализе, в центре внимания теории привязанности находятся ранние отношения ребенка с близким взрослым (матерью или заменяющим ее человеком). Опыт взаимодействия с матерью на первом году жизни ребенка порождает привязанность к ней, которая во многом определяет дальнейшее психическое и личностное развитие.

Основные принципы теории привязанности были сформулированы в 60-80-х годах XX века клиническими психологами - Дж. Боулби и М. Эйнсворт [57;4;5]. По мнению Дж. Боулби, основная функция привязанности заключается не в удовлетворении физиологических потребностей, а в обеспечении чувства безопасности. Именно поэтому наличие привязанности является необходимым условием познавательной активности и исследовательской мотивации ребенка.

Чувство безопасности позволяет ребенку использовать мать в качестве надежной базы (secure base), что особенно важно в моменты переживания ребенком стресса (при столкновении с чем-то неизвестным, в моменты опасности). Дж. Боулби писал, что взаимодействие ребенка с близким человеком, к которому он испытывает привязанность, во время переживания угрозы поддерживает в нем ощущение надежности, безопасности привязанности [4]. Это ощущение (в данном случае речь идет о благоприятном варианте развития) продолжает жить в человеке на протяжении всей жизни. Ощущение надежности привязанности включает в себя бессознательную веру человека в то, что человек не останется один в момент опасности (т.е. веру в «доступность» объекта привязанности); веру в собственную компетентность, «любимость» и значимость; уверенность в том, что поддержка и участие близкого человека, позволят ему справиться с неприятностями.

Одно из первых исследований по данной проблематике было проведено ученицей и сподвижницей Дж. Боулби М. Эйнсворт (1967) - она наблюдала и анализировала взаимодействие младенцев и их матерей. Эйнсворт заметила, что младенцы обычно используют мать в качестве своеобразной опоры, отталкиваясь от которой они могут свободно исследовать окружающее пространство. Когда условия были благоприятными, младенцы уходили от матерей на «исследовательские экскурсии» и время от времени снова возвращались к ней. К восьмимесячному возрасту почти каждый младенец, у которого была мать, и который был к ней привязан, демонстрировал такое поведение; но если мать отсутствовала, такие «экскурсии» становились намного менее выраженными или вовсе прекращались. Результаты этого исследования показали, прежде всего, функцию привязанности, которая заключается, как уже было сказано, в обеспечении чувства безопасности. Впоследствии М. Эйнсворт и ее последователями было проведено множество дополнительных исследований, основанных на ситуации разлуки детей со своими матерями. Эти исследования показали не только существенные различия в реагировании детей на разлуку, но и последствия этой разлуки для дальнейшего развития.

В своих работах Дж. Боулби и М. Эйнсворт говорили, по сути, о поведении привязанности. Под поведением привязанности Боулби подразумевал «любую форму поведения, которое приводит к тому, что человек добивается или сохраняет близость с каким-то другим предпочитаемым им индивидом, который обычно считается более сильным и/или более мудрым» [5, 182]. Стоит отметить, что привязанность (поведение привязанности) часто отождествляют или путают с зависимостью (зависимым поведением). Термин «зависимость» получил большое распространение в психоанализе, в психоанализе же «привязанность» в большинстве случаев используется как синоним зависимости (например, у А. Фрейд). Отталкиваясь от психоаналитического подхода, Дж. Боулби сознательно отказался от использования понятия «зависимость» [4; 5]. Основой для понятия «зависимость» является мысль о том, что ребенок привязывается к матери, потому что он зависит от нее как от источника удовлетворения биологических потребностей. По мнению Боулби, быть привязанным к матери и зависеть от матери - это абсолютно разные вещи. Например, в первые недели и даже месяцы жизни ребенок естественно зависит от материнского ухода, однако он пока не испытывает к ней привязанности. Этот же ребенок в возрасте двух-трех лет, за которым ухаживают чужие люди, может демонстрировать совершенно явные признаки сильной привязанности к матери, хотя в это время он объективно никак от нее не зависит.

Сам Боулби указывал на то, что понятия привязанности и зависимости не только не являются синонимами, но даже наоборот, они противоположны по смыслу. Согласно распространенному мнению, быть зависимым для человека хуже, чем быть независимым. Назвать кого-то зависимым, подразумевая при этом личные отношения, обычно значит отозваться о нем довольно пренебрежительно. И наоборот, сказать о ком-то, что он привязан к другому человеку, значит нечто позитивное. Например, привязанность человека к членам своей семьи достойна вызывать только восхищение. «Таким образом, - пишет Боулби, - если зависимость в личных отношениях - это такое состояние, которого следует избегать или преодолевать, то привязанностью чаще всего нужно дорожить» [4, 255].

Как наиболее близкие к понятию «привязанность», Боулби отмечает такие понятия, как «доверие к кому-либо», «опора на кого-либо» и «уверенность в своих силах» [9]. По сути, привязанность предполагает свободу и уверенность, что противопоставляет ее зависимости. Мы не случайно так детально останавливаемся на проблеме зависимости, т.к. это имеет крайне большое значение в контексте нашего исследования. В нашей работе мы вслед за Дж. Боулби, а также Б. Уайнхолдом и Дж. Уайнхолд будем подразумевать под зависимостью неадекватную возрасту потребность в заботе или участии другого человека [4].

Вернемся к классической теории привязанности и рассмотрим ее основные понятия.

Центральным понятием теории привязанности, предложенным Дж. Боулби, по праву может считаться «рабочая модель» (working model). Боулби предположил, что в процессе взаимодействия с другими людьми человек конструирует внутренние рабочие модели окружающего мира и модель самого себя. Е.О. Смирнова полагает, что рабочую модель можно было бы назвать глубинной структурой самосознания: несмотря на то, что сама рабочая модель не поддается сознательному контролю, с ее помощью (сквозь нее) человек осознает себя, а также воспринимает и интерпретирует события окружающего мира [4].

Ряд современных авторов (Allen, Land, 1999; Schneider et al., 2001 и др.), ссылаясь на работу Боулби (1969), утверждают, что рабочие модели с возрастом все больше усложняются и направляют поведение ребенка в постоянно расширяющем свои границы социальном мире. На основе этих моделей ребенок предугадывает поведение людей и формирует особенности своей мотивации. Авторы полагают, что в основе моделей лежат ожидания по отношению к окружающим людям, которые являются достаточно устойчивыми к изменениям внешней среды. Ребенок формирует эти ожидания в своей семье, а затем переносит их на взаимоотношения вне семьи [4].

Важно также отметить, что рабочие модели обладают свойством «самоподкрепления» (Booth et al., 1998) [4]. Так, например, когнитивные представления человека о себе как недостойном любви и сопутствующие ощущения неуверенности могут быть выражены в форме зависимого, незрелого поведения. Такое поведение в свою очередь закономерно приведет к избеганию или отвержению со стороны окружающих, что в свою очередь усиливает уже существующую внутреннюю рабочую модель.

Важнейшим понятием теории привязанности является также понятие «лицо, к которому привязан ребенок» (attachment figure). Первым таким «лицом» для ребенка становится мать или человек, который постоянно ее заменяет. Только в том случае, если объект первой привязанности ребенка обеспечивает ему безопасность и уверенность в своей защищенности, в дальнейшем ребенок легко налаживает вторичные привязанности с другими людьми (сверстниками, учителями и др.) и даже так называемыми социальными институтами [4].

Хотя у ребенка есть врожденные предпосылки к формированию привязанности, качество привязанности зависит от отношений ребенка с матерью и от условий воспитания. Понятие качества привязанности является основополагающим как для характеристики рабочей модели, так и для описания привязанности в целом. В основе характера привязанности лежит чувство безопасности (или небезопасности), которое дает мать своему ребенку. Стоит заметить, что понятие качества привязанности тесно связано с понятием типа привязанности (часто в литературе они употребляются как синонимы), однако подробно о типах привязанности речь пойдет позже.

Считается, что хотя тенденция к образованию привязанности задана генетически, формируется она прижизненно и ее качество зависит от отношений ребенка с близким взрослым, который о нем заботится. Так, в работах Боулби (2003), Эйнсворт (1967), Эйнсворт и Белл (1970) и др. было показано, что для формирования надежной привязанности ребенка к матери большое значение имеют чувствительность матери к потребностям ребенка, нежность и забота, принятие, готовность к сотрудничеству, а также уважение самостоятельности ребенка. Можно утверждать, что материнская чувствительность все же является ключевым фактором надежности привязанности; так в одном из исследований американских авторов (Posada et al., 1999), было показано, что эта связь имеет место независимо от культурных и социоэкономических условий жизни семей [4].

Итак, связь материнской чувствительности с качеством привязанности ребенка постулировалась еще в рамках классической теории привязанности [4; 57]. Позже целый ряд исследователей, например, Бернар и Келли (1990), Беквит (1990), Филд (1990), показали, что на привязанность младенца дополнительно оказывают влияние такие «материнские» факторы как тревожность и депрессивность, ее эмпатия, особенности проявления эмоций, ее привязанность к собственным родителям и т.д. [4]. В последнее время известны также попытки провести аналогии между основными стилями воспитания (авторитетный, авторитарный и попустительский) и поведением родителей, которое определяет формирование одного из типов привязанности (надежного, избегающею и амбивалентного) (Neal, Frick-Horbury, 2001) [5]. Хотя при исследовании факторов, определяющих привязанность, основное внимание уделяется особенностям поведения матери, было также показано значительное влияние на качество привязанности характеристик младенца. В данном контексте отметим, прежде всего, исследования младенцев с «трудным» темпераментом С. Чесе и А. Томаса [4].

Все сказанное до сих пор относилось к классической теории привязанности, однако необходимо признать, что за последние 25-30 лет возникло много новых ее вариантов. В качестве примера модификации классической теории привязанности рассмотрим концепцию П. Критгенден.

П. Критгенден является одним из современных представителей теории привязанности в США [47]. В ее подходе интегрированы несколько современных концепций: теория научения, теория Ж. Пиаже, теория обработки информации и этологический подход. П. Критгенден выделяет два типа информации: когнитивную (интеллектуальную) и аффективную (эмоциональную). По ее мнению, чувствительность ребенка к определенному виду информации, а также его способность интегрировать разные виды информации в целостную модель поведения зависят от особенностей взаимодействий с матерью. Каждому типу привязанности соответствуют определенные способы переработки и интеграции информации, которые формируют соответствующие стратегии поведения.

П. Критгенден рассматривает последствия качества привязанности у ребенка вплоть до подросткового возраста [25]. По мнению Критгенден, в случае неблагоприятного типа привязанности у детей существует вероятность развития определенных нарушений в поведении, которые наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте. Автор соотносит конкретные формы этих нарушений с типами привязанности.

Следует признать, что появление новых вариантов классической теории привязанности, попытки изменить или дополнить содержание ее центральных понятий свидетельствует о том, что это направление интенсивно развивается.

На данный момент можно выделить множество направлений развития классической теории привязанности, среди которых: изучение привязанности ребенка не только к взрослому, но и к сверстнику; изучение привязанности в подростничестве и взрослости; изучение последствий как недостаточной, так и «чрезмерной» привязанности (зависимости ребенка от взрослого); изучение связей привязанности с особенностями эмоциональной регуляции, когнитивными процессами и социальной компетентностью и т.д. В качестве исследований передачи типа привязанности «по наследству» можно отметить исследование, в котором приняли участие матери, их дети-младенцы и их матери (бабушки). В исследовании было показано, что женщины склонны устанавливать со своими детьми отношения, аналогичные их отношениям с собственными матерями. Одна из основных интерпретаций этого механизма связана с понятием внутренней рабочей модели: ранний детский опыт отношений со своими матерями «выкристаллизировался» у этих женщин в ряд установок (паттернов), которые проявляются в их взаимодействии с собственными детьми (Kretchmar, Jacobvitz, 2002, Goldberg, 2003 и др.). [4].

Хотя Боулби отошел от идей психоанализа, и психоанализ расходится с теорией привязанности по ряду принципиальных позиций, в настоящее время предпринимаются также попытки объединения этих подходов [51]. Сам факт дальнейшей разработки, конкретизации и «включения» идей классической теории привязанности в другие психологические подходы и концепции указывает на их ценность и эвристичность.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 242.