Типы эмоциональной привязанности ребенка к матери и
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема их выявления

Открытие разных типов привязанности принадлежит Дж. Боулби. Им же были предприняты первые попытки выделить группы детей с разными типами привязанности и проследить связь между опытом длительной разлуки с матерью в раннем детстве и дальнейшими проблемами в адаптации [57].

Исследователи выделили семь групп детей: группа А - хорошо адаптированные дети, которые отличались хорошим поведением и достаточно высокими достижениями, эти дети были принятыми в свое социальное окружение; группа В - дети, сверхзависимые от своих матерей (в эту группу входили дети, которые не проявляли враждебность к своим матерям, и дети, проявлявшие враждебность к своим матерям и другим людям); группа С - отстраненные и сверхзависимые дети, также не умевшие взаимодействовать с другими людьми; группа D - дети, демонстрирующие по отношению к матерям и другим близким враждебность и сильную привязанность одновременно; группа Е - дети, отвергающие своих матерей (проявляли враждебность к матери и предпочитали матери других членов семьи); группа F- дети «без привязанности», т. е. не привязанные к своим матерям и имеющие нарушенные отношения с другими членами семьи; и группа G - «поверхностные» дети, отношения которых с другими людьми на первый взгляд казались удовлетворительными, но на самом деле отличались недостатком тепла и глубины.

Эти семь групп были объединены в три больших класса. В первый класс вошли дети из групп А, В и С - дети, имеющие устойчивые позитивные чувства по отношению к своим матерям, но проявляющие разную степень удовлетворенности в этих взаимоотношениях. Второй класс состоял из детей группы D, имеющих амбивалентные отношения со своими матерями. В третий класс вошли дети из групп Е, F и G, которые отличались недостатком любви, открытыми проявлениями враждебности или холодности и равнодушия по отношению к своим близким.

Таким образом, в исследовании Боулби и его коллег мы видим прообразы основных типов привязанности, которые в дальнейшем будут названы и описаны М. Эйнсворт и другими исследователями.

Коллега и сотрудница Дж. Боулби М. Эйнсворт разработала тест под названием «Ситуация с незнакомцем» (или «Незнакомая ситуация»), который первоначально использовался ею для изучения исследовательского поведения ребенка раннего возраста в присутствии и в отсутствии матери [49]. Сегодня «Незнакомая ситуация» является наиболее популярной процедурой для оценивания качества привязанности в раннем возрасте [24].

В результате проведения теста «Незнакомая ситуация» Эйнсворт разделила детей на две большие группы: надежно привязанные к матери и обладающие ненадежной привязанностью к матери. Надежно привязанные дети (от 60 до 70%) могли довольно легко отходить от матери, занимаясь изучением обстановки, а также чувствовали себя спокойно при отсутствии матери в обществе незнакомца. Ненадежно привязанные дети (около 32%) отличались пассивным поведением в незнакомой ситуации, даже в присутствии матери, отрицательной эмоциональной реакцией на приближение незнакомца, беспомощность в отсутствии матери и пассивность при ее появлении. В группе детей с ненадежной привязанностью поведение детей различалось: в одном случае ребенок избегал матери по ее возвращении и, как правило, выглядел очень сердитым; а в другом случае - стремился к матери при ее возвращении и добивался ее ласки, но этой ласки не принимал.

В настоящее время три типа привязанности (надежный, избегающий и амбивалентный), соответствующие трем названным выше категориям детей, признаются подавляющим большинством авторов и по праву считаются «классическими», ведь с ними работают практически все исследователи данного направления.

Первоначально «Ситуация с незнакомцем» была единственным методом изучения привязанности и использовалась только применительно к раннему возрасту. В дальнейшем были разработаны методики, оценивающие особенности привязанности в более поздних возрастах. Для раннего и дошкольного возрастов - это методика Q-сортировки (Q-set assessment of attachment) - вторая распространенная процедура измерения привязанности после «Ситуации с незнакомцем».

К настоящему времени исследователи разработали большое количество и других методик оценки привязанности. Так, например, Кэссиди, Марвин и Криттенден разработали процедуры «разлучения - воссоединения» (separational-reunion procedures) для дошкольников (которые используются также в младшем школьном возрасте). Также для дошкольников Бретертон, Райдуэй и Кэссиди сконструировали игровые задания с кукольными рассказами. Для оценки представлений, связанных с привязанностью в предподростковом возрасте, были использованы проективные методики. Так Фьюри, Карлсон и Сроуф использовали рисунок семьи для оценки таких представлений у членов семьи. Финнеган и др. разработали опросник, который позволяет оценивать избегание и чрезмерную поглощенность отношениями как стили поведения и стратегии совладания с повседневными стрессами. Джордж, Каплан и Мэйн предложили «Интервью об отношениях привязанности для взрослых» («Adult attachment interview» - «AAI»), т.е. самоотчеты или интервью, которые касаются представлений человека в отношении привязанности. Здесь в первую очередь обращается внимание не на характер привязанности конкретного человека, а на то, как человек представляет информацию, касающуюся привязанности.

В настоящее время известны характеристики основных типов привязанности применительно не только к младенчеству, но к раннему, и дошкольному возрасту (Cassidy, 1994; Goldberg, 2003). Эти характеристики выделены в основном благодаря «Незнакомой ситуации» (в отношении детей в возрасте до 2-х лет), а также методике Q-сортировки (в отношении детей 2-6 лет) [7].

Рассмотрим известные в литературе характеристики разных типов привязанности.

Надежная или «безопасная» привязанность (secure attachment), привязанность типа В, как правило, формируются у заботливых и чутких матерей. Эти матери характеризуются богатым репертуаром эмоционального поведения, быстрым реагированием на дискомфорт ребенка, отслеживанием свободного исследовательского поведения ребенка без вмешательства в его активность, частыми обменами эмоциональными посланиями с ребенком, знанием и покойным обсуждением как негативных, так и положительных сторон поведения ребенка [цит. по 2].

§ Дети с надежной привязанностью способны регулировать свои негативные эмоциональные состояния (тревогу, страх, гнев) через контакт с матерью.

§ Надежно привязанные дети характеризуется спокойным позитивным поведением во время разлуки, а именно: спокойным, периодически длительным глазным контактом, беглой речью (возможно, обращенной к другому человеку), а также переменами позы с ориентацией на объект привязанности.

§ Как и надежно привязанные младенцы, которые сохраняют баланс между исследовательской активностью и потребностями, связанными с привязанностью, более старшие дети с надежной привязанностью также сочетают интерес к своей деятельности (игре, заданию) с интересом к объекту привязанности. При появлении родителя, такие дети приветствуют его и пытаются включить в свою деятельность, не прерывая при этом своей активности.

§ Дети раннего возраста при этом могут иметь непродолжительный (casual) физический контакт с родителем. Что касается эмоциональных проявлений надежно привязанных детей и их родителей, они соответствуют друг другу.

Избегающая небезопасная привязанность или просто избегающая (avoidant-unsecure attachment), привязанность типа А, как правило, формируется у детей, чьи матери нечувствительны к их потребностям, а также ограничены в собственных эмоциональных проявлениях по отношению к детям.

§ Так как матери таких детей чувствуют дискомфорт при близком контакте (лицом к  лицу), они быстро научаются успокаивать себя сами.

§ В процедуре «Ситуации с незнакомцем» дети с избегающей привязанностью обычно не огорчаются при разлуке с матерью и игнорируют (даже избегают) ее при встрече.

§ Исследовательская активность этих детей протекает автономно от матери, они открывают валентности предметов, игнорируя эмоциональные оценки матери.

§ Дети с избегающей привязанностью характеризуется нейтральным эмоциональным фоном и минимальными, и при этом вежливыми, ответными реакциями. Этот паттерн также описывается П. Криттенден в качестве «защитного», а К. Хильбурн-Коббом - в качестве «ограничивающего» (сдерживающего - limiting).

§ С. Гольдберг указывает на то, что младенцы с избегающей привязанностью игнорируют возвращение родителя, в то время как более взрослые дети с избегающей привязанностью уже не могут так открыто проявлять избегание. Такие дети чувствуют в игнорировании родителей нарушение социальных норм, поэтому, следуя правилам приличия, они игнорируют лишь взаимоотношения. Ребенок с привязанностью типа А ведет себя вежливо, но при этом «слишком занят», чтобы реагировать на объект привязанности.

§ Взрослый обычно сам инициирует взаимодействие и, чтобы вовлечь ребенка в это взаимодействие, может применять неадекватно яркий аффект.

§ Если речь идет о ситуации беседы взрослого и ребенка, то ребенок часто дает однозначные ответы или вообще игнорирует вопросы взрослого. Чтобы справиться с этой ситуацией, взрослый часто просит ребенка повторить вопрос.

§ В тех случаях, когда ребенок проявляет инициативу, эта инициатива носит инструментальный характер (например, поиск помощи в обращении с игрушкой или в выполнении задания).

Амбивалентная привязанность, которую называют также сопротивляющейся, тревожно-амбивалентной или амбивалентно-небезопасной привязанностью (ambivalent-unsecure attachment; anxious-unsecure attachment) - привязанность типа С. Как правило, привязанность этого типа формируется у детей матерей с непредсказуемым и непоследовательным типом реагирования. Такие матери отличаются низкой «доступностью» для своих детей, что создает одну из предпосылок формирования привязанности типа С. Хотя матери детей с избегающей привязанностью также отличаются низкой доступностью для общения и взаимодействия, у матерей детей с привязанностью типа С эта доступность часто еще ниже именно потому, что она не регулярна Что касается взаимодействия, в отношении таких матерей прослеживается следующая тенденция: мать недоступна в тех случаях, когда ребенок хочет делать что-то вместе с ней, но она вмешивается в исследовательскую деятельность ребенка тогда, когда ее участие ребенку не нужно (он хочет сделать что-то сам).

§ Именно вследствие низкой доступности матерей в сочетании с их склонностью к вмешательству в индивидуальную активность детей, такие дети отличаются зависимостью и низкой автономией.

§ В процедуре «Ситуации с незнакомцем» дети группы «С» дают яркую негативную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече. По-видимому, негативная реакция на разлуку является как раз следствием зависимости ребенка, а сопротивление при встрече - амбивалентности чувств.

§ Среди более маленьких детей могут отмечаться открытое огорчение и трудности в успокоении. Такие дети отличаются бурными всплесками эмоций (гнев, отчаяние, депрессивность), как будто соответствующими отстрой реакции на разлуку, однако эти реакции проявляются в ситуациях с низким стрессом, когда разлука ребенку не угрожает.

§ Аналогом младенческой амбивалентной привязанности в более поздних возрастах является зависимая (Кэссиди, Марвин и соав.), принудительная ((навязчивая -coercive) (Крипенден), (involving - Хиллбурн-Кобб)) привязанность. Она также характеризуется поглощенностью взаимоотношениями, в ущерб исследовательской активности, игре или выполнению задания.

§ Дети с привязанностью типа С могут также проявлять незначительнее избегание, с той лишь разницей, что у них преобладает мрачное угрюмое настроение, а не нейтральный эмоциональный фон (как у типа «А»).

§ Совместная деятельность со взрослым часто сопровождается конфликтами, при том такие конфликты могут возникать из-за часто повторяемого «экспериментирования» ребенком над родителем. Например, ребенок может пытаться сделать что-то запрещенное (уйти из комнаты без разрешения) или провоцировать споры с родителем по поводу каких-либо незначительных деталей игры или нюансов беседы («Посмотри на мой погрузчик!» «Нет, это машина», «Нет, это синий погрузчик», «Он не синий, он зеленый» и т.п.).

§ Борьба ребенка со взрослым может также отражать его беспомощность и «детскость», неадекватную реальному возрасту. Использование показной детскости имеет своей целью привлечение внимания взрослого и включает в себя такие приемы, как шепот, насвистывание и показную застенчивость. В некоторых случаях, особенно у более старших детей и подростков, поведение принимает форму плаксивости; взаимодействуя с взрослым, такие подростки также хихикают и говорят глупости.

Помимо трех вышеописанных типов привязанности, некоторые исследователи выделяют также четвертый тип - дезорганизованную привязанность - привязанность типа D. Термин «дезорганизованный» (disorganized) указывает не на дезорганизацию поведения в привычном для понимании, а на «субнормативные» нарушения привязанности.

По мнению С. Гольдберг, описание дезорганизованной привязанности (тип D) за пределами младенчества является затруднительным. Тем не менее, у некоторых детей (особенно детей раннего возраста), и даже у подростков и взрослых людей наблюдаются непродолжительные эпизоды поведенческой дезорганизации.

Дезорганизованная привязанность первоначально была описана М. Мэйн и ее коллегами применительно к младенчеству. Как видно из самого термина, дезорганизация суть нарушения организации. Что же разрушает эту самую организацию? По мнению Мэйн, базовые тенденции поведения младенца состоят в избегании источника опасности, который вызывает чувство страха, и в стремлении к близкому взрослому в случае возникновения этого страха. Когда взрослый сам по себе является пугающим, ребенок оказывается в затруднительной ситуации, из которой нет выхода. Парадокс заключается в том, что не существует стратегии движения к и одновременно от близкого взрослого [4].

Применительно к более взрослым детям, классифицированным в младенчестве как дезорганизованные, С. Гольдберг утверждает, что в общих чертах они придерживаются такой адаптивной стратегии, которая состоит в принятии на себя ответственности и контроля над родителем и взаимоотношениями с ним. В рамках этой стратегии выделяются два вида дезорганизованной привязанности: «заботливая» (caregiving) и «контролирующая» (punitive, controlling-punitive).

Ребенок, который придерживается «заботливой» стратегии привязанности, поведения берет на себя роль родителя и сосредотачивается на выполнение собственно родительских функций, а именно на развлечении, успокоении и оказании помощи своему родителю. Такие дети могут проявлять необычайно яркие, и даже неестественные эмоции, приветствуя родителя, раздавая ему советы или поучая его. При этом, в действительности ребенок может быть не слишком компетентным, а его диалог с родителем - неуклюжим. Родитель, как правило, отличается мягкость, покорностью эмоций, не соответствующей яркости эмоций ребенка.

Дети с «контролирующей» привязанностью проявляют открытую враждебность по отношению к родителю. Они могут даже пренебрегать правилами приличия и полностью игнорировать попытки родителя контактировать с ними. Очень часто им свойственен повелевающий, уничижительный тон. Если зависимые дети обычно предвосхищают, что родитель будет несговорчив, то «контролирующие» дети обычно ожидают от родителя эмоциональной покорности и послушания.

С. Гольдберг упоминает еще один тип ненадежной привязанности у дошкольников. Это тип, который нельзя однозначно отнести ни к избегающей, ни к зависимой привязанности, который представляется чем-то средним между этими двумя ненадежными стратегиями. Такому типу привязанности был присвоен термин «другой ненадежный тип» (insecure other).

Понятие дезорганизованной привязанности довольно часто подвергается критике как неуместное применительно к любому возрасту. Например, П. Криттенден [25] полагает, что поведение, обычно называемое дезорганизованным, скорее представляет собой попытку реорганизовать, изменить. Соответственно, как «заботливая», так и «контролирующая», и «другой ненадежный тип» рассматриваются Криттенден в качестве нетипичных вариантов трех основных паттернов привязанности, но не в качестве отдельной типологии. Так, «заботливая» рассматривается как защитная (аналог младенческой избегающей привязанности), когда ребенок не может проявить свою потребность в привязанности. «Контролирующая» привязанность рассматривается как крайняя степень навязчивой привязанности (аналог младенческой амбивалентной, и в более старшем возрасте - зависимой привязанности).

Говоря об особенностях привязанности (типах), следует отметить, что на них влияет множество факторов, включающих индивидуальные характеристики матери, индивидуальные характеристики ребенка, например, темперамент (Cassidy, Berlin, 1994], а также культурные факторы (Ijzendoorn, Kroonenberg, 1988) [38].

М. Айзендорн и П. Кроненберг (1988) изучали кросскультурный аспект привязанности. Они провели сравнение результатов исследований с применением «Ситуации с незнакомцем» в разных странах (32 выборки из 8 стран) и обнаружили различия в распределениях типов привязанности. Распределения, полученные разными авторами в ФРГ, Японии и Израиле сильно отклонялись от «нормального» американского распределения, согласно которому 20% составляет тип А, 70% - тип В, 10% - тип С.

Таким образом, процентное соотношение основных типов привязанности не является универсальным для разных культур. Результаты этого исследования показали, что тип А относительно преобладает в странах западной Европы, а тип С наиболее часто встречается в Израиле и Японии. Скорее всего, это связано с наличием устойчивых социокультурных паттернов поведения и воспитания.

Рассматривая проблему типов привязанности ребенка к матери, мы неизбежно приходим к вопросу: меняется ли тип привязанности со временем или остается постоянным? Данные разных авторов по этому вопросу весьма противоречивы, и зависят от возраста участников исследования и выбранного метода. Например, в двух исследованиях, проведенных Мэйн и Кэссиди (1988), а также Уартнера и его коллег (1994), была обнаружена стабильность типа привязанность от младенчества до начала младшего школьного возраста. Однако в исследованиях Л. Беквита (1995), М. Льюиса (2000), П. Циммермана (1994), а также в ряде более поздних неопубликованных работ, на которые ссылается С. Гольдберг, преемственность типа привязанности от младенчества до ранней взрослости оказалась минимальной [38].

Вслед за Р. Томпсон мы полагаем, что иногда ранние отношения привязанности меняются, а иногда остаются стабильными, поэтому выделение нормативного уровня постоянства привязанности является невозможным. Хотя ранний опыт привязанности является важным, он может трансформироваться под влиянием последующего опыта. Таким образом, как индивидуальная история формирования привязанности, так и текущие события влияют на характер привязанности ребенка.

Поскольку в фокусе нашего исследования находится младший школьный возраст, мы оставляем за скобками историю ранней привязанности детей и сосредотачиваем внимание на возрастно-специфичесих проявлениях привязанности.

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 427.