Характерные черты квазифундаментального исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Итогом исследования такого типа всегда выступают эм­пирические обобщения, описывающие или объясняющие соци­альное явление в терминах, «не дотягивающих» до теоретиче-


ского уровня. В этом смысле здесь не происходит приращения нового знания, имеющего статус теории, как в фундаменталь­ном исследовании.

2. Практические рекомендации здесь производятся так же,
как и в фундаментальном исследовании, — как логические про­
должения
полученных эмпирических обобщений.

Например, в нашем исследовании отношения жителей города Новокуйбышевск к одной из городских газет (1999 г.) был сделан вы­вод о том, что молодые жители предпочитают другие городские газе­ты, не находя в ней тех тем, которые им интересны. Кроме того, мо­лодежь не устраивает прокоммунистическая направленность издания, ее политизированность. В то же время более «взрослые» слои город­ского населения, особенно пенсионеры, в значительном большинстве считают ее «своей» газетой, предпочитают узнавать городские новос­ти именно из нее. Какие практические выводы могут быть сделаны из этой информации?

В самом общем виде могут быть сделаны два вывода.

Первый — газета продолжает «сохранять свое лицо», ориентируясь на запросы немолодых читателей определенной политической ориен­тации. Правда, здесь возникают проблемы финансового плана: эко­номически «выживать», имея в качестве целевой аудитории социаль­ную группу с низким уровнем дохода, очень трудно. Собственно говоря, именно эта проблема и лежала в основании исследования: как повысить тираж газеты, как сделать ее «продаваемой», экономически рентабельной?

Второй — газета может существенно изменить политическую на­правленность издания, ее содержательную наполненность, ориенти­руясь на запросы большинства молодых жителей города. Такое перео­риентирование целей и, соответственно, материалов газеты смогло бы расширить целевую аудиторию издания за счет более обеспеченных молодых людей.

3. Квазифундаментальное исследование, как и прикладное,
ориентировано на решение конкретных практических задач, при­
годных для локальных общностей, которые изучались в иссле­
довании. Как правило, выводы такого исследования носят узко
специфический характер, описывают ситуацию «здесь и сей­
час», не претендуя на крупные обобщения.


202


Часть II ' Исследовательские практики


Тема 1 • Типы в классической парадигме


203


 


4. Квазифундаментальное исследование, как и прикладное,
имеет своего заказчика, заинтересованного прежде всего в ре­
комендациях и выводах исследования, даюших возможность
изменить ситуацию или прогнозировать ее развитие.

5. В квазифундаментальном исследовании, как и в при­
кладном, могут использоваться «готовые» методики, уже ис­
пользовавшиеся ранее для подобных исследовательских задач.
Впрочем, исследователь может разрабатывать инструмент и са­
мостоятельно: подготовка такого инструмента, предназначен­
ного для описания конкретной социальной ситуации, не
представляет большой сложности. Описание ситуации здесь,
так же как и в прикладном исследовании, — только средство
для выработки практических рекомендаций, для ее изменения
в том или ином направлении.

6. Язык отчета по результатам квазифундаментального ис­
следования, так же как и в прикладном исследовании, не дол­
жен изобиловать научными понятиями:
такой отчет пишется
прежде всего для заказчика — не специалиста в области соци­
ологии, и потому должен быть ему понятен.

Практика показывает, что квазифундаментальные исследо­вания — наиболее распространенный тип в практике социологи­ ческих исследований. Так называемая заводская социология — от­расль социологической практики, весьма популярная в СССР, — это прежде всего исследования этого типа. Они проводились как заводскими социологами, так и социологами хозрасчетных социологических лабораторий, в которых наряду с академи­ческими институтами институционализировалась отечествен­ная социология в этот период1.

Сегодня этот тип исследования представлен в большей сте­пени в сфере маркетинга2, в изучении социальных процессов в организациях, в области социологии политики, в сфере изуче­ния общественного мнения (массовые опросы) и т.д.

1 Подробнее см.: Кравченко А . И . Социологии труда и произ­водства // Социология в России. М.: На Воробьевых, 1996.

1 Маркетинговые исследования — это процесс систематиче­ского целенаправленного производства информации для нужд маркетинговой деятельности. На втором своем этапе — этапе получения и анализа первичной информации маркетинговое исследование практически совпадает с социологическим.


6. Разведывательное исследование

В самом термине «разведывательный» уже слышится «езда в незнаемое», говоря словами поэта.

Главная особенность этого типа исследования и состоит в «прощупывании» изучаемого явления, когда оно мало изучено и практически не представлено в литературе. Основная цель та­ кого исследования ~- перевод интуитивных, смутных очертаний образа явления или процесса, которые у социолога, как прави­ло, складываются «по жизни», в нечто гораздо более опреде­ленное; проблему исследования, его возможный {или возможные) предмет и объект. Для того чтобы этот перевод все-таки состо­ялся, исследователь использует по обыкновению самые разные способы: он может «погрузиться» в социологическую литерату­ру, где представлен опыт изучения близких проблем, сходных явлений или отдельных его граней; он может ознакомиться с литературой в рамках «родственных» дисциплин: психологии, экономики, философии, где эти явления так или иначе изуча­лись; социолог может пойти в поле, т.е. беседовать с людьми, которых как-то касается изучаемое явление; наконец, он может беседовать (брать интервью) с экспертами — знатоками в той области общественной жизни, куда предположительно «вхо­дит» явление, которое ему предстоит изучить. При этом круг экспертов должен быть по возможности более широким, чтобы «охватить» разные его грани.

Определенную помощь социологу здесь могут оказать и средства массовой информации: печать, телевидение, радио, которые обычно крупно (в общих чертах) «схватывают» то или иное социальное явление. Если социолог собирается изучать явление, локально очерченное, т.е. существующее, например, в границах организации, то ему необходимо изучить материалы ее периодического издания, например заводской многотираж­ной газеты.

Разведывательное исследование чаше всего осуществляется не как самостоятельное научное предприятие, но как необходи­ мый этап социологического исследования в ситуации непрояснен- ности, неясности, нечеткости артикуляции социологом основ­ных узловых точек, от которых «отталкивается» классическое исследование: проблемы, предмета, объекта.


204                                                   Часть !! • Исследовательские практики

Существует мнение, что разведывательное исследование — это качественное исследование, потому что процедура допус­кает использование «мягких» методов: свободного интервью, качественного анализа текстов и т.д. На самом деле это не так. Полноценное социологическое исследование, осуществленное в качественной парадигме, своим результатом имеет опреде­ленное правдоподобное или не стремящееся к этому описание социального явления либо его объяснение'. Во всяком случае, изучаемый фрагмент социальной реальности так или иначе присутствует в готовом продукте такого исследования. Резуль­ тат же разведывательного исследования сам по себе не имеет никакого самостоятельного статуса: он — только начало, толь­ко точка отсчета, только преддверие будущего полноценного, по всем научным канонам произведенного социологического исследования.

































Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит специфика панельного исследования?

2. Каково главное отличие фундаментального типа со­циологического исследования от прикладного?

3. Назовите основные черты фундаментального иссле­дования.

4. Назовите основные характеристики прикладного ис­следования.

5. Опишите логику организации прикладного исследо­вания.

6. Совпадает ли логика организации и временная после­довательность этапов прикладного исследования?

7. Назовите основные элементы программы фундамен­тального исследования.

8. Чем отличается программа фундаментального иссле­дования от программы прикладного?

9. Назовите особенности квазифундаментального ис­следования.


 

205

Тема 1 ' Типы в классической парадигме

10. В каких областях социологии чаще всего используют­ся кваэифундаментальные исследования?

11. Какова цель разведывательного исследования?

12. Какие методы используются в разведывательном ис­следовании?

Литература

1. Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Структура и процесс социологиче­ского исследования // Социология. Основы общей теории. М.: УРСС, 1996.

2. БатыгиН Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социо­логии. Новосибирск: Наука, 1996.

3. Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и искусство. М.: Ан-кия, 1999.

4. Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служ­ба в промышленности. Новосибирск: Наука, 1984.

5. Логика социологического исследования. М: Наука, 1986.

6. Малевич Е.Ф. Общая социология. Самара: Самарский универси­тет, 1997.

7. Практикум по социологии. М.: МГУ, 1992.

8. Рабочая книга социолога. М: Наука, 1997.

9. Социальная инженерия: В 2 ч. Ч. 1. Теоретико-методологические проблемы: Курс лекций / Под ред. Ю.М.Резника и В.В.Щербины. М.: Союз, 1994.

 

10. Социология в России. М.: На Воробьевых, 1996.

11. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М.: МГУ, 1993.

12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.


1 Здесь мы исключаем собственно постмодернистское или арт- направление.


Тема 2


Тема 2 " Типы в качественной парадигме


207


 


Типы социологического исследования в качественной парадигме

Ключевые понятия : Исследовательская стра­тегия, «исследование случая» (case study), «ис­тория жизни» (life story), «устная история» (oral story), этнографический тип, "обоснованная те­ория» (grounded theory), плюральность методов, «Я» рассказчика, проводник, осевое и селектив­ное кодирование, мемосы, центральная катего­рия, концептуализация

Как охватить повседневность — этот видимый, но не замечаемый мир привычек и ограничений, советов и одобрений, иллюзий и разочарований, рутины и банальности? Если, однако, говорить серьезно, повседневность — одно из простран­ственно-временных измерений развертывания ис­тории, форма протекания человеческой жизни, область, где возникает надежда на новацию — ба­нальности, перетекая друг в друга, образуют новые миры.

Н.Н. Козлова. Горизонты повседневности советской

эпохи (голоса из хора)


иной образ результата, его язык и форму представления. Ранее мы уже говорили, что качественное исследование — это всегда творческий процесс, достаточно гибкий и ситуативный. Тем не менее все разнообразие конкретных качественных исследова­тельских практик все же может быть представлено нескольки­ми типами1:

— этнографическим;

кейс -cmadu (case study);

обоснованной теорией (grounded theory);

устной историей (oral history);

историей жизни (life story).

Еше раз подчеркнем, что само выделение этих типов доста­точно относительно и предположительно: с одной стороны, ка­чественная социология — еще «ребенок в коротких штаниш­ках», только начинающий осмысливать себя; с другой стороны, ее «зонтичный», мозаичный характер создает значительные трудности для структурирования, четкого «раскладывания по полочкам» всего реального богатства конкретных исследова­тельских практик. Не случайно не умолкают споры о соотно­шении этнографического типа социологического исследова­ния и исследования типа «кейс-стади»: ряд авторов говорят об этнографическом типе «кейс-стади», другая — о «кейс-стади» как разновидности этнографического. В любом случае мы по­лагаем, что попытка упорядочивания реального разнообразия этих исследований, стремление выделить основные элементы, создающие специфичность, «особость» той или иной разно­видности качественного исследования, всегда полезна и пло­дотворна.


 


1. Характер исследовательской практики как критерий выделения типов

В рамках качественной парадигмы критерием струк­турирования выступает характер исследовательской практики как интегрированной целостной деятельности исследователя, включающей и определенную «практическую логику» исследо­вания, и конкретные методы сбора информации, и тот или


' Ряд авторов {Д.Берга, В.Семенова) выделяют еще и исто­рию семьи как самостоятельную исследовательскую стра­тегию. На наш взгляд, этот тип очень близок к исследова­тельской стратегии история жизни , хотя обьект изучения в ней — не отдельный индивид, как в «истории жизни», но семейная ячейка, взятая в единстве ее внутрисемейных связей.


208


Часть II • Исследовательские практики


Тема 2 • Типы в качественной парадигме


209


 


2. Этнографический тип качественного социологического исследования

2.1. Что такое этнография?

Термин «этнография» буквально означает описа­ние этноса. Он удивительно многозначен: это и научная дисциплина, и метод, и жанр. Как научная дисциплина, эт­нография «вписывается» в культурную (социальную) ант­ропологию1 или в историю (отечественная, точнее, советс­кая традиция). В этом своем значении этнография представляет собой науку, нацеленную на детальное описа­ние разнообразных культурных форм, их «особости», «ина-ковости».

Традиционная «ранняя» этнография (XVIII-XIX вв.), свя­занная с именами блестящих антропологов Э.Б.Тайлора, Л.Г.Моргана, Дж.Фрезера и др., занималась изучением куль­тур народов, «далеких» в пространственном и временном от­ношении от западного исследователя: изолированных пле­мен, древних народов, принадлежащих к дописьменным культурам2.

При этом в полном соответствии с теорией культурного эволюционизма этнография «поставляла» конкретный мате­риал об их традициях, обычаях, верованиях как свидетельствах тех стадий развития человеческого общества, которые другие народы давно преодолели.

Традиционная этнография была типичной классической наукой с ее претензиями на универсальность (монументализм, как это называют Н.Дензин и ИЛинкольн)*, объективное дос­товерное знание.

1 Границы между этими антропологиями достаточно услов­ны и зависят от традиций той или иной научной школы: аме­риканской, английской, российской и т.д.

' Подробнее см.: Романов П . В ., Ярская - Смирнова Е . Р . «Де­лать знакомое неизвестным»: этнографический метод в со­циологии.

3 Denzin N,, Lincoln Y. Introduction: Entering the Field of Qualitative Research P. 16.


Этнография XX века, с одной стороны, расширила угол зре­ния, увидев «другое», удаленное в культурном смысле, не толь­ко за «семью морями», но и рядом, «в соседнем квартале». Объ­ектом ее изучения стали и культуры самых различных социальных общностей: организаций, городских агломераций, отдельных социальных страт. С другой стороны, начиная с ра­бот известных английских антропологов Б.Малиновского и А. Редклиффа-Брауна, впервые использовавших метод вклю­ченного наблюдения, этнография стала ориентироваться на «мягкие» методы, субъективный опыт исследователя и изучае­мых людей.

Использование включенного наблюдения и других «мяг­ких» методов было ответом на мошную волну критики, а точ­нее, самокритики в адрес классической или «модернистской» этнографии. В так называемом объективном знании этнографы-критики стали видеть лишь идеологемы, начисто лишенные той непредвзятости, на которую ориентирована классическая этнография. Были выделены даже факторы, делающие любое этнографическое описание чужой культуры фактически предв­зятым. Среди них были названы фактор зависимости от кон­ текста, задаваемого самим исследователем и его социальным окружением; институциональный, т.е. причастность этнографа к институтам его общества; политический фактор, т.е. невоз­можность быть независимым от политической ситуации, и т.д.

В последние годы этнография сделала еще один радикаль­ный шаг: отказ со стороны этнографа от собственно исследова­тельской «привилегированной» позиции по отношению к объ­екту изучения. «Возникает необходимость говорить об этнографии не просто как об опыте интерпретации некоей за­данной "другой" реальности, но и как о конструктивном пере­говорном процессе, в котором участвуют по меньшей мере двое... сознательных субъектов»'.

Этнография как жанр характеризуется детальностью описа­ния изучаемых явлений и в этом своем значении является опре­ деленной формой получения и представления знания.

' Clifford J. The Predicament of Culture: Twentieth Century Ethnography Literature and Art. Cambridge: Cambridge Univercity Press, 1988. R 39.


210


Часть II • Исследовательские практики


Тема 2 • Типы в качественной парадигме


211


 


В понимании этнографии как метода (этнографический метод) акцент делается на включенном наблюдении как из­любленном способе получения знания в культурной или соци­альной антропологии в XX веке.

























Дата: 2019-07-24, просмотров: 331.