Решение практических задач на занятии учащимися проводится в парах с последующей проверкой на доске.
Построить графики функций.
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) [23].
Письменная работа
В письменную работу включаются задания по теме «Действия над функциями».
Построить графики функций. 1) ;2) ;3) .
Подведение итогов занятия
- С какими приемами построения графиков функций, содержащих модуль, Вы познакомились?
Постановка домашнего задания
Построить графики функций. 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) [23].
Методические рекомендации. Для построения графиков функций, содержащих знак модуля, учащимся необходимо владеть приемами построения графиков элементарных функций, а также знать и понимать определение модуля числа. Необходимо научить учащихся передавать графически качественные особенности функций. Результаты письменной работы фиксировать в индивидуальной карточке.
Занятие №11. «Кусочно-линейные» функции: , ,
Цель: изучить функции («сигнум »), («антье »), («дробная часть »), научить учащихся строить графики данных функций.
Ход занятия:
Изучение нового материала
Новый материал учитель излагает в форме лекции. Учащиеся делают записи в тетрадях.
1) Функция y = sgn x .
Название функции «сигнум» происходит от латинского signum и переводится «знак». Функцию сигнум ввел Л. Кронекер в 1878 г.
Определение:
|
Из определения следуют некоторые свойства функции:
область определения – множество ;
множество значений состоит из трех чисел ;
функция постоянна при и при .
Функция нечетная: [10].
2) Функция («антье »).
Термин «антье» происходит от французского entier - целый, обозначение ввел К. Гаусс в 1808 г.
Определение: Антье от (целая часть ) есть наибольшее целое число, не превосходящее .
Так, , , , , , .
Из определения сразу вытекают основные свойства функции «антье»:
1. область определения ;
2. множество значений ;
3. Функция является «кусочно-постоянной»: на каждом промежутке , функция принимает одно значение . Поэтому функция неубывающая, то есть для любых имеет место равенство . Поэтому же при функция отрицательна, , при .
Отметим некоторые специальные свойства изучаемой функции:
4. , если , а ;
5. если , ;
6. при любых действительных значениях выполняется система неравенств .
Указанные свойства используются при построении графика функции (рис. 24).
Отметим особенности построения и расположения графика : на каждом из промежутков , , график изображается отрезком, открытым справа (точка с координатами графику функции не принадлежит). Иными словами, в каждой точке с целочисленными абсциссами функция терпит разрыв.
График функции состоит из отрезков прямых, параллельных оси абсцисс, образующих «лесенку», длина и высота каждой «ступеньки» которой равна 1 [10].
3) Функция .
Дробную часть числа можно определить через его целую часть: . Поскольку целая часть не превосходит , то дробная часть числа всегда неотрицательна. Дробная часть целого числа равна 0.
Примеры: { }= -3; {-7}=0; {5}=0; {3 }= ; {-27,52}=-27,52-(-28)=0,48.
Исходя из определения, устанавливаются свойства функции :
1. область определения ;
2. множество значений ;
3. функция ограничена ;
4. для любого действительного числа и любого натурального выполняется равенство . Таким образом, исследуемая функция является периодической, ее период – любое натуральное число, наименьший период 1;
5. на каждом промежутке функция возрастает, хотя на всей области определения возрастающей не является, она немонотонная.
|
График функции изобразится изолированными отрезками прямых на каждом промежутке , , области определения. Эти отрезки геометрически представляют диагонали квадрата со стороной, длина которой равна 1 (длина каждого из отрезков ). Левая крайняя точка диагонали имеет координаты , правая крайняя точка с координатами графику функции не принадлежит. На каждом из указанных промежутков области определения графиком является отрезок прямой, параллельной прямой . Следовательно, функция , имеет «разрыв» в каждой точке с целочисленными абсциссами [10].
Дата: 2019-12-22, просмотров: 220.