Закрепление полученных знаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учащиеся отрабатывают полученные теоретические знания на практике с помощью решения задач. Задания записаны на доске, учащиеся по очереди выходят к доске и записывают решение, остальные выполняют в тетрадях.

Задание 1. Найдите: а) область определения функций, заданных графически и аналитически; б) множество значений функций 1), 2), 3), 4).

Задайте функции:а) 1), 2), 3) аналитически; б) 5), 8) графически.

1)

2)3)4)

2)

 

5) ; 6) ; 7) ; 8) ; 9) ;10) ;11) ;12)  [1].

 

Задание 2. Задает ли данная зависимость какую-нибудь функцию .

 

1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .

Подведение итогов занятия

- Какую тему мы изучили сегодня на занятии?

- Какие способы задания функции Вы знаете?

Оцените свою работу на занятии по 5-ти бальной шкале и поставьте соответствующую оценку в карточку результатов деятельности (учитель просит учащихся поднять руки: … кто оценил свою работу на уроке на «5», «4», «3»).

Постановка домашнего задания

Найдите: а) область определения функций, заданных графически и аналитически; б) множество значений функций 3), 4), 9), 10), 11).

Задайте функции: а) 10), 11)аналитически; б)1),4)графически.

 

1) ;2) ;3) ;4) ;5) ; 6) ;7) ;8)  [9].

 

9) 10) 11)

 

 

 

Методические рекомендации. При рассмотрении способов задания функции важно сформировать представление об однозначности соответствия аргумента и определенного по нему значения функции. Важным методическим приемом при изучении данной темы являются задания перевода функции из одной формы представления в другую [15]. На этапе закрепления знаний применяется индивидуальная форма обучения учащихся. Все результаты деятельности учащихся (выступление с докладом, ответы на вопросы по домашнему заданию, решение заданий на доске, активное участие в ходе всего занятия) фиксируются в индивидуальной карточке.

Тема 2. Преобразования графиков

Занятие №3. Перенос вдоль оси ординат

Цель: изучить преобразование графиков функций при помощи переноса вдоль оси ординат, научить учащихся строить графики функций, используя данное преобразование.

Ход занятия:

Разбор домашнего задания

Разбираются задания, вызвавшие затруднения у учащихся, в данном случае учитель может разобрать некоторые задания по своему усмотрению. Если вопросов нет, то проверяются ответы у наиболее сложных заданий.

Изучение нового материала

Графическое изображение функции дает весьма наглядное представление о поведении функции в целом. Нередко график оказывает существенную помощь при решении задачи. Поэтому важно уметь упрощать процедуру построения графиков, используя для этого различные преобразования.

Иногда график строится с помощью полного исследования функции, которое устанавливает область определения, промежутки убывания и возрастания, промежутки знакопостоянства, асимптоты и т.д. Но довольно часто при построении графиков функций можно избежать подобных исследований, используя ряд приемов, позволяющих путем некоторых преобразований получить график требуемой функции из графика какой-нибудь хорошо известной функции.

В качестве мотивирующей задачи для изучения нового материала учащимся предлагается выполнить задание: «Задан график функции  ( ). Построить на этом же чертеже график функции ( )».

Для выполнения задания учитель делит класс на группы.

В результате построений учащиеся замечают, чтобы построить график второй функции, необходимо поднять на 1(опустить на 4, поднять на 7) график первой функции.

Учитель обобщает данное свойство графиков: пусть требуется построить график функции  при . Легко заметить, что ординаты этого графика для каждого значения  на  единиц больше соответствующих ординат графика функции . Следовательно, график функции  при  можно получить параллельным переносом вдоль оси ординат графика функции  на  единиц вверх.

Рис. 1
Аналогично, ординаты графика функции  при  для всех значений  на  единиц меньше соответствующих ординат графика функции . Следовательно, график функции  при  можно получить параллельным переносом вдоль оси ординат графика функции  на  единиц вниз (рис. 1).

Перемещение графика вверх или вниз вдоль оси ординат на  единиц эквивалентно соответствующему противоположному переносу оси абсцисс на столько же единиц, а сделать это гораздо легче. Поэтому для построения графика функции  при  следует построить график функции  и перенести ось абсцисс на  единиц вниз (рис. 2), а для построения графика функции  при  следует построить график функции  и перенести ось абсцисс на  единиц вверх (рис. 3).

Рис. 2  
                                                                                          

 

Рис. 3  


Общее правило построения графика  при произвольном : строим график функции  и переносим его вдоль оси ординат на  единиц вниз при  или вверх при  или строим график функции  и переносим ось абсцисс на  единиц вверх при b>0 или на  единиц вниз при  [20].

Пример 1. Построить график функции .

1) Построим сначала график функции ;

2) затем перенесем ось абсцисс на единиц вверх в системе координат x’O’y;

Рис. 4  
3) в новой системе координат хOу получим график функции  (рис. 4).


Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.