Программа семинарских занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Номер Название темы Содержание учебного материала Объем в час.
Основные этапы развития психологии управления 1. Концепция раннего научного менеджмента (Ф.Тэйлор) 2. Биопсихологические исследования труда. 3. Концепция человеческих отношений в психологии управления (Э.Мэйо). 4. Технократический и неотехнократический подходы в психологии правления. 5. Японская традиция управления персоналом.
Личность как объект и субъект управления 1. Личность как объект управления. 2. Структура психики человека как объекта управления 3. Роли руководителей, их функции как субъекта управления. 4. Личность как субъект управления. 5. Психология поведения руководителя
Система управления. Процесс управления и его содержание. Кадровый менеджмент, HR, HRM. 1. Система управления. 2. Структура и динамика системы управления. 3. Основные положения и принципы управления. 4. Понятие и основные функции производственного коллектива. 5. Условия создания высокоорганизованного коллектива. 6. Структура и микроструктуры организации 7. Кадровый менеджмент 8. Теория человеческого ресурса. 9. Управление человеческими ресурсами
Система отбора и оценки персонала при найме 1. Функции кадрового работника по поиску и приему кандидатов на должность. 2. Анализ содержания работы и определение требований к вакантной должности. 3. Составление описания работы. 4. Источники найма персонала. 5. Технологии подбора персонала. 6. Собеседование как метод подбора работников. 7. Виды собеседования. 8. Принятие решения о найме работников. 9. Цели системы оценки персонала при найме. 10. Оценка потенциала работников. 11. Организационные и методические вопросы ассесмента персонала при найме. 12. Основные принципы рациональной расстановки персонала. 13. Проведение профессиографического исследования: основные этапы и методы. 14. Требования к разработке профессиограмм.
Социально-психологическая, про-фессиональная и производственная адаптация персонала 1. Служебно-профессиональное движение персонала. 2. Система продвижения персонала. 3. Организационный механизм высвобождения персонала. 4. Психологические причины адаптации. 5. Социально-психологическая, профессиональная и производственная адаптация. 6. Адаптация и срок предварительного испытания. 7. Процесс адаптации. План-график адаптации работника. 8. Подведение итогов после адаптации.
6-7 Основные мотивационные модели и их психологические особенности 1. Мотивация и стимулирования труда. 2. Основные теории мотивации труда. 3. Управление профессиональной карьерой. 4. Основные принципы управления карьерой. 5. Направления и этапы карьерного роста. 6. Основные мотивационные модели. 7. Основные регуляторы мотивации. 8. Мотивационные и демотивационные факторы. 9. Соответствие системы мотивации персонала организационной культуре.
Психологические основания и история развития кадрового учета и документооборота. Должностные обязанности сотрудников 1. Должностные обязанности сотрудников. 2. Профессиограмма менеджера по работе с персоналом 3. Сотрудничество с кадровыми агентствами. 4. Обязательные документы трудового договора и учета трудовой деятельности работника. 5. Подходы к определению состава и содержания задач маркетинга персонала. 6. Трудовой кодекс Республики Беларусь и Российской Федерации. 7. Статус службы управления персоналом. 8. Структура отдела управления персоналом, должность – менеджер по отбору персонала, или консультант по отбору персонала.
9-10 Руководство и лидерство в структуре управления 1. Основные теории лидерства. 2. Виды лидерства. 3. Руководство и лидерство в структуре управления. 4. Взаимодействие руководителя и лидера в организации. 5. Основные психологические качества лидера. 6. Различие функций руководителя и лидера. 7. Общие функции руководителя и лидера. 8. Положение индивида в группе. 9. Распределение ролей в группе. 10. Эффективность членов группы. 11. Динамика развития группы. 12. Сравнительная оценка эффективности стилей управления. 13. Виды управленческих решений. 14. Уровень принятия управленческих решений. 15. Индивидуальные и групповые решения.
ИТОГО:

План семинарских занятий

Общие цели проведения занятий по курсу «Психология управления персоналом»:

- углубление, расширение и детализация научных знаний по данной дисциплине;

- работа над ключевыми понятиями темы;

- развитие профессионального мышления и речи студентов;

- содействие в выработке навыков профессиональной деятельности, навыков применения полученных знаний для решения практических задач;

- оперативная обратная связь, проверка знаний студентов.

Для успешной подготовки к групповым занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа студентов по теме планируемого занятия, проработка конспектов, учебников, учебных пособий, специальной литературы, чтобы основательно овладеть теорией вопроса.

Структура групповых занятий: вступление преподавателя, вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений, собственно тематическая часть (включающая рефераты, доклады, дискуссии, решение задач, наблюдения, эксперименты и т.д.), заключительное слово преподавателя.

 

Тема 2. Личность как объект и субъект управления (2 часа)

Цель занятия: рассмотреть психические и психологические особенности личности в системе управления.

Вопросы для обсуждения:

1. Личность как объект управления.

2. Структура психики человека как объекта управления

3. Роли руководителей, их функции как субъекта управления.

4. Личность как субъект управления.

  1. Психология поведения руководителя

Рефераты:

  1. Факторы, способствующие эффективному выполнению управленческих функций руководителем.
  2. Сущность бюрократии.
  3. Основные принципы управленческой деятельности.

Литература:

1. Глушаков, В.Е. Психология управления персоналом: век XXI / В. Е. Глушаков, Т. И. Глушкова. -- Минск : Четыре четверти, 2011. - 320 с.

2. Дейнека, А.В. Управление персоналом: учебник / А. В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2011. - 292 с.

3. Тибилова, Т.М. Как качественно оценить человека : настольная книга менеджера по персоналу / Т.М. Тибилова, В.Кузьмин. -- СПб.: Питер, 2010. - 208 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Кадровый вопрос).

Тема 3. Основные этапы развития психологии управления (2 часа)

Цель занятия: Сформировать у студентов представление об исторических закономерностях развитии психологии управления.

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция раннего научного менеджмента (Ф.Тэйлор)

2. Биопсихологические исследования труда.

3. Концепция человеческих отношений в психологии управления (Э.Мэйо).

4. Технократический и неотехнократический подходы в психологии правления.

  1. Японская традиция управления персоналом.

Рефераты:

  1. История развития психологии управления.
  2. Вклад А. Файоля и Э. Мэйо в развитие психологии управления.

Литература:

1. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник / В. М. Маслова. -- М. : Юрайт, 2011. - 488 с.

2. Дейнека, А.В. Управление персоналом: учебник / А. В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2011. - 292 с.

3. Розанова, В.А. Психология управления: учебное пособие / В.А. Розанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 384 с.

 

Тема 4. Система управления. Процесс управления и его содержание. Кадровый менеджмент, HR, HRM. (2 часа)

Цель занятия: сформировать у студентов представления о структурно-функциональных особенностях производственного коллектива как системы управления.

Вопросы для обсуждения:

1. Система управления.

2. Структура и динамика системы управления.

3. Основные положения и принципы управления.

4. Понятие и основные функции производственного коллектива.

5. Условия создания высокоорганизованного коллектива.

  1. Структура и микроструктуры организации.
  2. Кадровый менеджмент.
  3. Теория человеческого ресурса.
  4. Управление человеческими ресурсами.

Рефераты:

  1. Профессиональная деятельность как система.
  2. Основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль.
  3. Структура и микроструктуры организации.
  4. Управление человеческими ресурсами.

Литература:

1. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Карпов. --М.: Гардарики, 2005.

2. Спивак, В.А. Организационное поведение: конспект лекций / В.А. Спивак. - М. : Юрайт, 2011. - 207 с.

3. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: учебник / В.И. Шуванов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с.

Тема 6. Система отбора и оценки персонала при найме на работу (2 часа)

Цель занятия: сформировать у студентов представление о роли менеджера по персоналу в профессиональном отборе.

Вопросы для обсуждения:

1. Методы сбора информации для анализа работы.

2. Виды собеседования.

3. Этапы проведения собеседования.

4. Традиционные методы оценки персонала при найме.

  1. Нетрадиционные подходы к оценке персонала при найме.
  2. Требования к разработке профессиограмм.

Литература:

1. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник / В. М. Маслова. -- М. : Юрайт, 2011. - 488 с.

2. Королев, Л.М. Психология управления : учебное пособие / Л.М. Королев. -- М. : Дашков и К, 2009. - 188 с.

3. Одинцов, А.А. Управленческая психология: учебник / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. -- М. : Издат. центр "Академия", 2009. - 256 с.

Тема 7. Социально-психологическая адаптация персонала (2 часа)

Цель занятия: охарактеризовать роль менеджера по персоналу в социально-психологической адаптации персонала.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологические причины адаптации.
  2. Социально-психологическая, профессиональная и производственная адаптация.
  3. Адаптация и срок предварительного испытания.

4. Процесс адаптации. План-график адаптации работника

5. Служебно-профессиональное движение персонала.

6. Система продвижения персонала.

7. Прохождение испытательного срока

  1. Организационный механизм высвобождения персонала.

Рефераты:

  1. Правила продуктивной деятельности руководителя.
  2. Субъекты ответственности: личность, группа, государство.
  3. Социальная ответственность руководителей.
  4. Групповые нормы поведения.
  1. Конфликт, его причины и классификация
  2. Способы и правила разрешения конфликтов
  3. Положительная и отрицательная роль индивида в группе

Литература:

1. Спивак, В.А. Организационное поведение: конспект лекций / В.А. Спивак. - М. : Юрайт, 2011. - 207 с.

2. Козлов, В.В. Психология управления учеб. пособие / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н. П. Фетискин. -- М. : Издат. центр "Академия", 2011. - 224 с.

Тема 8. Основные мотивационные модели и их особенности (4 часа)

Цель занятия: рассмотреть сущность основных моделей мотивации персонала организации.

Вопросы для обсуждения:

1. Мотивация и стимулирования труда.

2. Управление профессиональной карьерой

3. Основные принципы управления карьерой.

4. Направления и этапы карьерного роста.

5. Основные регуляторы мотивации.

6. Мотивационные и демотивационные факторы.

7. Основные теории мотивации труда.

8. Соответствие системы мотивации персонала организационной культуре.

Литература:

1. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник / В. М. Маслова. -- М. : Юрайт, 2011. - 488 с.

2. Басенко, В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: учеб. пособие / В.П. Басенко, Б.М. Жуков, А.А. Романов. - -М. : Дашков и К, 2011. - 384 с.

3. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: учебник / В.И. Шуванов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с.

 

Тема 11. Психологические основания и история развития кадрового учета и документооборота. Должностные обязанности сотрудников (2 часа)

Цель занятия: сформировать у студентов представление о связи трудового законодательства и управлении персоналом. Осветить базовые нормы и основные документы по управлению персоналом (положение об отделах, должностных и рабочих инструкциях).

Вопросы для обсуждения:

1. Должностные обязанности сотрудников.

2. Профессиограмма менеджера по работе с персоналом

3. Сотрудничество с кадровыми агентствами.

4. Обязательные документы трудового договора и учета трудовой деятельности работника.

5. Подходы к определению состава и содержания задач маркетинга персонала.

6. Законодательные нормы, регулирующие отношения между сотрудником и организацией.

7. Трудовой кодекс Республики Беларусь и Российской Федерации.

8. Статус службы управления персоналом.

9.Структура отдела управления персоналом, должность – менеджер по отбору персонала, или консультант по отбору персонала.

Рефераты:

1. Метод экспертных оценок.

2. Формы групповых дискуссий о принятии решений

3.Статус службы управления персоналом.

Литература:

1. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Карпов. --М.: Гардарики, 2005.

2. Спивак, В.А. Организационное поведение: конспект лекций / В.А. Спивак. - М. : Юрайт, 2011. - 207 с.

3. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: учебник / В.И. Шуванов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с.

 

Тема 12. Руководство и лидерство в структуре управления (4 часа)

Цель занятия: охарактеризовать роль и место лидерства и руководства в системе управления.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные теории лидерства.

2. Виды лидерства.

3. Руководство и лидерство в структуре управления.

4. Взаимодействие руководителя и лидера в организации.

5. Основные психологические качества лидера.

6. Различие функций руководителя и лидера.

7. Общие функции руководителя и лидера.

8. Положение индивида в группе.

9. Распределение ролей в группе.

  1. Динамика развития группы.
  2. Сравнительная оценка эффективности стилей управления
  3. Виды управленческих решений.
  4. Уровень принятия управленческих решений.

Рефераты:

  1. Соотношение понятий «менеджер», «руководитель», «лидер» («менеджмент», «руководство», «лидерство»).
  2. Социально-психологические особенности личности руководителя (средний возраст, образование, общие и специфические способности, авторитет, подготовленность, деловые качества, статус, моральные качества, черты личности.).
  3. Характеристика основных психотипов руководителя: посредник, администратор, предприниматель, аналитик. Психологическая характеристика малой группы (нижний и верхний предел, виды, качества и т. п.).
  4. Коммуникативная структура малой группы, динамика развития малой группы.
  5. Преимущество группового принятия решения над индивидуальным.
  6. Методы организации групповой дискуссии.

Литература:

1. Глушаков, В.Е. Психология управления персоналом: век XXI / В. Е. Глушаков, Т. И. Глушкова. -- Минск : Четыре четверти, 2011. - 320 с.

2. Катаева, Л.И. Психолого-акмеологическое сопровождение работы с персоналом: учебно-метод. пособие / Л.И. Катаева, Е Б. Касьян ; под ред. А.А. Деркача . -- М. : РАГС, 2009. - 146 с.

3. Козлов, В.В. Психология управления учеб. пособие / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н. П. Фетискин. -- М. : Издат. центр "Академия", 2011. - 224 с.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Определение. Объект, предмет, цель и задачи психологии управления

2. Предпосылки возникновения и краткая характеристика основных этапов развития психологии управления: человек-экономический, человек-социальный, человек-психологический.

3. Японская традиция управления персоналом организации

4. Концепция раннего научного менеджмента и биопсихологические исследования труда

5. Концепция человеческих отношений в психологии управления

6. Технократический и неотехнократический подходы в психологии правления

7. Процесс управления и его содержание

8. Система управления: содержание, форма, динамика. Основные положения управления.

9. Основные принципы управления.

10. Психологические закономерности управленческой деятельности.

11. Личность как объект управления. Понятие и основные особенности личности

12. Структура психики человека как объекта управления и основные направления ее проявления

13. Потребности человека, его мотивация и трудовая карьера

14. Мотивация. Понятие и эволюция мотивации .

15. Мотивация поведения через потребности

16. Основные мотивационные модели

17. Модель "награждения и наказания" и модель "человеческих отношений". Основные понятия и особенности

18. Модель мотивации поведения через потребности и модель самоактуализации. Основные понятия и особенности

19. Основные регуляторы мотивации. Мотивационные и демотивационные факторы

20. Понятие и основные функции производственного коллектива.

21. Основные сферы взаимоотношений между работниками в коллективе

22. Условия создания высокоорганизованного коллектива. Основные ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива

23. Структура производственного коллектива.

24. Состав и основные характеристики отдельных микроструктур коллектива.

25. Социальная структура и должностная структура производственного коллектива.

26. Профессиональная и квалификационная структура коллектива.

27. Квалификация рабочих, служащих и специалистов.

28. Социально-демографическая структура. Административная структура.

29. Психологическая характеристика малых групп как объекта управления

30. Психологические особенности и основные параметры малой группы.

31. Динамика развития группы.

32. Теории лидерства

33. Лидерство и руководство в структурах управления

34. Лидер группы. Официальный (формальный) и неформальный лидеры.

35. Основные психологические лидерские качества

36. Виды лидерства.

37. Положение индивида в группе. Распределение ролей в группе.

38. Эффективность членов группы

39. Руководитель и управления людьми. Характер труда руководителя.

40. Роли руководителей, функции и учет потребностей поставленной задачи, группы и личности.

41. Континуум стилей управления и их оценка.

42. Психологическая характеристика стилей управления.

43. Функции руководителя коллектива

44. Ролевые функции руководителя как лидера.

45. Власть. Формы власти и виды организационного воздействия

46. Единоначалие и дисциплина.

47. Управленческое поведение

48. Определение и виды управленческих решений

49. Содержание и уровень принятия управленческих решений.

50. Процесс принятия решения.

51. Стили принятия решения

52. Зависимость исполнения принятых решений от психологических факторов

53. Методы исследования профессиональной компетентности сотрудников

54. Принципы и правила работы менеджера по персоналу

55. Принципы построения профессиограмм

Дата: 2016-09-30, просмотров: 196.