По специальности 030301.65 – Психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психология»

 

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030300.62 «Психология» (утвержден для специальности 020400 Психология 17 марта 2000 г., номер государственной регистрации 235 гум/пс Приказ Министерства образования РФ от 02.03.2000 № 686) предусмотрено изучение дисциплины ДН. В2.1 Психология управления персоналом

 

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине

стандартом высшего профессионального образования по дисциплине

«Психология управления персоналом»

Индекс Дидактические единицы Всего часов
ДС.17 Психология управления персоналом. Личность как объект и субъект управления. Психология трудового коллектива. Мотивация трудовой активности. Специфики и особенности управленческих задач. Процесс подготовки и принятия решений. Психология кадровой работы. Отбор, подбор и расстановка кадров. Психология труда руководителя. Техника личной работы. Психологическая культура труда. Особенности современного менеджмента. Психологические особенности маркетинга. Управление персоналом.

 

Цель изучения дисциплины: формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков, связанных с вопросами управления персоналом в условиях современной организационной среды.

 


Организационно-методический раздел

Значимость изучаемой дисциплины для подготовки специалиста с квалификацией «Психолог. Преподаватель психологии».

Предмет изучения дисциплины: психология управления персоналом

Цель курса: сформировать у студентов представление о современных социально-психологических принципах и технологиях работы с персоналом организации.

Задачи курса. В результате освоения курса студент получает возможность овладения следующими профессиональными ресурсами:

· знание об основных социально-психологических особенностях жизни трудового коллектива;

· знание психологических особенностей личности в системе управления на разных уровнях организационной иерархии;

· знание о психологических детерминантах функционирования управленческой системы;

· овладение навыками психологического анализа систем управления;

· овладение психодиагностическими методами работы с персоналом организации;

· усвоение особенности применения усвоенных профессионально-психологических закономерностей в рамках получаемой специальности

 

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине

«Психология управления персоналом»

Специалист должен:

Знать · психологические закономерности управленческой деятельности; · особенности личности руководителя; · основные функции управления; · понятия организация как объект управления; · специфику делового и управленческого общения; · варианты принятия управленческих решений.
Уметь · применять психологические знания в рамках профессиональной деятельности; · использовать групповые и индивидуальные формы взаимодействия с коллегами по бизнесу; · находить эффективные способы повышения производительности труда.
Владеть навыками · формирования управленческой команды; · создания схе­мы управления организацией; · управленческого консуль­тирования.
Быть компетентным · психологических закономерностях управленческой деятельности; · создании полной ориентировочной основы для исследования этого вида труда; · раскрытия специфики использования психологического знания в структуре деятельности руководителя.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Психология управления персоналом»

для студентов 5 курса очного отделения

По специальности 030301.65 – Психология

На 2012/2013 уч. год

 

    Объем в часах Форма контроля
Номер темы Название раздела, темы Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия, практикумы, тренинги Самостоятельная работа студентов Всего Текущие консультации  
                 

 

Методологические основы психологии управления     0,1  
Личность как объект и субъект управления   0,1  
Основные этапы развития психологии управления   0,1  
Система управления. Процесс управления и его содержание. Кадровый менеджмент, HR, HRM.   0,1  
Система планирования персонала     0,1  
Система отбора и оценки персонала при найме   0,1  
Социально-психологическая, профессиональная и производственная адаптация персонала   0,1  
Основные мотивационные модели и их психологические особенности   0,2  
Система внутрифирменного обучения и повышения квалификации     0,1  
Система оценки качеств и результатов деятельности персонала     0,1  
Психологические основания и история развития кадрового учета и документооборота. Должностные обязанности сотрудников   0,2  
Руководство и лидерство в структуре управления   0,2  
ВСЕГО:   1,5 Экз.

 

Старший преподаватель

кафедры психологии и конфликтологии И.Г. Ахунова

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Психология управления персоналом»

для студентов 5–6 курсов заочного отделения

На 2012/2013 уч. год

 

    Объем в часах Форма контроля
Номер темы Название раздела, темы Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия, практикумы, тренинги Самостоятельная работа студентов Всего Текущие консультации  
                 

 

Методологические основы психологии управления          
Личность как объект и субъект управления          
Основные этапы развития психологии управления          
Система управления. Процесс управления и его содержание. Кадровый менеджмент, HR, HRM.     0,3  
Система планирования персонала     0,15  
Система отбора и оценки персонала при найме          
Социально-психологическая, профессиональная и производственная адаптация персонала     0,15  
Основные мотивационные модели и их психологические особенности     0,3  
Система внутрифирменного обучения и повышения квалификации          
Система оценки качеств и результатов деятельности персонала          
Психологические основания и история развития кадрового учета и документооборота. Должностные обязанности сотрудников     0,3  
Руководство и лидерство в структуре управления     0,3  
ВСЕГО:     Экз.

 

Старший преподаватель

кафедры психологии и конфликтологии И.Г. Ахунова

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ. КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, HR, HRM.

Процесс управления и его содержание. Система управления. Структура, форма, динамика системы управления. Основные положения и принципы управления. Психология и управление. Психологические закономерности управленческой деятельности.

Понятие и основные функции производственного коллектива. Основные сферы взаимоотношений между работниками в коллективе. Условия создания высокоорганизованного коллектива. Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

Структура и микроструктуры производственного коллектива. Социальная структура и должностная структура производственного коллектива. Профессиональная и квалификационная структура коллектива. Социально-демографическая структура. Административная структура.

Кадровый менеджмент, понятия HR и HRM, система управления человеческим ресурсом (УЧР).

ТЕМА 5. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА.

 

Кадровая стратегия и политика. Взаимосвязь стратегии организации и стратегии кадровой стратегии. Процесс формирования и реализация кадровой стратегии. Планирование потребности в персонале организации. Виды и методы планирования. Структура организации, ее виды. Штатное расписание. Требования законодательства к формированию штатного расписания. Связь штанного расписания со структурой организации, оплатой труда, мотивацией. Маркетинг персонала. Учет реалий рынка труда при планировании персонала. План найма и обучения персонала. Бюджет на персонал.

Обеспечение работников нормальными условиями и организацией труда в соответствии с психофизиологическими требованиями. Высвобождение персонала. Организационный механизм его реализации. Классификация видов увольнения. Формы и методы работы кадровой службы по высвобождению персонала.

 

План семинарских занятий

Общие цели проведения занятий по курсу «Психология управления персоналом»:

- углубление, расширение и детализация научных знаний по данной дисциплине;

- работа над ключевыми понятиями темы;

- развитие профессионального мышления и речи студентов;

- содействие в выработке навыков профессиональной деятельности, навыков применения полученных знаний для решения практических задач;

- оперативная обратная связь, проверка знаний студентов.

Для успешной подготовки к групповым занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа студентов по теме планируемого занятия, проработка конспектов, учебников, учебных пособий, специальной литературы, чтобы основательно овладеть теорией вопроса.

Структура групповых занятий: вступление преподавателя, вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений, собственно тематическая часть (включающая рефераты, доклады, дискуссии, решение задач, наблюдения, эксперименты и т.д.), заключительное слово преподавателя.

 

Тема 2. Личность как объект и субъект управления (2 часа)

Цель занятия: рассмотреть психические и психологические особенности личности в системе управления.

Вопросы для обсуждения:

1. Личность как объект управления.

2. Структура психики человека как объекта управления

3. Роли руководителей, их функции как субъекта управления.

4. Личность как субъект управления.

  1. Психология поведения руководителя

Рефераты:

  1. Факторы, способствующие эффективному выполнению управленческих функций руководителем.
  2. Сущность бюрократии.
  3. Основные принципы управленческой деятельности.

Литература:

1. Глушаков, В.Е. Психология управления персоналом: век XXI / В. Е. Глушаков, Т. И. Глушкова. -- Минск : Четыре четверти, 2011. - 320 с.

2. Дейнека, А.В. Управление персоналом: учебник / А. В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2011. - 292 с.

3. Тибилова, Т.М. Как качественно оценить человека : настольная книга менеджера по персоналу / Т.М. Тибилова, В.Кузьмин. -- СПб.: Питер, 2010. - 208 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Кадровый вопрос).

Тема 3. Основные этапы развития психологии управления (2 часа)

Цель занятия: Сформировать у студентов представление об исторических закономерностях развитии психологии управления.

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция раннего научного менеджмента (Ф.Тэйлор)

2. Биопсихологические исследования труда.

3. Концепция человеческих отношений в психологии управления (Э.Мэйо).

4. Технократический и неотехнократический подходы в психологии правления.

  1. Японская традиция управления персоналом.

Рефераты:

  1. История развития психологии управления.
  2. Вклад А. Файоля и Э. Мэйо в развитие психологии управления.

Литература:

1. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник / В. М. Маслова. -- М. : Юрайт, 2011. - 488 с.

2. Дейнека, А.В. Управление персоналом: учебник / А. В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2011. - 292 с.

3. Розанова, В.А. Психология управления: учебное пособие / В.А. Розанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 384 с.

 

Тема 4. Система управления. Процесс управления и его содержание. Кадровый менеджмент, HR, HRM. (2 часа)

Цель занятия: сформировать у студентов представления о структурно-функциональных особенностях производственного коллектива как системы управления.

Вопросы для обсуждения:

1. Система управления.

2. Структура и динамика системы управления.

3. Основные положения и принципы управления.

4. Понятие и основные функции производственного коллектива.

5. Условия создания высокоорганизованного коллектива.

  1. Структура и микроструктуры организации.
  2. Кадровый менеджмент.
  3. Теория человеческого ресурса.
  4. Управление человеческими ресурсами.

Рефераты:

  1. Профессиональная деятельность как система.
  2. Основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль.
  3. Структура и микроструктуры организации.
  4. Управление человеческими ресурсами.

Литература:

1. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Карпов. --М.: Гардарики, 2005.

2. Спивак, В.А. Организационное поведение: конспект лекций / В.А. Спивак. - М. : Юрайт, 2011. - 207 с.

3. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: учебник / В.И. Шуванов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с.

Тема 6. Система отбора и оценки персонала при найме на работу (2 часа)

Цель занятия: сформировать у студентов представление о роли менеджера по персоналу в профессиональном отборе.

Вопросы для обсуждения:

1. Методы сбора информации для анализа работы.

2. Виды собеседования.

3. Этапы проведения собеседования.

4. Традиционные методы оценки персонала при найме.

  1. Нетрадиционные подходы к оценке персонала при найме.
  2. Требования к разработке профессиограмм.

Литература:

1. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник / В. М. Маслова. -- М. : Юрайт, 2011. - 488 с.

2. Королев, Л.М. Психология управления : учебное пособие / Л.М. Королев. -- М. : Дашков и К, 2009. - 188 с.

3. Одинцов, А.А. Управленческая психология: учебник / А.А. Одинцов, О.В. Одинцова. -- М. : Издат. центр "Академия", 2009. - 256 с.

Тема 7. Социально-психологическая адаптация персонала (2 часа)

Цель занятия: охарактеризовать роль менеджера по персоналу в социально-психологической адаптации персонала.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологические причины адаптации.
  2. Социально-психологическая, профессиональная и производственная адаптация.
  3. Адаптация и срок предварительного испытания.

4. Процесс адаптации. План-график адаптации работника

5. Служебно-профессиональное движение персонала.

6. Система продвижения персонала.

7. Прохождение испытательного срока

  1. Организационный механизм высвобождения персонала.

Рефераты:

  1. Правила продуктивной деятельности руководителя.
  2. Субъекты ответственности: личность, группа, государство.
  3. Социальная ответственность руководителей.
  4. Групповые нормы поведения.
  1. Конфликт, его причины и классификация
  2. Способы и правила разрешения конфликтов
  3. Положительная и отрицательная роль индивида в группе

Литература:

1. Спивак, В.А. Организационное поведение: конспект лекций / В.А. Спивак. - М. : Юрайт, 2011. - 207 с.

2. Козлов, В.В. Психология управления учеб. пособие / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н. П. Фетискин. -- М. : Издат. центр "Академия", 2011. - 224 с.

Тема 8. Основные мотивационные модели и их особенности (4 часа)

Цель занятия: рассмотреть сущность основных моделей мотивации персонала организации.

Вопросы для обсуждения:

1. Мотивация и стимулирования труда.

2. Управление профессиональной карьерой

3. Основные принципы управления карьерой.

4. Направления и этапы карьерного роста.

5. Основные регуляторы мотивации.

6. Мотивационные и демотивационные факторы.

7. Основные теории мотивации труда.

8. Соответствие системы мотивации персонала организационной культуре.

Литература:

1. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник / В. М. Маслова. -- М. : Юрайт, 2011. - 488 с.

2. Басенко, В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: учеб. пособие / В.П. Басенко, Б.М. Жуков, А.А. Романов. - -М. : Дашков и К, 2011. - 384 с.

3. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: учебник / В.И. Шуванов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с.

 

Тема 11. Психологические основания и история развития кадрового учета и документооборота. Должностные обязанности сотрудников (2 часа)

Цель занятия: сформировать у студентов представление о связи трудового законодательства и управлении персоналом. Осветить базовые нормы и основные документы по управлению персоналом (положение об отделах, должностных и рабочих инструкциях).

Вопросы для обсуждения:

1. Должностные обязанности сотрудников.

2. Профессиограмма менеджера по работе с персоналом

3. Сотрудничество с кадровыми агентствами.

4. Обязательные документы трудового договора и учета трудовой деятельности работника.

5. Подходы к определению состава и содержания задач маркетинга персонала.

6. Законодательные нормы, регулирующие отношения между сотрудником и организацией.

7. Трудовой кодекс Республики Беларусь и Российской Федерации.

8. Статус службы управления персоналом.

9.Структура отдела управления персоналом, должность – менеджер по отбору персонала, или консультант по отбору персонала.

Рефераты:

1. Метод экспертных оценок.

2. Формы групповых дискуссий о принятии решений

3.Статус службы управления персоналом.

Литература:

1. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Карпов. --М.: Гардарики, 2005.

2. Спивак, В.А. Организационное поведение: конспект лекций / В.А. Спивак. - М. : Юрайт, 2011. - 207 с.

3. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: учебник / В.И. Шуванов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с.

 

Тема 12. Руководство и лидерство в структуре управления (4 часа)

Цель занятия: охарактеризовать роль и место лидерства и руководства в системе управления.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные теории лидерства.

2. Виды лидерства.

3. Руководство и лидерство в структуре управления.

4. Взаимодействие руководителя и лидера в организации.

5. Основные психологические качества лидера.

6. Различие функций руководителя и лидера.

7. Общие функции руководителя и лидера.

8. Положение индивида в группе.

9. Распределение ролей в группе.

  1. Динамика развития группы.
  2. Сравнительная оценка эффективности стилей управления
  3. Виды управленческих решений.
  4. Уровень принятия управленческих решений.

Рефераты:

  1. Соотношение понятий «менеджер», «руководитель», «лидер» («менеджмент», «руководство», «лидерство»).
  2. Социально-психологические особенности личности руководителя (средний возраст, образование, общие и специфические способности, авторитет, подготовленность, деловые качества, статус, моральные качества, черты личности.).
  3. Характеристика основных психотипов руководителя: посредник, администратор, предприниматель, аналитик. Психологическая характеристика малой группы (нижний и верхний предел, виды, качества и т. п.).
  4. Коммуникативная структура малой группы, динамика развития малой группы.
  5. Преимущество группового принятия решения над индивидуальным.
  6. Методы организации групповой дискуссии.

Литература:

1. Глушаков, В.Е. Психология управления персоналом: век XXI / В. Е. Глушаков, Т. И. Глушкова. -- Минск : Четыре четверти, 2011. - 320 с.

2. Катаева, Л.И. Психолого-акмеологическое сопровождение работы с персоналом: учебно-метод. пособие / Л.И. Катаева, Е Б. Касьян ; под ред. А.А. Деркача . -- М. : РАГС, 2009. - 146 с.

3. Козлов, В.В. Психология управления учеб. пособие / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н. П. Фетискин. -- М. : Издат. центр "Академия", 2011. - 224 с.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Определение. Объект, предмет, цель и задачи психологии управления

2. Предпосылки возникновения и краткая характеристика основных этапов развития психологии управления: человек-экономический, человек-социальный, человек-психологический.

3. Японская традиция управления персоналом организации

4. Концепция раннего научного менеджмента и биопсихологические исследования труда

5. Концепция человеческих отношений в психологии управления

6. Технократический и неотехнократический подходы в психологии правления

7. Процесс управления и его содержание

8. Система управления: содержание, форма, динамика. Основные положения управления.

9. Основные принципы управления.

10. Психологические закономерности управленческой деятельности.

11. Личность как объект управления. Понятие и основные особенности личности

12. Структура психики человека как объекта управления и основные направления ее проявления

13. Потребности человека, его мотивация и трудовая карьера

14. Мотивация. Понятие и эволюция мотивации .

15. Мотивация поведения через потребности

16. Основные мотивационные модели

17. Модель "награждения и наказания" и модель "человеческих отношений". Основные понятия и особенности

18. Модель мотивации поведения через потребности и модель самоактуализации. Основные понятия и особенности

19. Основные регуляторы мотивации. Мотивационные и демотивационные факторы

20. Понятие и основные функции производственного коллектива.

21. Основные сферы взаимоотношений между работниками в коллективе

22. Условия создания высокоорганизованного коллектива. Основные ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива

23. Структура производственного коллектива.

24. Состав и основные характеристики отдельных микроструктур коллектива.

25. Социальная структура и должностная структура производственного коллектива.

26. Профессиональная и квалификационная структура коллектива.

27. Квалификация рабочих, служащих и специалистов.

28. Социально-демографическая структура. Административная структура.

29. Психологическая характеристика малых групп как объекта управления

30. Психологические особенности и основные параметры малой группы.

31. Динамика развития группы.

32. Теории лидерства

33. Лидерство и руководство в структурах управления

34. Лидер группы. Официальный (формальный) и неформальный лидеры.

35. Основные психологические лидерские качества

36. Виды лидерства.

37. Положение индивида в группе. Распределение ролей в группе.

38. Эффективность членов группы

39. Руководитель и управления людьми. Характер труда руководителя.

40. Роли руководителей, функции и учет потребностей поставленной задачи, группы и личности.

41. Континуум стилей управления и их оценка.

42. Психологическая характеристика стилей управления.

43. Функции руководителя коллектива

44. Ролевые функции руководителя как лидера.

45. Власть. Формы власти и виды организационного воздействия

46. Единоначалие и дисциплина.

47. Управленческое поведение

48. Определение и виды управленческих решений

49. Содержание и уровень принятия управленческих решений.

50. Процесс принятия решения.

51. Стили принятия решения

52. Зависимость исполнения принятых решений от психологических факторов

53. Методы исследования профессиональной компетентности сотрудников

54. Принципы и правила работы менеджера по персоналу

55. Принципы построения профессиограмм

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Письменное задание № 1

В лаборатории одного из институтов Российской Академии естественных наук сложилась своеобразная обстановка. Заведующий лабораторией — доктор химических наук, дело свое знает, но подчиненных "не любит", он мало ориентирован на них. Он не знает, чем они "живут", какие испытывают нужды и потребности, его интересует только научная продукция хорошего качества. Шеф общается со своими подчиненными только языком наставлений, они часто слышат от него упреки, многими из сотрудников он не доволен Они это чувствуют, считают себя униженными и не знают, что в дальнейшем делать. Уходить — но трудно найти достойное их знаниям место, т. к. сейчас у нас с работой очень сложно. Внутри самой лаборатории есть неформальный лидер, умница, отзывчивый человек, к которому они и тянутся. Между этим лидером и заведующим лабораторией существует явная неприязнь. И шеф вовсе не собирается найти с ним общий язык для пользы дела. Практически по всем вопросам науки сотрудники лаборатории идут к неформальному лидеру.

Как вы считаете, может ли заведующий лабораторией мотивировать каждого научного сотрудника и всю лабораторию в целом? Как может реализоваться мотивация подчиненных? Ответьте, пожалуйста, что нужно сделать в этой ситуации, чтобы сохранить научный потенциал сотрудников, если:

а) вы — неформальный лидер этой группы; б) подчиненный?

Письменное задание № 2

Попробуйте решить ситуацию, которая возникла на фирме, выпускающей модернизированные холодильники. Работники там собрались очень разные. Одни сами хотят помочь руководителю в его работе, другие, наоборот, стараются поменьше тратить умственной энергии и ждут, что им велят делать. Трудно руководить такими людьми. Все сотрудники фирмы уважают своего руководителя, знают, что он умный и опытный.

Руководитель работает много, и ему хочется, чтобы подчиненные были ему хорошими помощниками и советчиками. Он часто теребит подчиненных, заставляет их думать, внедрять новации, чтобы продукция хорошо сбывалась. Зарплата на фирме хорошая. Многие исполнители считают, что у них и так все хорошо. Так зачем искать что-то новое? На это есть, руководитель, который за все и отвечает. Руководитель, хотя и продумывает все до деталей в работе, но все же, хочет ускорить производство холодильников, а для этого требуется активная работа всех сотрудников. Помогите советами нашему руководителю и ответьте на следующие вопросы:

1. Почему руководитель допустил такую ситуацию?

2. С чем связаны трудности в его работе?

3. Что он должен предпринимать со своими подчиненными?

5. Являются ли данные трудности объективными?

6. Какова психология такого руководителя? Прав ли он?

Письменное задание № 3

Решите, пожалуйста, возникшую ситуацию. Многие задачи вашего подразделения усложнились в связи с перепрофилированием всей фирмы. Ситуация возникла из-за того, что вас опередили конкуренты и сбыт продукции резко упал.

Под угрозой оказалась конкурентоспособность вашей организации. Генеральный управляющий после совещания с Советом директоров дал задание всем руководителем подразделений в срочном порядке приступить к техническому перевооружению для выпуска нового ассортимента продукции. Все руководители, как и персонал, приняли задание как необходимость. Но некоторые из руководителей среднего звена управления и мастера стали нервничать. Так двое из них стали раздражительными, у них "сдали нервы", они думали не столько о своей фирме, сколько о себе. Некоторые из сотрудников впали в "транс", у них пропало желание дальше работать.

Оцените, пожалуйста, эту тревожную ситуацию, если бы вы оказались:

а) руководителем подразделения;

б) исполнителем — членом рабочей группы.

Какие предложения по улучшению ситуации в фирме вы могли бы предложить?

Письменное задание № 4

В одном вузов произошло сокращение профессорско-преподавательского состава в начале учебного года. Количество факультетов и кафедр в институте осталось прежним. Что касается количества учебных предметов, их не уменьшилось, а, наоборот, добавилось. Брать специалистов-преподавателей на почасовую оплату ректор института запретил. Выход для сотрудников был один — увеличить фиксированную министерством учебную нагрузку преподавателей без дополнительной оплаты за их труд. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Почему так поступил ректор института?

2. Что должны были сделать оставшиеся в вузе преподаватели?

3. Понесет ли наказание руководитель института?

4. Какую выгоду он извлек из такого дела?

Что бы сделали вы в такой ситуации, если бы вы были профессором одной из кафедр этого института?

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

(для студентов очной формы обучения)

1. История развития психологии управления.

2. Вклад А. Файоля и Э. Мэйо в развитие психологии управления.

3. Профессиональная деятельность как система.

4. Основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

5. Факторы, способствующие эффективному выполнению управленческих функций руководителем.

6. Сущность бюрократии.

7. Основные принципы управленческой деятельности.

8. Соотношение понятий «менеджер», «руководитель», «лидер» («менеджмент», «руководство», «лидерство»).

9. Социально-психологические особенности личности руководителя (средний возраст, образование, общие и специфические способности, авторитет, подготовленность, деловые качества, статус, моральные качества, черты личности.).

10. Характеристика основных психотипов руководителя: посредник, администратор, предприниматель, аналитик.

11. Психологическая характеристика малой группы (нижний и верхний предел, виды, качества и т. п.).

12. Коммуникативная структура малой группы, динамика развития малой группы.

13. Основы переговорного процесса (переговоры с позиции силы и слабости).

14. Формы групповых дискуссий о принятии решений

15. Конфликт, его причины и классификация

16. Способы и правила разрешения конфликтов

17. Преимущество группового принятия решения над индивидуальным.

18. Методы организации групповой дискуссии

19. Методы экспертных оценок.

20. Основные формы групповых дискуссий.

21. Правила продуктивной деятельности руководителя.

22. Субъекты ответственности: личность, группа, государство.

23. Социальная ответственность руководителей.

24. Групповые нормы поведения.

25. Положительная и отрицательная роль индивида в группе

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Объект, предмет, цель и задачи психологии управления.

2. Методы современной психологии управления.

3. Концепция человеческих отношений в психологии управления.

4. Психологические критерии эффективного управления.

5. Процесс управления и его содержание.

6. Система управления: содержание, форма, динамика.

7. Психологические закономерности управленческой деятельности.

8. Структура управленческой деятельности.

9. Личность как объект управления. Понятие и основные особенности личности.

10. Личность менеджера (социально-биографические характеристики, управленческие способности, личностные качества).

11. Стили управления.

12. Теории управления.

13. Структура психики человека как объекта управления и основные направления ее проявления.

14. Потребности человека, его мотивация и трудовая карьера.

15. Мотивация в системе управленческих действий. Мотивы и стимулы.

16. Основные мотивационные модели.

17. Основные регуляторы мотивации. Мотивационные и демотивационные факторы.

18. Принципы и правила мотивирующей организации труда.

19. Целеполагание и управление.

20. Планирование в системе управленческих действий.

21. Правила эффективного планирования рабочего времени.

22. Делегирование как вид управленческого действия и его специфика.

23. Контроль в системе управленческих действий. Типы и виды контроля.

24. Самоконтроль и коррекция управленческой деятельности.

25. Понятие и основные функции производственного коллектива.

26. Основные сферы взаимоотношений между работниками в коллективе.

27. Структура производственного коллектива.

28. Психологическая характеристика малых групп как объекта управления

29. Психологические особенности и основные параметры малой группы.

30. Лидерство и руководство в структурах управления

31. Лидер группы. Официальный (формальный) и неформальный лидеры.

32. Основные психологические лидерские качества.

33. Власть. Формы власти и виды организационного воздействия.

34. Определение и виды управленческих решений.

35. Процесс принятия решения. Стили принятия решения

36. Принципы и правила работы менеджера по персоналу

37. Принципы построения профессиограмм.

38. Управленческое общение: сущность и специфика.

39. Психология переговоров.

40. Психологические аспекты эффективной работы команды.

 

 


Тестовые задания по курсу

 


Дата: 2016-09-30, просмотров: 257.