Заработная плата как главный стимул трудовой деятельности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основ­ной формой прямой экономической мотивации является заработная плата за выполнение основной работы. Обычно она зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затрачиваемого труда.

Использование тех или иных форм и систем заработной платы в основном зависит от сферы деятельности работников, характера трудовых и технологических процессов, задач стимулирования и т. п.

Повременная форма заработной платы применяется в отношении руководителей, специалистов, служащих, а также рабочих, результаты деятельности которых либо не поддаются точному учету и измерению, либо не требуют его вовсе, например наладчиков оборудования.

Мотивирующими элементами при повременной оплате труда являются ее размер и наличие в необходимых случаях премий. Для эффективного ее применения нужно соблюдать определенные условия, в частности вести точный учет фактически отработанного времени; использовать обоснованные нормы и нормативы, регламентирую­щие объем выработки, численность персонала, производственные задания и т. п.; правильно распределять работу между исполнителями с учетом их квалификации, опыта и профессии.

Помимо основной заработной платы существует и дополнительная, начисляемая за профессионализм, квалификацию, деловые навыки в форме различных доплат, обычно компенсационного характера.

Иногда заработная плата бывает неявной, т. е. в виде различных льгот, которые на практике значительно увеличивают доходы субъекта.

Уровень оплаты труда отражает формальную оценку трудового вклада работников в конечные результаты, их исполнительности, профессионализма и квалификации, поэтому он должен возрастать вместе с ними. Однако более действенным стимулирующим средством он становится при дополнении его другой важной формой эконо­мической мотивации — системой премирования.

Обычно рабочих премируют по итогам достижения одного-двух показателей; служащих и специалистов — двух-трех показателей. Чтобы премии играли роль действенного стимулирую­щего фактора, они, как в свое время показал Ф. Тейлор, должны составлять не менее 30 % основного заработка.

Общий принцип премирования — вознаграждение за любые, даже незначительные успехи, а также потенциальная неограничен­ность его размера и своевременность выплаты.

В целом система денежных выплат должна обеспечивать боль­шинству работников желаемый уровень дохода при условии добро­совестного отношения к работе и выполнения своих обязанностей. Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем стимулирует инициативность людей, формирует приверженность организации, привлекает новых работников.

Кроме премий и заработной платы существует еще один вид денежных вознаграждений, имеющий определенный мотивационный эффект, — участие в прибылях. Прежде всего, это относится к до­полнительной прибыли, до 75 % которой могут получать сотрудники. Осуществляют такие выплаты обычно ежемесячно, чтобы люди наглядно видели их связь с результатами своей работы. Для руково­дителей же регулярно практикуются бонусы — крупные единовременные выплаты из прибыли один-два раза в год.

 

Социальное партнерство на предприятии.

Термин «социальное партнерство» означает совместную деятельность субъектов отношений в сфере труда, которая направлена на согласование интересов и решение реальных проблем. Сущность этих проблем связана, прежде всего, с существованием рынка труда, на котором есть продавцы и покупатели. Им следует самим договариваться про условия купли-продажи услуг рабочей силы. Но этот «торг» должен осуществляться с соблюдением определенных правил, норм, которые защищают интересы обоих сторон, т.е. на базе партнерских взаимоотношений, усовершенствованных «правил игры».

С одной стороны, социальное партнерство поясняется как система взаимоотношений между нанятыми работниками и работодателями, которая приходит на смену классовой борьбе.

С другой стороны, социальное партнерство является способом согласования противоположных интересов, методом регулирования конфликтов между двумя классами – наемных работников и собственников средств производства.

Социальное партнерство – это прежде всего определение неодинаковых интересов разных общественных сил, признание права каждой группы иметь собственные экономические интересы, которые могут не совпадать с интересами другой группы.

Вместе с тем, социальное партнерство – это целеустремленное желание сторон действовать по взаимопониманию, соглашаться на компромиссы, сотрудничать ради социального мира, что является важным условием развития экономики, а следовательно, и повышения качества жизни.

Социальное партнерство предусматривает постоянный диалог между субъектами отношений в сфере труда, переговорный, договорной процессы согласования интересов.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 169.