Эволюция концепций менеджмента персонала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эволюция концепций менеджмента персонала

Менеджмент персоналапредставляет собой многоаспектный, сложный и специфический процесс управления работниками посредством использования различных приемов и ме­тодов как административного и экономического, так и социально-психологического характера.

 

Современные направления развития управления персоналом

Менеджмент персоналапредставляет собой многоаспектный, сложный и специфический процесс управления работниками посредством использования различных приемов и ме­тодов как административного и экономического, так и социально-психологического характера.

Гуманистическая концепция руководства сотрудни­ками фирмы: главное внутри фирмы — сотрудники, а за ее пределами — потребители продукции. Необходимо по­вернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к ини­циатору, а не бездумному исполнителю; перейти к соци­альным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку

Гуманистический подход фокусируется на собственно чело­веческой стороне фирмы, о которой мало говорят другие подхо­ды. С данной точки зрения, важно, насколько сотрудники фир­мы интегрированы в существующую систему ценностей, чувст­вительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности. Реализа­ция такого подхода в руководстве основана на следующих по­ложениях, которые ввиду своей несомненной очевидности мож­но назвать аксиомами.

Аксиома 1 — любая проблема фирмы — это проблема руко­водства ее сотрудниками.

Аксиома 2 — сотрудники фирмы — это не только ее персо­нал, но и те, кто в нее придет, и те, кто ее покидает.

Аксиома 3 — понимание и сближение целей фирмы и со­трудника — кратчайший путь к повышению эффективности ра­боты фирмы.

Аксиома 4 — любая проблема руководства сотрудниками фирмы — это общая проблема для линейных и кадровых ме­неджеров.

Аксиома 5 — в руководстве сотрудниками всегда присутству­ют как стратегический, так и оперативный аспекты.

 

3. Предмет и цель дисциплины «Менеджмент персонала»

Предметом дисциплины является формирование системы эф­фективного менеджмента персонала посредством создания опти­мальных социально-трудовых отношений в организации. Менедж­мент персонала - целенаправленная деятельность руководства организации в отношении персонала с целью максимизировать прибыль при одновременном обеспечении удовлетворенности персонала своей деятельностью.

Цель учебной дисциплины «Менеджмент персонала» заключа­ется в том, чтобы помочь слушателям овладеть теоретическими основами и выработать умения и практические навыки по эффек­тивному менеджменту персонала в условиях рыночной экономики при имеющей место структурной и технологической реструктури­зации отраслей экономики.


4. Классификация и содержание принципов управления персоналом.

 

 


Методы управления персоналом.

 

 

Должностная инструкция

 

Формализация требований к кандидатам является обязательным ус­ловием серьезного отбора, а наиболее распространен­ной формой такой формализации является сегодня подготовка долж­ностной инструкции, т.е. документа, описывающего основные функции сотрудника, занимающего данное рабочее место. В современных компаниях должностная инструкция, как правило, подготавливается отделом человеческих ресурсов совместно с руково­дителем подразделения, в котором существует вакантная должность: спе­циалисты по человеческим ресурсам привносят свое знание процесса создания должностной инструкции, линейный руководитель - требований к конкретному рабочему месту.

Должностная инструкция является описанием основных функций, ко­торые должен выполнять работник, занимающий данную должность. Поэтому при использовании должностной инструкции для оценки канди­датов на замещение вакантной должности специалист должен опреде­лить, насколько данный кандидат способен выполнять эти функции. Сделать это довольно сложно, в особенности для человека, незнакомого со спецификой работы на вакантной должности (сотрудника отдела чело­веческих ресурсов). Что­бы облегчить процесс подбора кандидатов, многие организации стали создавать (в дополнение к должностным инструкциям, а в последнее время вместо них) документы, описывающие основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности - квалификационные карты и карты компетенций (портреты или профили идеальных сотрудников).

 

27.Сущность цели и задачи кадрового планирования

Кадровое планирование направлено как на удовлетворение потребностей производства, так и на обеспечение интересов сотрудников и общества в целом. Сегодня приходится в большей мере, чем в прошлом, искать возможности для согласования рыночных условий и интересов сотрудников.

Кадровое пла­нирование - это целенаправленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динами­ческого развития персонала, расчету его профессионально-квали­фикационной структуры, определению общей дополнительной по­требности, контролю за использованием персонала

Цель планирования обеспечить фирму или компанию необходимой рабочей силой и определить неизбежные при этом затраты. Соответствующие мероприятия должны сопровождать процесс подготовки всех кадров и рабочих и руководящих сотрудников, их адаптацию к условиям развивающейся организации.

Кадровые цели это определение конкретных целей организации и каждого работника в соответствии с кадровой стратегией. Достижение максимального сближения целей организации и индивидуальных целей работников.

Кадровые задания обеспечение организации в нужное время, в погребном месте, в необходимом количестве и соответствующей квалификации таким персоналом, который необходим для достижения целей.

Главная задача планирования персонала – это перенесение существующих целей и планов организации на конкретные потребности в квалифицированных кадрах, т.е. определение неизвестной величины необходимых работников, исходя из существующих планов организации, а также определение времени, когда они могут возникнуть.

Кадровые мероприятия это разработка кадровых мероприятий для выполнения конкретных целей организации и каждого работника. Определение расходов на выполнение плана кадровых мероприятий.

 

28.Методы планирования потребности в кадрах.

1) метод экстраполяции - перенос существующей в организа­ции ситуации на планируемый период с учетом коэффици­ентов, учитывающих изменения производственных показа­телей. Однако наряду с простотой этого метода очевидна его ограниченность: он подходит для планирования потребности персонала на короткий период времени и для организаций с достаточно стабильной структурой, работающих в мало изменяющейся внешней среде. В Украине в сложившихся условиях такая ситуация встречается не так уж часто;

2) совещание на уровне управленческого звена (или метод экспертных оценок) является важным элементом планирования кадров. Отдельные менеджеры, опираясь на знание событий и персонала в рамках ответственности, составляют прогнозы в отношении своей потребности в кадрах. Зачастую они преувеличивают свои потребности. Поэтому во многих организациях их прогнозы отслеживаются одним или двумя сотрудниками отдела по работе с персоналом, занимающими высшие должностные ступени и вносящими редакционные поправки в окончательный вариант, представляющий реальные совокупные потребности организации;

3) многофакторный анализ функционального разделения управленческого труда. В 30-е гг. XX в. в НИИ труда была разработана схема функционального разделения труда с уче­том влияния на численность персонала определенных факто­ров (производительность труда, изменение цен, изменения на местном рынке рабочей силы и проч.).

4) экономико-математические методы с использованием ком­пьютера для перспективного планирования персонала. На основе информации, предоставляемой линейными менед­жерами, специалисты кадровой службы строят компьютерный прогноз потребности в персонале. С одной стороны, использование такого метода позволяет одновременно ис­пользовать различные методы прогнозирования, что суще­ственно повышает точность прогнозов, с другой - сложность применения метода заключается в получении достоверной прогнозной информации о предстоящих изменениях, осо­бенно внешней среды;

5) метод сравнений - на базе анализа состава специалистов в развитой хозяйственной системе составляются планы потребности в специалистах для менее развитой системы. Предпринимаются попытки использования этого метода на основе формирования однородных групп организаций и выделения в них типовых или передовых организаций;

6) расчет потребности в персонале через трудоемкость, то есть через затраты труда (времени). В свою очередь, трудоемкость работ по управлению персоналом можно определить следующими методами: нормативным, с помощью фотографии рабочего времени или хронометража, расчетно-аналитическим, методом аналогий, экспертным методом

 

Поиск внутри организации.

Конкурс на замещение вакантной должности

Подбор с помощью сотрудников.

Совмещение профессий.

Ротация.

Поиск на рынке труда.

Самопроявившиеся кандидаты.

Объявления в средствах массовой информации - на теле­видении, радио, в прессе.

Выезд в институты и другие учебные заведения.

Государственные агентства занятости.

Частные агентства по подбору персонала.

Агентства по подбору руководителей.

Интернет.

 

Значение профориентации

Профессиональная ориентация— это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, проводи­мых фирмой, направленных на формирование профессио­нального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности сотрудников.

Основная функция этого элемента состоит в формировании престижа работы, в стимулировании ее привлекательности, а также в выявлении профессиональных способностей и склонно­стей у потенциальных сотрудников фирмы обрести умелость ее выполнения.

Престиж— оценка какого-либо вида деятельности в соответствии с принятой в обществе шкалой ценностей.

Привлекательность— желательность приобретения профессии или специальности тем или иным потенциальным сотрудником фирмы.

Цель профориентации заключается в оказании помощи молодым людям и людям, ищущим работу в выборе профессии, специальности в конкретной фирме или учебе с учетом склонно­стей и интересов.

Задачи профориентации

1. Информирование заинтересованных лиц о возможных видах профессиональной деятельности в фирме.

2. Создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих и настоящих сотрудников.

3. Выявление степени соответствия психофизиологических качеств сотрудников профессиональным требованиям избранно­ го ими вида трудовой деятельности.

Формы профориетационной работы

1. Профессиональное просвещение — начальная профессиональная подготовка школьников по основам различной профессиональной деятельности.

2. Профессиональная информация — система мер по ознакомлению ищущих работу с ситуацией на рынке труда, перспекти­вами развития видов деятельности, характером работы по ос­новным профессиям и специальностям, с условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки специалистов.

3. Профессиональная консультация — оказание помощи лю­дям, заинтересованным в выборе профессии и места работы, путем изучения личности обратившихся за консультацией с це­лью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияю­щих на выбор профессии или направление переобучения.

 

Содержание, задачи и основные подходы к оценке работы персонала

Метод стандартных оценок.

Руководитель заполняет специальную форму, оценивая отдельные аспекты работы сотрудника в течение ат­тестационного периода по стандартной шкале

Чтобы преодолеть эти недостатки, некоторые организации усовер­шенствовали метод стандартных оценок следующим образом: форма оценки (несколько расширенная и углубленная) заполняется не самим руководителем, а специалистом по управлению человеческими ресурсами, который предварительно проводит детальное собеседование с руководи­телем, обсуждая работу аттестуемого сотрудника за прошедший пери­од.

Сравнительные методы.

При их исполь­зовании руководитель сравнивает работу одного сотрудника своего под­разделения с результатами других. При ранжировании руководитель "выстраивает" своих сотрудников в условную цепочку - от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период.

Одним из наиболее популярных сегодня методов оценки сотрудни­ка являет­ся метод Управления посредством установки целей

Управление посредством установки целей начинается с совместного (сотрудник и его руководитель) опре­деления ключевых целей сотрудника на определенный период (год или шесть месяцев).

Неудовлетворенность многих организаций традиционными метода­ми аттестации побудила их начать активные поиски новых подходов к оценке персонала, в большей степени соответствующих реалиям сегод­няшнего дня.

Можно выделить несколько направлений в развитии нетради­ционных методов.

Во-первых, новые методы аттестации рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, временный коллектив) в каче­стве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе.

Во-вторых, оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов всей организации.

В-третьих, во вни­мание принимается не только (а во многих случаях и не столько) успеш­ное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к професси­ональному развитию и освоению новых профессий и навыков.

К числу таких мето­дов, безусловно, относится "360° аттестация".

При «360° аттестации»сотрудник оценивается своим руководителем своими коллегами и своими подчиненными. Конкретные механизмы аттестации могут быть различными (все аттестующие заполняют одну и ту же форму оценки, каждая категория заполняет особую форму, аттестация коллегами и подчиненными проводится с помощью компью­тера и т.д.), однако суть этого метода четко отражена в его названии, а именно - получение всесторонней оценки сотрудника.

Психологические методы оценки являются своеобразной разновидно­стью нетрадиционных методов аттестации. Профессиональные психо­логи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оце­нивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника.

 

58.

Теории мотивации

Содержательные теории мотивации. Согласно содержательной концепции наиболее действенным мотивом поведения людей является осознание ими своих потребностей, для реализации которых управляющие должны создавать необходимые условия.

Иерархия потребностей по А. Маслоу.

ученый исходил из того, что люди имеют множество различных потребностей, кото­рые можно подразделить на пять основных категорий:

Содержательной концепцией мотивации является близкая к предыдущей модель приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, в которой также представлены высшие уровни потребностей А. Маслоу, однако без иерархичности. Д. Мак-Клелланд выделил три вида потребностей:

в успехе;

во власти (как ради нее самой, так и ради до­стижения общих целей);

в причастности.

Из содержательной концепции мотивации исходит также двухфакторная модель Ф. Герцберга, разработанная во второй полови­не 50-х годов XX в. В ней показано, что мотивирующими факторами являются как удовлетворенность, так и неудовлетворенность тех или иных человеческих потребностей, причем нарастание одно­го фактора и убывание другого — это два самостоятельных процесса, не зависящих друг от друга, поэтому то, что воздействует на один процесс, необязательно должно воздействовать на другой.

Содержательные теории мо­тивации базируются на потребностях и связанных с ними факто­рах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в другом плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и выбирает конкретный тип поведения.

Теория ожиданий В. Врума базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным не­обходимым условием мотивации человека на достижение опреде­ленной цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или получению желаемого.

Теория справедливости по-своему толкует, как можно стимули­ровать людей на достижение поставленных целей. В соответствии с этой теорией люди субъективно определяют соотношение вознаграждения и затраченных усилий, а затем сравнивают полученный результат с вознаграждением других, которые выполняли анало­гичную работу

Комплексная процессуальная теория мотивации Портера — Лоулера содержит элементы теории ожиданий и теории справедливости.

 

Эволюция концепций менеджмента персонала

Менеджмент персоналапредставляет собой многоаспектный, сложный и специфический процесс управления работниками посредством использования различных приемов и ме­тодов как административного и экономического, так и социально-психологического характера.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 181.