Традиционная аттестация представляет собой процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемой его непосредственным руководителем.
Аттестация включает в себя несколько этапов и, по существу, является непрерывным процессом
В отечественной и зарубежной практике выделяют такие виды аттестации персонала организации:
♦ непериодическая аттестация персонала в организации осуществляется в случае необходимости замещения вакантной должности, обновления списка резерва руководителей, внедрения новых условий оплаты работы и т. п.;
♦ периодическая текущая аттестация руководителей и специалистов по упрощенной процедуре ориентирована на текущую оценку итогов их работы (осуществляется, как правило, один раз в год);
♦ периодическая итоговая аттестация работников проводится в определенное время, по установленной форме, согласно специально разработанной процедуре один раз в три-пять лет.
Аттестация персонала организации
ЭТАП 1.Подготовка приказа о проведении аттестации, утверждение аттестационной комиссии, информирование трудового коллектива о сроках и особенностях аттестации работников
ЭТАП 2.Подготовка и распространение необходимых документов среди работников, которые подлежат аттестации
ЭТАП 3. Организация работы аттестационной комиссии (аттестационных комиссий структурных подразделений крупных организаций), оценивание индивидуальных вкладов работников, компьютерная обработка результатов аттестации персонала
ЭТАП4, Подведение итогов аттестации персонала.
Нетрадиционные подходы к оценке персонала.
Существует множество способов оценки, используемых современными организациями.
Метод стандартных оценок.
Руководитель заполняет специальную форму, оценивая отдельные аспекты работы сотрудника в течение аттестационного периода по стандартной шкале
Чтобы преодолеть эти недостатки, некоторые организации усовершенствовали метод стандартных оценок следующим образом: форма оценки (несколько расширенная и углубленная) заполняется не самим руководителем, а специалистом по управлению человеческими ресурсами, который предварительно проводит детальное собеседование с руководителем, обсуждая работу аттестуемого сотрудника за прошедший период.
Сравнительные методы.
При их использовании руководитель сравнивает работу одного сотрудника своего подразделения с результатами других. При ранжировании руководитель "выстраивает" своих сотрудников в условную цепочку - от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период.
Одним из наиболее популярных сегодня методов оценки сотрудника является метод Управления посредством установки целей
Управление посредством установки целей начинается с совместного (сотрудник и его руководитель) определения ключевых целей сотрудника на определенный период (год или шесть месяцев).
Неудовлетворенность многих организаций традиционными методами аттестации побудила их начать активные поиски новых подходов к оценке персонала, в большей степени соответствующих реалиям сегодняшнего дня.
Можно выделить несколько направлений в развитии нетрадиционных методов.
Во-первых, новые методы аттестации рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе.
Во-вторых, оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов всей организации.
В-третьих, во внимание принимается не только (а во многих случаях и не столько) успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков.
К числу таких методов, безусловно, относится "360° аттестация".
При «360° аттестации»сотрудник оценивается своим руководителем своими коллегами и своими подчиненными. Конкретные механизмы аттестации могут быть различными (все аттестующие заполняют одну и ту же форму оценки, каждая категория заполняет особую форму, аттестация коллегами и подчиненными проводится с помощью компьютера и т.д.), однако суть этого метода четко отражена в его названии, а именно - получение всесторонней оценки сотрудника.
Психологические методы оценки являются своеобразной разновидностью нетрадиционных методов аттестации. Профессиональные психологи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника.
58.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 186.