Гражданское общество является не столько антиподом государства, сколько непосредственной составной частью социума, без которой государство не может развиваться. Оно является основой для формирования государственной машины, действующей в условиях существующей гражданской культуры и наличия групп населения, имеющих партикулярные интересы.
Как показывает практика, для демократизации гражданского общества государственные институты не всегда являются эффективным инструментом, так как они нередко приводят к бюрократизации и усилению власти государства. Нужно отметить, что деятельность не всех гражданских инициатив приносит только позитивные результаты. Имеют место разнонаправленные векторы усилий гражданских инициатив, соперничество между ними, принимающее порой недопустимые формы проявления.
Представители каждого социального слоя, в соответствии со своим представлением о ценностях, объединяются в некие гражданские институты. Отчетливо прослеживается закономерность — вначале рождается инициатива, затем она обрастает волонтерами, потом гражданская инициатива обретает организационно-правовую форму в виде некоммерческой организации. Когда эта некоммерческая организация достигает определенного успеха, а ее деятельность начинает принимать форму дифференцированной услуги, тогда либо предоставление этой услуги становится привлекательным для бизнеса, либо государство берет оказание этой услуги на себя. Известно, к примеру, что первые родильные дома и первые детские сады в России появились как гражданские инициативы.Гражданские инициативы выражают проявление партикулярных интересов отдельных групп и слоев общества и фиксируют их автономию внутри гражданского общества. Таким образом, любая существующая государственная организация представляет собой продукт компромиссов, достигнутых взаимодействием различных гражданских институтов.
В международной практике наблюдается повышение интереса властных структур и бизнеса к сотрудничеству с гражданскими объединениями, т. е. с прообразами институтов гражданского общества, реализующими принцип саморегулирования.
Характерной особенностью современного этапа развития государства является передача функций в части формулирования «правил игры» самим агентам отраслевого рынка, участникам бизнес-процесса.
Историческая трансформация роли государства состоит в том, что вначале гражданское общество наделяет государство полномочиями по регулированию взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Затем, по мере упрочения гражданских институтов, государство начинает возвращать часть своих функций гражданскому обществу на новой основе. В этом процессе проглядывается ослабление отдельных функций государства.
Форсайт — технология, которая появляется там, где усиливается процесс делегирования полномочий государства гражданским институтам, способным осуществлять саморегулирование. Форсайт, с одной стороны, наиболее действенно развивается там, где гражданское общество достаточно структурировано, где граждане принимают активное участие в деятельности различных гражданских институтов, проявляя гражданскую культуру и учитывая не только свои партикулярные интересы. С другой стороны, формирование Форсайта способствует интенсификации углубленных процессов развития гражданского общества, осознание пределов и возможностей саморегулирования. Форсайт способствует тому, что каждый активный гражданин сообщества сможет получать квалифицированное разъяснение по основополагающим моментам собственного и коллективного будущего, в котором эксперты смогут говорить друг с другом на одном терминологическом языке, и технологическая дорожная карта, воспроизводимая на основе Форсайта, станет не очередным бюрократическим документом, а ориентиром в деятельности науки, бизнеса, региональной власти, в поведении потребителей и гражданских институтов. Когда наряду с законопослушностью не менее достойным станет сознательное соблюдение норм гражданского общения, базирующихся на нравственных устоях, выработанных в пределах гражданских институтов.
7. Карта обеспеченности студентов
учебной, учебно-методической литературой и иными библиотечно-информационными ресурсами по дисциплине
«Форсайт – технология предвидения»
№ п/п | Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов | Количество экз. | Количество студентов, изучающих дисциплину | ||||
Библиотека | Кафедра | ||||||
Основная литература | |||||||
Бестужев‑Лада И. В., Наместникова Г. А. «Социальное прогнозирование. Курс лекций»: Педагогическое общество России; Москва; 2002. ISBN 5‑93134‑152– 8 | - | ||||||
Гапоненко Н.В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 239 с. | - | ||||||
Земляков Д.Н., Минченкова О.Ю., Свистунов В.М. и др. «Форсайт и гражданское общество». Монография. – М. 2008. 279 с | - | ||||||
Дополнительная литература | |||||||
Самaруха В.И. «Применение технологии Форсайта в прогнозировании социально-экономического развития региона». Альманах «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5 (февраль 2008) | - | ||||||
Социальный и технологический Форсайт в интересах корпоративной стратегии. http://www.unido.ru/rus/TFDoc/Ruff_text.zip | - | ||||||
Семёнов Е.В. «Форсайт как явление культуры». Альманах «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5 (февраль 2008) | - | ||||||
Семёнова Н.Н. «Форсайт в условиях глобализации». Альманах «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5 (февраль 2008) | - | ||||||
Куклина И.Р., Ютанов Н.В. «Форсайт как инструмент управления будущим». Альманах РИЭПП «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5 (февраль 2008). М., 2008. С. 79-90 | - | ||||||
Третьяк В.П. «Форсайт в вопросах и ответах». М.: Языки славянской культуры, 2007. 72 с. | - | ||||||
Третьяк В. П. «Организационное обеспечение применения технологии форсайта». Наука. Инновации. Образование. Выпуск 5 (февраль 2008). М., 2008. С. 155-172. | - | ||||||
Третьяк В. П., Калюжнова Н.Я. «Формирование форсайта в Иркутском регионе» Альманах РИЭПП «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5 (февраль 2008). М.,. 2008. С. 219-242 | - | ||||||
Шелюбская Н.В. «Практика форсайта в странах Западной Европы». Альманах РИЭПП «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5 (февраль 2008). М., 2008. С. 10-24. | - | ||||||
Социальный и технологический Форсайт в интересах корпоративной стратегии. Электронный источник: http://www.unido.ru/rus/TFDoc/Ruff_text.zip | - | ||||||
8. Таблица модульно-рейтинговой системы оценки результатов обучения
Модульная карта
Дисциплины «Форсайт – технология предвидения» Преподавательк.пед.н., доц. Калиничев В.Л.
Направление 080200 Экономика Профиль: Мировая экономика форма обучения – очная
Название модуля | Название темы | Лекции (тема) | балл | Практичес кие занятия (индивидуальные занятия**) (названия) | балл | Рубежный контроль (балл) | Максимальный балл модуля / минимальный балл модуля |
Форсайт – технология предвидения | Зарубежный опыт форсайт-исследований | Зарубежный опыт форсайт-исследований | Тестирование | 15/8 15/8 15/8 15/8 10/7 10/7 10/7 10/7 | |||
Истоки появления и становления Форсайта | Истоки появления и становления Форсайта | ||||||
Современный отечественный опыт применения Форсайт-исследований | Современный отечественный опыт применения Форсайт-исследований | ||||||
Типология и методология Форсайт-исследований | Типология и методология Форсайт-исследований | ||||||
Определение области применения форсайта | Определение области применения форсайта | ||||||
Разновидности Форсайта | Разновидности Форсайта | ||||||
Ложный или «псевдофорсайт» | Ложный или «псевдофорсайт» | ||||||
Форсайт и гражданское общество | Форсайт и гражданское общество | ||||||
Итого | 100/60 | ||||||
Итоговый контроль | 20/10 |
Дата: 2016-09-30, просмотров: 254.