ТЕМА 8. ФОРСАЙТ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гражданское общество является не столько антиподом государства, сколько непосредственной составной частью социума, без которой государство не может развиваться. Оно является основой для формирования государственной маши­ны, действующей в условиях существующей гражданской культуры и наличия групп населения, имеющих партикуляр­ные интересы.

Как показывает практика, для демократизации граждан­ского общества государственные институты не всегда явля­ются эффективным инструментом, так как они нередко приводят к бюрократизации и усилению власти государства. Нужно отметить, что деятельность не всех гражданских ини­циатив приносит только позитивные результаты. Имеют ме­сто разнонаправленные векторы усилий гражданских инициа­тив, соперничество между ними, принимающее порой недо­пустимые формы проявления.

Представители каждого социального слоя, в соответствии со своим представлением о ценностях, объединяются в некие гражданские институты. Отчетливо прослеживается закономерность — вначале рождается инициатива, затем она обрастает волонтерами, потом гражданская инициатива обретает организационно-правовую форму в виде некоммерческой организации. Когда эта некоммерче­ская организация достигает определенного успеха, а ее дея­тельность начинает принимать форму дифференцированной услуги, тогда либо предоставление этой услуги становится привлекательным для бизнеса, либо государство берет ока­зание этой услуги на себя. Известно, к примеру, что первые родильные дома и первые детские сады в России появились как гражданские инициативы.Гражданские инициативы выра­жают проявление партикулярных интересов отдельных групп и слоев общества и фиксируют их автономию внутри граж­данского общества. Таким образом, любая существующая государственная организация представляет собой продукт компромиссов, достигнутых взаимодействием различных гражданских институтов.

В международной практике наблюдается повышение ин­тереса властных структур и бизнеса к сотрудничеству с граж­данскими объединениями, т. е. с прообразами институтов гражданского общества, реализующими принцип саморегу­лирования.

Характерной особенностью современного этапа развития государства является передача функций в части формули­рования «правил игры» самим агентам отраслевого рынка, участникам бизнес-процесса.

Историческая трансформация роли государства состоит в том, что вначале гражданское общество наделяет государство полномочиями по регулиро­ванию взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Затем, по мере упрочения гражданских институтов, государство начинает возвращать часть своих функций гражданскому обществу на новой основе. В этом процессе проглядывается ослабление отдельных функций государства.

Форсайт — технология, которая появляется там, где уси­ливается процесс делегирования полномочий государства гражданским институтам, способным осуществлять саморе­гулирование. Форсайт, с одной стороны, наиболее действенно развивается там, где гражданское общество достаточно структурировано, где граждане принимают активное участие в деятельности различных гражданских институтов, проявляя гражданскую культуру и учитывая не только свои партику­лярные интересы. С другой стороны, формирование Форсайта способствует интенсификации углубленных процессов разви­тия гражданского общества, осознание пределов и возможно­стей саморегулирования. Форсайт способствует тому, что каждый активный гражданин сообщества сможет получать квалифицированное разъяснение по основополагающим мо­ментам собственного и коллективного будущего, в котором эксперты смогут говорить друг с другом на одном терминологическом языке, и технологическая дорожная карта, воспро­изводимая на основе Форсайта, станет не очередным бюро­кратическим документом, а ориентиром в деятельности нау­ки, бизнеса, региональной власти, в поведении потребителей и гражданских институтов. Когда наряду с законопослушно­стью не менее достойным станет сознательное соблюдение норм гражданского общения, базирующихся на нравственных устоях, выработанных в пределах гражданских институтов.

 

7. Карта обеспеченности студентов

учебной, учебно-методической литературой и иными библиотечно-информационными ресурсами по дисциплине

«Форсайт – технология предвидения»

№ п/п Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов Количество экз. Количество студентов, изучающих дисциплину
Библиотека Кафедра
Основная литература
Бестужев‑Лада И. В., Наместникова Г. А. «Социальное прогнозирование. Курс лекций»: Педагогическое общество России; Москва; 2002. ISBN 5‑93134‑152– 8 -
Гапоненко Н.В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 239 с. -
Земляков Д.Н., Минченкова О.Ю., Свистунов В.М. и др. «Форсайт и гражданское общество». Монография. – М. 2008. 279 с -
Дополнительная литература
Самaруха В.И. «Применение технологии Форсайта в прогнозировании социально-экономического развития региона». Альманах «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5 (февраль 2008) -    
Социальный и технологический Форсайт в интересах корпоративной стратегии. http://www.unido.ru/rus/TFDoc/Ruff_text.zip -    
Семёнов Е.В. «Форсайт как явление культуры». Альманах «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5 (февраль 2008) -    
Семёнова Н.Н. «Форсайт в условиях глобализации». Альманах «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5 (февраль 2008) -    
Куклина И.Р., Ютанов Н.В. «Форсайт как инструмент управления будущим». Альманах РИЭПП «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5 (февраль 2008). М., 2008. С. 79-90 -    
Третьяк В.П. «Форсайт в вопросах и ответах». М.: Языки славянской культуры, 2007. 72 с. -    
Третьяк В. П. «Организационное обеспечение применения технологии форсайта». Наука. Инновации. Образование. Выпуск 5 (февраль 2008). М., 2008. С. 155-172. -    
Третьяк В. П., Калюжнова Н.Я. «Формирование форсайта в Иркутском регионе» Альманах РИЭПП «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5 (февраль 2008). М.,. 2008. С. 219-242 -    
Шелюбская Н.В. «Практика форсайта в странах Западной Европы». Альманах РИЭПП «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5 (февраль 2008). М., 2008. С. 10-24. -    
Социальный и технологический Форсайт в интересах корпоративной стратегии. Электронный источник: http://www.unido.ru/rus/TFDoc/Ruff_text.zip -    
               

 

 

8. Таблица модульно-рейтинговой системы оценки результатов обучения

Модульная карта

Дисциплины «Форсайт – технология предвидения» Преподавательк.пед.н., доц. Калиничев В.Л.

Направление 080200 Экономика Профиль: Мировая экономика форма обучения – очная

Название модуля Название темы Лекции (тема) балл Практичес кие занятия (индивидуальные занятия**) (названия) балл Рубежный контроль (балл) Максимальный балл модуля / минимальный балл модуля
Форсайт – технология предвидения Зарубежный опыт форсайт-исследований Зарубежный опыт форсайт-исследований                                 Тестирование     15/8   15/8   15/8     15/8     10/7   10/7     10/7   10/7    
Истоки появления и становления Форсайта Истоки появления и становления Форсайта
Современный отечественный опыт применения Форсайт-исследований Современный отечественный опыт применения Форсайт-исследований
Типология и методология Форсайт-исследований Типология и методология Форсайт-исследований
Определение области применения форсайта Определение области применения форсайта
Разновидности Форсайта Разновидности Форсайта
Ложный или «псевдофорсайт» Ложный или «псевдофорсайт»
Форсайт и гражданское общество Форсайт и гражданское общество
Итого       100/60
Итоговый контроль             20/10

 

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 220.