Цель форсайта - определение возможного будущего, создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения. В основном, результаты вовлекаются в общественное принятие решений. В то же время, результаты форсайта могут помочь всем участникам работ развивать и улучшать их собственные стратегии.
Два аспекта форсайта: первый - это процесс, а не набор инструментов; он включает консультативный процесс, обеспечивающий обмен мнениями (в т. ч. обратную связь) между участниками; второй - исходной позицией форсайта является признание множественности вариантов развития будущего. Какой именно из этих вариантов будет реализован — зависит, в частности, от решений, принимаемых сегодня. Таким образом, форсайт требует сознательной, «активной» позиции по отношению к будущему и признания того, что выбор, сделанный сегодня, может влиять на формирование или даже создавать картину завтрашнего дня». Форсайт представляет собой обсуждение возможных путей развития и формирование на основе этого долгосрочных приоритетов в разных отраслях и сферах. Это совокупность инструментов, позволяющих активно предугадывать проблемы будущего. Это активный прогноз, который включает элементы воздействия на будущее. Однако форсайт не только совокупность методов предвидения, не только прогноз, это еще и организационная технология социогуманитарной направленности.
Отраслевые и корпоративные форсайт-проекты нацелены на выбор технологических приоритетов, определение факторов, способных повлиять на изменение рынков, оценку продуктов, которые могут быть востребованы на этих рынках, выявление технологического потенциала отраслей и корпораций, выбор мер, необходимых для развития существующих и достижения новых конкурентных преимуществ.
Потенциальные пользователи форсайта. Треугольник методов Форсайта. Ромб методов Форсайта
Форсайт-проекты ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т.п. Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации.
КРЕАТИВНОСТЬ
ЭКСПЕРТИЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Рис. 1. Треугольник методов Форсайта
Рис. 2. Ромб методов Форсайта
ТЕМА 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРСАЙТА
Если выбрана область исследования (SCOPE) и определены ее важнейшие элементы (Scoping Elements), то формирование форсайта проходит три стадии:
1-я — предварительная, или предфорсайт(Pre-Foresight Stage);
2-я — фаза собственно форсайта(Foresight Stage);
3-я — постфорсайт(Post-Foresight Stage).
Правила формирования форсайта. Форсайт представляет собой специфическую технологию предвидения, которая не вполне канонизирована. Более того, правовой регламентации осуществления форсайта нет и быть не может, поскольку регламентация носит рекомендательный характер.
Горизонт форсайта (Time Horizon) как элемент области использования инструментария форсайта (Scoping) — это промежуток времени, на который ориентируется фиксация результатов предвидения или активного прогноза. Горизонт предвидения (Time Horizon) — это максимальное количество лет, на которые предполагается формирование активного предвидения. Горизонт форсайта подбирается индивидуально, в зависимости от избранного типа форсайта или от ракурса предмета, который хотелось бы увидеть в будущем.
При рассмотрении временного горизонта форсайта следует разграничивать два процесса, для которых определяются временные горизонты. Первый процесс предполагает установление оптимального временного горизонта и анализ перспектив развития науки и техники. Суть второго процесса заключается в реализации процедуры формирования приоритетных направлений и отбора критических технологий и в их документальном закреплении в виде перечня критических технологий или целевой программы будущего развития.
Фокус форсайта(Foresight Focus) - достаточно важный элемент области использования форсайта. Форсайт может быть сфокусирован либо на исследовании тенденций развития инноваций в области науки и технологии, либо на изучении тенденций развития рынков, либо на перспективах иной сферы, например социальной, политической, экономической.
Ниже приведена таблица с перечислением потенциальных пользователей форсайта.
Тематические | Корпоративные | Территориальные |
Политические деятели ВУЗы Научно-исследовательские организации Отрасли экономики | Политические деятели Отрасли экономики ТПП Малый бизнес Корпорации | Политические деятели Региональные ассоциации и объединения Партии |
Дата: 2016-09-30, просмотров: 224.