Специалисты следующим образом характеризуют различные виды форсайта: региональные, тематические, корпоративные.
По типу формирования все форсайты делятся на те, в которых превалирует попытка взглянуть на процесс развития объекта сверху или снизу.
В некоторых проектах инициатива исходит сверху (top-down), а взаимодействию придается мало значения. Чтобы эти проекты были форсайтом в полном смысле слова, необходимо использовать широкий круг источников данных, но обрабатывать их следует в основном маленькой экспертной группой.
Группа должна состоять из представителей разных интересов, при этом использовать данные или свидетельства, полученные от более широкого круга участников. Часто несколько экспертных групп параллельно работают над разными темами, и на одной группе лежит ответственность за сведение полученных результатов в общую картину. Основное отличие данного подхода к форсайту от более узкой инициативы по прогнозированию состоит в его открытости по отношению к данным, полученным от широкого круга лиц, а также в процедуре принятия решений.
В некоторых проектах инициатива исходит снизу (bottom-up), и в таком случае большое значение придается взаимодействию. Оно включает учёт мнений по вопросу о том, кто должен участвовать в реализации проекта. Могут учитываться взгляды на формирование, на содержание (то есть круг рассматриваемых тем), на способ адресации сообщений и выбор для них целевых групп и т.д.
Возможно использование широкого диапазона методов, чтобы гарантировать максимальное выражение мнений: дискуссии на сайтах в интернете, встречи на местах и со специальными группами интересов, презентации на всевозможных форумах.
Следует упомянуть о многочисленных проектах форсайта, которые включают в себя элементы сразу двух подходов. Подходы, в которых инициатива исходит снизу, имеют значительные преимущества — они позволяют более широко собирать информацию, повышают легитимность всей деятельности, а также могут принести большие выгоды.
Вторым критерием различий форсайтов является отличие по субъекту рассмотрения, по отношению к которому принято решение о формировании форсайта, — тематический, территориальный и корпоративный.
Известно, что форсайт широко применяется в военной и социальной сфере. Такие проекты можно отнести к разряду тематических. Скажем, форсайт национального здравоохранения или форсайт образования.
Кроме тематических, достаточно распространены корпоративные форсайты, которые менее освещены в литературе. И это понятно, поскольку в них содержатся формулировки стратегических моментов, которые составят в перспективе ключевые конкурентные преимущества компаний. Особенности корпоративного форсайта и его отличия от общего понимания технологического форсайта в основных чертах изложены в работе Becker Patrick «Corporate Foresight in Europe: A First Overview» (Becker Patrick. Corporate Foresight in Europe: A First Overview. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2003. P. 25).
Территориальные форсайты достаточно широко известны и представляют собой видение развития экономики отдельного государства, района или нескольких государств. Территориальные форсайты также подразделяются на национальные, региональные и межрегиональные. Территориальные форсайты могут дифференцироваться по охвату территориального образования на межрегиональные, национальные и региональные.
Если в основе проекта лежит построение предвидения с вовлечением новых технологий, то форсайт преимущественно именуется технологическим. Если при исследовании будущего делается попытка представить себе, какие именно формы будут доминировать, при необязательном рассмотрении появления новых технологий, то мы имеем дело с социальным форсайтом. Следовательно, по направленности форсайты делятся на технологический и социальный.
Профессором Третьяком В.П. выделены, как минимум, три критерия разнообразия форсайтов: по типу формирования (сверху и снизу), по субъекту рассмотрения (тематические, корпоративные и территориальные) и по направленности (технологические и социальные).
В соответствии с выделенными ранее критериями разнообразия формирования форсайтов представляется, что приведенная ниже иллюстрация позволит наглядно продемонстрировать всю сложность многообразия форсайтов (рис. 1).
Рис. 1. Параллелепипед разновидностей Форсайта
Однако следует иметь в виду, что ни один из известных форсайтов в чистом виде не существует. В каждом из них отдельные фрагменты содержат те или иные элементы, представляющие собой смешение приемов, характерных для определенной разновидности формирования форсайта.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 215.