ТЕМА 6. РАЗНОВИДНОСТИ ФОРСАЙТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специалисты следующим образом характеризуют различные виды форсайта: региональные, тематические, корпоративные.

По типу форми­рования все форсайты делятся на те, в которых превалирует попытка взглянуть на процесс развития объекта сверху или снизу.

В некоторых проектах инициатива исходит сверху (top-down), а взаимодействию придается мало значения. Чтобы эти проекты были форсайтом в полном смысле слова, необхо­димо использовать широкий круг источников данных, но обрабатывать их следует в основном маленькой экспертной группой.

Группа должна состоять из представителей разных инте­ресов, при этом использовать данные или свидетельства, полученные от более широкого круга участников. Часто несколько экспертных групп параллельно работают над разными темами, и на одной группе лежит ответствен­ность за сведение полученных результатов в общую картину. Основное отличие данного подхода к форсайту от более узкой инициативы по прогнозированию состоит в его открытости по отношению к данным, получен­ным от широкого круга лиц, а также в процедуре принятия решений.

В некоторых проектах инициатива исходит снизу (bottom-up), и в таком случае большое значение придается взаимодей­ствию. Оно включает учёт мнений по вопросу о том, кто дол­жен участвовать в реализации проекта. Могут учитываться взгляды на формирование, на содержание (то есть круг рас­сматриваемых тем), на способ адресации сообщений и выбор для них целевых групп и т.д.

Возможно использование широкого диапазона методов, чтобы гарантировать максимальное выражение мнений: дис­куссии на сайтах в интернете, встречи на местах и со специ­альными группами интересов, презентации на всевозможных форумах.

Следует упомянуть о многочисленных проектах фор­сайта, которые включают в себя элементы сразу двух подхо­дов. Подходы, в которых инициатива исходит снизу, имеют значительные преимущества — они позволяют более широко собирать информацию, повышают легитимность всей дея­тельности, а также могут принести большие выгоды.

Вторым критерием различий фор­сайтов является отличие по субъекту рассмотрения, по отно­шению к которому принято решение о формировании форсай­та, — тематический, территориальный и корпоративный.

Известно, что форсайт широко применяется в военной и социальной сфере. Такие проекты можно отнести к разряду тематических. Скажем, форсайт национального здравоохра­нения или форсайт образования.

Кроме тематических, достаточно распространены корпо­ративные форсайты, которые менее освещены в литературе. И это понятно, поскольку в них содержатся формулировки стратегических моментов, которые составят в перспективе ключевые конкурентные преимущества компаний. Особенности корпоративного форсайта и его отличия от общего пони­мания технологического форсайта в основных чертах изло­жены в работе Becker Patrick «Corporate Foresight in Europe: A First Overview» (Becker Patrick. Corporate Foresight in Europe: A First Overview. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communi­ties, 2003. P. 25).

Территориальные форсайты достаточно широко извест­ны и представляют собой видение развития экономики от­дельного государства, района или нескольких государств. Территориальные форсайты также подразделяются на нацио­нальные, региональные и межрегиональные. Территориальные форсайты могут дифференцироваться по охвату территориального образования на межрегиональные, национальные и региональные.

Если в основе проекта ле­жит построение предвидения с вовлечением новых технологий, то форсайт преимущественно именуется технологическим. Если при исследовании будущего делается попытка предста­вить себе, какие именно формы будут доминировать, при не­обязательном рассмотрении появления новых технологий, то мы имеем дело с социальным форсайтом. Следовательно, по направленности форсайты делятся на технологический и соци­альный.

Профессором Третьяком В.П. выделены, как минимум, три критерия разнообразия форсайтов: по типу формирования (сверху и снизу), по субъекту рассмотрения (тематические, корпоративные и территориаль­ные) и по направленности (технологические и социальные).

В соответствии с выделенными ранее критериями разно­образия формирования форсайтов представляется, что приве­денная ниже иллюстрация позволит наглядно продемонстри­ровать всю сложность многообразия форсайтов (рис. 1).

 

Рис. 1. Параллелепипед разновидностей Форсайта

Однако следует иметь в виду, что ни один из известных форсайтов в чистом виде не существует. В каждом из них от­дельные фрагменты содержат те или иные элементы, пред­ставляющие собой смешение приемов, характерных для оп­ределенной разновидности формирования форсайта.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 183.