Третьяк В.П., Козлов В.А., Калиничев В.Л.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Третьяк В.П., Козлов В.А., Калиничев В.Л.

«Основы Форсайта»: Учебно-методический комплекс дисциплины. - М.: МГУТУ, 2011.- 58 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы Форсайта» цикла СД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для бакалавров по направлению 080100- «Экономика». Рабочая программа предназначена для дневной и заочной форм обучения.

 

ã Московский государственный университет

технологий и управления, 2010

109004, Москва, Земляной вал, 73.

ã Третьяк В.П., Козлов В.А., Калиничев В.Л.

 

Содержание

1. Рабочая учебная программа дисциплины - 4

2. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов - 29

3. Методические рекомендации по проведению активных форм обучения - 32

4. Тесты по дисциплине (обучающие, контролирующие) - 34

5. Вопросы для подготовки к зачету - 36

6. Краткий курс лекций - 38

7. Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой - 55

8. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения - 57

 

 

 

 

1. Рабочая учебная программа дисциплины

 

1.1. Цель и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «Основы Форсайта» - обязательная дисциплина профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) части государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 080100- «Экономика» (степень) - магистр.

Основными целями учебной дисциплины « Основы Форсайта» являются:

- формирование профессиональной культуры применения форсайт-технологий, под которой понимается способность использовать полученные знания, умения и навыки для обеспечения качества организации и проведния форсайта в сфере профессиональной деятельности выпускника, понимания приоритетности вопросов, касающихся качества подготовки и проведения форсайт-исследований;

-освоение студентами теоретических знаний, приобретение умений и навыков в области подготовки и проведения форсайт-исследований, необходимых для их будущей профессиональной деятельности;

- создание у обущающихся целостной системы знаний, умений и навыков по анализу потребностей, формирования и оценке качества применения технологии форсайт для разработки и реализации долгосрочных стратегий развития.

Задачами дисциплины являются:

· разработка и реализация мероприятий по формированию целостности взглядов на вопросы организации и проведения форсайт-исследований;

· организация и осуществление форсайт-исследований;

· применение разнообразных методов при проведении форсайт-исследований;

· оценка условий, возможности и целесообразности проведения форсайта в различных условиях;

· организация системы подбора и подготовки специалистов для участия в разработке долгосрочных стратегий развития, в том числе с применением технологии форсайт;

· проведение исследований по выявлению возможных рисков при применении методологии форсайт в различных условиях;

· анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по организации и проведению форсайта.

Место дисциплины в структуре ООП.Дисциплина относится к профессиональному циклу Б.1, базовой (общепрофессиональной части). Для изучения дисциплины необходимы знания вопросов предшествующих изучаемых дисциплин – истории, институциональной экономики, психологии и педагогики, методов принятия управленческих решений, информационных технологий в менеджменте, маркетинга, бизнес-планирования.

Дисциплина изучается в заключительном семестре курса, в связи с чем ее изучение не является предшествующей для изучения каких-либо следующих дисциплин.

 

1.2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины (знания, умения, владения и компетенция обучающихся, сформированных в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения дисциплины студент должен приобрести знания, умения, владения и профессиональные компетенции.

Знать:

* основные истоки и направления развития технологии форсайт;

* факторы, влияющие на возможность применения и качество проводимых исследований с использованиием технологии форсайт;

* требования к применению методологии форсайт;

* методы и особенности применения технологии форсайт в различных условиях;

* организационные и практические подходы к применению технологии форсайт;

* современный отечественный и зарубежный опыт применения технологии форсайт;

* различную типологию и методологию форсайт-исследований;

* определение области применения форсайта и его разновидности;

* особенности участия в подготовке и проведнии форсайт-исследований различных институтов (бизнес, власть, наука и общество).

Уметь:

* оценивать возможность применения технологии форсайт в различных областях;

* формулировать цели и задачи применения технологии форсат;

* использовать стандарты и другие нормативные документы при подготовке и проведении форсайт-исследований;

* проводить комплекс мероприятий, направленных на эффективное применение технологии форсайт в различных условиях.

Владеть:

* информацией об истории возникновения и развития технологии форсайт;

* методами оценки возможности и необходимости применения технологии форсайт для разработки и реализации долгосрочных стратегий развития;

* подходами к формированию и привлечению к проведению форсайт-исследований различных гражданских институтов;

* применением соответствующих нормативных документов при разработке и проведении форсайт-исследований в процессе своей профессиональной деятельности;

* методами и процедурой организации взаимодействия между различными институтами при разработке стратегий долгосрочного развития с применением технологии форсайт;

* методами и подходами выявления и анализа причин возникновения потребностей применения технологии форсайт и условий ее реализации.

Профессиональные компетенции:

Выпускник по направлению подготовки «Экономика» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы после изучения дисциплины «Форсайт – технология предвидения» должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

-осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ПК- 6);

- способностью использовать технические средства для организации и проведения мероприятий по разработке долгосрочных стратегий развития, в том числе с применением технологии форсайт (ПК – 7);

- способностью осуществлять поиск, выбор и использование новой информации в области развития технологий долгосрочного развития, в том числе форсайта (ПК – 21);

- владение нормативно-правовой базой в области применения технологии форсайт (ПК – 25);

- способностью проводить исследования по заданной методике и анализировать результаты экспериментов (ПК – 30);

- способностью изучать и анализировать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт в области долгосрочного прогнозирования, в том числе с применением технологии форсайт (ПК – 31).

Предметная область дисциплины,обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение истоков появления и становления форсайта; современный отечественный и зарубежный опыт его применения; типологию и методологию форсайт-исследований; определение области применения форсайта, его разновидности; способы привлечения различных институтов гражданского общества к проведению форсайт-исследований.

Главной содержательной частью предметной области является формирование у студентов понимания истоков появления, истории развития и становления долгосрочного прогнозирования как методологии, а также способов ее практического применения.

Объектами изучения в дисциплине являются корни форсайта, методология и практика применения форсайта, основные форсайтные и стратегические исследования в России и зарубежных странах в начале 2000-х годов; принципы форсайта, как технологии предвидения; треугольник и ромб методов форсайта; стадии, правила и типы формирования форсайта; потенциальные пользователи Форсайта; общие подходы и особенности при разработке проектов национального, регионального и корпортаивного форсайта; участие различных институтов, действующих в государстве в инициировании и проведении Форсайт-исследований.

Главным изучаемым понятием дисциплины является понятие

Форсайт - Особая технология предвидения будущего развития системы, сопровождающаяся мерами по обеспечению движения общества по выбранной траектории на базе общественного консенсуса.

Кроме того, основными понятиями являются следующие:

Анализ внешнего окружения (STEEPV) – это анализ влияния факторов внешней среды: социальных, технологических, экономических факторов, факторов окружающей природной среды и факторов индивидуальных ценностей и политических (STEEPV-факторов) за пределами контроля самой организации, которые могут оказывать существенное влияние на деятельность организации и ее перспективу.

Имитационное моделирование - Моделирование с применением электронных средств.

Метод «Дельфи» - Содержанием этого метода является интеграция широкого спектра мнений, полученного при опросе большого числа людей, занимающих заведомо различные позиции. После нескольких раундов и корректировок позиций группа участников приходит к определенному консенсусу: общей позиции в отношении перспектив развития. Эта позиция и является результатом работы.

Метод сценариев - создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.

Футурология - область знаний по определению перспектив будущего развития общества.

 

При изучении дисциплины рассматриваются:

· исторические, культурные и социальные корни форсайта;

· классическое и современное понятие форсайта;

· методология и практика применения форсайта для разработ­ки и реализации долгосрочных стратегий развития;

· основные форсайтные и стратегические исследования в России и зарубежных странах в начале 2000-х годов;

· вопросы актуальности форсайта в современной России;

· принципы форсайта, как технологии предвидения;

· треугольник и ромб методов форсайта;

· стадии и правила формирования форсайта;

· горизонт форсайта

· фокус форсайта;

· потенциальные пользователи форсайта;

· типы формирования Форсайта;

· общие подходы и особенности при разработке проектов национального и регионального форсайта;

· цели разработки и практика применения корпоративных форсайтов.

· гражданские инициативы и их участие в организации форсайт-исследований;

· участие различных институтов гражданского общества в инициировании и проведении Форсайт-исследований.

 

1.3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,5 зачетных единицы. 1 зачетная единица равна ориентировочно 36 академическим часам. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в таблице 1.

Таблица 1. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы*

Вид учебной работы Зачетных единиц Академических часов
Общая трудоемкость дисциплины 1,5
Аудиторные занятия (всего) 1,5
В том числе:    
Лекции 0,8
Лабораторные работы (ЛР)    
Семинары (всего) 0,7
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем лекций  
Подготовка и презентация реферата  
Контроль (всего)    
Промежуточная аттестация (зачет)**    

* В зависимости от технологии обучения вуз самостоятельно устанавливает распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы в соответствии с рекомендациями примерной программы

** Систему контроля степени освоения дисциплины и оценки приобретенных компетенций, знаний, умений и навыков, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины, используя рекомендованную примерной программой систему диагностики.

 

1.4. Содержание дисциплины

1.4.1 Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость

и виды учебной работы

Рабочая программа дисциплины должна быть построена по модульно-блочному принципу.

Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения. Каждый модуль состоит из двух частей:

- инвариантный блок –включает минимум (ядро) знаний, законов, принципов, понятий, обладающих значительной временной стабильностью (трудоемкость блока не менее 50% общей трудоемкости дисциплины);

- вариативный (профильный) блок – под которым следует понимать укрупненную группу знаний по направлению. Дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовой части, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

В таблице 2 дано название базовых образовательных модулей дисциплины и рекомендованные виды учебной работы, которые в вузовской рабочей программе детализируются в зависимости от используемых технологий обучения. Трудоемкость модулей в зачетных единицах и видов учебной работы в пределах каждого модуля в учебных часах устанавливается вузом в зависмости от технологии обучения и определяется временными затратами на освоение регламентированного минимума результатов обучения в виде компетенций, знаний, умений и навыков.

Таблица 2. Базовые модули дисциплины, рекомендуемые трудоемкость в зачетных единицах и виды учебной работы*

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ Зачетные единицы/ академические часы
всего лекции семинары/тренинги/практич. работа самостоя -тельная работа в том числе
контроль
Тема 1.1. Зарубежный опыт форсайт-исследований  
Тема 1.2. Истоки появления и становления Форсайта  
Тема 1.3. Современный отечественный опыт применения Форсайт-исследований  
Тема 1.4. Типология и методология Форсайт-исследований  
Тема 1.5. Определение области применения форсайта  
Тема 1.6. Разновидности Форсайта  
Тема 1.7. Ложный или «псевдофорсайт»  
Тема 1.8. Форсайт и гражданское общество  
  Промежуточная аттестация (зачет) 0,2/4       0,2/4
  Всего на дисциплину «Форсайт – технология предвидения» 1,5/50 0,8/24 0,35/14 0,22/8 0,13/4

*Примечание: в знаменателе приведена трудоемкость в часах

 

1.4.2 Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины

Таблица 3. Обязательный дидактический минимум содержания дисциплины и ее учебно-образовательного модуля

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ   ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ  
Тема 1.1. Зарубежный опыт форсайт-исследований Методология и практика применения форсайта для разработ­ки и реализации долгосрочных стратегий развития зарубежных стран. Обзор основных форсайтных и стратегических исследований в зарубежных странах в начале 2000-х годов. Международные организации, занимающиеся прогностической деятельностью.
Тема 1.2. Истоки появления и становления Форсайта Классическое и современное понятие форсайта. Исторические, культурные и социальные корни форсайта. Сравнительные эволюционные характеристики технологий будущего. Глобалистика и альтернативистика как методологии исследований будущего. Три поколения форсайта.
Тема 1.3. Современный отечественный опыт при-менения Форсайт-исследований История возникновения и развития концепции «технологического прогнозирования» в России. Роль и место научно-технического прогнозирования в СССР. Актуальность Форсайта в современной России. Примеры реализации тематических и отраслевых Форсайтов. Цели и опыт реализации региональных Форсайтов.
Тема 1.4. Типология и методология Форсайт-исследований Принципы Форсайта, как технологии предвидения. Треугольник методов Форсайта. Ромб методов Форсайта.
Тема 1.5. Определение области применения форсайта Исторические предпосылки необходимости определения области применения Форсайта. Стадии и правила формирования Форсайта. Горизонт Форсайта. Фокус Форсайта. Потенциальные пользователи Форсайта.
Тема 1.6. Разновидности Форсайта   Тип формирования Форсайта: снизу вверх и сверху вниз. Общие подходы и особенности при разработке проектов национального и регионального форсайта. Цели разработки и практика применения корпоративных Форсайтов. Параллелепипед разновидностей Форсайта.
Тема 1.7. Ложный или «псевдофорсайт» Что такое ложный или «псевдофорсайт». Риски Форсайта.
Тема 1.8. Форсайт и гражданское общество   Основные черты и особенности развития гражданского общества. Форсайт и саморегулирование – реалии и перспективы. Гражданские инициативы и организация Форсайт-исследований. Участие различных институтов гражданского общества в инициировании и проведении Форсайт-исследований.

 

 

1.4.3 Содержание учебно-образовательных модулей

ФОРСАЙТА

Область использования инструментария форсайта (SCOPE):

• Очерчивание ключевых вопросов для сферы применения форсайта;

• Выбор разновидности форсайта;

• Обоснование выбора именно названных институтов форсайта;

• Выработка плана формирования форсайта.

Область использования форсайта (SCOPE) - важнейшая составная часть организации форми­рования форсайта на этапе предфорсайта.

В арсенал методов и моделей технологического прогнозирования вошли количественные методы, такие как экстраполяция трендов, мо­дели роста; модели, которые занимали промежуточное место между количественными и качественными методами прогнози­рования - картирование, мониторинг и морфологиче­ский анализ, и методы, которые относятся к качественным ме­тодам, такие как построение сценариев и Дельфи.

Основы теории и методологии «исследования будущего» (Future Studies) были созданы несколько позже при некотором со­противлении со стороны традиционных прогнозистов, но посте­пенно они приобрели репутацию более целостного подхода, не­жели традиционное прогнозирование. Такого рода исследования были устремлены на объединение воедино различных движущих сил, трендов и факторов, их обусловивших. Эта дисциплина по­степенно эволюционировала как в части используемых методов, так и в контексте популярности тех или иных методов.

Горизонт форсайта (Time Horizon) как элемент области ис­пользования инструментария форсайта (Scoping) — про­межуток времени, на который ориентируется фиксация резуль­татов предвидения или активного прогноза.

Фокус форсайта (Foresight Focus) достаточно важный эле­мент области использования форсайта (Scope). Форсайт может быть сфокусирован либо на исследовании тенденций развития инноваций в области науки и технологии, либо на изучении тенденций развития рынков, либо на перспективах иной сферы, например социальной, политической, экономической.

Поле Форсайта представляет собой совокупность участ­ников, которые либо непосредственно задействованы в реали­зации проекта, либо являются участниками процесса, кото­рый выбран в качестве предмета исследований в рамках Фор­сайта, и, наконец, граждане, интересы которых косвенно затрагивают измерения в данной области. Поле Форсайта сохраняется на всех трех фазах его формиро­вания - предфорсайта, собственно Форсайта и постфорсайта.

Риски форсайта.

Форсайт не должен применяться там, где существует хоть малейшая вероятность заинтересованного влияния на полу­чаемые результаты со стороны той или иной социальной группы участников разработки,

Оценка учебной деятельности

1. Общее количество баллов за виды учебной деятельности студента, предусмотренные основной программой освоения дисциплины, может составлять не более 60 баллов (зачетный балл). Так как по дисциплине «Основы Форсайта» предусмотрен экзамен, то принимаем:

от 86 до 100 баллов соответствует оценке «отлично»;

от 73 до 85 — «хорошо»;

от 60 до 72 — «удовлетворительно»;

менее 60 баллов — «неудовлетворительно».

2. За выполнение учебных заданий сверх предусмотренных основной программой освоения дисциплины (учебно-исследовательская работа, самостоятельное углубленное освоение отдельных тем, участие в предметных олимпиадах различного уровня (призовые места) и пр.), преподаватель может выставлять дополнительные баллы (не более 20 или 40 в зависимости от формы итоговой аттестации по дисциплине), что должно быть отражено в правилах текущей аттестации по курсу.

3. Если с учетом работ, сверх предусмотренных основной программой освоения курса, студент набрал свыше 90 баллов, итоговая оценка по дисциплине может быть выставлена без проведения итоговой аттестации - экзамена («автомат»). При этом в ведомость и зачетную книжку студента выставляется оценка «отлично».

4. Максимальное количество баллов, которое студент может получить на экзамене, равно 40, по курсу Основы Форсайта этот показатель был принят за 20 баллов.

5. Если по результатам работы в семестре студент не набрал минимально допустимого количества баллов (зачетный балл), ему выставляется итоговая оценка по дисциплине «неудовлетворительно». В этом случае студенту предлагается изучить дисциплину повторно.

6. В случае выставления итоговой оценки по дисциплине «неудовлетворительно» с правом последующей пересдачи в результате такой пересдачи студент имеет право получить оценку не выше («удовлетворительно»).

7. Мониторинг качества проводится в форме выставления преподавателями оценок за «контрольные недели» (четвертая, девятая и четырнадцатая недели каждого семестра), а также в форме тестирования.

 

1.9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Примерная программа предусматривает возможность обучения в рамках традиционной поточно-групповой системы обучения. При этом последовательность изучения учебно-образовательных модулей определяется его номером. Обучение для бакалавров рекомендуется в течение одного – 6 семестра.

Вузам рекомендуется постепенно перейти на кредитно-модульную систему обучения. При введении кредитно-модульной системы обучения необходимо сформировать учебный план таким образом, чтобы он обеспечивал студентам возможность:

- изучение отдельных модулей в различные расширенные временные интервалы и различной последовательности (за исключением модуля 1, который должен осваиваться первым и в последовательности указаных тем);

- выбора студентом преподавателя для освоения того или иного модуля;

- выбора студентом преподавателя для руководства и консультирования по самостоятельной работе;

- формирование для студентов индивидуальных учебных планов.

Учебным управлениям (отделам) вузов и кафедрам, ведущим образовательный процесс по дисциплине необходимо:

- сформировать вариативное расписание проведения обучения по отдельным учебно-образовательным модулям дисциплины различными преподавателями;

- обеспечить углубленную научную, практическую и методическую подготовку преподавателей, специализирующихся на проведении занятий по отдельным модулям.

Студенты перед началом изучения дисциплины должны быть ознакомлены с системой кредитных единиц и балльно-рейтинговой оценки, которые должны быть опубликованы и размещены на сайте вуза или кафедры. При переходе студента в другой вуз полученные им кредиты и баллы по отдельным модулям зачитываются. Для этого студенту выдается справка о набранных кредитах и баллах, а при офоициальном запросе – программа освоенного модуля и копии оценочных листов по нему. Оценочные листы балльно-рейтингового контроля подписываются студентом и преподавателем с указанием даты его проведения. Формы оценочных листов их содержание вуз определяет самостоятельно в соответствии с принятой в нем системой контроля и образовательными технологиями.

 

1.10. Глоссарий основных терминов и определений

№ п/п Новые понятия Содержание
1. Анализ внешнего окружения (STEEPV) Анализ влияния факторов внешней среды: социальных, технологических, экономических факторов, факторов окружающей природной среды и факторов индивидуальных ценностей и политических (STEEPV-факторов) за пределами контроля самой организации, которые могут оказывать существенное влияние на деятельность организации и ее перспективу. STEEPV - аббревиатура названия факторов: социальных (S - social), технологических (Т - technological), экономических (E - economic), окружающей природной среды (E - environmental), индивидуальных ценностей (PV - personal values).
2. Базовая инфраструктура Инфраструктура, критически важная для развития общества на данной фазе развития; является предельной формой реализации технологического пакета.
3. Базовые институты Институциональные решения, лежащие в основе технологического пакета.
Дeлoвыe игpы Оcнoвaны нa мoдeлиpoвaнии фyнкциoниpoвaния coциaльнoй cиcтeмы yпpaвлeния пpи выпoлнeнии действий, нaпpaвлeнныx нa дocтижeниe пocтaвлeннoй цeли. Дeлoвыe игpы пpeдпoлaгaют aктивнyю дeятeльнocть экcпepтнoй гpyппы, зa кaждым члeнoм кoтopoй зaкpeплeнa oпpeдeлeннaя oбязaннocть в cooтвeтcтвии c зapaнee cocтaвлeнными пpaвилaми и пpoгpaммoй.
5. Имитационное моделирование Моделирование с применением электронных средств.  
6. Ключевые технологии Технологии, которые имеют высокий потенциал влияния на национальную конкурентоспособность и качество жизни.
7. Метод «La Prospective» Субъективное, экспертное выявление значимости отношений между факторами или группами факторов.
8. Метод Дельфи   Содержанием этого метода является интеграция широкого спектра мнений, полученного при опросе большого числа людей, занимающих заведомо различные позиции. Технология «Дельфи» предполагает несколько итераций, в ходе которых экспертам предлагают ответить на список вопросов. В конце раунда участники знакомятся с его итогами и на основании этого корректируют собственные позиции. После нескольких раундов и корректировок позиций группа участников приходит к определенному консенсусу: общей позиции в отношении перспектив развития. Эта позиция и является результатом работы.
9. Мeтoд "кpyглoгo cтoлa" Пpeдпoлaгaeт пpoвeдeниe coвeщaния или диcкyccии c цeлью выpaбoтки eдинoгo кoллeктивнoгo мнeния пo peшaeмoй пpoблeмe. В oтличиe oт мeтoдa "мoзгoвoй aтaки" кaждый экcпepт мoжeт нe тoлькo выcкaзывaть cвoe мнeниe, нo и кpитикoвaть пpeдлoжeния дpyгиx. В peзyльтaтe тaкoгo тщaтeльнoгo oбcyждeния yмeньшaeтcя вoзмoжнocть oшибoк пpи выpaбoткe peшeния. Дocтoинcтвo мeтoдa в пpocтoте eгo peaлизaции. Однaкo нa coвeщaнии за основу мoжeт быть пpинятo oшибoчнoe мнeниe oднoгo из yчacтникoв в cилy eгo aвтopитeтa, cлyжeбнoгo пoлoжeния, нacтoйчивocти или opaтopcкиx cпocoбнocтeй.
10. Метод мозгового штурма   Высказывание идей и предложений по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, которое осуществляется в группах из 5 - 12 чел. При этом действуют следующие правила работы группы: свободное высказывание максимального числа идей, в том числе и вполне фантастических; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей.
11. Метод сценариев   Предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны. При разработке управленческих решений широкое распространение нашел метод сценариев, также дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений. Разрабатываемые специалистами сценарии развития анализируемой ситуации позволяют с, тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий. Профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, как при наличии различных управляющих воздействий, так и при их отсутствии.
12. Методика сценирования   Классическая методика сценирования заключается в выделении базовых количественных и качественных тенденций развития и отслеживании изменений в обществе под их воздействием. Средние показатели тенденций образуют «базовый сценарий», то есть, общую линию развития событий. Вариации в показателях и динамике тенденций образуют дополнительные или альтернативные сценарии. Особенность сценарного метода в том, что он позволяет четко указывать направления и варианты развития событий в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективу (при корректно указанных и отслеженных трендах), но скверно предсказывает даты и точный формат событий. А именно это обычно и считается «прогнозом». Для увеличения эффективности сценарной работы, считается, что каждый из разработанных сценариев должен быть описан в литературной форме. Это позволяет придать им необходимую образность, а также связать с настоящим временем через субъективные описания и представления. Распространенная ошибка при сценировании – неоправданная экстраполяция количественных трендов.
13. Методы, основанные на статистическом и математическом анализе Работа с количественными данными в ходе прогнозирования имеет ряд неоспоримых преимуществ: 1. Статистика и количественные индикаторы делают видимым то, каким образом был получен результат прогноза. Они не позволяют методологических махинаций. 2. Количественные данные могут использоваться последовательным и воспроизводимым путём. Результаты разных исследований могут быть легко сопоставлены с текущими. 3. Качественные данные можно визуализировать в виде графиков и таблиц.
14. Методы системного анализа Совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов, опирающихся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы.
15. Мeтoд "cyдa" Являeтcя paзнoвиднocтью мeтoдa "кpyглoгo cтoлa" и peaлизyeтcя пo aнaлoгии c вeдeниeм cyдeбнoгo пpoцecca. В poли "пoдcyдимыx" выcтyпaют выбиpaeмыe вapиaнты peшeния; в poли "cyдeй" - лицa, пpинимaющиe peшeниe; в poли "пpoкypopoв" и "зaщитникoв" - члeны экcпepтнoй гpyппы. Рoль "cвидeтeлeй" выпoлняют paзличныe ycлoвия выбopa и дoвoды экcпepтoв. Пpи вeдeнии тaкoгo "cyдeбнoгo пpoцecca" oтклoняютcя или пpинимaютcя тe или иныe peшeния. Мeтoд "cyдa" цeлecooбpaзнo иcпoльзoвaть пpи нaличии нecкoлькиx гpyпп экcпepтoв, пpидepживaющиxcя paзличныx вapиaнтoв peшeния.
16. Планирование Деятельность по разра­ботке планов, определяющих будущее состояние системы, и решений по обеспечению выполнения принятых планов.
17. Прогнозировани­е Вид деятельности по определению будущих тенденций развития изучаемой системы на основе анализа ее состояния в прошлом и настоящем.
18. Форсайт   Особая технология предвидения будущего развития системы, сопровождающаяся мерами по обеспечению движения общества по выбранной траектории на базе общественного консенсуса
19. Футурология Область знаний по определению перспектив будущего развития общества.
20. Эвентологический форсайт   Событийный форсайт (лат. eventus — событие, англ. foresight — видение будущего) — процесс систематических попыток необычно большой группы разумных субъектов — экспертов — выразить и измерить эвентологические распределения отдаленного будущего науки, технологии, экономики и общества с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые вероятно смогут принести наибольшие экономические и социальные выгоды; системный эвентологический механизм, достигающий результатов за счет сочетания системы эвентологических методов; чаще всего используются эвентологический анализ информационных потоков, эвентологическая методика фокус-групп или панелей экспертов и сценарное эвентологическое планирование; неотъемлемый фундамент эвентологического форсайта — опрос необычно большой группы экспертов, как разумных субъектов, масштабность которой играет ключевую роль: непосредственное участие в методе эвентологического форсайта разумных субъектов с их собственными эвентологическими распределениями, совместное эвентологическое распределение которых не известно, поскольку из-за необычной масштабности множества экспертов оно не поддается статистической оценке.
21. Экспертное суждение Представляет собой метод обращения за советом к «сведущему человеку». Эта техника является, пожалуй, самой древней: обращаться за советом к мудрецам или вождям начали еще задолго до полявления формального прогнозирования. Экспертное суждение особенно важно при рассмотрении запутанных вопросов, когда имеются сомнения по поводу истинности данных и их интерпретации, или когда проблема понятна только специалистам.
22. Экстраполяция трендов Это одна из наиболее широко используемых техник прогнозирования. Во-первых необходимо выявить тренд. Это может быть практически любой феномен, выразимый в количественных показателях с видимой структурой изменения во времени. К этим феноменам относятся и население и его размещение по территории, производительность труда, или размер территории государства. Тренд отсылает к историческим данным, экстраполяция подразумевает что эти данные проецируются в будущее.

2. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов.

В самостоятельную работу включена подготовка реферата и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы <

Дата: 2016-09-30, просмотров: 212.