Различные гражданские инициативы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1.4.4 Практические занятия

Практическая работа является формой групповой аудиторной работы в малых группах. Основная цель практическая работы – это приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области организации и проведения форсайт-исследования. Практическую работу рекомендуется проводить в конце курса.

Практическая работа должна быть полностью обеспечена учебными и методическими пособиями и указаниями, необходимыми для учебного процесса. Перед проведением практической работы студенты должны освоить требуемый теоретический материал и процедуры выполения практической работы по предварительно полученным учебным и методическим материалам.

Повысить эффективность проведения практической работы возможно за счет использования информационных технологий, мультимедийных программных средств, как дополнительного инструментария практической работы, расширяющих диапазон исследования и анализа результатов.

1.5. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 20% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.

Цели самостоятельной работы.

Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.

Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к лабораторным занятиям, тренингам, деловым и ролевым обучающим играм, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – экзамену. Виды самостоятельной работы по каждой теме с учетом трудоемкости представлены в табл. 6.

Таблица 6. Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа

№ п/п Учебно-образовательная дисциплина Трудоемкость СРС, зач.ед./ часы Виды самостоятельной работы студентов Зач. ед./ часы
1. Дисциплина «Форсайт – технология предвидения» 0,2/8 1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к лабораторным занятиям
3. Изучение тем вынесенных на самостоятельное изучение
4. Подготовка к тестированию по модулю
5. Подготовка к тренингу
6. Подготовка к ролевой игре
7. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - зачету
   
           

 

1.6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Программное и коммуникативное обеспечение

1. Операционные системы Windows, стандартные офисные программы.

2. Законодательно-правовая электорнно-поисковая база («Консультант», «Гарант»).

3. Электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей программой, находящихся в свободном доступе для студентов.

4. Презентации лекций по модулям и темам дисциплины.

 

1.7. Материально–техническое обеспечение дисциплины

Для проведения практических и семинарских занятий используется учебный класс для самостоятельной работы по дисциплине, оснащенный компьтерной техникой, необходимым программным обеспечением, электронными учебными пособиями и законодательно–правовой и нормативной поисковой системой, имеющей выход в глобальную сеть, оснащенную аудиовизуальной техникой для презентаций студенческих работ. В табл. 8 представлен перечень материально-технического обеспгчения лабораторного практикума по дисциплине.

Таблица 8. Рекомендуемое материально-техническое обеспечение дисциплины

№ п/п Рекомендуемое материально-техническое обеспечение дисциплины
  Компьютерное и программное обеспечение
Компьютерный класс с выходом в интернет, оснащенный электронной законодательно-поисковой базой (Консультант или Гарант), электронными учебно-методическими пособиями.,

 

1.8. Контроль и оценка результатов обучений

1.8.1. Контроль знаний по дисциплине

По дисциплине « Основы Форсайта» проводится контроль знаний студентов: входной, текущий, рубежный и промежуточная аттестация – экзамен.

Входной контроль предназначен для выявления степени подготовленности студентов к изучению дисциплины « Основы Форсайта» и проводится по остаточным знаниям, ранее изученных дисциплин: истории, институциональной экономики, психологии и педагогики, методов принятия управленческих решений, информационных технологий в менеджменте, маркетинга, бизнес-планирования. С этой целью составляется перечень вопросов, охватывающих наиболее важные темы предшествующих дисциплин. Такой контроль проводится в виде тестирования перед началом изучения дисциплины или на вводной лекции. Полученные результаты дают возможность преподавателю определить наиболее слабых и наиболее подготовленных студентов, что облегчает проблемы индивидуализации обучения. Кроме того, составить вопросы для самостоятельного изучения их слабо подготовленными студентами с целью выравнивания знаний и успешного освоения программы изучаемой дисциплины. Результаты входного контроля не влияют на рейтинг студента.

Текущий контроль проводится по каждой теме лабораторного занятия с целью определения уровня самостоятельной работы студента над учебными материалами дисциплины « Основы Форсайта». Текущий контроль осуществляется преподавателем в начале занятия в течение отведенного времени и ставит своей целью определить готовность студента к выполнению практических заданий. Контроль текущих знаний проводится на занятиях в форме устного или письменного опроса. Объектами текущего контроля при изучении дисциплины « Основы Форсайта» являются: посещение лекций; подготовка и качество выполнения практических заданий. Результаты текущего контроля влияют на рейтинг студента.

Рубежный контроль проводится после изучения каждого модуля дисциплины: тестирование, проведение коллоквиумов, написание и защита реферата, выполнение тем, вынесенных на самостоятельное изучение, и ндивидуальных заданий. При этом используются информационные технологии. Цель- выявить уровень знаний студентов по материалу изученного модуля дисциплины. Результаты рубежного контроля влияют на итоговый рейтинг студента.

Промежуточная аттестации по дисциплине « Основы Форсайта» проводится в соответсвии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки магистров 080100- «Экономика», в форме зачёта. Он подводит итог знаниям студента, полученным за данный период изучения дисциплины.

1.8.2 Рейтинговая оценка по дисциплине

Необходима балльно-рейтинговой система оценки степени освоения студентом отдельных учебно-образовательных модулей и других видов учебной работы. В процессе обучения студент должен полностью выполнить учебный план, предусмотренный учебной программой дисциплины, по всем видам учебных занятий набрать 4 зачетные единицы трудоемкости (рекомендуемое распределение трудоемкости в зачетных единицах представлено в табл. 2). Студент должен выполнить все предусмотренные программой лабораторные работы, тренинги и деловые игры, самостоятельные виды работы (рекомендуемые темы лабораторных работ, тренингов, ролевых и деловых игр представлены в табл. 6,7)

Результаты по всем видам учебной деятельности и рейтингового контроля фиксируются в рейтинг-листке каждого студента.

Оценка учебной деятельности

1. Общее количество баллов за виды учебной деятельности студента, предусмотренные основной программой освоения дисциплины, может составлять не более 60 баллов (зачетный балл). Так как по дисциплине «Основы Форсайта» предусмотрен экзамен, то принимаем:

от 86 до 100 баллов соответствует оценке «отлично»;

от 73 до 85 — «хорошо»;

от 60 до 72 — «удовлетворительно»;

менее 60 баллов — «неудовлетворительно».

2. За выполнение учебных заданий сверх предусмотренных основной программой освоения дисциплины (учебно-исследовательская работа, самостоятельное углубленное освоение отдельных тем, участие в предметных олимпиадах различного уровня (призовые места) и пр.), преподаватель может выставлять дополнительные баллы (не более 20 или 40 в зависимости от формы итоговой аттестации по дисциплине), что должно быть отражено в правилах текущей аттестации по курсу.

3. Если с учетом работ, сверх предусмотренных основной программой освоения курса, студент набрал свыше 90 баллов, итоговая оценка по дисциплине может быть выставлена без проведения итоговой аттестации - экзамена («автомат»). При этом в ведомость и зачетную книжку студента выставляется оценка «отлично».

4. Максимальное количество баллов, которое студент может получить на экзамене, равно 40, по курсу Основы Форсайта этот показатель был принят за 20 баллов.

5. Если по результатам работы в семестре студент не набрал минимально допустимого количества баллов (зачетный балл), ему выставляется итоговая оценка по дисциплине «неудовлетворительно». В этом случае студенту предлагается изучить дисциплину повторно.

6. В случае выставления итоговой оценки по дисциплине «неудовлетворительно» с правом последующей пересдачи в результате такой пересдачи студент имеет право получить оценку не выше («удовлетворительно»).

7. Мониторинг качества проводится в форме выставления преподавателями оценок за «контрольные недели» (четвертая, девятая и четырнадцатая недели каждого семестра), а также в форме тестирования.

 

1.9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Примерная программа предусматривает возможность обучения в рамках традиционной поточно-групповой системы обучения. При этом последовательность изучения учебно-образовательных модулей определяется его номером. Обучение для бакалавров рекомендуется в течение одного – 6 семестра.

Вузам рекомендуется постепенно перейти на кредитно-модульную систему обучения. При введении кредитно-модульной системы обучения необходимо сформировать учебный план таким образом, чтобы он обеспечивал студентам возможность:

- изучение отдельных модулей в различные расширенные временные интервалы и различной последовательности (за исключением модуля 1, который должен осваиваться первым и в последовательности указаных тем);

- выбора студентом преподавателя для освоения того или иного модуля;

- выбора студентом преподавателя для руководства и консультирования по самостоятельной работе;

- формирование для студентов индивидуальных учебных планов.

Учебным управлениям (отделам) вузов и кафедрам, ведущим образовательный процесс по дисциплине необходимо:

- сформировать вариативное расписание проведения обучения по отдельным учебно-образовательным модулям дисциплины различными преподавателями;

- обеспечить углубленную научную, практическую и методическую подготовку преподавателей, специализирующихся на проведении занятий по отдельным модулям.

Студенты перед началом изучения дисциплины должны быть ознакомлены с системой кредитных единиц и балльно-рейтинговой оценки, которые должны быть опубликованы и размещены на сайте вуза или кафедры. При переходе студента в другой вуз полученные им кредиты и баллы по отдельным модулям зачитываются. Для этого студенту выдается справка о набранных кредитах и баллах, а при офоициальном запросе – программа освоенного модуля и копии оценочных листов по нему. Оценочные листы балльно-рейтингового контроля подписываются студентом и преподавателем с указанием даты его проведения. Формы оценочных листов их содержание вуз определяет самостоятельно в соответствии с принятой в нем системой контроля и образовательными технологиями.

 

1.10. Глоссарий основных терминов и определений

№ п/п Новые понятия Содержание
1. Анализ внешнего окружения (STEEPV) Анализ влияния факторов внешней среды: социальных, технологических, экономических факторов, факторов окружающей природной среды и факторов индивидуальных ценностей и политических (STEEPV-факторов) за пределами контроля самой организации, которые могут оказывать существенное влияние на деятельность организации и ее перспективу. STEEPV - аббревиатура названия факторов: социальных (S - social), технологических (Т - technological), экономических (E - economic), окружающей природной среды (E - environmental), индивидуальных ценностей (PV - personal values).
2. Базовая инфраструктура Инфраструктура, критически важная для развития общества на данной фазе развития; является предельной формой реализации технологического пакета.
3. Базовые институты Институциональные решения, лежащие в основе технологического пакета.
Дeлoвыe игpы Оcнoвaны нa мoдeлиpoвaнии фyнкциoниpoвaния coциaльнoй cиcтeмы yпpaвлeния пpи выпoлнeнии действий, нaпpaвлeнныx нa дocтижeниe пocтaвлeннoй цeли. Дeлoвыe игpы пpeдпoлaгaют aктивнyю дeятeльнocть экcпepтнoй гpyппы, зa кaждым члeнoм кoтopoй зaкpeплeнa oпpeдeлeннaя oбязaннocть в cooтвeтcтвии c зapaнee cocтaвлeнными пpaвилaми и пpoгpaммoй.
5. Имитационное моделирование Моделирование с применением электронных средств.  
6. Ключевые технологии Технологии, которые имеют высокий потенциал влияния на национальную конкурентоспособность и качество жизни.
7. Метод «La Prospective» Субъективное, экспертное выявление значимости отношений между факторами или группами факторов.
8. Метод Дельфи   Содержанием этого метода является интеграция широкого спектра мнений, полученного при опросе большого числа людей, занимающих заведомо различные позиции. Технология «Дельфи» предполагает несколько итераций, в ходе которых экспертам предлагают ответить на список вопросов. В конце раунда участники знакомятся с его итогами и на основании этого корректируют собственные позиции. После нескольких раундов и корректировок позиций группа участников приходит к определенному консенсусу: общей позиции в отношении перспектив развития. Эта позиция и является результатом работы.
9. Мeтoд "кpyглoгo cтoлa" Пpeдпoлaгaeт пpoвeдeниe coвeщaния или диcкyccии c цeлью выpaбoтки eдинoгo кoллeктивнoгo мнeния пo peшaeмoй пpoблeмe. В oтличиe oт мeтoдa "мoзгoвoй aтaки" кaждый экcпepт мoжeт нe тoлькo выcкaзывaть cвoe мнeниe, нo и кpитикoвaть пpeдлoжeния дpyгиx. В peзyльтaтe тaкoгo тщaтeльнoгo oбcyждeния yмeньшaeтcя вoзмoжнocть oшибoк пpи выpaбoткe peшeния. Дocтoинcтвo мeтoдa в пpocтoте eгo peaлизaции. Однaкo нa coвeщaнии за основу мoжeт быть пpинятo oшибoчнoe мнeниe oднoгo из yчacтникoв в cилy eгo aвтopитeтa, cлyжeбнoгo пoлoжeния, нacтoйчивocти или opaтopcкиx cпocoбнocтeй.
10. Метод мозгового штурма   Высказывание идей и предложений по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, которое осуществляется в группах из 5 - 12 чел. При этом действуют следующие правила работы группы: свободное высказывание максимального числа идей, в том числе и вполне фантастических; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей.
11. Метод сценариев   Предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны. При разработке управленческих решений широкое распространение нашел метод сценариев, также дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений. Разрабатываемые специалистами сценарии развития анализируемой ситуации позволяют с, тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий. Профессионально разработанные сценарии позволяют более полно и отчетливо определить перспективы развития ситуации, как при наличии различных управляющих воздействий, так и при их отсутствии.
12. Методика сценирования   Классическая методика сценирования заключается в выделении базовых количественных и качественных тенденций развития и отслеживании изменений в обществе под их воздействием. Средние показатели тенденций образуют «базовый сценарий», то есть, общую линию развития событий. Вариации в показателях и динамике тенденций образуют дополнительные или альтернативные сценарии. Особенность сценарного метода в том, что он позволяет четко указывать направления и варианты развития событий в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективу (при корректно указанных и отслеженных трендах), но скверно предсказывает даты и точный формат событий. А именно это обычно и считается «прогнозом». Для увеличения эффективности сценарной работы, считается, что каждый из разработанных сценариев должен быть описан в литературной форме. Это позволяет придать им необходимую образность, а также связать с настоящим временем через субъективные описания и представления. Распространенная ошибка при сценировании – неоправданная экстраполяция количественных трендов.
13. Методы, основанные на статистическом и математическом анализе Работа с количественными данными в ходе прогнозирования имеет ряд неоспоримых преимуществ: 1. Статистика и количественные индикаторы делают видимым то, каким образом был получен результат прогноза. Они не позволяют методологических махинаций. 2. Количественные данные могут использоваться последовательным и воспроизводимым путём. Результаты разных исследований могут быть легко сопоставлены с текущими. 3. Качественные данные можно визуализировать в виде графиков и таблиц.
14. Методы системного анализа Совокупность методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов, опирающихся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы.
15. Мeтoд "cyдa" Являeтcя paзнoвиднocтью мeтoдa "кpyглoгo cтoлa" и peaлизyeтcя пo aнaлoгии c вeдeниeм cyдeбнoгo пpoцecca. В poли "пoдcyдимыx" выcтyпaют выбиpaeмыe вapиaнты peшeния; в poли "cyдeй" - лицa, пpинимaющиe peшeниe; в poли "пpoкypopoв" и "зaщитникoв" - члeны экcпepтнoй гpyппы. Рoль "cвидeтeлeй" выпoлняют paзличныe ycлoвия выбopa и дoвoды экcпepтoв. Пpи вeдeнии тaкoгo "cyдeбнoгo пpoцecca" oтклoняютcя или пpинимaютcя тe или иныe peшeния. Мeтoд "cyдa" цeлecooбpaзнo иcпoльзoвaть пpи нaличии нecкoлькиx гpyпп экcпepтoв, пpидepживaющиxcя paзличныx вapиaнтoв peшeния.
16. Планирование Деятельность по разра­ботке планов, определяющих будущее состояние системы, и решений по обеспечению выполнения принятых планов.
17. Прогнозировани­е Вид деятельности по определению будущих тенденций развития изучаемой системы на основе анализа ее состояния в прошлом и настоящем.
18. Форсайт   Особая технология предвидения будущего развития системы, сопровождающаяся мерами по обеспечению движения общества по выбранной траектории на базе общественного консенсуса
19. Футурология Область знаний по определению перспектив будущего развития общества.
20. Эвентологический форсайт   Событийный форсайт (лат. eventus — событие, англ. foresight — видение будущего) — процесс систематических попыток необычно большой группы разумных субъектов — экспертов — выразить и измерить эвентологические распределения отдаленного будущего науки, технологии, экономики и общества с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые вероятно смогут принести наибольшие экономические и социальные выгоды; системный эвентологический механизм, достигающий результатов за счет сочетания системы эвентологических методов; чаще всего используются эвентологический анализ информационных потоков, эвентологическая методика фокус-групп или панелей экспертов и сценарное эвентологическое планирование; неотъемлемый фундамент эвентологического форсайта — опрос необычно большой группы экспертов, как разумных субъектов, масштабность которой играет ключевую роль: непосредственное участие в методе эвентологического форсайта разумных субъектов с их собственными эвентологическими распределениями, совместное эвентологическое распределение которых не известно, поскольку из-за необычной масштабности множества экспертов оно не поддается статистической оценке.
21. Экспертное суждение Представляет собой метод обращения за советом к «сведущему человеку». Эта техника является, пожалуй, самой древней: обращаться за советом к мудрецам или вождям начали еще задолго до полявления формального прогнозирования. Экспертное суждение особенно важно при рассмотрении запутанных вопросов, когда имеются сомнения по поводу истинности данных и их интерпретации, или когда проблема понятна только специалистам.
22. Экстраполяция трендов Это одна из наиболее широко используемых техник прогнозирования. Во-первых необходимо выявить тренд. Это может быть практически любой феномен, выразимый в количественных показателях с видимой структурой изменения во времени. К этим феноменам относятся и население и его размещение по территории, производительность труда, или размер территории государства. Тренд отсылает к историческим данным, экстраполяция подразумевает что эти данные проецируются в будущее.

2. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов.

В самостоятельную работу включена подготовка реферата и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них студенты выбирают тему реферата. Студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата сформулирована проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.

Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументированно отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы). Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.

Содержание самостоятельной работы

Тематика самостоятельной работы определяется вузом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов с будущей профессиональной деятельностью выпускника. Возможная тематическая направленность рефератов для каждого учебно-образовательного модуля представлена в табл. 7.

Таблица 7. Возможная тематика рефератов

№ п/п Учебно-образова-тельный модуль Возможная тематика рефератов для самостоятельной работы  
 
  1. Стремление заглянуть в будущее – постоянное состояние человечества. 2. Первые попытки светского понимания процесса предвидения. 3. Методология и практика применения форсайта для разработ­ки и реализации долгосрочных стратегий развития зарубежных стран. 4. Прогнозирование как вид деятельности. 5. Футурология и ее коренные отличия от Форсайта. 6. Обзор основных форсайтных и стратегических исследований в зарубежных страна в начале 2000-х годов. 7. Современный этап развития исследований будущего. 8. Глобальные проблемы современности. 9. Исторические, политические и экономические предпосылки формирования технологического прогнозирования. 10. Исторические, культурные и социальные корни форсайта. 11. История возникновения концепции «технологического прогнозирования» в СССР и практика формирования комплексной программы научно-технического прогресса (КП НТП). 12. Форсайт – как основа исследования перспектив развития. 13. Сравнительные эволюционные характеристики технологий будущего. 14. Глобалистика и альтернативистика как методологии исследований будущего. 15. Истоки появления и становления Форсайта. Принципы Форсайта, как технологии предвидения. 16. Что такое Форсайт. Что такое ложный или «псевдофорсайт». 17. Что понимается под горизонтом и фокусом Форсайта. Разновидности Форсайта. 18. Фундаментальные изменения в эволюции на этапе перехода к экономике знаний. 19. Форсайт и ускорение ритма эволюции. 20. Форсайт и изменение роли различных субъектов в эволюции. 21. Форсайт и рост сложности социальных проблем. 22. Форсайт и рост сложности экономических проблем. 23. Форсайт и рост сложности технических систем и проблем. 24. Три поколения Форсайта. 25. Типология и методология Форсайт-исследований. 26. Области применения форсайта. 27. Разновидности Форсайта и условия их применения. 28. Форсайт-исследования как путь объединения интеллектуального потенциала власти, бизнеса, гражданского общества и науки.    

 

Темы рефератов выбираются студентами самостоятельно, ведущий преподаватель обеспечивает консультирование студента по данной теме и остальным видам самостоятельной работы.

 

3. Методические рекомендации по проведению активных форм обучения

Примерная тематика тренингов, ролевых и деловых игр

Тренинг - вид учебной подготовки студента, заключающийся в закреплении приобретенных на занятиях знаний и умений по изучаемой теме на примере решения или анализа профессионально-ориентированных вопросов. Конечная цель любого тренинга – переход от категории «знание» и «умение» к категории «владение».

Тренинги, деловые и ролевые игры являются формой индивидуально-группового и профессионально - ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно к виду профессиональной деятельности обучающихся. Основная задача преподавателя – активизировать работу студентов на занятии. Вначале каждый студент выполняет задание самостоятельно. Затем преподаватель предлагает обменяться полученными результатами в парах; в парах проходит обсуждение полученного результата, после чего дается время на исправление ранее поученных результатов обучаемыми. В заключении проходит групповое обсуждение результатов, полученных парами.

Рекомендуется проведение одного тренинга за весь курс обучения. Примерная тематика занятия с использованием форм активного обучения представлена в табл. 5.

Таблица 5. Формы активного обучения

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели тренинга Примерная тематика тренинга  
 
Цель: закрепление знаний, полученных во время теоретических занятий, в ходе которых рассматривались вопросы различий между прогнозированием и предвидением. Определение различий между прогнозированием и предвидением (проблемная ситуация).  

РАЗЛИЧИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРЕДВИДЕНИЯ

Параметр Прогнозирование (forecast) Предвидение (foresight)
  1 . Содер-жание     Формулировка научно-обоснованных суждений о воз­можных состояниях в будущем некоторого объекта на основе сложившихся на сегодня тен­денций, без учета партикуляр­ных интересов игроков Выработка видения будущего, определение зон исследований и появления технологий, которые могут принести наибольшие экономические и социальные выгоды исходя из желаемого будущего
2. Участ-ники и эксперты     Ученые, политики     Представители всех ключевых участников развития: научно-технической сферы, бизнеса, правительства, общественности
  3. Назна-чение     Предсказание вариантов буду­щего     Выработка образа будущего; осуществление ранней концентра­ции ресурсов на нужных для его достижения направлениях
4. Характер реализации   Принуждать отдельные слои исполнять предписанное про­гнозом под предлогом того, что всем будет хуже Побуждать к реализации достиг­нутого путем консенсуса партику­лярных интересов выбора
5. Актив-ность воздейст-вия на процессы   Констатирует существующие тенденции       Показывает возможные пути корректировок существующих тенденций
  6. Результат     Отчеты — завершенные доку­менты, которые можно сравни­вать с результатом по истече­нию определенного срока   Отчеты. Сети экспертов. Процедуры взаимодействия. Процедуры оценки. Культура предвидения в обществе

 

 

4. Тесты по дисциплине (контролирующие)

1. Технологический форсайт:

А) позволяет оказывать поддержку всему новому;

Б) стимулирует и оказывает помощь предприятиям в области технологического управления и передачи технологии;

В) приводит к повышению конкурентоспособности и росту;

Г) все ответы верны.

2. На нынешнем этапе развития предпочтение при организации форсат-исследований отдается:

А) научно-технологическим прогнозам;

Б) прогнозам в социальной области;

В) прогнозам в рамках понятий общества знаний;

Г) исследованиям, по­священным условиям труда и промышленным отношениям.

3. Особенностью новых Форсайтов в развитых странах, начиная с 2000-х годов, является учет таких тенденций и проблем современного развития, как:

А) Глобализация и развитие экономики знаний,

Б) формирование и консолидация информационного общества,

В) управление экологическими ресурсами, преобразование здравоохранения, рост региональных различий

Г) все ответы верны.

4. Отметьте международные организации, занимающиеся развитием форсайт-исследований:

А) ЮНИДО;

Б) НАСА;

В) ЮНИСЕФ;

Г) ОЭСР.

5. Основной объем средств на финансирование конкретных форсат-проектов предостав­ляют:

А) научные организации;

Б) неправительственные организации;

В) правительства (федеральные и региональные);

Г) частная про­мышленность.

6. Форсайт как технология предвидения (не элемент программы) появился:

а) на рубеже XIX-XX веков;

б) в первой половине XX века;

в) в 50-е годы XX века;

г) в конце XX века.

7. Хронологическая последовательность распространения методологии форсайта в мире:

А) СССР, Япония, Германия, Китай

Б) США, Япония, Германия, ЕС

В) ЕС, Великобритания, СССР, Япония

Г) США, Канада, Бразилия, Китай

8. Основными принципами инструментария Форсайта являются:

а) согласованность действий науки, власти и гражданского общества;

б) согласованность действий властей и бизнеса;

в) инициатива властей по разработке плана социального и экономического развития территории;

г) вовлеченность общественных сил, коммуникации участников, концентрация на долговременном периоде, координация с имеющимися достижениями в социально-экономической сфере, согласие бизнеса, науки, власти и гражданского общества.

9. По мнению специалистов, в России применение методологии форсайта начинается:

А) В 40-х годах ХХ-го века;

Б) В 70-х годах ХХ-го века;

В) В 90-х годах ХХ-го века;

Г) В начале ХХI-го века.

10. Каковы истоки Форсайта?

а) пассивное прогнозирование;

б) плановая система, применявшаяся в СССР;

в) футурология и прогностика;

г) прогностика, планирование, футурология.

 

5. Вопросы для подготовки к зачету

1. Развитие представлений о будущем на ранних стадиях существования человечества.

2. Религиозные, утопические и философско‑исторические корни теории прогнозирования

3. Социальное прогнозирование на рубеже XIX—XX столетий.

4. Исторические, политические и экономические предпосылки формирования технологического прогнозирования

5. Исторические, политические и экономические условия формирования парадигмы технологического прогнозирования

6. Футурология и ее коренные отличия от Форсайта

7. «Антифутурологические волны» и их роль в формировании технологии предвидения.

8. Прогнозирование и предвидение – общее и различия.

9. Римский клуб и его роль в исследовании проблематики будущего

10. Современный этап развития исследований будущего.

11. Глобалистика и альтернативистика как методологии исследований будущего.

12. Методология технологического прогнозирования

13. История возникновения и развития концепции «технологического прогнозирования» в России

14. Форсайт – как основа исследования перспектив развития

15. Форсайт – как основа принятия стратегических решений

16. Что такое Форсайт.

17. Исторические, культурные и социальные корни Форсайта

18. Истоки появления и становления Форсайта

19. Фундаментальные изменения в эволюции на этапе перехода к экономике знаний

20. Форсайт и рост сложности социальных проблем

21. Форсайт и рост сложности экономических проблем

22. Форсайт и рост сложности технических систем и проблем

23. Форсайт и изменение роли различных субъектов в эволюции.

24. Три поколения Форсайта

25. Современный зарубежный опыт применения Форсайт-исследований

26. Современный отечественный опыт применения Форсайт-исследований

27. Форсайт-исследования как путь объединения интеллектуального потенциала власти, бизнеса, гражданского общества и науки.

28. Практика применения Форсайта для разработ­ки национальных стратегий развития

29. Практика применения Форсайта для разработ­ки региональных стратегий развития

30. Практика применения Форсайта для разработ­ки корпоративных стратегий развития

31. Практика применения Форсайта для разработ­ки отраслевых стратегий развития

32. Принципы Форсайта, как технологии предвидения

33. Что такое ложный или «псевдофорсайт»

34. Основные истоки Форсайта

35. Прогнозирование и предвидение – синонимы или антонимы.

36. Что понимается под горизонтом Форсайта.

37. Что понимается под фокусом Форсайта.

38. Разновидности Форсайта. Краткие характеристики.

 

 

6. Кр<

Дата: 2016-09-30, просмотров: 268.