Наконец, в результате проделанных шагов проект становится весьма сложным. Поэтому десятый шаг заключается в устранении ненужной сложности, в упрощении проекта.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Третья фаза – детальное проектирование. Цель этой фазы – довести предварительную идею системы до физической реализации и разработать окончательную конструкцию системы. Общая идея системы зафиксирована, подсистемы точно определены, имеется предварительное решение выполнения проекта полностью. Для выполнения проекта нужны специалисты, время и деньги.

На первом шаге (подготовка к проектированию) обосновывается бюджет и осуществляется организация проектирования.

Второй шаг заключается в общем проектировании подсистем по тем же этапам, что и предварительное проектирование системы в целом.

В соответствии с предварительными планами подсистем разрабатываются проекты компонентов (третий шаг).

Результаты проектирования компонентов фиксируются в предварительных планах, которые являются основой для детального проектирования частей, являющихся элементарными составляющими компонентов (четвертый шаг).

Наконец, возникает вопрос о физической реализации, который при проектировании подсистем и компонентов был относительно второстепенным. Необходимо решить, каковы должны быть форма, материал и набор инструкций (например, способы обработки материала) для производства частей. Все это фиксируется в детальных чертежах и в спецификациях к ним. Предварительный план компонента должен быть заменен теперь точным и окончательным сборочным чертежом. Этот процесс, составляющий содержание пятого шага, является итерациональным. При подготовке сборочных чертежей происходит корректировка чертежей подсистем, компонентов и частей.

Имея полные сборочные чертежи, экспериментальная мастерская может построить первые материализованные прототипы – экспериментальную конструкцию системы (шестой шаг).

На седьмом шаге, после того, как экспериментальная конструкция изготовлена, составляется программа проверки продукта. Центральным становится вопрос, хорошо ли работает система с точки зрения потребителя.

На основе анализа проверочных данных (восьмой шаг) производится обнаружение дефектов, которые служат основой для перепроектирования и усовершенствования системы (девятый шаг) до тех пор, пока окончательное инженерное описание проекта не будет выполнено.

Фаза детального проектирования системы на этом заканчивается, но ею не завершается системотехнический цикл. Он включает в себя ещё планирование производства, распределения потребления и снятие с эксплуатации.

Возможно описание системотехнической деятельности с точки зрения кооперации работ и специалистов. Пример такого описания можно найти в книге Г.Х. Гуда и Р.Э. Макола «Системотехника».

Каждую научную дисциплину, участвующую в создании сложной технической системы, фактически представляет тот или иной специалист. Например, исследователь операций рассматривается как член бригады проектировщиков, что накладывает на него некоторые обязательства (знакомство с аппаратурой и помощь в принятии решений по проекту). Каждая фаза также связывается с определенным составом бригады системотехников. Каждый член бригады должен быть ещё и специалистом в какой-нибудь узкой области (электронике, математике). Задача инженера-системотехника состоит в организации различных специалистов между исследованием и разработкой, возможность и необходимость дублирования работ над проектом, а также способы организации работы по проектированию системы.

Авторы представляют подробное описание научных средств и дисциплин, используемых в системотехнической деятельности, из которого видно, что их арсенал не ограничивается естественными и техническими науками, а включает в себя также инженерно-экономические исследования, индустриальную психологию и инженерную психологию.

Таким образом, выход инженерной деятельности в сферу социально-технических и социально-экономических разработок привел к обособлению проектирования в самостоятельную область деятельности и трансформацию его в системное проектирование, направленное на проектирование человеческой деятельности, а не только на разработку машинных компонентов.

Проблема технической реальности

Инженерия позволила осознать, что изготовление устройств, действующих на основе расчета процессов природы, отличается от других видов изготовления, где действие природных процессов невозможно рассчитать и задать. Продукты инженерной деятельности и стали преимущественно называть техникой. Другой фактор, способствующий обнаружению технической реальности – осознание все возрастающего значения, которое продукты инженерной деятельности стали оказывать на жизнь человека и общества. Третий фактор – появление специальной группы инженерных процессий, технического образования, технических наук.

Об осознании технической реальности свидетельствовало обсуждение особенностей и природы технических наук в методологии науки, а также в философии техники.

Существует довольно много работ по философии техники, авторы которых пытаются установить «законы развития техники». Но такого рода авторы понимают технику, прежде всего, субстанционально, как технические сооружения. А в таком случае выделенные этими исследователями «законы развития техники» представляют собой просто эмпирические наблюдения.

Можно ли говорить о «законах развития техники»? Ясно, что это не законы природы. Вместе с тем, это и не чистые законы деятельности. Законы развития техники – это законы, которым подчиняются артефакты. На изменение техники оказывают влияние и законы деятельности, и семиотические законы, и смена культур, но также итоги развития самой техники. Попробуем выделить законы техники.

Закон подобия». Как деятельность может воспроизводиться рецептурно, в соответствии с какими-то правилами, по образцам, так и создание новой техники часто осуществляется в соответствии с идеями сходства или подобия тех или иных технических устройств или их элементов. Подобное сходство можно определить как «закон подобия».

Закон технического эффекта». Открытие нового природного процесса зачастую приводит и к созданию новой техники. Если это происходит, то можно говорить о действии «закона технического эффекта».

Закон инженерной гомогенности». Одно из направлений создания новой техники или совершенствования существующей состоит в сведении технических устройств к таким, которые можно описать на основе существующих естественных или технических наук. В результате технические устройства гомогенизируются относительно инженерной деятельности.

Закон технологической гомогенности». Гомогенизация структуры технического устройства осуществляется не только относительно инженерной деятельности, но и технологии. Закон технологической гомогенности определяет возможность новых синтезов разных типов естественнонаучных и технических знаний, деятельностей, сфер, что и составляет основу технологии.

5. «Закон функциональности». В соответствии с этим законом одни технические устройства и решения влекут за собой другие в силу возникновения новых функций. Так создание машин сделало необходимым разработку органов управления машинами. Создание органов машинного управления привело к разработке систем контроля и обратной связи. Создание технических систем с большим количеством элементов и повышенными требованиями к их работе – к разработке систем надежности.

6. «Закон технобиологического подобия» (Закон Кудрина). В.И. Кудрин показал, что массовом проектировании и производстве технических изделий, каждое из которых фиксируется в документах (проектных, технологических, эксплуатационных), технические изделия начинают «вести» себя как биологические особи в популяциях.

7. «Закон концептуализации техники». С появлением различных форм осознания техники (в сфере профессионального самосознания, методологии науки и инженерной деятельности, технического образования, философии техники) на развитие техники существенное влияние стали оказывать «концепции техники». Идеи и концепции механизма и машины, дизайнерские теории техники, системотехника, бионика, технологические концепции техники – отдельные примеры подобных концепций техники, оказавших огромное влияние на её развитие.

Список дополнительной литературы:

Дата: 2016-09-30, просмотров: 168.