В инженерно-психологическом проектировании можно выделить три основных установки: системотехническую, инженерно-психологическую и социотехническую.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В первом случае сугубо технический подход превалирует над гуманитарным. Согласно системотехнической точке зрения, машинной функционирование, индивидуальная деятельность человека и деятельность коллектива людей могут быть адекватно описаны с помощью одних и тех же схем и методов, которые создавались для описания функционирования машины. Сторонники этой точки зрения мыслят инженерно-психологическое проектирование как составную часть системотехнического проектирования, а проект деятельности оператора для них, как правило, полностью исчерпывается алгоритмом его работы, лишь с указанием на специфику человеческого компонента. В социотехническом проектировании объектом проектирования становится коллективная человеческая деятельность, поэтому оно неизбежно должно ориентироваться на социальную проблематику как на определяющую. Объектная же область инженерно-психологического проектирования ограничивается индивидуальными аспектами деятельности. Таким образом, инженерно-психологическое проектирование представляет собой промежуточный вариант между системотехническим и социотехническим проектированием.

Эргономическое проектирование по самой своей сути является социотехническим, поскольку, наряду с психологией, физиологией, анатомией, гигиеной труда, в нем большое внимание уделяется социальным, социально-психологическим, экономическим и другим факторам. Если системотехника ориентирована, в конечном счете, на максимально возможную и разумную автоматизацию человеческой деятельности, то в эргономике такой подход неприемлем принципиально. Эргономика анализирует специфические черты деятельности сложной человеко-машинной системы, а технические средства рассматриваются как включенные в неё. И если в системотехнике с определенной поправкой можно все же считать алгоритмическое описание деятельности удовлетворительным, то с точки зрения эргономики, такие описание просто не работает, поскольку является слишком грубым и приблизительным. Поэтому эргономическое описание фиксируется в виде особых концептуальных схем деятельности, которые формируются, с одной стороны, на основе систематизации методической работы, а с другой – на базе конкретизации представлений деятельности, развитых в системном подходе.

Оргпроектирование связано, прежде всего, с совершенствованием, развитием, перестройкой организационных систем управления, проектированием организаций, организационных систем управления, построением структур управления организациями. Оно неразрывно связано с системным анализом как средством рационализации управленческой деятельности. Даже традиционные работы по научной организации труда осознаются сегодня как оргпроектирование. Одним из современных направлений оргпроектирования является проектирование организационных нововведений. Оргпроектирование все больше выступает реорганизацией всей управленческой деятельности (системны управления в целом), где большое значение имеет не столько проектирование, сколько внедрение, подведение существующей системы управления под проект.

Из приведенных примеров видно, что социотехническое проектирование выходит за рамки традиционной схемы «наука-инженерия-производство» и замыкается на самые разнообразные виды социальной практики (например, на обучение, услуги, обслуживание), где классическая инженерная установка перестает действовать, а иногда имеет и отрицательное значение. Все это ведет к изменению самого содержания проектной деятельности, которое прорывает ставшие для него узкими рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.

Социотехническая установка современного проектирования оказывает влиянием на все сферы инженерной деятельности и всю техносферу. Это выражается, прежде всего, в признании необходимости социальной, экологической оценки техники, в осознании социальной ответственности инженера и проектировщика.

Проблемы системотехники

Возрастание специализации различных видов инженерной деятельности во второй половине ХХ века привело к необходимости её теоретического описания. Выделение в сфере инженерной деятельности проектирования и его обособление в самостоятельную область деятельности привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированного на приложение знаний лишь естественных и технических наук и на создание относительно простых технических систем. Наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по различным отраслям и видам, нарастает процесс её интеграции. Для осуществления интеграции требуются особые специалисты – инженеры-системотехники. Инженерная деятельность становится весьма сложной, требующей организации и управления человеко-машинными системами. В этих условиях формируется системотехническая деятельность, направленная на создание сложных технических систем.

Анализ системотехнической деятельности показывает, что она неоднородна и включает в себя различные виды инженерных разработок и научных исследований. В неё оказываются вовлеченными многие отраслевые и академические институты. Над одними и теми же проектами трудятся специалисты самых различных областей науки и техники. В силу этого координация всех аспектов системотехнической деятельности оказывается нетривиальной научной, инженерной и организационной задачей. Для подтверждения сказанного отметим, что системотехническая деятельность осуществляется различными группами специалистов, занимающихся разработкой отдельных подсистем. Расчленение сложной технической системы на подсистемы идет по разными признакам: в соответствии со специализацией, существующей в технических науках; по области изготовления относительно проектировочных и инженерных групп; в соответствии со сложившимися организационными подразделениями. Кроме того, для реализации системотехнической деятельности требуется группа особых специалистов-координаторов – главный конструктор, руководитель темы, главный специалист проекта или службы научной координации, руководитель научно-тематического отдела. Эти специалисты осуществляют координацию и научно-тематическое руководство и в плане объединения различных подсистем, и в плане объединения отдельных операций системотехнической деятельности в единое целое.

Подготовка такой группы специалистов-координаторов требует развернутого представления о методах описания системотехнической деятельности. Среди имеющихся способов такого описания рассмотрим три основных: членение системотехнической деятельности по объекту (этапы разработки системы); описание последовательности фаз и операций системотехнической деятельности; анализ её с точки зрения кооперации работ и специалистов.

Этапы разработки системы выделяются в соответствии с членением системотехнической деятельности по объекту. В ходе проектирования изменяется представление о сложной технической системе, происходит последовательная конкретизация моделей этой системы.

Рассмотрим этот способ описания системотехнической деятельности на примере работы У. Гослинга «Проектирование технических систем». В ней представлены общие процедурные правила создания систем на различной материальной основе. Системотехническая деятельность рассматривается как процесс синтеза функциональной модели системы и затем её преобразования в структурную модель (или её реализации). Каждый этап связывается с определенными средствами символического и графического представления системы. Функциональная модель воспроизводит протекание в реальной системе субстанции (вещества, энергии или информации). Гослинг назвал такую модель поточной системой. В ней могут вводиться определенные промежуточные преобразования, т.е. описываться операции, которые выполняет каждый элемент системы по отношению к внутреннему потоку. В качестве функциональных моделей могут быть использованы, например, алгебраические модели.

Структурные модели делятся на диаграммы протекания субстанции и блок-схемы. Диаграмма протекания субстанции показывает последовательность операций и дает минимум информации о плане построения системы. В блок-схеме даны форма субстанции на входах одного и выходах другого элемента. Для этой цели используются особые элементы – трансдьюссеры-преобразователи формы субстанции.

В функциональной модели строгая последовательность может и не соблюдаться. Эта модель может быть получена с помощью аналогий, либо задача сводится к подсистемам, либо модель составляется с помощью модификации некоторых элементов доступной системы. Для создания системы необходимо сочетание блок-системы, поточной диаграммы и функциональной модели. В результате получается некоторое целостное описание системы, составляющие которой взаимно дополняют друг друга.

Членение системотехнической деятельности по объекту во многом зависит от того, каким образом представляется инженером-системотехником сама сложная техническая система. Такое членение определяется не только объективными характеристиками, но и возможностями проектирования, изучения, изготовления этой системы. Оно используется для организации функционирования подсистем и объединения их в единую систему.

Второй способ описания системотехнической деятельности заключается в выделении в ней последовательности фаз, а в самих этих фазах – цепи действий, или обобщающих операций. Описание системотехнической деятельности как последовательности фаз и операций соответствует её разбивке с точки зрения временной организации работ, параллельной и последовательной связи между ними, возможности выделения фрагментов деятельности. Это представление системотехнической деятельности используется главным образом для синхронной организации и установления последовательности операций (алгоритма разработки системы). Оно также служит средством решения задачи автоматизации проектирования сложных технических систем.

Обычно системотехническая деятельность распадается на следующие шесть фаз: подготовка технического задания (иначе, аванпроекта) – предпроектная стадия; разработка эскизного проекта; изготовление; внедрение, эксплуатация и оценка. В современных условиях иногда добавляется ещё одна фаза – «ликвидация», или «уничтожение» системы. На каждой фазе системотехнической деятельности выполняется одна и та же последовательность обобщенных операций. Эта последовательность включает в себя анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценку и выбор альтернатив, моделирование, корректировку и реализацию решения.

Системотехническая деятельность как последовательность фаз, шагов и задач наиболее полно представлена в книге М. Азимова «Введение в проектирование». В книге подробно рассмотрены три фазы: изучение осуществимости, предварительное проектирование и детальное проектирование. Дается следующая хронологическая структура этих фаз.

Первый шаг изучения осуществимости начинается с анализа потребностей Цель данной фазы – выявление множества пригодных решений проектной проблемы. Начальной точкой системотехнической деятельности является гипотетическая потребность, существующая в определенной социально-экономической сфере. Обычно потребность проявляется тогда, когда становится возможной её экономическая реализация. Она предполагает определенное техническое исполнение, т.е. такую техническую систему, которая делает её удовлетворение возможным.

Во втором шаге изучения осуществимости исследуется порожденная потребностью проектная проблема. Прежде чем пытаться найти возможные её решения, проектная проблемы должна быть определена и сформулирована. В инженерной формулировке проблемы, являющейся результатом «идентификации системы», определяются параметры системы, ограничительные условия и главные проектные критерии. Проектируемая система рассматривается как «черный ящик», содержание которого неизвестно.

Третий шаг изучения осуществимости представляет собой синтез возможных решений. Синтез заключается в «прилаживании» друг к другу частей или отдельных идей проекта с целью получения интегрированного целого. Из полученных в результате синтеза множества внушающих доверие альтернативных решений должны быть выбраны потенциально пригодные решения проблемы. Каждое из них является абстракцией, идеализацией, которая учитывает только некоторые главные факторы, но опускает многие второстепенные факторы. Последние могут, однако, иметь решающее значение при выяснении возможности или невозможности данного решения.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 217.