Принцип оптимальности – проектировщик стремится к оптимальным решениям.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотренные особенности и принципы проектирования характерны только для классического проектирования (инженерного, архитектурно-строительного, технического). Распространение их на другие виды деятельности (градостроительство, дизайн, управление, экономическое планирование и т.п.) затруднено в силу несовершенства знаний о закономерностях функционирования соответствующих объектов. И тем не менее экспансия на эти виды деятельности происходит.

Проектирование необходимо отличать от конструирования. Исходным для проектировочной деятельности является социальный заказ, т.е. потребность в создании определенных объектов, вызванная либо «разрывами» в практике их изготовления, либо конкуренцией, либо необходимостью развивающейся социальной практики. Продукт проектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов, моделей в памяти ЭВМ. Результат конструкторской деятельности должен быть обязательно материализован в виде опытного образца, с помощью которого уточняются расчеты, проводимые в проекте, и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы. Выделяются периоды технических революций и периоды технических усовершенствований в имеющихся технических средствах. Первой технической революцией было изобретение лука и стрел, а затем освоение сверления и шлифования. Далее, как показал в книге «Люди, машины и история» С. Лилли примерно с 2500 года до нашей эры наступил период совершенствования техники.

Коренное изменение технологического способа производства связано с передачей рабочих функций человека технике. Эта передача может относиться не только ко всей технике, но и к отдельных техническим средствам. Например, в 1876 г. немецкий конструктор Н. Отто изобрел четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Это была революция в технике транспорта. Последующее применение этого двигателя в различных видах транспорта – автомобиле, моторной лодке, мотоцикле – было эволюционным развитием техники транспорта. Создание одноместной моторной повозки в 1885 г. немецким изобретателем Г. Даймлером было революционным шагом в развитии транспортной техники. В дальнейшем автомобили претерпели и претерпевают лишь различные совершенствования.

Отметим ещё одну закономерность технического прогресса. Чем новее и совершенствование техника, тем выше темпы её развития. Все более сокращаются сроки разработок и использования технических средств, все быстрее наступает их моральное старение. Тем самым, можно говорить об ускорении темпов технического прогресса. Усиление интенсификации информационных процессов, увеличение объема передаваемой информации, ускорение процесса её передачи на ЭВМ.

Если между появлением изобретения бумаги и его практическим использованием прошло 1.000 лет, то для фотографии – 102 года, паровой машины – 80 лет, телефона – 56 лет, самолета – 20 лет, телевидения – 5 лет, транзисторной техники – 3 года, ФАКСов – 3 месяца.

Социотехническое проектирование

Задача современного инженерного корпуса – это не просто создание технического устройства, механизма, машины. В его функции входит и обеспечение их формального функционирования в обществе, удобство обслуживания, бережное отношение к окружающей среде, благоприятное эстетическое воздействие и т.п. Мало создать техническую систему, необходимо организовать социальные условия её внедрения и функционирования с максимальными удобствами и пользой для человека.

Отрицательный опыт разработки автоматизированных систем управления (АСУ) очень хорошо показывает недостаточность узкотехнического подхода к созданию сложных человеко-машинных систем. В эту сферу, по сути дела, социотехнических разработок первоначально пришли специалисты из самых разных областей науки и техники и вполне естественно привнесли с собой соответствующее видение объекта исследования и проектирования. Скажем, специалисты в области теории автоматического регулирования видели в АСУ лишь совокупность передаточных функций и определенных структурных блоков, которые надо было связать. Тот факт, что АСУ – это, прежде всего, социально-экономическая система, в которую внедряются средства вычислительной техники, осознавался очень и очень долго. В сознании инженеров витала идея о том, что хотя бы в предельном случае автоматизированная система управления должна стать автоматической. Иными словами, она должна стать полностью автоматизированной, т.е. технической системой, исключающей человека. С этим фактом, как нам представляется, связаны многие неудачи в истории разработки и внедрения АСУ. В соответствии с таким видение существа дела, все отрасли, объединения, предприятия кинулись срочно закупать вычислительную технику, ещё точно не зная, как её использовать. При этом не учитывалось, что социальный организм, в который встраивается данная техника, должен быть перестроен, иначе АСУ, вместо сокращения управленческого персонала, ради чего они и внедрялись, приводят к его увеличению. Для внедрения АСУ была необходима перестройка всей хозяйственной деятельности цеха, предприятия, отрасли, а не автоматизация рутинных процедур человеческой деятельности путем замены человека машинными компонентами. Машинные компоненты выступают в таком случае уже как подчиненные более общей и глобальной социально-экономической задаче.

Таким образом, если в системотехническом проектировании главное внимание уделяется машинным компонентам, то в социотехническом проектировании главное внимание уделяется человеческой деятельности, её социальным и психологическим аспектам. Однако и до сих пор проектировщики зачастую пользуются старыми средствами и неадекватными модельными представлениями. В чем же заключается специфика современного социотехнического проектирования и что все же позволяет называть его проектированием?

Прежде всего, социотехническое проектирование характеризуется гуманитаризацией. Проектирование само становится источником формирования проектной тематики и тем самым вступает в сферу культурно-исторической деятельности. Помимо этого, в качестве объекта проектирования выступает и сама сфера проектной деятельности (Так называемое «Проектирование проектирования»). Поэтому в этой сфере формируется особый методический слой, направленный на выработку норм и предписаний для проектных процедур, и теоретический слой, обеспечивающий методистов знаниями об этих процедурах.

Социотехническое проектирование – это проектирование без прототипов, и поэтому оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической или методологической сферах или в культуре в целом. Его можно охарактеризовать как особое проектное движение, в которое вовлечены различные типы деятельности: производственная, социального функционирования, эксплуатационная, традиционного проектирования и т.п. В роли проектировщиков стали выступать и ученые (кибернетики, психологи, социологи). Проектирование тесно переплетается с планированием, управлением, программированием, прогнозированием и организационной деятельностью. Вовлеченные в проектное движение, они не только трансформируются сами, но и существенно модифицируют проектирование вообще. Что же в таком случае позволяет называть все это проектированием? Сфера проектирования, хотя и включает в себя в настоящее время деятельность многих видов, оставляет на первом плане конструктивные задачи, подчиняя им все остальные.

Рассмотрим основные проблемы социотехнического проектирования на примере градостроительного, эргономического проектирования, дизайна систем (художественного конструирования) и оргпроектирования.

В градостроительном проектировании особенно остро стоит задача внедрения, с которой тесно связана разработка идей «перманентного проектирования» когда отдельные стадии реализации проектов уточняются на основе опыта функционирования уже выполненных на предыдущих стадиях блоков проектируемой системы. В связи с этим возникает сложная проблема организации и реорганизации самой проектной деятельности, цикла проектирования. Данную функцию выполняет методология проектирования, поскольку социотехническая деятельность вынуждена ориентироваться на целый комплекс наук, а не какую-либо одну социальную и тем более техническую дисциплину. Методология проектирования практически обеспечивает связь проектирования с другими сферами (например, производством и потреблением), учитывая динамику каждой из этих сфер. Проникновение конкретно-методологических рекомендаций в проектировочную деятельность характерно для всех видов социотехнического проектирования. Продукт социотехнической деятельности- сложную систему – нельзя увидеть, услышать, осязать как объект исследования классической технической науки или как штучное изделие, бывшее продуктом традиционной инженерной деятельности. В градостроительном проектировании жизненное пространство района или квартала, людские потоки и размещение элементов бытового обслуживания остаются вне поля зрения заказчика в момент сдачи объекта в эксплуатацию. Перед ним предстает лишь совокупность зданий, асфальтированных дорог и зеленых насаждений, и весь этот комплекс должен отвечать более или менее четким техническим и эстетическим требованиям. Однако это не означает, что первые требования существуют в реальности, а последние – нет. Напротив, недочеты авторов проекта самым непосредственным образом ощущаются жителями, влияют на их работоспособность и самочувствие.

В настоящее время в дизайне, художественном конструировании определилось четкое противопоставление «штучного дизайна» (проектирования единичных промышленных изделий) и дизайна систем. Дизайн не должен лишь дополнять инженерное проектирование. Он является более развитой формой проектирования. Особенностью дизайна систем является четкое осознание его связи с предшествующей художественной культурой. Дизайнер нередко обращается за поиском образов, нужных образцов, концептуальных схем к культурному наследию человечества. Например, в контексте дизайна систем исследуется генезис типологических форм культурной программы, переосмысление классицизма и романтизма не столько как исторических явлений, сколько как фундаментальных типов и моделей художественного сознания, которые программируют подходы и творческие методы в дизайне систем. Дизайн, сам являясь органической частью современной культуры, особенно рельефно подчеркивает её проектность, которая проявляется прежде всего в том, что наличие нереализованных проектов не менее важно для социума, чем уже реализованных.

Дизайнер выполняет сразу несколько профессиональных ролей. Во-первых, он выступает как исследователь и тогда действует в соответствии с нормами научно-теоретической деятельности. Во-вторых, ему приходится выполнять функции инженера-проектировщика и методиста, рассматривать продукт своей деятельности как особого рода проект. В-третьих, он художник, наследующий и эстетически преобразующий все достижения предшествующей художественной культуры в целях создания нового произведения искусства. Однако он вынужден, не отождествляя себя полностью со всеми перечисленными ролями, осознать себя как дизайнера в рамках вполне определенного профессионального сообщества. Он должен представлять объект и процесс собственной деятельности как единое целое – единую систему и целостную деятельность, как дизайн систем. Эта многоликость, и в то же время единство, профессиональных ролей приучает его мышление к внутренней диалогичности и рефлексии, к необходимости постоянно мысленно заимствовать у участников кооперации их позиции и восстанавливать их логику. А также разрушает традиционную для классической технической науки монологичность и монотеоретичность, стирает грани между исследованием и проектированием, собственно получением знаний и их использованием, между знанием и деятельностью. В одних случаях дизайнер выполняет лишь вспомогательные функции оформителя в группе проектировщиков, в других он играет ведущую роль, контролируя все параметры проектируемой вещи, но нередко он выполняет нечто среднее между этими двумя типами деятельности, координируя специалистов-проектировщиков. Кроме этого, в сферу проектирования попадает и организация процесса проектирования. Главное своеобразие дизайна систем по сравнению с дизайном вещей состоит в том, что сама организационная ситуация становится предметом осмысления, моделирования и программирования, неотъемлемой частью объекта проектирования.

На примере эргономического и инженерно-психологического проектирования отчетливо видно, что здесь осуществляется проектирование именно человеческой деятельности (в человеко-машинных системах). Это – комплексный вид деятельности, методологической основой которой является системный подход. Задачей эргономики является разработка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей техники и создание новой технологии, а также соответствующих условий деятельности.

Весьма близким к эргономическому проектированию является инженерно-психологическое проектирование. Они различаются в дисциплинарном плане: инженерно-психологическое более жестко ориентировано на психологию как на базовую дисциплину. В инженерно-психологическом проектировании первоначально человеческие факторы рассматривались лишь наряду с машинными компонентами и даже как подчиненные им. В этом плане оно было вначале лишь частью системотехнического проектирования. На современном этапе развития речь идет о проектировании человеческой деятельности, в которую включены машинные средства.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 209.