Криминологическое прогнозирование заключается в попытках выяснить, каково будет состояние преступности в будущее время. Различают два вида криминологического прогнозирования: прогнозирование преступности и прогнозирование индивидуального преступного поведения. Можно прогнозировать состояние не только преступности в целом, но и ее отдельных видов: преступности в отдельных регионах, в отдельных отраслях промышленности, вообще в народном хозяйстве, преступности в отдельных социальных группах.
Криминологическое прогнозирование должно учитывать реально действующие силы, которые, с одной стороны, могут затруднять процесс ограничения преступности и вызывать ее рост, с другой - вести к некоторому сокращению, к изменениям ее состояния и структуры.
Криминологическое прогнозирование осуществляется двумя основными методами: экстраполяция, т.е. проекция состояния преступности из прошлого и настоящего на будущее, и экспертный опрос специалистов о будущем преступности, ее динамики, структуре и др.
Любой прогноз преступности в целом или же в отношении отдельного лица всегда носит вероятностный характер.
Таким образом, криминологическое прогнозирование – это вероятностное суждение о будущем состоянии преступности или отдельных его видов, о поведении лица, допускающего аморальное либо противоправное (но еще не преступное) поведение, а также о дальнейшем поведении осужденных, отбывающих различные виды наказаний.
Рассмотрим вопрос о сроках, которые оно затрагивает. По срокам можно выделить пять видов: сверхкраткосрочное (оперативное) - на одни сутки, на двое суток, т.е. на ближайшее дни; оно чаще всего встречается в деятельности органов внутренних дел, когда составляется прогноз, например, в связи со спортивными соревнованиями, с праздничными или политическими мероприятиями и в соответствии с ним распределяются силы и средства, краткосрочное - на один год, они наиболее точны, среднесрочное - - на срок до трех лет, долгосрочное - до пяти лет и сверхдолгосрочное.
Планирование мер борьбы с преступностью
Криминологическое прогнозирование очень тесно связано с планированием борьбы с преступностью. Планирование борьбы с преступностью может быть ведомственным, межведомственным или охватывать город, район, регион, субъект Федерации или федеральный округ, даже всю страну. В любом случае это должно быть комплексное планирование, предусматривающее участие правоохранительных и иных государственных и общественных организаций, администраций предприятий и учреждений, в том числе культурных, предпринимательских структур и т.д. Все они должны реализовывать экономические, организационные, технические, воспитательные и иные предупредительные меры.
По своему содержанию и направленности планы могут быть ориентированы на борьбу преступностью в целом, с отдельными ее видами (преступность несовершеннолетних, насильственная преступность, корыстная преступность и др.) или на борьбу с преступностью в отдельных сферах жизни, в неблагополучных слоях общества, в тех или иных отраслях хозяйства или в социальных группах.
Планы борьбы с преступностью должны опираться на результаты криминологического прогноза, в них должны вноситься необходимые коррективы в зависимости от результатов прогнозирования. Планы должны ориентироваться также и на возможности, которые имеются у субъекта предупредительной деятельности, и обязательно учитывать особенности объекта предупредительного воздействия. Без этого ничего не получится. Таким образом, субъект, объект и результаты криминологического прогнозирования должны быть связаны между собой, особенно если речь идет о планах не только на будущий год, а скажем, на несколько лет.
На практике совершенно оправданно выделяется приоритетное планирование борьбы с преступностью несовершеннолетних, в котором принимают участие специалисты самого различного профиля. Авторы таких планов понимают, что от преступности несовершеннолетних зависит состояние преступности в обществе в целом, в том числе и рецидивной, и организованной преступности.
В процессе планирования преступность необходимо рассматривать как сложную, стихийно складывающуюся многофакторную систему, характеризующуюся нестабильностью и вероятностью. Преступность, будучи системным образованием, имеет собственную структуру, специфические функциональные связи между составляющими ее компонентами (отдельными преступниками, группами и видами преступлений). Она выступает не как механическая сумма конкретных преступлений, а как определенное качественное единство, социальное явление системного порядка. Непосредственное управляющее воздействие на преступность в целях ее ограничения и локализации имеет существенные ограничения в силу вероятностного характера и стихийности этого социального феномена, сложного переплетения различных факторов, порождающих преступность либо способствующих ей. Борьба с преступностью может и должна быть плановой и организованной.
Анализ задач, стоящих перед правоохранительными органами как субъектом криминологического планирования, свидетельствует о том, что они носят комплексный характер и могут быть решены только совместными целенаправленными усилиями государственных и общественных организаций, что, безусловно, требует широкого использования принципов программно-целевого планирования для разработки и реализации мероприятий по предотвращению преступлений и борьбе с преступностью в целом. Переход на систему программно-целевого планирования позволит существенно повысить эффективность перспективного планирования предупредительной деятельности правоохранительных органов.
Вопросы для повторения
1. Дайте понятие и раскройте содержание предупреждения преступности. Определите место предупреждения преступности в системе социально-правового контроля над криминальной ситуацией.
2. Как соотносятся между собой понятия «предупреждение», «профилактика», «противодействие» преступности?
3. Дайте классификацию профилактических мер по уровню, механизму, направленности, субъектам, объектам и другим критериям.
4. Раскройте содержание и цели общесоциальной и специальной профилактики преступности. Назовите их субъекты.
5. Что такое криминологическое прогнозирование? Назовите способы, цели и виды криминологического прогнозирования.
6. Раскройте содержание, цели и задачи криминологического планирования (программирования). Перечислите виды планов (программ).
7. В чем состоит профилактическая функция уголовного законодательства?
8. Каковы содержание, цели и субъекты индивидуальной профилактики преступлений?
9. В чем особенности виктимологической профилактики? Какова ее суть?
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Дата: 2016-09-30, просмотров: 234.