Меры профилактики и пресечения преступлений несовершеннолетних
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В феврале 2009 года на коллегии МВД РФ глава государства Дмитрий Медведев поручил органам МВД принять дополнительные меры для обеспечения безопасности детей и подростков в России. «По оценкам МВД, сегодня 760 тыс. детей в РФ живут в социально опасных условиях. В прошлом году свыше 120 тыс. детей пострадали от преступных деяний», – сообщил он. По словам Медведева, «надо принимать дополнительные меры, которые могли бы обеспечить защиту и безопасность детей и подростков, в том числе законодательного характера»[63].

28 января Госдума РФ единогласно приняла в первом чтении президентский законопроект, предусматривающий возможность устанавливать комендантский час для детей и подростков. Согласно документу, субъекты Федерации своими законами могут запрещать детям до 14 лет (если их не сопровождают взрослые) находиться в ночное время на улицах, в общественных местах. Они также не могут появляться в помещениях, предназначенных для реализации товаров сексуального характера, алкогольной продукции, пива, в иных местах, «нахождение в которых может нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка».

В результате проводимых в настоящее время на основе Конституции РФ, международных правовых актов правовых социальных преобразований, направленных прежде всего на обеспечение прав, свобод и законных интересов личности, огромное внимание уделяется совершенствованию правоохранительных органов, созданию общественных организаций и социальных институтов. А также созданию специализированных судов по делам несовершеннолетних и разработке специальных программ по предотвращению преступности. В условиях роста подростковой преступности, которая дает в будущем взрослую преступность, создание ювенальной юстиции в РФ приобретает особую значимость. Одним из элементов ювенальной юстиции является активизация превенции (профилактики) и контроля над преступностью среди несовершеннолетних, что, в свою очередь, требует индивидуального подхода к личности несовершеннолетнего делинквента (правонарушителя), а также выяснения причин и условий совершения преступлений.

В центре внимания теоретиков и практиков стоит проблема социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей, как до назначения наказания, так и после отбытия его несовершеннолетним. Решению этой проблемы, несомненно, поможет создание целой сети служб социальных программ как на уровне субъекта РФ, так и на федеральном уровне, а также особого института ювенальной юстиции - судов по делам несовершеннолетних.

Существующая система предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, а также ряд норм УПК РФ, которые, к сожалению, упразднили персональную подследственность уголовных дел в отношении несовершеннолетних, отсутствие координации взаимодействия между различными службами и ведомствами, связанными с производством дел в отношении несовершеннолетних, системная разобщенность правоохранительных органов способствуют узковедомственному подходу, что приводит к нарушению основных прав несовершеннолетних.

Все вышеуказанное обусловливает неэффективность самого судебного процесса и как результат - приводит к карательному подходу и выбору мер уголовно-процессуального воздействия на несовершеннолетних.

В 1998 г. РФ был создан Центр «Судебно-правовая реформа», который ведет работу по проведению программ восстановительного правосудия. Надзор за исполнением законодательства по профилактике преступлений среди несовершеннолетних необходимо организовывать, исходя из индивидуального подхода, а их исправление и дифференциацию уголовной ответственности несовершеннолетних в соответствии со Стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). В п. 11.1 Пекинских правил говорится, что «при рассмотрении дел несовершеннолетних правонарушителей следует по возможности не прибегать к официальному разбору дела компетентным органом власти». Реализация данного положения способствует возможности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ, ст. 427 УПК РФ), а также возможность прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ). Механизмом реализации этих норм могут стать программы восстановительного правосудия. Например, в США существуют федеральные программы предотвращения преступности среди молодежи с учетом региональных особенностей.

Немаловажную роль в профилактике преступности несовершеннолетних призваны выполнять Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Правовые основы деятельности центров закреплены в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[64].

В соответствии с положениями ст. 22 Закона Центры выполняют три основные функции:

1) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствовавшие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;

3) доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.

В Законе содержится исчерпывающий перечень случаев, когда возможно помещение несовершеннолетних в ЦВСНП. Документом, на основании которого несовершеннолетние помещаются в Центры, является постановление начальника органа внутренних дел в случае помещения на срок до 48 часов или постановление суда в случае помещения на срок до 30 суток.

По данному закону поместить в Центры несовершеннолетних можно в 6 случаях.

Общее условие - несовершеннолетний совершил общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние. Наряду с этим условием должны присутствовать факультативные.

1. Необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья и личность несовершеннолетнего не установлена.

2. Необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья и несовершеннолетний не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено общественно опасное деяние.

3. Необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья, несовершеннолетний проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места его проживания не может быть передан родителям или иным законным представителям в течение установленного срока.

4. Необходимо предупредить совершение несовершеннолетним повторного общественно опасного деяния и личность несовершеннолетнего не установлена.

5. Необходимо предупредить совершение несовершеннолетним повторного общественно опасного деяния и несовершеннолетний не имеет места жительства, места пребывания или не проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено общественно опасное деяние.

6. Необходимо предупредить совершение несовершеннолетним повторного общественно опасного деяния, несовершеннолетний проживает на территории субъекта Российской Федерации, где им было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места его проживания не может быть передан родителям или иным законным представителям в течение установленного срока[65].

При разрешении вопроса о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей суд должен тщательно изучить все сведения о личности несовершеннолетнего (ст. 87 УК РФ).

Современное федеральное законодательство, к сожалению не вполне адекватно нарастающей проблеме, поэтому от внимания и воли региональных властей к вопросам семьи и детства зависит многое.

Важным звеном в профилактической работе педагогических коллективов является организация внеклассной, внешкольной работы с детьми и подростками.

В образовательных учреждениях области действует непрерывная система антинаркотического и антиалкогольного воспитания учащейся молодежи. Ведется систематическая работа по выявлению и учету учащихся и студентов, употребляющих алкогольные напитки, наркотические и психоактивные вещества. Эта работа проводится совместно с УВД, органами здравоохранения и Госнаркоконтроля[66].

В деле индивидуального предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних, особенно на раннем этапе, основная роль принадлежит семье. Именно она может и должна:

– обеспечить нормальное физическое и психическое здоровье ребенка;

– разъясняя ему характер, смысл и цели трудовой деятельности, оказать помощь в профориентации;

– воспитать уважительное отношение и чувство сострадания к родителям, лицам младшего и старшего возраста, к страдающим какими-либо заболеваниями;

– используя положительные и отрицательные примеры, выработать у несовершеннолетнего систему авторитетов и нравственных ценностей: чувство долга, совести, справедливости, бе­режное отношение к живой и неживой природе, гражданскую ответственность и т.д.;

– используя стимулы и контроль развивать положительные качества ребенка, а в случае необходимости принимать своевременные меры к нейтрализации и пресечению негативных и отрицатель­ных привычек и нежелательного поведения (табакокурение, сквернословие, употребление алкоголя, прогулы занятий и т. д.);

– сформировать уважительное отношение к закону, стремление к выполнению его требований;

– воспитать у несовершеннолетнего чувство собственного достоинства, критическое отношение к воздействию окружения и способность противостоять его негативному влиянию.

Подводя итог, можно сказать, что нейтрализация факторов, обусловливающих массовое преступное поведение несовершеннолетних, предполагает применение целого комплекса социальных мер. Первые такие меры должны реализовываться еще на стадии дошкольного воспитания детей (помощь одиноким матерям, улучшение общего состояния работы дошкольных и школьных учреждений; противодействие наркомании среди молодежи и подростков и т. д.). Основная цель подобной деятельности — удержать детей и подростков от противоправного поведения в раннем возрасте, когда еще многое можно исправить. Конечно, это потребует затрат. Однако, например, на XX Конгрессе ООН по предупреждению преступлений (Вена, 2000 г.) было отмечено, что в США каждый доллар, вложенный в программу дошкольного воспитания, может сэкономить 7 долларов из затрат на содержание уголовной юстиции и социальных служб.

Как показывает анализ факторов, порождающих преступления несовершеннолетних, подростки часто попадают в ситуации, из которых, с их точки зрения, нет никакого выхода, кроме преступного.

Поэтому государство и общество должно максимально сократить, а в идеальном варианте вообще исключить подобные ситуации.

Предупреждение преступлений несовершеннолетних — очень важное и сложное направление в противодействии преступности. Однако, в отличие от противодействия преступлениям взрослых, в данном случае речь идет, прежде всего, о создании благоприятных условий для развития и личностного становления подрастающего поколения. И чем больше подростков государству и обществу удастся удержать от преступного поведения, тем «спокойнее» будет криминогенная ситуация в стране и перспективнее ее будущее.

Вопросы для повторения

1. Какова криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в современной России.

2. В чем заключаются особенности личности несовершеннолетних правонарушителей?

3. Назовите особенности детерминации преступности несовершеннолетних.

4. Перечислите основные направления профилактики преступности несовершеннолетних.

5. Какие субъекты предупреждения преступлений несовершеннолетних вам известны?

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 183.