Социально-экономические, политические, идеологические и правовые предпосылки предупреждения преступности (общесоциальное предупреждение преступности)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предупреждение преступности как вид социальной практики, обеспечивающей недопущение преступлений, базируется на определенных предпосылках - совокупности предварительных условий, создающих объективную основу для реализации возможностей предохранения людей, общества, государства от общественно опасных, уголовно наказуемых посягательств на блага и ценности, охраняемые законом под угрозой наказания.

Меры предупреждения преступлений, не опирающиеся на реальные предпосылки, условия, могут оказаться нежизненными, безрезультатными. Они тогда как бы «повисают в воздухе», не способствуют достижению того, для чего предназначались, или оказываются неэффективными. Иными словами, предупреждение преступлений - это деятельность, представляющая собой воздействие конкретных субъектов на определенные объекты, а предпосылки — это условия (обстоятельства, явления, процессы), которые ей предшествуют, ее определяют и от которых я решающей степени зависит ее результативность.

Рассмотрим применительно к российской действительности последних лет, отчасти и на перспективу, предпосылки предупреждения преступлений, имеющиеся в различных сферах жизни общества. Главное, пожалуй, состоит в том, что, как отмечается в рассмотренной на заседании Правительства РФ Стратегии развития Российский Федерации до 2010 года, «российское общество продемонстрировало желание преломить наметившиеся негативные тенденции и не готово откладывать далее решение накопившихся проблем... В отличие от всех предыдущих периодов в стране создалась принципиально иная ситуация, открывающая «окно возможностей» для решения фундаментальных проблем России», в частности «наблюдается оживление экономики, которого удалось добиться именно благодаря окрепшему частному сектору».

Целый ряд факторов, относящихся к экономической сфере, свидетельствует о том, что страна постепенно начинает выходить из глубокого системного кризиса в данном базовом секторе жизни общества. И прежде всего, это создает определенные предпосылки, необходимые условия для решения других проблем, включая проблему противодействия преступности. Спад производства, имевший ранее место, сменился некоторым его подъемом, что создает определенные материальные, финансовые и иные предпосылки, возможности для решения накопившихся в обществе проблем, включая предупреждение преступности.

В социальной сферепредпосылки предупреждения преступности находят свое выражение в мерах, направленных на повышение жизненного уровня населения, усиление социальной поддержки малообеспеченных слоев граждан, ограничение отрицательных последствий таких социально негативных явлений, как безработица, вынужденная миграция. Издесь можно констатировать некоторые положительные сдвиги, произошедшие в последние годы.

Наметилась положительная тенденция к повышению уровня материальной обеспеченности населения, снижению числа безработных, зарегистрированных в службах занятости, происходит некоторое улучшение природной среды обитания людей, улучшается положение с организацией досуга детей и подростков, государственная система была практическиразвалена, что способствовало росту преступности несовершеннолетних.

Есть обнадеживающие, создающие более благоприятные условия для противостояния преступности перемены в культурной среде общества и его духовно-нравственной сфере. Нельзя, например, не видеть того, что за последние годы культурный слой страны заметно расширился за счет возвращения читателям, зрителям, слушателям многих произведений, ранее недоступных, находившихся под запретом. В литературе отмечалась большая роль в преодолении криминогенных факторов таких характерных для нынешней Россия явлений и процессов, как «устранение идеологического диктата, настойчивые поиски объединяющей общество национальной идеи, возрождение лучших народных традиций, бережное отношение к культурному наследию страны, стремление к его приумножению, сочетаемое с осознанием опасности девальвации моральных ценностей, связанной с агрессией худших зарубежных образцов так начинаемой массовой культуры».

К рассматриваемым примыкают социально-психологическиепредпосылки. Это прежде всего осознание гражданами того, что в России переходного периода сложилась беспрецедентная по своей напряженности криминальная ситуация, которая таит в себе реальную угрозу национальной безопасности. На этой основе формируются и усиливаются: нетерпимость здоровых сил общества к преступности, связанным с нею негативным явлениям, и как следствие - самозащитные от криминала реакции, готовность все большего числа граждан участвовать а охране правопорядка, защитить себя, своих близких, имущества, общественного порядка, нормальных условий жизни, других благ и ценностей от противоправных посягательств.

Имеются и усиливаются также правовые предпосылкипредупреждения преступности. В реформируемой России складывается качественно новая и во многом уникальная правовая система, во главу угла которой ставятся интересы личности, ее безопасность, права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем совершенствуются правовая защита и охрана публичных интересов.

К этому следует добавить, что и законодательство, нацеленное на борьбу с преступностью, в том числе так называемое профилактическое, принятое как на федеральном, так и на региональных уровнях, также правомерно рассматривать в контексте предпосылок противодействия преступности. Само по себе наличие правовых норм на бумаге - текстов законов, даже самых правильных и хороших - это еще не решение проблемы правового регулирования, а только начало движения по данному пути. Принятый и опубликованный закон в лучшем случае обладает в какой-то мере общепревентивным воздействием. Действовать по «полной схеме», удовлетворять потребности общества в правовом регулировании, «водить в юридические рамки поведение людей и тем самым достигать конкретных результатов он начинает лишь с момента реализации (исполнения, применения и т.д.) при наличии соответствующих оснований и поводов.

Наконец, последние по счету, но отнюдь не по значению, — политические предпосылкипредупреждения преступности. Выступая в качестве самостоятельного и весьма важного элемента предварительных условий предупреждения преступности, они одновременно опосредуют, оформляют, приводят в действие остальные виды предпосылок противодействия преступности по той причине, что политика выступает в многочисленных «ипостасях» как политика внутренняя и внешняя, экономическая, социальная, социально-культурная, молодежная, демографическая, правовая, уголовная и т.д.

Становление и развитие новой российской государственности, укрепление демократии и основ федерализма, усиление роли государственного регулирования, укрепление власти по всей ее вертикали, принятие мер, направленных на достижение более высокой способности общества на разрешение межнациональных конфликтов - эти и многие другие составляющие политики имеют самое непосредственное отношение к проблеме предупреждения преступлений и других правонарушений. Нельзя оздоровить общество, продвигая его по пути устойчивого развития, не освободившись от тормозов. Говоря о политических предпосылках предупреждения преступности, следует особо отметить, что государство, его руководство в последние годы четко обозначило и выразило свою волю к решительному противостоянию негативным явлениям. Например, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.) прямо заявлено, что серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, привели к угрозе криминализации общественных отношений, к сращиванию отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами. Исходя из этого, ставится задача мобилизации усилий всех здоровых сил общества на борьбу с преступностью, особенно с ее организованными формами и коррупцией, имеющими не только правовой, но и политический характер. Концепция относит предупреждение преступности к числу первоочередных задач обеспечения национальной безопасности.

Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть, что рассмотренные факторы, явления и процессы макроуровня жизни общества (ее различных сфер) являются именно предпосылками предупреждения преступности как целенаправленной деятельности по недопущению уголовно наказуемых деяний, предохранения от них людей, государства, всего социума. Они открывают возможности, создают условия для этой деятельности, но ею не являются.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 344.