Модели учета приобретения предметов труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Калькулирование себестоимости приобретенных предметов труда значительно сложнее, так как номенклатура материальных ценностей, как правило, достаточно велика, одинаковые материалы могут приобретаться у разных поставщиков, по разным ценам, с разными условиями транспортировки. Поэтому в текущем учете целесообразно использовать учетные цены, которые устанавливают приказом руководителя на календарный год. В основу учетных цен могут быть положены договорные цены, плановая стоимость приобретения, фактическая стоимость приобретения за предыдущий отчетный период и другие виды цен. Удобство такого метода заключается в том, что на складе одинаковые материалы, приобретенные в разное время и по разным ценам, будут учтены по одной цене. Для кладовщика важнее знать остатки, приход и расход материалов в количественном измерении, фактическая стоимость будет определяться в бухгалтерии расчетным путем. Кроме того, учетная цена может использоваться как основа для планирования себестоимости продукции, для контроля за деятельностью персонала, ответственного за материально-техническое снабжение.

Методика учета материальных ценностей по учетной стоимости основана на использовании активного калькуляционного счета 15 «Приобретение и заготовление материальных ценностей» (на рис. 5) и регулирующего контрарно-дополнительного счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

 

СНД – стоимость материальных ценностей в пути на начало отчетного периода  
  ДО – фактическая стоимость приобретенных материальных ценностей: - договорная стоимость - транспортно-заготовительные расходы       КО – фактическая стоимость приобретенных материальных ценностей: - учетная стоимость объектов, поступивших на склад в отчетном периоде - отклонения в стоимости материалов
СКД - стоимость приобретенных, но не поступивших на склад, материалов на конец отчетного периода  

Рис. 5. Характеристика счета 15 «Приобретение и заготовление материальных ценностей»

Пример. Отразить на счетах бухгалтерского учета приобретение материалов в строительной компании с использованием счетов 15 и 16. Рассчитать сумму отклонений, относящуюся к стоимости израсходованных материалов, если на начало отчетного периода остаток материалов составил 1000 кг по учетной цене 30 руб./кг, сумма отклонений на начало – 2 000 руб.

Хозяйственная операция Дт Кт Сумма
1. Принят к учету счет поставщика за 15 000 кг цемента по договорной стоимости 25 руб/кг     375 000  
2. Акцептован счет транспортной организации за доставку цемента 45 000
3. Комиссионные посреднику за услуги по приобретению и временному хранению цемента
4. Оплачены счета поставщиков и подрядчиков 375 000 45 000
5. Приняты на склад материалы по учетной стоимости (15 000кг*30руб) 450 000
6. Акцептован счет поставщика за 3 750 кг цемента по договорной цене 20 руб./кг 75 000
7. Оплачено подотчетным лицом за доставку цемента 13 000
8. Оприходован на склад цемент по учетной цене (3750кг * 30 руб.)
9. Списаны отклонения в стоимости материалов как экономия (закрыт счет 15 сторнировочной записью): - фактическая стоимость приобретения (дебетовый оборот счета 15) = 526000 руб.; учетная стоимость приобретенных материалов (кредитовый оборот счета 15) = 562500 руб.; сумма отклонений в стоимости материалов: 526000-562500 = 36500       ( 36500)
10. Израсходован цемент в течение месяца по учетным ценам: - на строительство объекта А (10 000 кг * 30) - строительство объекта Б (4 000 кг * 30 руб.) - ремонт здания офиса (50 кг * 30 руб.)     20а 20б         300 000 120 000
9. Списана доля отклонений, относящаяся к израсходованным материалам (расчет представлен ниже) 20а 20б (17468) (6 988) (78)

 

Расчет отклонений, приходящихся на стоимость израсходованных материалов:

Показатели Учетная цена Отклонения Фактическая стоимость
Остаток на начало (1000 кг) 30 000 2 000 32 000
Поступило за месяц (18750 кг) 562 500 (36 500) 526 000
Итого с учетом остатка (19750 кг) 592 500 (34 500) 558 000
Отклонения на 1 руб. учетной стоимости (34500 : 592 500)   (0,05823)  
Израсходовано всего (14050 кг): в т. ч. на продукцию А на продукцию Б на нужды управления 421 500 300 000 120 000 1 500 (24534 ) (17468) (6 988) (78) 282 532 113 012
Остаток на конец (5700 кг) 171 000 ( 9966 )

 

Организации, имеющие небольшую номенклатуру материалов, могут использовать в текущем учете фактические цены. В этом случае счета 15 и 16 не применяются, а транспортно-заготовительные расходы либо распределяются пропорционально количеству материалов и присоединяются к их стоимости в момент оприходования, либо отражаются обособленно на счете 10 «Материалы» субсчет «Транспортно-заготовительные расходы». В последнем случае в конце отчетного периода составляется расчет распределения транспортно-заготовительных расходов между израсходованными и неизрасходованными материалами. Доля транспортно-заготовительных расходов (ТЗР), относящаяся к израсходованным материалам списывается на увеличение себестоимости продукции, а часть ТЗР, относящаяся к остатку неизрасходованных материалов остается как сальдо на субсчете «ТЗР» к счету «Материалы»

Однако при этом может оказаться, что одинаковые материальные ценности, хранящиеся на складе, приобретены по разным ценам. Для определения стоимости отпущенных в производство материалов используют разные способы последующей оценки:

- по стоимости каждой единицы (для особо ценных материалов или при наличии автоматизированной программы складского учета);

- по стоимости первых закупок, или метод ФИФО (от англ. «First in first out»);

- по стоимости последних закупок, или метод ЛИФО (от англ. «Last in first out»)[1];

- по средней стоимости единицы.

Пример. Отразить на счетах бухгалтерского учета приобретение материалов без использования счетов 15 и 16. Рассчитать сумму ТЗР, относящуюся к стоимости израсходованных материалов, по итогам отчетного периода, если на начало месяца остаток материалов составил 10 т дизельного топлива по договорной стоимости 30 000 руб., сумма ТЗР на начало – 2 000 руб. Для последующей оценки применить метод средней стоимости единицы.

Хозяйственная операция Дт Кт Сумма
1. Принято к учету 150 т. дизельного топлива по договорной стоимости 3200 руб./т     480 000  
2. Акцептован счет железнодорожной компании за доставку дизельного топлива 10 тзр     35 000  
3. Принят к оплате счет страховой компании за страхование груза от несчастного случая в пути 10 тзр     9 600  
4. Оплачены счета кредиторов 480 000 35 000 9 600
5. Принято на склад дизельное топливо 100 т., приобретенное по цене 2 900 руб./т, железнодорожный тариф   10тзр   290 000   20 000
6. Оприходовано дизельное топливо 200 т. по договорной цене 3100 руб. 620 000
6. Израсходовано дизельное топливо на транспортные услуги по средней стоимости единицы: Средняя цена = (3000+3200+2 900):3 = 3033 руб./т - выполнение заказа А 130т. - заказа Б 70 т. - общехозяйственные нужды 10 т.   20а 20б     394 290 212 310
7. Списана доля ТЗР, относящаяся к израсходованным материалам (расчет в нижерасположенной таблице) 20а 20б 10тзр 10тзр 10тзр 9 957

 

Распределение ТЗР на стоимость израсходованных материалов

Показатели Учетная цена ТЗР Фактическая стоимость
Остаток на начало месяца 30 000 2 000 32 000
Поступило за месяц 1390 000
Итого 1420 000 66 600 1486 600
ТЗР на 1 руб. договорной стоимости материалов (66600/1420000)   0,0469  
Израсходовано всего: в т. ч. на продукцию А на продукцию Б на нужды управления 636 930 394 290 212 310 29 872 9 957 222 267 31 753
Остаток на конец месяца 783 070 36 728 819 798

 

Таким образом, основной принцип оценки приобретенных предметов труда заключается в сборе фактических затрат, связанных с их приобретением и доведением до пригодного состояния, на счетах бухгалтерского учета (10 или 15) с последующим исчислением себестоимости единицы.

5.4. Модель учета затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг)

 

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) на любом предприятии, независимо от его видов деятельности и формы собственности, организуется в соответствии с определенными правилами, соблюдение которых гарантирует достоверность полученных результатов.

Научно обоснованная классификация затрат на производство позволяет сгруппировать израсходованные ресурсы по определенным признакам и позволяет идентифицировать хозяйственную операцию: что израсходовано – тот счет кредитуется, куда или на какие цели потрачены ресурсы – счет дебетуется.

Пример.Израсходованы материалы на производство продукции: материалы потрачены, поэтому, счет 10 кредитуется. Материалы потрачены на производство продукции, значит, счет 20 дебетуется.

Наиболее важной является классификация затрат по элементам и статьям калькуляции.

Классификация затрат по элементам показывает что израсходовано на производство продукции (работ, услуг), и включает:

- материальные затраты (предметы труда);

- амортизация основных средств (средства труда);

- трудовые затраты (живой труд);

- прочие затраты (электроэнергия, связь, коммунальные платежи, реклама, командировочные расходы и т.д.).

Однако данная классификация не позволяет увидеть место возникновения затрат (производство, управление или сбыт). С помощью классификации затрат по статьям калькуляции можно установить не только что потрачено, но и на какие цели (таблица 11).

Таблица 11

Классификация затрат по статьям калькуляции

Статья калькуляции Характеристика затрат Особенности бухгалтерского учета
1. Сырье и материалы на технологичес-кие цели Предметы труда, составляющие основу готового продукта Прямые затраты, списывают в дебет счета 20 «Основное производство» по видам продукции (работ, услуг), включая долю ТЗР (отклонений) с кредита счетов 10, 10тзр, 16
2. Заработная плата производственных рабочих Стоимость работы персонала, занятого изготовлением продукции (работ, услуг) Прямые затраты, отражают по дебету счета 20 «Основное производство» по видам продукции (работ, услуг) и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
3. Единый социальный налог (ЕСН) и отчисления на обязательное пенсионное страхование (ОПС) Обязательные отчисления, производимые работодателями по ставке 26% от заработной платы Прямые затраты, отражают по дебету счета 20 «Основное производство» по видам продукции (работ, услуг) и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
4. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Амортизация, ремонт, техобслуживание производственного оборудования; электроэнергия, затраченная на работу оборудования и т.д. Косвенные затраты, сначала собираются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» и кредиту счетов-носителей затрат (Кт 10, 70, 69, 02, и др.), в конце месяца распределяются между видами продукции расчетным путем (Дт 20 Кт 25).
5. Цеховые расходы -амортизация, ремонт, содержание зданий, помещений, инвентаря цехов, электроэнергия, затраченная на освещение цеха и т.д.; -заработная плата управленческого и обслуживающего персонала цехов, включая ЕСН и ОПС; -затраты на технику безопасности, охрану и уборку помещений цехов и т.п. Косвенные затраты, сначала собираются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» и кредиту счетов-носителей затрат (Кт 10, 70, 69, 02, и др.), в конце месяца распределяются между видами продукции расчетным путем (Дт 20 Кт 25).
6. Управленчес-кие расходы -амортизация, ремонт, содержание зданий, помещений, инвентаря офиса, электроэнергия, затраченная на освещение офиса и т.д.; -заработная плата управленческого и обслуживающего персонала офиса, включая ЕСН и ОПС; -затраты на охрану и уборку помещений офиса, командировки и перемещения руководителей; -экологические, страховые платежи, налоги и сборы и т.п. Косвенные затраты, сначала собираются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счетов-носителей затрат (Кт 10, 70, 69, 02, и др.), в конце месяца распределяются между видами продукции расчетным путем. Могут списываться как на себестоимость продукции (Дт 20 Кт 26), так и на себестоимость продаж (Дт 90 Кт 26).
7. Расходы на освоение производства Затраты на подготовку нового производства, выпуск новых видов продукции, освоение новой технологии Собираются на счете 97 «Расходы будущих периодов» с кредита счетов 10, 70, 69, 60, 76 и др., а после начала продаж списываются на себестоимость изготовляемой продукции (Дт 20 Кт 97)
8. Расходы на продажу Затраты в сфере обращения: расходы на упаковку и транспортировку готовой продукции покупателям, на рекламу, комиссионные вознаграждения посредникам по сбыту и т.п. Собираются на счете 44 «Расходы на продажу» с кредита счетов 10, 70, 69, 60, 76 и др., а в конце отчетного периода списываются на себестоимость проданной продукции (Дт 90 Кт 44)

 

Стоимостная оценка затраченных ресурсов определяет себестоимость продукции. Для оценки стоимости каждого вида продукции и определения себестоимости единицы учет затрат целесообразно вести в разрезе объектов калькулирования. Для этого на счете 20 «Основное производство» открывают аналитические счета: продукция № 1, продукция № 2 и т.д. Такой метод учета затрат называют поиздельным (позаказным). В зависимости от отраслей производства могут быть использованы и другие методы учета затрат, которые будут рассмотрены в разделе «Управленческий учет» данного пособия.

Различают разные виды себестоимости:

- технологическая себестоимость – сумма прямых затрат, обусловленных технологией изготовления (статьи 1-3);

- цеховая себестоимость – это денежное выражение потраченных ресурсов в цехе в связи с технологической обработкой продукции, обслуживанием и управлением производства (сумма 1-5 статей калькуляции таблицы 8);

- производственная себестоимость – цеховая себестоимость, увеличенная на расходы по освоению нового производства и управлению организацией (статьи 1-7 таблицы 8);

- полная себестоимость – затраты не только в сфере производства, но и в сфере обращения (статьи 1-8 таблицы 8).

Фактическую себестоимость можно определить со значительным опозданием во времени, так как не все документы вовремя приходят в бухгалтерию и своевременно обрабатываются. Поэтому в текущем учете обычно используют плановую (нормативную) оценку. Выпущенная из производства продукция приходуется на склад готовой продукции в оценке по плановой себестоимости на основании ведомости (накладной), а в конце месяца производится расчет фактической себестоимости выпуска по формуле (1):

Сфакт = НЗПнач + З – НЗПкон (1), где

Сфакт – фактическая себестоимость выпуска (кредитовый оборот счета 20 «Основное производство»);

НЗПнач – себестоимость незавершенного производства на начало отчетного периода (сальдо на начало счета 20 «Основное производство»);

З – затраты за месяц, собранные по дебету счета 20 «Основное производство;

НЗПкон – себестоимость незавершенного производства на конец, которое оценивается при помощи инвентаризации экспертным путем, исходя из процента годности (сальдо на конец счета 20 «Основное производство»).

Сравнивая фактическую себестоимость выпущенной за месяц продукции с плановой (нормативной) ее оценкой рассчитывают сумму отклонений: экономия (-) или перерасход (+).

И, наконец, определяют себестоимость единицы путем деления общей суммы затрат на количество выпущенной продукции.

Пример. Организация выпускает мягкую и офисную мебель. Определить фактическую себестоимость выпущенных за месяц комплектов. Нормативная производственная себестоимость незавершенного производства на начало отчетного периода составила:

- по комплектам мягкой мебели (№ 1) 10 000 руб.;

- по комплектам офисной мебели (№ 2) 30 000 руб.

Нормативная производственная себестоимость незавершенного производства на конец отчетного периода составила:

- по комплектам мягкой мебели (№ 1) 10 000 руб.;

- по комплектам офисной мебели (№ 2) 30 000 руб.

Плановая производственная себестоимость единицы готовой продукции (комплекта):

- мягкая мебель 6 000 руб.

- офисная мебель 4 500 руб.

Хозяйственные операции за месяц:

Операция Дт Кт Сумма, руб.
1. Отпущены материалы по фактической себестоимости: - на производство мягкой мебели - на производство офисной мебели - на обслуживание оборудования (в цех) - на нужды управления (в офис)   20-1 20-2     10 000 20 000 7 000 3 000
2. Начислена заработная плата рабочим и служащим: - за изготовление мягкой мебели - за изготовление офисной мебели - за обслуживание производства (цех) - за обслуживание хозяйства и управление (офис)   20-1 20-2     9 000 15 000 7 000 10 000
3. Начислен единый социальный налог от заработной платы рабочих и служащих и отнесен на затраты: - по изготовлению мягкой мебели (13000*26%) - по изготовлению офисной мебели (15000*26%) - на обслуживание производства (цех) (7000*26%) - на обслуживание хозяйства и управление (офис) (10000*26%)     20-1 20-2        
4. Начислена амортизация: - производственного инвентаря и здания цеха - офисного оборудования и здания      
5. Приняты к оплате счета за электроэнергию, использованную для нужд: - производства (цеха) - управления (офиса)            
6. Принят к оплате (акцептован) счет за услуги связи
7. Определить сумму общепроизводственных расходов (дебетовый оборот по счету 25) и списать пропорционально заработной плате производственных рабочих (см. расчет в таблице) на себестоимость: - мягкой мебели - офисной мебели     20-1 20-2        
8. Определить сумму общехозяйственных расходов (дебетовый оборот по счету 26) и списать пропорционально заработной плате производственных рабочих (см. расчет в таблице) на себестоимость: - мягкой мебели - офисной мебели     20-1 20-2        
9. В течение месяца выпущено из производства готовая продукция по учетным ценам (нормативная производственная себестоимость): - мягкая мебель 8 комплектов - офисная мебель 20 комплектов   43-1 43-2   20-1 20-2   48 000 90 000
10. Определить фактическую производственную себестоимость выпущенной за месяц продукции и списать отклонения от учетных цен на себестоимость готовой продукции (см. расчет в таблице): - мягкой мебели - офисной мебели     43-1 43-2     20-1 20-2     (2752)

 

Распределение косвенных расходов

Показатели Заработная плата производственных рабочих Удельный вес, % Общепроизводст-венные расходы Общехозяйст-венные расходы
Мягкая мебель 37,5
Офисная мебель 62,5
Итого

Расчет фактической себестоимости выпущенной продукции

Показатели Мягкая мебель Офисная мебель
1. Незавершенное производство на начало отчетного периода 10 000 30 000
2. Затраты за месяц
3. Незавершенное производство на конец отчетного периода 2 000 3 000
4. Фактическая себестоимость выпущенной продукции 45 248 92 412
5. Плановая производственная себестоимость выпущенной готовой продукции (плановая себестоимость единицы * количество готовых комплектов) 48 000 90 000
6. Отклонения фактической себестоимости от лана (строка 4 – строка 5) (2752)

5.5. Модель учета продажи продукции (работ, услуг) и выявления финансового результата от обычной деятельности

Процесс сбыта является завершающей стадией кругооборота капитала, по итогам которого определяется финансовый результат от производства и продажи готовой продукции (работ, услуг). Именно на этом этапе формируется полная себестоимость реализованной продукции, которая сопоставляется с полученной выручкой. Для учета процесса сбыта, предназначен сопоставляющий счет 90 «Продажи». По кредиту этого счета собирается информация о доходах, а по дебету - о расходах.

Сопоставляя дебетовый и кредитовый оборот по счету 90 «Продажи» в конце месяца определяется финансовый результат: прибыль или убыток от обычной деятельности.

Выручка - это доходы, полученные от продажи продукции, работ, услуг.

По мере отгрузки покупателям выставляют документы на оплату проданной продукции. При этом формируется дебиторская задолженность по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и отражается выручка-брутто (т.е. включается налог на добавленную стоимость) от реализации продукции (работ, услуг) по кредиту счета 90 «Продажи».

Организации - плательщики налога на добавленную стоимость (НДС) включают в продажную цену и данный налог, но при этом начисление налога уменьшает полученные доходы: Дт 90 Кт 68.

Разница между выручкой брутто и суммой НДС позволяет определить чистую выручку, или выручку-нетто.

Продажная цена складывается под влиянием спроса и предложения на рынке и зависит от договорной политики организации. Однако информация о расходах на производство и сбыт готовой продукции, формируемая в системе бухгалтерского учета, позволяет руководству оценивать эффективность деятельности персонала, свою конкурентоспособность, помогает определить тактику и стратегию рыночного поведения и т.д. Поэтому от умения понимать и использовать бухгалтерскую информацию зависит финансовое благополучие компании.

Полная себестоимость продукции - это затраты на ее производство (производственная себестоимость) и сбыт (расходы на продажу).

Производственная себестоимость отгруженной продукции относится в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 43 «Готовая продукция».

В текущем учете целесообразно отражать готовую продукцию по учетным ценам, которые устанавливаются приказом руководителя на отчетный год. Однако в конце каждого месяца, когда в бухгалтерии заканчивается обработка всех первичных документов, определяется фактическая себестоимость готовой продукции (работ, услуг) и разница между фактом и планом отражается корректирующей записью (дополнительной или сторнировочной).

В сфере обращения организация-продавец несет дополнительные издержки, связанные с предпродажной подготовкой товара (готовой продукции) и продвижением его на рынок. Затраты в сфере обращения называют расходами на продажу и собирают на одноименном активном калькуляционном счете 44. По дебету счета 44 «Расходы на продажу» собирают соответствующие затраты в сфере обращения с кредита счетов 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», и др.

В конце месяца расходы на продажу списываются на себестоимость продаж: Дт 90 Кт 44.

Пример. На складе готовой продукции на начало месяца 10 моторов по фактической производственной себестоимости 123 230 руб./шт. В течение месяца выпущено из производства 200 моторов по фактической производственной себестоимости 118 950 руб./шт. Учетная стоимость моторов 120 000 руб./шт. За месяц отгружено покупателям 150 моторов по учетной цене. Расходы на рекламу в средствах массовой информации составили 50 000 руб. Расходы на упаковку отгруженных моторов 35300 руб. (упаковочные материалы 10 000 руб., заработная плата складского персонала 20 000 руб., единый социальный налог 5200 руб.). Договорная (продажная) цена 200 000 руб./шт., НДС 36000 руб. Определить:

- фактическую стоимость отгруженных моторов и списать отклонения фактической себестоимости;

- сумму расходов на продажу, относящуюся к проданным моторам;

- финансовый результат от продажи моторов за месяц.

Отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций

Операция Дт Кт Сумма, руб.
1. В течение месяца выпущена из производства готовая продукция: 200 штук моторов: - по учетным ценам руб. - отклонения от фактической себестоимости (сторно) Итого фактическая себестоимость выпущенной продукции             24 000 000 23 790 000
2. Отгружена в течение месяца готовая продукция: 150 штук моторов: - по учетным ценам - отклонения от фактической себестоимости* Итого фактическая себестоимость отгруженной продукции             18 000 000 17 873 070
3. Отражены расходы на продажу моторов в течение месяца: - списаны упаковочные материалы - начислена заработная плата за предпродажную подготовку товара - начислен ЕСН от заработной платы - приняты к оплате счета рекламных компаний       10 000 20 000 50 000
4. Списаны в конце месяца расходы на продажу (10 000+20 000+ 5200+50 000) 85 200
5. Предъявлены покупателям счета за отгруженную продукцию: - на продажную стоимость, вкл. НДС (150 шт.*236 000 руб. ) - начислен НДС (150 шт.* 36000)       35 400 000 5 400 000
6. Прибыль от продажи продукции: 35 400 000 - 5 400 000 - 17 873 070 - 85 200 = 12 041 730 12 041 730

*расчет приведен в таблице ниже

Расчет фактической производственной себестоимости отгруженных моторов

Показатели кол-во, шт. учетная стоимость, руб. отклоне-ния, руб. фактическая стоимость, руб.
1. Остаток на начало 1 200 000 32300* 1 232 300
2. Выпущено из производства 24 000 000 (210 000) 23 790 000
3. Итого готовой продукции (строка 1+ строка 2) 25 200 000 (177 700) 25 022 300
4. Отгружено 18 000 000 (126930)** 17 873 070
5. Остаток на конец (строка 3 - строка 4) 7 200 000 (50770) 7 149 230

* отклонения = фактическая стоимость - учетная стоимость

**(126930) = (177500)/25200000*18000000

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 370.