Оценка и калькуляция как методы стоимостного измерения объектов и хозяйственных процессов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изучение фактов хозяйственной жизни и хозяйственных процессов не прямо и непосредственно, а через специально созданные их образы и описания называется моделированием.

Моделирование является одним из общенаучных методов познания. В бухгалтерской науке моделирование осуществляется с помощью применения счетов и двойной записи. Информационное изображение хозяйственных ситуаций с помощью символов основывается на сопоставимости складываемых показателей. Для этой цели все учетные объекты оцениваются в денежном измерении.

Оценка – это способ перевода натуральных показателей в денежное выражение. Данный метод бухгалтерского учета позволяет получить обобщенное представление о разных видах имущества и обязательств в совокупности, т.е. позволяет привести к общему знаменателю несопоставимые (штуки, килограммы, литры, рубли, доллары и др.) величины.

Денежный измеритель появился в бухгалтерии сравнительно недавно (примерно в середине XIII века) и позволил от простой приходо-расходной бухгалтерии перейти к двойной, в которой с помощью специальных бухгалтерских приемов (счета и двойная запись) можно исчислить финансовый результат.

Целью оценки учетных объектов является сопоставление затрат, вложенных в дело, и полученной выгоды. Исчисление финансового результата без денежной оценки невозможно, так как это абстрактная экономическая категория, а не конкретная вещь. Поскольку в хозяйственной деятельности участвуют различные лица, каждый из которых преследует свою цель, то и подходы к оценке достаточно противоречивы.

Пример: требуется оценить автомобиль, попавший в аварию. Собственник заинтересован в максимальной оценке, так как ожидает компенсации от виновного лица или страховой компании. Работник, виновный в аварии и/или страховая компания, наоборот ожидают наименьшую оценку.

Более того, оценка одного и того же объекта может существенно различаться в зависимости от места и времени покупки, формы оплаты (за наличный расчет или в кредит), количества (на большие партии могут быть скидки). Поэтому оценка объектов, как правило, субъективна. В зависимости от этого можно выделить множество видов оценки, однако для целей бухгалтерского учета наиболее важной являются историческая и справедливая стоимости.

Историческая стоимость основана на фактических затратах, т.е. на себестоимости приобретения и/или изготовления. Историческая стоимость показывает величину затраченных ресурсов (расходы) и позволяет исчислить финансовый результат путем сопоставления с полученными доходами. Однако с течением времени ценность объектов по разным причинам изменяется (например, инфляция, изменение рыночной конъюнктуры, спроса и предложения на товары и др.) и денежная оценка, произведенная в момент приобретения и/или изготовления становиться неточной. Поэтому оценка остатков имущества и обязательств, отраженная в балансе, может оказаться нереальной.

Справедливая цена основана на действующей рыночной стоимости, то есть на измерении ценности объекта на дату составления бухгалтерской отчетности, независимо от потраченных ранее средств. Остатки баланса будут максимально реальными, однако при таком подходе исчислить финансовый результат и определить эффективность сделки будет затруднительно.

В качестве справедливой стоимости могут выступать текущая рыночная, восстановительная или дисконтированная виды оценки.

Текущая рыночная стоимость – сумма денежных средств или их эквивалентов, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.

Восстановительная стоимость – сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости замены какого-либо объекта.

Дисконтированная стоимость – величина будущих денежных поступлений (выплат) или их эквивалентов, за которую предположительно должен быть приобретен объект в ходе обычной хозяйственной деятельности в настоящее время.

Выбирая способ оценки следует придерживаться основных требований:

1) реальность, т.е. соответствие объективной действительности;

2) единство, т.е. одинаковые методы оценки всех однородных объектов в течение отчетного периода во всех структурных подразделениях организации;

3) сопоставимость, т.е. приведение к единым правилам оценки в целях сопоставления показателей разных отчетных периодов или разных компаний.

В Российской Федерации основным видом оценки, установленным Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», является первоначальная (историческая) стоимость, однако выбор оценки зависит от способа поступления имущества в организацию (табл. 7). При этом важное место отведено принципу осмотрительности, использование которого требует большей готовности к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не создавая при этом скрытых резервов.

Пример:организация имеет материальные ценности, на сумму 1000 000 руб., срок годности которых подходит к концу. Велика вероятность того, что ценности не будут использованы по назначению или проданы. На дату составления баланса стоимость материалов оценивается в 800 000 руб. Руководство приняло решение создать резерв под обесценение материальных ценностей, списав 200 000 руб. на расходы. Таким образом, в балансе стоимость материалов отражена в сумме 800 000 руб., а расходы, уменьшающие доходы в отчетном периоде увеличены на 200 000 руб.

Таблица 10

Способы оценки объектов, используемых в бухгалтерском учете

Способ приобретения Оценка
Приобретено за плату (купля-продажа) По сумме фактических затрат на приобретение, включая расходы по доведению до состояния, пригодного к использованию
Безвозмездно (подарки, излишки при инвентаризации, бесхозяйные вещи) По рыночной стоимости, подтвержденной документами (справки поставщиков аналогичной продукции, заключения независимых оценщиков и др.)
Произведено в самой организации По фактическим затратам на изготовление
Получено от учредителей как вклад в уставный капитал По согласованной стоимости, указанной в учредительных документах
Ценности, выраженные в иностранной валюте В рублях, по официальному или иному согласованному курсу на дату совершения операции и/или на дату составления бухгалтерской отчетности

Калькуляция – исчисление стоимости хозяйственных процессов, т.е. процедура суммирования оценок уже сформированных в прошлых операциях, с целью определения себестоимости единицы конкретного вида выпущенной продукции.

На стадии снабжения определяется себестоимость приобретенных средств и предметов труда, на стадии производства исчисляется себестоимость готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на этапе реализации – выводится общий итог расходов и определяется финансовый результат деятельности организации.

Калькулирование является итогом процесса учета затрат на той или иной стадии кругооборота капитала. Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг).

Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций. В зависимости от целей калькулирования различают плановую, сметную и фактическую калькуляции.

Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет.

Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.

Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. составляется с целью контроля за выполнением плановых заданий, а также для анализа себестоимости.

Калькулирование себестоимости условно можно разделить на три этапа:

1) определение совокупных затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

2) исчисление фактической себестоимости по каждому виду продукции (работ, услуг);

3) расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг).

В действительности, процесс калькулирования является достаточно сложной проблемой, так как зависит от многих условностей, например, связанных с распределением косвенных расходов.

Пример. В одной печи, стоимостью 60 000 руб., выпекают булочки, пирожки и коржи для тортов. Какую сумму от стоимости печи включить в себестоимость каждой единицы изделий? Расчет можно произвести, исходя их нормативного срока службы печи (например, 5 лет) и распределить полученную сумму пропорционально выпуску каждого изделия за этот период (например, 10 000 штук булочек, 20 000 штук пирожков, 5 000 тортов).

Расчет суммы амортизации на 1 булочку:

60 000/5*12 = 1 000 руб. – ежемесячная сумма амортизации;

1 000/(10 000 + 20 000 + 5 000) * 10 000 = 285 руб. от суммы амортизации приходится на выпуск булочек;

285: 10 000 = 0,0286 руб. амортизации печи включено в каждую булочку.

Возможны и другие варианты, например, выбрать метод уменьшаемого остатка для начисления амортизации и распределять сумму амортизации пропорционально стоимости материалов, используемых для изготовления изделий. Очевидно, что будут получены совершенно другие цифры, поэтому расчетные величины в сумме затрат всегда условны.

Калькулирование имеет большое значение для управления себестоимостью продукции и производством в целом, поскольку позволяет:

- определить целесообразность производства продукции;

- установить оптимальную цену на продукцию (разработать систему скидок, не приносящих серьезного ущерба);

- оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции;

- оценить качество работы персонала.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 237.