Бухгалтерская отчетность - это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных или запланированных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности. Таким образом, бухгалтерская отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей предприятия, которые можно свести к двум важнейшим экономическим побуждениям предпринимательства.
Система учетных данных (показателей), составляющих бухгалтерскую отчетность, должна выводиться непосредственно из счетов главной книги - важнейшего регистра системы бухгалтерского учета. Совокупность учетных показателей, из которых состоит бухгалтерский отчет, формируется прямо или косвенно из счетов главной книги. Следовательно, отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетных записях. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что формируемые в учете итоговые данные переходят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных итоговых показателей.
Итак, целью составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и непредупредительного информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении средств предприятия.
Финансовая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета, за достоверность которого несут ответственность руководитель и главный бухгалтер предприятия.
Для того чтобы финансовая отчетность была понятна пользователям, она должна содержать данные о:
• предприятие (полное название, организационно-правовую форму, местонахождение, наименование органа управления, которому подчиняется предприятие, название материнской (холдинговой) компании и т.д.).
• дату отчетности и отчетный период. Если период, за который составлен финансовый отчет, отличается от отчетного периода, предусмотренного Положением (стандартом), то причины и последствия этого должны быть раскрыты в примечаниях к финансовой отчетности.
• валюту отчетности и единицу ее измерения. Если валюта отчетности отличается от валюты, в которой ведется бухгалтерский учет, то предприятие должно раскрыть причины этого и методы, использованные для перевода финансовых отчетов из одной валюты в другую.
• соответствующую информацию относительно отчетного и предыдущего периода. Такая информация необходима для сравнения показателей в динамике, расчета и анализа сдвигов в структуре, построении динамических рядов для нужд экономического анализа.
• учетную политику предприятия и ее изменения. Предприятие должно освещать избранную учетную политику путем описания принципов оценки статей отчетности, методов учета относительно отдельных статей отчетности.
• другую информацию, раскрытие которой предусмотрено соответствующими положениями (стандартами).
Финансовая отчетность должна предоставлять возможность пользователям сравнивать:
1.финансовые отчеты предприятий за различные периоды.
2.финансовые отчеты разных предприятий.
Важной предпосылкой обеспечения качественной характеристики сопоставимости является предоставление пользователям информации по учетной полияких изменений в этой политике и влияния таких изменений. Пользователи должны быть способны определять отличительные черты различных учетных политик относительно похожих операций и других событий, которые используются одним и тем же предприятием в различные промежутки времени и различными предприятиями.
52.Классификация отчетности
В целях упорядочения составления отчетности ее классифицируют по таким наиболее распространенными признаками: содержанием и источниками формирования, сроком представления, степенью обобщения, объемом, периодичностью представления, охватом видов деятельности, распространением на отрасли народного хозяйства, характером направления и использования, степенью использования вычислительной техники.
Прежде всего следует различать отчетность по строению:
1.отчетность, в которой информация приводится по состоянию на определенную дату (она содержит моментные показатели).
2.отчетность, содержащая информацию за определенный (отчетный) период (ее составляют интервальные показатели).
По содержанию и источниками формирования различают статистическую, финансовую, налоговую, специальную, внутрихозяйственную (управленческую) отчетность.
Статистическая отчетность содержит информацию, которая необходима для статистического изучения хозяйственной деятельности предприятий и построения макроэкономических показателей.
Финансовая отчетность содержит информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движение денежных средств предприятия за отчетный период. ее составляют с соблюдением балансового обобщения учетной информации. Этот принцип заложен в структуру отчетных форм, во внутренней и мижформовий увязке показателей.
Налоговая отчетность содержит информацию о валовые доходы и валовые расходы, финансовые результаты и расчет сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а также излишне уплаченных сумм, подлежащих возмещению.
Специальная отчетность представляется по вопросам расчетов и использования средств фонда социального страхования, пенсионного фонда, фонда занятости и тп.
Внутрихозяйственного (управленческого) отчетность отражает необходимую информацию для принятия решений на уровне структурных подразделений и разрабатывается предприятием самостоятельно.
Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета.
По срокам представления различают нормативную и срочную отчетность. Нормативная подается на определенную дату, срочная - в срок до 25 дней по окончании отчетного периода.
По степени обобщения отчетность разделяют на первичную, представляемой предприятиями, и сводную, обобщающий данные первичной отчетности в рамках министерств и ведомств.
По объемам отраженных результатов деятельности различают полное и сокращенное отчетность.
По периоду времени, за которое характеризуется деятельность предприятия, тоесть по периодичности представления различают летнюю и промежуточную (ежеквартальную, ежемесячную) отчетность.
С точки зрения охвата видов деятельности отчетность может отражать все виды деятельности, которой занимается предприятие, или ограничиваться только основным из них.
С точки зрения распространения на отрасли народного хозяйства отчетность является типовой и отраслевой. Типовые формы отчетности применяют для отражения учетных данных одинакового содержания, отраслевые содержат показатели по специфическим видам деятельности.
По характеру направления различают внутреннюю отчетность, предназначенную для внутреннего управления предприятием, и внешнюю, которая выходит за пределы предприятия и подается органам исполнительной власти, другим пользователям.
Отчетность по способу представления пользователям разделяют на поданную почтовой связью, телеграфом, электронной почте или поданную собственноручно.
Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, основанные на государственной собственности, и органы, которые осуществляют управление имуществом предприятий, основанных на коммунальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и представляют сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, принадлежащих в сферу их управления.
53.Общие требования к бухгалтерской финансовой отчетности
Согласно закону «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» все предприятия с начала деятельности до момента ликвидации должны вести бухгалтерский учет. Заключительным этапом бухгалтерского учета является составление отчетности.
В Положении (стандарте) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности» приведено такое определение. «Финансовая отчетность - это бухгалтерская отчетность, которая дает информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период». Порядок представления финансовой отчетности пользователям приведены в действующем законодательстве, так финансовая отчетность предоставляется в соответствии с:
- Приобретения, продажи и владения ценными бумагами;- Участия в капитале предприятия;- Оценки качества руководства;- Оценки возможности предприятия своевременно выполнить свои обязанности;- Обеспечить обязанности предприятия;- Рассчитать суммы дивидендов;- Регулирование деятельности предприятия;- Других решений.
Статья 11. Общие требования к финансовой отчетности (Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»)
1. На основании данных бухгалтерского учета предприятия обязаны составлять финансовую отчетность. Финансовую отчетность подписывают руководитель и бухгалтер предприятия.
2. Финансовая отчетность предприятия (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, признанных таковыми в соответствии с действующим законодательством) включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам.
3. Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.
4. Формы финансовой отчетности предприятий (кроме банков) и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.
5. Формы финансовой отчетности банков и порядок их заполнения устанавливаются Национальным банком Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.
6.Формы финансовой отчетности бюджетных учреждений, органов Государственного казначейства Украины по исполнению бюджетов всех уровней и смет расходов и порядок их заполнения устанавливаются Государственным казначейством Украины.
54.Состав и элементы финансовой отчетности
Финансовая отчетность состоит из: баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчета о собственном капитале и примечаний к отчетам. Финансовые отчеты содержат статьи, состав и содержание которых определяются соответствующими положениями (стандартами).
Статья приводится в финансовой отчетности, если соответствует следующим критериям: существует вероятность поступления или выбытия будущих экономических выгод, связанных с этой статьей; оценка статьи может быть достоверно определена.
В финансовую отчетность включаются показатели деятельности филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений предприятия.
В строках форм финансовой отчетности, не имеющих показателей, ставится прочерк.
Элементы фин.отчетности:
Информация, на основании которой готовится финансовая отчетность, в соответствии с ее экономическим содержанием, объединяется в определенные укрупненные категории, которые получили название элементов финансовой отчетности.
В МСФО выделяют 5 основных элементов финансовой отчетности, которые условно можно разделить на 2 группы.
I. Элементы, оценивающие финансовое положение и входящие в состав бухгалтерского баланса:
активы - ресурсы и имущество, контролируемые предприятием и представляющие собой результат операций и событий, состоявшихся в отчетном или иных прошлых периодах. Существенным признаком активов является их способность обеспечить в будущем определенную экономическую выгоду, которая должна заключаться в поступлении денежных средств или их эквивалентов;
обязательства - это текущие обязательства предприятия, возникающие из предшествующих событий, и представляющие собой различные виды кредиторской задолженности, погашение или урегулирование которых приведет к снижению экономической выгоды в виде уменьшения реальных активов. В данную подгруппу относятся займы, долговые обязательства, банковские кредиты, задолженность поставщикам, различным юридическим и физическим лицам, резервы предстоящих расходов и т.п.;
капитал - представляет собой оставшуюся долю собственных активов предприятия после вычета обязательств.
II. Элементы, характеризующие результаты хозяйственной деятельности и составляющие отчет о прибылях и убытках:
доходы - это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, которое выражается в увеличении активов или уменьшении обязательств, результатом которых является увеличение капитала (причем увеличение капитала не должно происходить за счет вкладов собственников);
расходы - это уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Дата: 2016-09-30, просмотров: 266.