Специалисты Центра должны стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, включаться в систему обучения и исследовательской работы:
а) сотрудники Центра, ведущие исследовательскую работу, должны четко представлять, какие последствия может иметь эта деятельность для человека, для личности;
б) сотрудники, занимающиеся исследовательской деятельностью, должны удостовериться в добровольности участия всех респондентов, с полным соблюдением личной свободы участников;
в) информация, полученная в процессе исследовательской работы, должна рассматриваться как конфиденциальная.
Этические обязательства специалистов Центра по отношению к клиентам
Права и прерогативы интересов клиентов
Специалисты не должны:
а) использовать отношения с клиентом в собственных целях;
б) принимать участия в различных дискриминационных действиях; напротив, их цель всеми доступными средствами бороться со всевозможными видами дискриминации;
в) вступать с клиентом в сексуальные отношения;
г) осуществлять деятельность, приносящую вред клиентам.
Специалисты должны:
а) следовать советам и консультациям коллег и наставников в случае, если они, по их мнениям, служат интересам дела;
б) обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допускать унижения достоинства личности;
в) завершать профессиональную деятельность с клиентом, когда такая деятельность не является необходимой и более не служит интересам и нуждам этого человека или семьи.
Конфиденциальность и сохранение тайны
Специалисты Центра обязаны уважать тайны клиентов и не распространять информацию, прошедшую в ходе профессиональной помощи:
а) специалисты могут поделиться конфиденциальной информацией, полученной от клиентов, без их на то согласия только в случае необходимых профессиональных обязательств;
б) специалисты должны полностью информировать клиентов о пределах конфиденциальности в данной ситуации, а также о целях, для которых данная информация может использоваться;
в) специалисты должны получать осознанное согласие клиентов, прежде чем печатать, делать магнитофонные записи или разрешать какой-либо третьей инстанции наблюдать за его работой.
Этические принципы по отношению к коллегам
Уважение, честность, вежливость
Сотрудники должны обращаться с коллегами с уважением, вежливо, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность и справедливость:
а) сотрудникам следует обращаться с коллегами на основе профессиональных интересов и убеждений;
б) сотрудники должны уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия;
в) при работе с клиентами сотрудникам необходимо детально и честно представлять сведения о квалификации, точке зрения, творческих находках коллег, использовать подходящие каналы для оценки методов работы коллег;
г) сотрудники не должны использовать конфликты между коллегами и руководством в своих интересах и для укрепления своей профессиональной позиции;
д) сотрудники, выполняющие роль супервизоров, экспертов, наставников, должны доброжелательно, спокойно, доступно доводить до сведения своих коллег условия совместной работы и взаимоотношений.
Этические принципы сотрудничества Центра с другими работниками органов социальной защиты и руководством Центра
Обязательства по отношению к руководству
Специалисты Центра должны твердо придерживаться
своих должностных обязанностей.
Специалисты Центра должны работать над совершенствованием, корректировкой политики в профессиональной деятельности, повышением эффективности и действенности социальной службы.
Специалисты Центра должны использовать ресурсы руководства Центра очень скрупулезно и только на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены.
III. Личностные качества
Личностные качества социального работника как профессионала – это характеристика его социального интеллекта, отражающая такие общественные отношения, как «человек - человек». Без наличия этого оптимального набора личностных качеств логично говорить об этико-профессиональной непригодности социального работника. При несоответствии этическому кодексу социальный работник должен быть отстранен от работы с клиентами и может выполнять только чисто техническую работу.
1. Оптимальный набор личностных качеств (социальный интеллект), необходимый социальному работнику, включает:
- гуманность;
- справедливость;
- ответственность;
- коммуникативность;
- тактичность (корректность);
- эмпатийность;
- рефлексивность;
- мобильность, гибкость, оперативность;
- способность к самообразованию;
- терпимость;
- готовность прийти на помощь;
- эмоциональная устойчивость.
2. К этико-психологическим «противопоказаниям» в социальной работе относятся:
- вспыльчивость; несобранность;
- отсутствие интереса к человеку, его проблемам, неумение вести диалог;
- агрессивность, конфликтность;
- категоричность; психологическое и физическое нездоровье.
Заключение
Социальная работа во многом исходит из гуманитарных, религиозных и демократических идеалов и философских теорий и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между личностью и обществом, а также развития потенциала человека. Предназначением социальных работников является служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций, достижение в обществе социальной справедливости.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 317.