Понятие профессионально-этического кодекса, его структура и источники формирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кодекс(от латинского codex - «книга») это свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, который принимается ассоциацией или союзом социальных работников и в дальнейшем служит стандартом этических отношений в профессиональной деятельности. Особенность его такова, что он декларирует основные требования, не давая им объяснений.

Для того чтобы кодекс стал «работающим» документом, необходима предварительная работа по его обоснованию, составлению, узакониванию и популяризации.

Цель кодекса:

- собрать «атомизированных индивидов» в профессиональное сообщество благодаря общим, согласованным ценностям и нормам;

- подать сигнал о готовности бороться с наглым и циничным попранием профессиональных и корпоративных норм;

- поддержать тех, кто (а) понимает необязательность совпадения профессионального и «денежного» успеха или вообще не ориентирован на распространенные критерии успеха, и тех, кто (б) амбициозен и нуждается в моральном оправдании своей ориентации на успех как в своих, так и в чужих глазах;

- показать скептикам: кодекс – не гарантия от нарушений профессиональной и корпоративной этики; кодекс – не жесткий алгоритм или решебник; кодекс – своеобразная лоция для творческого акта морального выбора в конкретных ситуациях; кодекс – это шанс поддержать достоинство профессии и выдержать сложные ситуации выбора;

- сориентировать менеджмент социального учреждения на небюрократическое назначение кодекса, на роль кодекса в самопознании, самоопределении и нравственном развитии специалистов.

Функцииэтического кодекса социальной работы:

1. обеспечить этическую регламентацию, соответствующую специфике социальной работы;

2. служить базовым критерием для определения профпригодности специалиста;

3. унифицировать поведение специалистов на основе общей системы ценностей;

7. гарантировать осуществление прав клиентов;

8. обеспечить возможность взаимозаменяемости работников;

9. содействовать повышению уровня моральности социальных работников, клиентов и их социального окружения, всего общества;

10. стимулировать постоянное нравственное совершенствование специалистов;

11. повысить моральный авторитет социальной работы в обществе;

12. гарантировать этическую чистоту профессии как таковой.

 

В основе профессионально-этического кодекса социальной работы лежат шесть основных источников:

- общечеловеческие ценности;

- традиции милосердия и благотворительности;

- социальные и моральные ценности современного общества;

- этические нормативы специалистов зарубежных стран;

- специфические ценности современной отечественной социальной работы;

- личностные ценности и идеалы специалистов.

 

Роль кодификации в рамках этического регулирования деятельности организации является многоплановой.

Во-первых, этический кодекс выступает как нормативная декларация, фиксирующая ожидания сообщества по отношению к своим членам. При условии существования у них сильного чувства принадлежности к сообществу он активизирует и направляет неинституциональные механизмы этического регулирования. Именно в свете кодекса, принятого его собственным коллективом, сотрудник может рассматривать соответствие своего поведения определенным нормам не как абстрактный моральный долг, а как одно из проявлений профессионализма и условие полноправной принадлежности к уважаемой и ценимой им организации, как условие сохранения связи со «значимыми другими». В этом случае не ожидание возможных санкций со стороны руководства, а, скорее, чувство стыда оказывается основным психологическим регулятором.

Во-вторых, кодекс облегчает «горизонтальное» обсуждение конкретных ситуаций и этических дилемм в определенном коллективе. Иными словами, наличие кодекса открывает для сотрудников саму возможность говорить на этические темы. Присутствие кодекса и предполагаемое знакомство с ним всех окружающих закрывает некоторые дополнительные возможности для избыточного морализирования, поскольку уменьшает произвольность выносимых суждений. Содержание этических документов подсказывает каждому, что поводом для обвинений в профессионально неэтичном поведении может быть далеко не все.

В-третьих, кодекс создает основу для работы этических комиссий и уполномоченных по этике, ведущих наблюдательно-консульта­цион­ную деятельность и выносящих решения по конкретным случаям нарушений.

 

Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе и быть достаточно авторитетным, этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям:

- он должен вырабатываться с учетом всего опыта, накопленного в социальной практике, а также на основе достижений этики, педагогики, психологии;

- в нем необходимо «доразвивать» систему общечеловеческих ценностей, не противореча ей;

- ему следует быть многофункциональным, применимым во всех видах отношений, возникающих в социальном взаимодействии;

- кодекс должен базироваться на определенных принципах, наиболее полно отражающих сущность социальной работы;

- принципы и нормы кодекса должны отличаться доступностью для усвоения и выполнения.

Анализ требований, предъявляемых к специалистам в профессионально-этическом кодексе, показывает, что условно они могут быть сведены к двум группам нормативов. Первая группа – это требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; вторая группа – требования к личности профессионала.

 

Профессионально-этический кодекс имеет четко выраженную структуру и состоит из следующих основных разделов:

1. преамбула (введение), где обосновывается необходимость введения кодекса, раскрываются его цели и задачи, области применения, определяются субъекты и объекты деятельности;

2. ценности и идеалы – требования к сущности и содержанию профессиональной деятельности как таковой;

3. нормы и принципы – требования к поведению специалистов (среди них значительное место занимают такие принципы, как конфиденциальность, ответственность и сотрудничество);

4. профессиональный долг и обязанности специалистов (перед обществом и государством, профессией, коллегами и коллективом, клиентами и их близкими, перед самим собой);

5. требования к качествам личности специалиста (альтруизм и гуманистическая направленность, честность, порядочность, открытость, сострадательность и др.), критерии профпригодности и профотбора, требование профессионального и личностного совершенствования;

6. обеспечение исполнения кодекса, система санкций (наказания и поощрения);

7. условия действия и узаконивания кодека (когда и кем был принят, в каких случаях может применяться и при каких условиях может быть приостановлен).

Иногда в кодексе присутствуют дополнительные разделы: основные проблемные зоны, зоны конфликтов и наиболее общие пути их разрешения; важнейшие правила профессионального этикета; сотрудничество с другими профессиональными ассоциациями, государственными и общественными органами; оказание платных социальных услуг, вознаграждение за работу

Положения кодексов не дают жестких и однозначных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, поэтому социальный работник не утрачивает самостоятельности и свободы выбора.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 298.