Тема. Место и роль этического кодекса социальной работы
1. Этическая кодификации как тенденция в развитии профессиональных этик на современном этапе
2. Понятие профессионально-этического кодекса, его структура и источники формирования.
3. Профессионально-этический кодекс Международной федерации социальных работников (1994).
4. Профессионально-этический кодекс социального работника России (1994).
5. Кодекс этики социального педагога и социального работника (2002 г.).
6. Этика в социальной работе, свод принципов (2004)
7. Примерный этический кодекс сотрудников ТЦСОН.
8. Этические комитеты как формы корпоративной ответственности и контроля деятельности профессионалов.
Литература
1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 2002. С. 181–198. (Приложение 1 и 2).
2. Шмелева Н. Этический кодекс социального педагога и социального работника //Социальная работа. 2002. № 2. С. 17-19.
3. Кодекс этики социальной работы Британской ассоциации социальных работников // Социальная работа сегодня. 2001. Осень. C. 40-42.
4. Этика в социальной работе, свод принципов // Социальная работа. – Мн., 2007. – № 1. – С. 13-14.
5. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. М., 1999. С. 36-44.
Профессионально-этический кодекс Международной федерации социальных работников (1994)
Первым международным документом, регламентирующим этические отношения в социальной работе,сталпрофессионально-этический кодекс Международной федерации социальных работников(принят в1994 г. в г. Коломбо, Шри-Ланка). Он называется «Этика социальной работы: принципы и стандарты».
Кодекс состоял из двух документов:
1) «Международнаядекларация этических принципов социальной работы».
В нем провозглашаются следующие принципы:
- учет уникальности и безусловной ценности человека;
- право на свободу в удовлетворении потребностей без ущемления прав других людей;
- общественная забота о благосостоянии всех членов общества;
- социальная справедливость;
- равенство;
- запрет на дискриминацию;
- уважение личной неприкосновенности, прав человека, его достоинства;
- работа с клиентами на основе взаимного сотрудничества.
В документе подчеркивается, что социальный работник должен действовать во благо клиента, но не в ущерб остальным. При этом указывается, что в основе выбора социальным работником действий должны всегда лежать базовые принципы.
Международные этические стандарты социальных работников»
Во втором документе представлены 5 групп стандартов:
1. Стандарты этического поведения:
- понять уникальность каждого человека, условия его жизни и характер оказываемой помощи:
- совершенствовать знания и навыки, не совершать поступков, которые могут повредить престижу профессии:
- использовать профессиональный опыт при разработке социальной политики и социальных программ для улучшения качества жизни;
- выявлять социальные проблемы и объяснять их;
- в доходчивой форме разъяснять свои действия в качестве представителя профессиональной ассоциации.
2. Взаимоотношения с клиентами:
- ставить на первое место обязанности по отношению к клиентам, но и уважать других людей;
- доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации:
- уважение устремлений и индивидуальных особенностей клиентов, формирование ответственности клиента за свои действия;
- оказание помощи с целью достижения клиентом самореализации, но с соблюдением в равной степени прав других людей.
Взаимоотношения с агентствами и организациями
- сотрудничество с другими организациями, чья социальная политика направлена на оказание помощи клиенту;
- участие в разработке социальной политики, методики и практики для достижения наивысших стандартов социальной работы;
- полная ответственность в отношении судьбы клиентов, при необходимости обращение к вышестоящим организациям для решения проблем клиентов;
- анализ проблем клиентов, самоанализ личной деятельности;
- недопущение противоречий практики с этическими принципами.
Взаимоотношения с коллегами
- уважение к коллегам, содействие им в достижении эффективности работы;
- уважение к различным мнениям при сохранении критического подхода к оценке их деятельности;
- распространение среди коллег полученных знаний, навыков и идей с целью взаимного совершенствования;
- доведение сведений об ущемлении прав клиентов вышестоящим органам;
- защита коллег от несправедливых нападок.
Отношение к профессии
- отстаивать ценности профессии, совершенствовать и популяризировать ее;
- повышать профессионализм;
- защищать профессию от несправедливой критики, доказывать необходимость профессии;
- конструктивная критика профессии, ее теории, методов и практики;
- разработка новых подходов и методов социальной работы.
Международный кодекс явился основанием для разработки национальных профессионально-этических кодексов социальной работы.
В 2002 г. Союз социальных педагогов и социальных работников разработал ««Кодекс этики социального работника и социального педагога» - членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников».
Кодекс разработан на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников и представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной и социально-педагогической работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Его главная цель – определить и обозначить этические принципы и моральные позиции человека (клиента), специалиста (социального работника и педагога) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.
Состоит из 7 разделов.
В 1 разделе (Введение) оговаривается, что кодекс является манифестом, провозглашающим ценности и принципы, способствующие повышению и поддержанию высокого стандарта профессиональной деятельности каждого работника социальной сферы независимо от занимаемой должности. Кодекс ориентирует членов ССОПиР строить практическую деятельность вокруг интересов клиента, вовлекая его на равноправной основе на всех стадиях в процесс оказания ему социальных услуг. Согласие с Кодексом этики и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к профессиям социальной сферы. В этом разделе оговариваются также условия изменения и дополнения данного кодекса.
Во 2 разделе дано определение социальной работы как совокупности профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной видов деятельности по удовлетворению социальных потребностей человека.
В 3 разделе определяются ценности социальной работы (человеческое достоинство и толерантность; социальная справедливость и гуманизм; компетентность; социальная активность, мобильность и гибкость).
В 4 разделе характеризуются принципы социальной работы(принятие человека таким, каков он есть; уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий; конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом; полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях; ответственность социального работника и социального педагога за результаты своей деятельности; порядочность социального работника и социального педагога во взаимодействии с клиентом).
В 5 разделе определены стандарты этического поведения (по отношению к профессии, к людям, которые пользуются социальными услугами, к коллегам, к взаимодействующим организациям).
В разделе 6 дается определение социальной работы и комментарии по этому поводу Международной федерации социальных работников.Указывается, что социальный работник и социальный педагог – это представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение – согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая это взаимодействие посредством социального развития клиента и преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил. Социальная работа – это взаимосвязанная система ценностей, теории и практики.
В разделе 7перечисляются Международные соглашения, на которых строятся принципы и стандарты этики социальной работы (Всеобщая декларация прав человека и др.).
Рекомендовано включать тексты кодексов в договоры при найме на работы, что должно повышать ответственность как работников, так и нанимателей за выполнение квалификационных требований.
Примерный этический кодекс сотрудников ТЦСОН
Введение-обоснование
Этические знания –необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает социальную значимость и качество услуг, предлагаемых клиентам.
I. Принципы поведения и деятельности социального работника:
1. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.
2. Каждый человек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей, и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества.
3. Каждое общество, независимо от его формы, должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам.
4. Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.
5. Социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, коллективам, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом.
6. Социальные работники оказывают помощь каждому клиенту без несправедливой дискриминации на основе пола, возраста, физических и умственных недостатков, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации.
7. Социальные работники уважают основные человеческие права индивидов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, вытекающими из этой Декларации.
8. Социальные работники соблюдают принципы личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе.
Стиль.
Сотрудники Центра должны поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения как профессионалов.
III. Личностные качества
Личностные качества социального работника как профессионала – это характеристика его социального интеллекта, отражающая такие общественные отношения, как «человек - человек». Без наличия этого оптимального набора личностных качеств логично говорить об этико-профессиональной непригодности социального работника. При несоответствии этическому кодексу социальный работник должен быть отстранен от работы с клиентами и может выполнять только чисто техническую работу.
1. Оптимальный набор личностных качеств (социальный интеллект), необходимый социальному работнику, включает:
- гуманность;
- справедливость;
- ответственность;
- коммуникативность;
- тактичность (корректность);
- эмпатийность;
- рефлексивность;
- мобильность, гибкость, оперативность;
- способность к самообразованию;
- терпимость;
- готовность прийти на помощь;
- эмоциональная устойчивость.
2. К этико-психологическим «противопоказаниям» в социальной работе относятся:
- вспыльчивость; несобранность;
- отсутствие интереса к человеку, его проблемам, неумение вести диалог;
- агрессивность, конфликтность;
- категоричность; психологическое и физическое нездоровье.
Заключение
Социальная работа во многом исходит из гуманитарных, религиозных и демократических идеалов и философских теорий и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между личностью и обществом, а также развития потенциала человека. Предназначением социальных работников является служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций, достижение в обществе социальной справедливости.
Тема. Место и роль этического кодекса социальной работы
1. Этическая кодификации как тенденция в развитии профессиональных этик на современном этапе
2. Понятие профессионально-этического кодекса, его структура и источники формирования.
3. Профессионально-этический кодекс Международной федерации социальных работников (1994).
4. Профессионально-этический кодекс социального работника России (1994).
5. Кодекс этики социального педагога и социального работника (2002 г.).
6. Этика в социальной работе, свод принципов (2004)
7. Примерный этический кодекс сотрудников ТЦСОН.
8. Этические комитеты как формы корпоративной ответственности и контроля деятельности профессионалов.
Литература
1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 2002. С. 181–198. (Приложение 1 и 2).
2. Шмелева Н. Этический кодекс социального педагога и социального работника //Социальная работа. 2002. № 2. С. 17-19.
3. Кодекс этики социальной работы Британской ассоциации социальных работников // Социальная работа сегодня. 2001. Осень. C. 40-42.
4. Этика в социальной работе, свод принципов // Социальная работа. – Мн., 2007. – № 1. – С. 13-14.
5. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. М., 1999. С. 36-44.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 325.