Первым международным документом, регламентирующим этические отношения в социальной работе,сталпрофессионально-этический кодекс Международной федерации социальных работников(принят в1994 г. в г. Коломбо, Шри-Ланка). Он называется «Этика социальной работы: принципы и стандарты».
Кодекс состоял из двух документов:
1) «Международнаядекларация этических принципов социальной работы».
В нем провозглашаются следующие принципы:
- учет уникальности и безусловной ценности человека;
- право на свободу в удовлетворении потребностей без ущемления прав других людей;
- общественная забота о благосостоянии всех членов общества;
- социальная справедливость;
- равенство;
- запрет на дискриминацию;
- уважение личной неприкосновенности, прав человека, его достоинства;
- работа с клиентами на основе взаимного сотрудничества.
В документе подчеркивается, что социальный работник должен действовать во благо клиента, но не в ущерб остальным. При этом указывается, что в основе выбора социальным работником действий должны всегда лежать базовые принципы.
Международные этические стандарты социальных работников»
Во втором документе представлены 5 групп стандартов:
1. Стандарты этического поведения:
- понять уникальность каждого человека, условия его жизни и характер оказываемой помощи:
- совершенствовать знания и навыки, не совершать поступков, которые могут повредить престижу профессии:
- использовать профессиональный опыт при разработке социальной политики и социальных программ для улучшения качества жизни;
- выявлять социальные проблемы и объяснять их;
- в доходчивой форме разъяснять свои действия в качестве представителя профессиональной ассоциации.
2. Взаимоотношения с клиентами:
- ставить на первое место обязанности по отношению к клиентам, но и уважать других людей;
- доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации:
- уважение устремлений и индивидуальных особенностей клиентов, формирование ответственности клиента за свои действия;
- оказание помощи с целью достижения клиентом самореализации, но с соблюдением в равной степени прав других людей.
Взаимоотношения с агентствами и организациями
- сотрудничество с другими организациями, чья социальная политика направлена на оказание помощи клиенту;
- участие в разработке социальной политики, методики и практики для достижения наивысших стандартов социальной работы;
- полная ответственность в отношении судьбы клиентов, при необходимости обращение к вышестоящим организациям для решения проблем клиентов;
- анализ проблем клиентов, самоанализ личной деятельности;
- недопущение противоречий практики с этическими принципами.
Взаимоотношения с коллегами
- уважение к коллегам, содействие им в достижении эффективности работы;
- уважение к различным мнениям при сохранении критического подхода к оценке их деятельности;
- распространение среди коллег полученных знаний, навыков и идей с целью взаимного совершенствования;
- доведение сведений об ущемлении прав клиентов вышестоящим органам;
- защита коллег от несправедливых нападок.
Отношение к профессии
- отстаивать ценности профессии, совершенствовать и популяризировать ее;
- повышать профессионализм;
- защищать профессию от несправедливой критики, доказывать необходимость профессии;
- конструктивная критика профессии, ее теории, методов и практики;
- разработка новых подходов и методов социальной работы.
Международный кодекс явился основанием для разработки национальных профессионально-этических кодексов социальной работы.
Профессионально-этический кодекс социального работника России (1994)
В мае 1994 г. Межрегиональной ассоциацией социальных работников России принят «Профессионально-этический кодекс социального работника России», который по своей структуре несколько отличается от международного кодекса, но по содержанию декларирует практически те же ценности и принципы – по существу общечеловеческие. Он включает 6 разделов:
1. Поведение и облик социального работника (компетентность и профессиональное совершенствование, честность, учеба и исследовательская деятельность).
2. Этические обязательства социального работника по отношению к клиентам (права и первостепенность интересов клиентов, конфиденциальность и сохранение тайны, гонорары).
3. Этические нормы социального работника по отношению к своим коллегам (уважение, честность, вежливость, отношение с клиентами коллег).
4. Этические обязательства социального работника по отношению к руководителю или руководящей организации.
5. Этические обязательства социального работника перед профессией (защита чистоты, неприкосновенности профессии, работа в микрорайоне, развитие знаний).
6. Этические обязательства социального работника перед обществом (поддержка всеобщего благосостояния).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 464.