Глава 4. Принятие управленческих решений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одной из осн задач БУУ явл-ся сбор и обобщение инфы, полезной для принятия менеджерами и высшим рук-вом орг-и правильных управленч решений. Принятие управленч решения начинается с опред-я цели и задач, стоящих перед орг-ей. От этого зависит отбор исходной управленч инфы и избранный алгоритм решения.

На практике принятие управленч решений предполагает сравнительную оценку ряда альтернативных вариантов и выбор их них оптимального, в наибольшей степени отвечающего целям орг-и.

На базе инфы БУУ решаются след задачи:

1) оперативные задачи

-опред-е точки безубыточности

-планирование ассортимента прод-и, подлежащей продаже

-опред-е стр-ры выпуска прод-и с учетом лимитирующего фактора

-отказ или привлечение доп заказов

-принятие решений по ценообразованию

2) задачи перспективного хар-ра, т.е. имеющие долгосроч стратегич значение

-о капиталовложениях

-о реструктуризации бизнеса

-о целесообразности освоения новых видов прод-и.

 

  1. Анализ безубыточности произ-ва

Цель данного вида анализа состоит в том, чтобы установить, что произойдет с фин рез-ми при изменении уровня произв дея-ти орг-и (изменение деловой активности). Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в теч-е краткосроч периода. Этот анализ сводится к опред-ю точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема произ-ва (продаж), к-ый обеспечивает орг-и нулевой фин рез-т, т.е. орг-я уже не несет убытков, но ещё и не имеет прибыли.

В системе БУУ для вычисления точки безубыточности применяются:

1. математический метод (метод уравнивания)

2. метод маржинального дохода (валовой прибыли)

3. графический метод.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД (МЕТОД УРАВНИВАНИЯ)

Для вычисления точки безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли орг-и:

Прибыль = выручка от продажи прод-и, р, у – совокупные переменные расходы – постоянные расходы

Прибыль = цена ед-цы прод-и * Х – переменные расходы на ед-цу прод-и * Х – постоянные расходы

где Х – объем продаж в точки безубыточности в натур пок-лях.

Затем в 1 части уравнения (в правой) за скобку выносится объем продаж (Х), а в левой части – прибыль – приравнивается к 0, (поскольку цель данного расчета – в опред-и точки, где у орг-и нет прибыли),

Х * (цена ед-цы прод-и – переменные расходы на ед-цу прод-и) – постоянные расходы.

При этом (образуется) маржинальный доход на ед-цу прод-и.

Маржинальный доход = выручка от продажи прод-и, р, у – переменные издержки.

Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:

Х = совокупные постоянные расходы / маржинальный доход на ед-цу прод-и (натур пок-ль).

МЕТОД МАРЖИНАЛЬНОГО ДОХОДА (ВАЛОВОЙ ПРИБЫЛИ) – альтернатива матиматич метода. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Орг-я так должна реализовать свою прод-и, чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.

Формула при этом будет иметь вид:

совокупный маржинальный доход – совокупные постоянные расходы = прибыль.

Поскольку в точки равновесия прибыли нет, формула приобретает след вид:

маржинальный доход на ед-цу прод-и * объем продаж (натур пок-лях) = постоянные издержки.

Точка безубыточности =совокупные постоянные расходы \ маржинальный доход на ед-цу прод-и

Для принятия перспективных реш-й полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продажи, т.е. опред-е маржинального дохода в % от выручки:

маржинальный доход (руб) \ выручка от продажи (руб) * 100%.

Запланировав выручку от продажи прод-и, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода.

Для опред-я операционной прибыли (прибыль до налогообложения), надо вычесть из суммы маржинального дохода совокупные постоянные издержки.

Продолжая анализ, определим кромку безопасности, к-ая пок-ет, на сколько может сократиться объем продажи, прежде чем орг-я начнет нести убытки.

Кромка безопасности (%) = (планируемая выручки от продажи прод-и (руб) – точка безубыточности (руб)) /

планируемая выручка от продажи прод-и (руб) * 100%.

Задавшись условием о предполагаемом объеме продаж, можно установить размер минимальной цены реал-и, максимальной суммы переменных и постоянных затрат, к-ые может выдержать орг-я. Состояние равновесия описывается формулой:

выручка от продажи прод-и = совокупным доходам.

ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Точку безубыточности можно опред-ть, воспользовавшись данным методом. График состоит из 2 прямых – прямой, описывающей поведение совокупных затрат (К1), и прямой, отражающей поведение выручки от продажи прод-и, р, у (К2), в зав-ти от изменения объемов продажи.

На оси абсцисс (ОХ) откладывается объем продажи в натур ед-цах измерения, на оси ординат (ОУ)– затраты и доходы в ден оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия.

 

Прямые затрат (К1) и выручки (К2) пересекаются в точке Б, соответствующей объему продаж. Вертикальными линиями АС и А1С1 означается масштабная база, в рамках которой выполнены работы и произведены расчеты. Вер-ть того, что за пределами этих линий соотношение издержек, объема продаж и прибыли правильно, не велико. Интервал в объеме продаж с А до Р (АР) – зона убытков. На рис видно, что в этом интервале прямая затрат К1 проходит над прямой выручки К2. На отрезке РА1 прямая затрат К1 проходит под прямой доходов (выручки) К2, а это означает, что орг-я работает прибыльно.

Выбрав в рамках масштабной базы любое значение объема продаж, можно графически определить размер соотв-их ему прибыли и маржинального дохода.

Для опред-я возможных фин рез-ов поставим между точками Р и А1 точку Н. Восстанавливая из нее перпендикуляр до пересечения с прямой К1 и К2, получаем соотв-но точки В и Г. Отрезок НВ характеризует от продажи в точке Н, отрезок НГ харак-ет размер сов-х расходов в этой точке. Отрезок ВГ хар-ет прибыль в точке Н.

Для графического опред-я величины маржинального дохода в точке Н с помощью прямой отобразим поведение переменных издержек при изменении объема продаж. На графике эта прямая проходит точку с координатами (0, 0) и расположена параллельно прямой К1, обозначим ее К3.

Пересечение перпендикуляра из точки Н с прямой К3 обозначим точкой Д. Тогда отрезок НД будет иллюстрировать размер совокуп переменных расходов при продаже опред кол-ва продукции данного вида.

Маржинальный доход – разница между выручкой от продажи продукции (р, у) и переменными издержками. Следовательно, на графике маржинальному доходу в точке Н будет соответствовать отрезок ВД, который состоит из 2-х отрезков: отрезка ВГ (иллюстрирует прибыль) и отрезка (иллюстрирует сумму пост расходов)

Проблема опред-я точки безубыточности приобретает особое значение в современных условиях. Это важно при формировании обоснованных цен на продукцию. Бухгалтер-аналитик имеет возможность моделировать различные комбинации объема продаж, издержек и прибыли (наценки), выбирая из них более приемлемый, позволяющий покрыть издержки, учесть темпы инфляции и создать условия для расширенного воспр-ва.

Рассмотренные методы анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений.

Анализ безубыточности пр-ва даст надежные рез-ты при соблюдении условий и соотношений:

1) издержки и выручка от реал-и продукции имеют линейную зав-ть от уровня пр-ва

2) производительность труда не меняется внутри масштабной базы

3) переменные затраты и цены остаются неизменными в теч-и всего планового периода

4) стр-ра продукции не изменяется в теч-и планируемого периода

5) поведение пост и пер расходов может быть измерено точно

6) на конец анализируемого периода у орг-и не имеется запасов гот продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соотв-ет объему пр-ва

Не соблюдение даже одного из этих усл-й может привести к ошибочным рез-ам

 

10.11.2004

  1. Планирование ассортимента прод-и (товаров), подлежащих продаже

Перед орг-ей, имеющей дело с разноименными видами прод-и, стоят серьезные задачи. Рук-ву надо знать, сколько ед-ц разного вида прод-и необх-мо продать, чтобы получить прибыль, запланированную в данном отчет месяце.

Прибыль = выручка от продажи прод-и – совокупные переменные расходы – постоянные расходы.

Исходя из этой формулы рук-во орг-и вместе с бух-ми-аналитиками решает какой вид прод-и необх-мо реализовывать, чтобы получить запланированную сумму прибыли для орг-и.

Необх-мо также проанализировать рентабельность отдельных видов прод-и, запланированной произв программой.

Рентабельность = прибыли / полной с\с прод-и * 100%

Полная с\с складывается из затрат на произ-во и продажу прод-и, т.е. вкл как прямые расходы, так и косвенные (произв и непроизв), как переменные, так и постоянные.

Для расчета полной с\с требуется постоянные расходы распределить м\у всеми позициями произв программы. Базой распределения этих расходов будут явл-ся затраты, к-ые превалируют м\у всеми прочими произв изд-ми. За базу распределения косвенных (постоянных) расходов примем ст-ть осн материалов, необх-мых для изготовления каждого вида прод-и, т.к. промыш произ-ва в основном материалоемкие, а значит большой удельный вес в стр-ре с\с занимают осн материалы.

Прибыль от продаж = цена продажи полного объема произведенной прод-и, подлежащей продаже – полная с\с этой прод-и

В условиях неполной загрузки произв мощностей, решение отчет-ть снятия с произ-ва изделия, убыточного в рез-те расчетов полной с\с, не всегда оказывается верным. Если это изделие приносит положительный маржинальный доход, то снятие его с произ-ва лишь ухудшит фин положение орг-и. Запланированные структурные сдвиги в произв программе орг-и, в частности планирование ассортимента прод-и, подлежащей продаже, обеспечат орг-и получение желаемого размера прибыли.

 

  1. Принятие решений по ценообразованию

Среди целей БУУ явл-ся установление цены на производимую прод-ю, оказываемые услуги, что играет большое значение. В условиях рыночной эк-ки подходы к ц\о по сравнению с адм методами хозяйствования коренным образом изменились. Искусство опред-я цены заключается в возм-ти осознать положение на рынке в целом и в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, менеджер задумывается отчет-ть том, будет ли спрос на его прод-ю по предлагаемой цене. Если высока вероят-ть отрицательного ответа, то цена будет снижена до уровня, удовлетворяющего покупателя, с одновременным снижением издержек по произ-ву данного продукта.

В БУУ исп-ся 2 термина:

- «долгосрочный нижний предел цены»

- «краткосрочный нижний предел цены».

ДОЛГОСРОЧНЫЙ НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ ЦЕНЫ пок-ет, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты орг-и на произ-во и продажу прод-и. Этот предел соот-ет полной с\с прод-и.

КРАТКОСРОЧНЙ НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ ЦЕНЫ – та цена, к-аф способны покрыть лишь переменную часть изд-к. Этот предел соот-ет с\с, рассчитанной по системе «директ-костинг».

Рук-во рос орг-й недооценивает значение данного пок-ля. При недостаточной загруженности произв мощностей привлечение доп заказов мб оправдано даже в случае, когда установленная цена не покрывает полностью изд-к по их выполнению. Снижать цену на такие заказы можно до её краткосрочного нижнего предела. Но принимая решения в отн-и доп заказа, предлагаемую цену следует сравнивать с суммой переменных изд-к, а не с полной с\с прод-и.

Управленческие реш-я подобного рода разрушают традиц для отеч калькулирования представления отчет-ть том, что в основе цены непременно должна лежать полная с\с прод-и.

  1. Определение стр-ры прод-и с учетом лимитирующего фактора

Изучение проблемы с учетом лимитирующего фактора позволяет сделать вывод: в условиях, когда плановый фонд времени работы линий ограничен, с учетом фактич произ-ти орг-и выгоднее произ-ть ту прод-ю, произ-ть линий по выпуску к-ой выше и плановый фонд времени работы обор-я у линии дб выбран тот, к-ый продолжительнее. Т.е. выбирается прод-я, к-ая произ-ся:

  1. с наибольшей произ-тью линий, на к-ой она изготовлена
  2. цена данного вида прод-и дб наименьшей из сравниваемых
  3. исходя из произ-ти линий и маржинального дохода – маржинальный доход за 1 час дб по выбранному для произ-ва и продажи изделию выше, чем для альтернативного, т.е. маржинальный доход за 1 час = произ-ти линии (погонные метры в 1 час) * маржинальный доход (на 1 погонный метр в руб).

Дата: 2016-09-30, просмотров: 271.