Основы бух упр учета
Упр учет как элемент системы бу
В соврем условиях, когда орг-ям дана сам-ть в разработке произв планов, программ, в определении стратегии в обл-ти ценовой политики, существенно возрастает отв-ть руководителей за принимаемые решения. Для выработки таких упр решений необходима достоверная инф-я о приозв и фин положении орг-и. Решением второй части этой задачи занимается бух служба орг-и.
В общем виде бу – это инф система, которая измеряет, обрабатывает и передает фин данные. Бу связан с измерением влияния (в ден выражении) хоз операций на капитал конкретных хоз единиц – орг-й.
Объект измерения в бу – хоз операции
В рын эк-ке значительно усложнился процесс управления орг-ей, которой представлена полная хоз и фин сам-ть.
Хоз самостоятельность – выбор орг формы соб-ти орг-и, вида дея-ти, партнеров по бизнесу, в определении рынка сбыта продукции (услуг)
Фин самостоятельность – орг-я находится на полном самофинансировании, сам-но выбирает фин стратегию и политику ценообр-я
В этих условиях неизбежным становится появление упр учета, как самостоят отрасли бух дея-ти.
Весь бу начинает делиться на фин и упр
На выходе бух инф-и формир-ся отчеты для:
1) внешних пользователей бух инф-и
2) целей периодического планир-я и контроля
3) принятия решений в нестандартных ситуациях и выбора политики орг-и
Прерогативой фин учета явл-ся составление отчетов 1-й группы (внешних отчетов). При этом пользователями могут быть владельцы акций, кредиторы, поставщики, покупатели, представители нал служб, внебюдж фондов, служащие орг-и
Задача бух упр учета – составление отчетов 2-й и 3-й групп, инф-я которых предназначена для собственников орг-и, где проводится учет и ее управляющих, менеджеров, т.е. внутр пользователей бух инф-и
При составлении отчетов для внешних пользователей в системе фин учета бухгалтер обязан рук-ся действующими нормативными док-ами, однако принципы отчетности, заложенные в них, не всегда способствуют истинному отражению дел в орг-и, что приводит к искажению ее реального фин состояния.
Исходя из вышеизложенного очевидно, в сложных с точки зр-я с бух и налогового з\д усл-ях целесообразно разделить учет на упр, фин и налоговый
Характеристика инф-и, представляемой БУУ. Условия ее хранения.
Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т.е. все то, что расширяет представление об объекте исследования.
Целью БУУ является обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных целей.
В управленческом учете возможно использование как неколичественной информации (слухи, результаты социологических опросов), так и качественной которая делится на учетную (используются как в фактические, так и прогнозные оценки; необязательно документально обоснована) и неучетную.
Для принятия оперативных управленческих решений может применяться полная и неполная информация об объекте исследования.
К информации бухгалтерского управленческого учета предъявляются следующие требования:
• адресность - по назначению адресату в соответствии с уровнем иерархии;
• оперативность - предоставление в сроки, дающие возможность оперативно принять эффективное решение;
• достаточность - достаточный объем информации, но не избыточный;
• аналитичность - информация должна содержать данные экспресс-анализа и давать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами времени;
• гибкость и инициативность - центры ответственности имеют возможность формулировать предложения по использованию данной информации;
• полезность - информация должна объективно оценивать работу менеджеров;
• достаточная экономичность - затраты по подготовке внутрифирменной информации не должны превышать экономический эффект от ее использования.
Информация бухгалтерского управленческого учета носит конфиденциальный характер и требует защиты.
Глава 2. Затраты: их поведение, учет и классификация
Глава 3. Калькулирование
1.С\с продукции, ее состав и виды
1 из важных задач БУУ явл калькулирование с\с прод-и.
С\с прод-и – это выраженные в ден форме затраты на её произ-во и продажу. С\с прод-и, р, у вкл затраты связанные с исп-м в процессе произ-ва природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, осн фондов, труд ресурсов, а также затрат на её произ-во и продажу. С\с – кач пок-ль, отражающий рез-ты фин-хоз дея-ти орг-и, её достижения и имеющиеся резервы.
В системах фин и упр учета подходы к формированию с\с различны. Так, затраты, относимые на с\с прод-и в фин учете определены гл 25 НК РФ «Налог на прибыль» и ПБУ 18 Учет расчетов по налогу на прибыль. В системе БУУ порядок формир-я с\с не столь регламентирован, эта с\с формся не для целей н\о, а для того, чтобы управляющий имел полную картину об изд-х. В БУУ могут исп-ся различные методы расчета с\с.
Для орг-и важна достоверная инфа о стр-ре с\с – орг-я получает возм-ть влиять на неё, т.е. упр-ть своими изд-ми. Эта инфа формир-ся в системе БУУ.
В отечеств эк лит-ре выделяются след виды с\с:
1. цеховая (сокращенная) вкл прямые затраты и общепроизв расходы, хар-т затраты цеха на изготовление прод-и;
2. произв состоит из цеховой с\с и общехоз расходов, свидетельствует о затратах орг-и ,связанных с выпуском прод-и;
3. полная – произв с\с увеличенная на сумму расходов на продажу. Этот пок-ль интегрирует общие затраты орг-и, связанные с произ-м и продажей прод-и.
Различают также индивидуальное и среднеотраслевую с\с.
Индивидуальная – затраты конкретной орг-и по выпуску прод-и;
среднеотраслевая хар-т ср по отрасли затраты на произ-во опред изделия, рассчитывается как средневзвешенная из индивид с\с орг-й отрасли.
Имеются также плановая и фактическая с\с.
В расчет плановой(нормативной) с\с вкл-ся макс-мо допустимые затраты орг-и на изготовление прод-и, предусмотренные планом на предстоящий период.
Фактическая с\с хар-т размер действит-но затраченных сред-в на выпущенную прод-ю.
2.Роль калькулирования с\с прод-и в упр-и произ-ва
Калькуляция означает исчисление с\с. Калькуляция как элемент метода бу существовала не всегда и её возникновение связано с разв-м производит сил общ-ва. В совр эк лит-ре калькулирование опред-ся как система эк расчетов с\с ед-цы отдельных видов, прод-и, р, у. В процессе калькулирования соизмеряются затраты на произ-во с кол-вом выпущенной прод-и и опред-ся с\с ед-цы прод-и.
Задача калькулирования - опред-ть изд-ка, кот приходятся на ед-цу их носителя (прод-и), предназначенной для продажи.
Конечным рез-м калькулирования явл составление калькуляции. В зав-ти от цели калькулирования различают плановую калькуляцию (на плановый период на основе действующих на начало периода смет и норм), сметную калькуляцию (рассчитывается при проектировании новых произ-в и конструировании новых изделий при отсутствии норм расходов), фактическую или отчетную (отражает сов-ть всех затрат на произ-во и продажу прод-и).
Предпосылкой калькулирования явл учет произв изд-к (произв учет).
Произв учет – часть бу, предполаг сбор инфы об изд-ках орг-и, документальное оформление хоз операций, связанных с произв затратами.
В системе произв учета такая инфа обощается, группируется по признакам и анализируется.
Калькул-е с\с конечного продукта предопред-ся системой и орг-ей произв учета. С др стороны, степень детализации произв учета зависит от задач, стоящих п\д орг-й в области калькул-я.
Калькул-е с\с прод-и , р, у делится на 3 этапа:
1.исчисление с\с всей выпущенной прод-и в целом
2.исчисление фактич с\с по каждому виду прод-и
3.исчисление с\с ед-цы прод-и, р, у.
Калькул-е с\с прод-и явл необх процессом при упр-и произ-м.
Совр системы калькул-я позволяют прогнозировать последствия ситуации:
1). целесообразность дальнейшего выпуска прод-и
2). установление оптимальной цены на прод-ю
3). оптимизация ассортимента выпускаемой прод-и
4). целесообразность обоснования действующих технологий
5). оценка кач-ва работы управленческого персонала.
Совр калькул-е лежит в основе:
- оценки выполнения принятого орг-й или ЦО планового задания
- необх-мо для анализа причин отклонений от плановых заданий по с\с.
Данные фактич калькуляция исп-ся для последующего планир-я с\с, для обоснования эк эф-ти внедрения новой техники. Калькул-е явл основой трансфертного ценообразования (внутренней цены).
Т.о. произв учет и калькул-е явл осн элементами системы упр-я не только с\с прод-и, но и произ-м в целом.
ПОПРОЦЕССНЫЙ МЕТОД
Попроцессный – применяется в добывающих отраслях промыш-ти (горной, газовой, нефтяной, угольной, леслзаготовительной) и в энергетике, может исп-ся в перерабатывающих отраслях (цементной промыш-ти, в орг-х по произ-ву асфальта). Эти отрасли хар-ся массовым типом произ-ва, непродолжительным произв циклом, ограниченной номенклатурой выпускаемой прод-и, единой ед-й измерения и калькулирования, отсутствием НЗП. В итоге выпускаемая прод-я явл и объектом учета затрат, и объектом калькулирования.
Попроцессный метод вкл:
1. метод простого одноступенчатого калькул-яприменяется если запасов гот прод-и у орг-и нет (транспортные, энергетические орг-и). С\с ед-цы прод-и опред-ся делением суммарных изд-к за отчет период на кол-во произведенной за этот период прод-и. Будет рассчитываться по формуле
С = З \ Х
С – с\с ед-цы прод-и
З - совокупные затраты за отчт период (руб)
Х – кол-во произвед за отчет период прод-и в натуральном выражении
1).рассчитывается произв с\с всей произвед прод-и, затем делением всех произв затрат на кол-во изготовленных изделий опред-ся произв с\с ед-цы прод-и
2).сумма управленч и сбытовых изд-к делится на кол-во проданной за отчет период прод-и
3).суммируются пок-ли первых 2 этапов.
С\с прод-и рассчитывается по формуле:
С = З1 : Х1 + З2 : Х2
С – полная с\с ед-цы прод-и (руб)
З1 – сов-ть произв затрат отчет периода (руб)
З2 – управленч и сбытовые изд-ки отчет периода (руб)
Х1 – сов-ть ед-ц прод-и, произведенных в данном отчет периоде (натур пок-ли)
Х2 – сов-ть ед-ц прод-и, проданных в отчет периоде
С = Зпр1 : Х1 + Зпр2 : Х2 +…+ Зпрп : Хп + Зупр : Хупр
С – полная с\с ед-цы прод-и в руб
Зпр1, Зпр2, … , Зпрп – совокуп произв изд-ки каждого передела в руб
Зупр – управленческо-сбытовые расходы отчет периода в руб
Хпр, Хпр2, …, Хпрп - кол-во полуфабрикатов, изготовленных в отчет периоде кажд переделом в натур измерении
Хупр – кол-во реализованных ед-ц прод-и в отчет периоде.
Попроцессный метода рассматривается часто как упрощенная разновидность попередельного метода калькул-я. Иногда термин «попроцессное калькул-е» исп-т как синоним попередельного метода учета. Действительно же м\у нимим – весьма условная грань.
ПОПЕРЕДЕЛЬНЫЙ МЕТОД
Попередельноекалькул-е исп-ся в отраслях промыш-ти с серийным и поточным произ-м, когда изделия проходят в опред послед-ти ч\з все этапы произ-ва, называемые переделами. Это произ-во, где применяются физико-хим и хим методы переработки сырья и процесс получения продуктов состоит из нескольких последоват технолгич стадий. Объектом калькул-я становится продукт кажд законченного передела, вкл-я пределы в кот получают несколько продуктов.
Сущность попередельного метода – прямые затраты отражются в текущем учет не повидам прод-и, а по переделам (стадиям произ-ва), даже если в 1 переделе можно получить прод-ю разных видов.
Объект учета затрат – это передел.
Передел – часть тежнологич процесса (сов-ть тежнологич операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, кот мб отправлен в след передел или на продажу на сторону.
На выходе последнего передела получаем законченный продукт
Примеры: текстильное произ-во: сырье – хлопок-волокно, мытая и грязная шерсть, шелк-сырец и т.д.; переделы: 1.прядение – готовый продукт этого передела – пряжа; 2.суровье или суровая ткань; 3.отделка – наружний рисунок.
Черная металлургия: переделы – 1. выплавка чугуна (доменный цех), 2. выплавка стали (сталеплавильный цех), 3. пр-во проката (прокатный цех)
Особенности попередельного метода:
- орг-я аналитич учета к синтетич счету 20 «Осн пр-во» осущ-ся для каждого передела
- калькулир-е с\с продукции ведется для каждого передела в целом
- списание затрат осущ-ся за календарный период, а не за время изготовления заказа.
Попередельное калькул-е применяется в отраслях с комплекс исп-м сырья, где произв процесс хар-ся наличием отдельных стадий технологич цикла (хим, нефтеперерабатывающая, металлургическая, цементная, целлюлозно-бумажная, хлопчато-бумажная), в условиях массового хар-ра произ-ва, когда номенклатура выпускаемой прод-и не велика. Эти отрасли материалоемкие. В них применяют балансы исходного сырья, расчет выходв продукта и полуфабрикатов, брака, отходов.
В случае серийного произ-ва существенны остатки НЗП на конец отчет периода. При этом затраты накопленные на сч 20 делятся на условные ед-цы гот прод-и, произведеднные в отчетные месяцы. Условная ед-ца – набор затрат, необ-х для произ-ва 1 законченной ед-цы ГП. Она вкл набор затрат осн материалов, з\п, общепроизв расходов. Применение метода условных ед-ц предполагает, что для произ-ва 1 ед-цы законченной прод-и требуется 1 усл ед-ца осн материалов и 1 усл ед-ца добавленных затрат (з\п, общепроизв). Применение этого метода позволяет пересчитать неполностью законченные обработкой изделия в условно готовые изделия. Эта величина состоит из 2 слагаемых: общего кол-ва изделий, запущенных в произ-во и завершенных обработкой в теч-е отчетного периода и слагаемого, отражающего затраты, кот были произведены над НЗП в теч-е отчет периода. Калькул-я затрат осущ-ся: методом ФИФО, методом усреднения (запасы ед-ц прод-и на начало периода были начаты и закончены в пределах отчет периода)
Имеется 2 допущения:
1 – мат затраты осущ-ся в начале произв процесса, т.е. в 1-м переделе
2 – зарплата каждого передела объединяется с общепроизводственными расходами по переделу в статью «Добавленные затраты»
3 этапа техники калькул-я с\с ед-цы продукции при попередельном методе:
1 – оценивается в у.е. объем произв-й дея-ти отчетного месяца
(оцениваются в у.е. добавленные затраты в незавершенном пр-ве по состоянию на начало месяца, потребовавшиеся для получения гот продукции;
опред-ся кол-во изделий, начатых и законченных обработкой в отчетном месяце – это разность между гот продукцией, запущенной в пр-во в отчетном периоде, и незавершенным пр-вом НЗП на конец месяца;
пересчитывается в у.е. незав пр-во на конец отчетного периода)
2 – одна у.ед-ца по материальным и добавленным затратам оценивается в руб
(мат и добавленные затраты, понесенные в отч периоде, делятся на соответствующее кол-во у.ед-ц продукции по мат и добавленным затратам. Затраты, включенные в сальдо на начало периода по счету НЗП в расчет не принимаются, т.к. они относ-ся к предыдущему периоду)
3 – опред-ся ст-ть полуфабрикатов данного передела, являющееся их с\с или с\с гот продукции и НЗП
(с\с этих полуфабрикатов или гот продукции складывается из 2 частей:
- гот для данного передела продукция, которая создана из НЗП, имевшегося на начало отчетного периода
- ст-ть полуфабрикатов, начатых и полностью законченных обработкой в отчетном периоде
Необходимой предпосылкой кальк-я – явл-ся орг-я сводного учета произв-х затрат, который применяется лишь в пром-ти
2 варианта сводного учета затрат на пр-во и кальк-я с\с продукции:
Безполуфабрикатный. Полуфабрикатный.
Применение одного из вариантов зав-т от необходимости опред-я с\с некоторых полуфабрикатов (п\ф), которые явл-ся незаконченной продукцией осн пр-ва
Безполуфабрикатный – учет ведется без бух записей при передаче п\ф собственного пр-ва из одного структурного подразделения в др (из цеха в цех).
Контроль осущ-ся лишь в натур показателях и оперативно. Затраты на изгот-е п\ф учит-ся по цехам в разрезе статей расходов. Ст-ть исходного сырья вкл-ся в с\с продукции только первого передела, а добавленные затраты отраж-ся по каждому цеху (переделу) в отдельности.
С\с ед-цы гот продукции форм-ся путем суммирования затрат цехов (переделов) с учетом их участия в процессе изготовления.
Данный метод прост и менее трудоемкий, чем полуфабрикатный.
+: отсутствие условных расчетов, расшифровывающих затраты предыдущих переделов и цехов
-: невозмож-ть определить с\с п\фабрикатов при передаче их из одного передела в др, а это необходимо при продаже п\ф на сторону
Полуфабрикатный – учет осущ-ся с перечислением с\с п\ф-ов собственного пр-ва при передаче их из цеха в цех в системе счетов бу.
При этом варианте сводного учета затрат на пр-во с\с опред-ся по выпуску продукции каждого цеха (передела)
При этом калькул-ся с\с не только продукции по орг-и в целом, но и продукция отд-х цехов, передаваемая др цехам для обработки или сборки
Этот вариант исп-ся орг-ями, реализующими п\ф собственного пр-ва на сторону (кондитерские фабрики: какао-масло – это п\ф, реализуется для парфюмерно-косметических фабрик; трикотажная пром-ть: суровое полотно)
При этом варианте учета применяют счет 21 «Полуфабрикаты соб-го пр-ва». Из-за этого этот метод более трудоемкий. Затраты на пр-во и изгот-е п\ф соб-го пр-ва учитываются в каждом цехе комплексной статьей по счету 21. Передача п\ф из цеха в цех отраж-ся по счетам по фак с\с с последующим доведением ее и сравнением с нормативно-плановой ст-тью.
По Д 21отраж-ся расходы, связанные с изгот-ем п\ф
По К 21 и Д 20 отраж-ся ст-ть п\ф, переданных в дальнейшую переработку; По Д 90 отраж-ся ст-ть п\ф, проданных др орг-ям
+: наличие бух инф-и о с\с-ти п\ф на выходе из каждого передела,
+: метод позволяет учитывать остатки НЗП в местах его нахождения
-: трудоемкость
ПОЗАКАЗНЫЙ МЕТОД
Исп-ся при изготовлении выполняемого по спец заказу изделия, в орг-ях с единичным типом орг-и пр-ва (заводы тяжелого машиностроения – прокатные станы, экскаваторы больших мощностей, орг-и ВПК (Турбинный завод)
Сферой применения дан метода явл-ся также мелкосерийные промышленные орг-и (судо- и авиастроение, полиграфические орг-и, орг-и хим пром-ти, орг-и сборного железобетона)
Серия – некоторое кол-во одинаковых по конструкции изделий, запускаемых в пр-во одновременно или последовательно
Мелкосерийное пр-во прим-ся в строит-ве, научно-исслед-х учреждениях, учр-ях здравоохранения
Сущность метода:
Все прямые затраты (затраты основных материалов, зарплата осн произв-х рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учит-ся по местам их возникновения и вкл-ся в с\с отдельных заказов в соотв-и с установленной базой распределения.
Объект учета затрат и объект кальк-я – отд произв-й заказ
Заказ – заявка клиента на опред кол-во специально созданных или изготовленных для него изделий.
До момента выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным пр-вом (НЗП). «Открыть заказ» - значит, заполнить бланк заказа (наряда на выполнения заказа).
Этот док-т нах-ся в бухгалтерии и содержит реквизиты:
- тип заказа (разовый или свободный)
- номер заказа
- хар-ка заказа
- исполнитель заказа
- срок исполнения заказа
- месяц в котором учит-ся издержки по заказу
Бухгалтерия для каждого заказа открывает карточку, являющуюся основным учетным регистром, в котором накапливается инф-я о затратах по материалам, зарплате, общезаводским расходам и тд
Учет ведут на счете 20 «Осн пр-во», в развитии к которому открывают аналитич счета по каждому заказу
Прямые затраты на материалы и зарплату в соотв-и с полученными первичными док-ами списываются на соответствующие заказы и отраж-ся по Д 20
Косвенные расходы распределяются между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (предварительными нормами) распределения ожидаемых косвенных расходов
Понятие «бюджет» в упр учете явл-ся синонимом слова «план», значит показатели планир-ся самой бухгалтерией и базируются на оценочных величинах объема пр-ва и косвенных расходов в предыдущем периоде. Значит этот прогноз зависит от опыта, интуиции, знаний бухгалтера-аналитика.
Расчет бюджетной ставки распределения косвенных расходов выполняется бухгалтерией в 3 этапа накануне наступающего отчетного периода:
1) оцениваются косвенные расходы предыдущего периода
2) выбирается база (отработанные станко-часы, машино-дни, сумма начисленной зарплаты произв-х рабочих) для распределения косвенных расходов между отдельными произв заказами, прогнозируется ее величина (оценивается спрос на продукцию, ситуация на рынке с учетом дея-ти конкурентов)
3) рассчитывается бюджетная ставка, путем деления суммы прогнозируемых косвенных расходов на ожидаемую величину базового показателя. Затем затраты, собранные в теч-и отчетного периода на счете 26, как затраты периода, не распред-ся м-ду производственными заказами, а прямо относ-ся на с\с проданной продукции – в Д 90\2
С помощью этих 3 этапов распределяются лишь ожидаемые производственные косвенные расходы, т.е. предполагаемый Дебетовый оборот счета 25: с К 25 в Д 20 (заказ А)
Если учетной политикой орг-и прямого списания общехоз расходов не предусмотрено, то предварительному распределению будет подлежать не только счет 25, но и 26. В этом случае к предыдущим 3 этапам добавляется 4:
4) прогнозная оценка непроизводственных косвенных расходов, т.е. оборотов по Д 26 – с К 26 в Д 20 (заказ А)
5. Калькулирование полной и производственной с\с
Традиционного для отеч учета – калькулирование полной с\с, включающей все затраты орг-и, связанные с пр-вом и продажей. Эти затраты делятся на прямые и косвенные
Прямые затраты:
- прямые мат затраты
- прямые затраты на оплату труда
Прямые, т.к. они могут быть отнесены на носителя затрат. Для отнесения же косвенных расходов на продукт треб-ся спец приемы
Учет прямых затрат в составе с\с продукции, р, у
Затраты осн материалов - 1-й элемент прямых издержек.
(Вспомогательные же материалы учит-ся в составе косвен расходов)
Фак с\с материалов опред-ся исходя из:
+ затрат на их приобретение
+ оплата % за пользование кредитами
+ комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим орг-ям
+ таможенные пошлины
+ расходы на транспортировку и доставку, осуществляемые силами сторонних орг-й
Тек учет материалов ведут по учетным ценам, по плановой (нормативной с\с)
Отклонения учитывают на отд-х аналитич счетах по группам материалов
Опред-е фак с\с основных материалов разрешено проводить методами:
- по средней с\с
- методами ФИФО
- методами ЛИФО
Наиболее близкий к реальной действительности будут рез-ты, полученные при расчетах средней с\с запасов
Выявляется фак расход материалов по отдельным деталям и операциям. Большое значение в орг-и учета использования материалов имеет оформление первичных док-ов на отпуск в пр-во (лимитные или лимитно-заборные карты).
Эпизодично отпускаемые материалы оформл-ся требованиями.
29.09.2004
Списание материалов на счет затрат осущ-ся на основании док-та о расходе (раскройный лист или карта). В них опред-ся отклонения от норм с указанием причин и виновников. Для учета расходования материалов неподвергающихся раскрою составляется карта учета исп-я материалов, кот выписывается на каждое наименование материала.
Общий фактический расход материалов за отчетный период – 1 элемент прямых расходов, опред-ся по формуле
Рф = Онп + П – В – Окп
Рф – фактический расход материалов за отчетный период (руб)
Онп – остаток материалов на начало отчетного периода (руб)
П – документальное подтвержденное поступление материалов в теч-е отчет периода (руб)
В – внутр перемещение материалов в теч-е отчет периода (возврат на склад, перемещение в др цеха)
Окп – остаток материалов на конец отчет периода, определяемый по данным инвентаризации (руб).
Фактический расход на кажд изделие опред-ся путем его распред-я пропорционально нормативному расходу. Результатом документального оформления движения и расходования осн материалов и выполненных расчетов становится провода К10 Д20.
З\п осн произв рабочих с соот начислениями на неё – 2 элемент прямых расходов.
Для этого вида учета исп-ся данные табельного учета отработанного времени для раб-в, находящихся на повременной оплате труда; в мелкосерийных произ-ах – наряды на сдельную работу; в серийных произ-х – для учета выработки рабочих служат маршрутные листы или карты; в массовых и крупносерийных произ-х – для опред-я выработки каждого рабочего исп-я рапорты или ведомости учета выработки. После умножения сдельной расценки на фактически достигнутую выработку получают размер начисленной з\п рабочего-сдельщика и оформляется проводкой Д20 К70. Одновременно по установленным нормам произ-т расчеты отчислений от осн з\п ЕСН во внебюджетные фонды Д20 К69.
Учет косвенных затрат в составе с\с продукции, р, у
К косвенным расходам относят общепроизв расходы, кот не удается быстро и экономично отнести на конкретный носитель затрат, и общехоз расходы также необ-мо признать косвенными, т.к.к они участвуют в калькулировании полной с\с прод-и и также не мб отнесены на изделие прямым путем. Эти виды расходов назыв накладными.
Общепроизв расходы возникают на участках, в цехах, произ-х, переделах. Они непосредственно связаны с произ-м. Они отн-ся к условно-переменным, т.к. объединяют расходы энергоресурсов, расходы на текущий уход за оборудованием, оплату труда наладчиков и ремонтных рабочих. Размер этих расходов зависит от объема произ-ва, ЧТО НЕ ОТН-СЯ К ОБЩЕХОХ РАСХОДАМ.
Общепроиз расходы делятся на 2 группы:
Общее для этих групп:
- состоят из комплексных статей
- возникают в произв подразделениях
- планируются и учитываются по местам их возникновения
- контролируются бюджетно-сметным методом
- распред-ся косвенным путем м\у видами готовой прод-и и незавершенным произ-м.
Аналитич учет этих расходов осущ-ся по подразделениям орг-и, а в их разрезе – по установленной номенклатуре общепроизв (цеховых) расходов. Они учитываются на сч 25 с корреспонденции со счетами учета произв запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по соц страх-ю, пенсионному обеспечению, мед страху, кассы и расчетных счетов. На них составляется смета. В конце отчетного периода на суммы фактич общепроиз расходов составляется проводка К20,23,28 Д25.
30.09.2004
Процесс распределения общепроизв затрат состоит из 3 элементов:
1.выбор объекта, на кот относятся затраты, т.е.е выбор носителя затарат (продукция, услуга, контракт, цех)
2.выбираются и собираются затраты, кот следует отнести на объекты
3.выбирается база распределения, кот соотносит затраты с учетным объектом (носителем затрат – человеко-часы, з\п произв рабочих, машино-часы, прямые затраты, ст-ть осно материалов, объем произведенной прод-и).
Важным принципом выбора способа распределения накладных расходов явл максимальное приближение результатов распределения к фактическому расходу на данный вид прод-и. Это влияет на достоверность опред-я с\с проди-и и в конечном счете – на прибыль орг-и.
Общехоз расходы связаны с обслуживанием и орг-ей произ-ва и управлением орг-ей в целом. Они учитываются на сч 26. Аналитич учет ведется по группам расходов, внутри групп – по статьям, что позволяет орг-и контролировать исполнение сметы по общехоз расходам.
Общехоз расходы вкл:
- расходы на управление орг-ей (з\п аппарата упр-я, командировки, представительские расходы, содержание пожарной и сторожевой охраны)
- общехоз расходы (амортизация ОС, НА, содержание прочего общехоз персонала, содержание и ремонт зданий общехоз назначения, охрана труда, подготовка кадров)
- налоги, сборы, отчисления
- непроизв или непроизводительные расходы (потери от простоев, недостача от порчи материальных ценностей при хранении.
В конце отчет периода сч 26 закрывается: Д20,23,90 К26. При калькулировании полной с\с фактич сумма этих расходов распределяется м\у видами прод-и пропорционально выбранной базе распределения.
Калькулирование произв с\с
В производственную с\с прод-и дб включены лишь произв затраты. Управленч и сбытовые издержки в калькулировании произв с\с участвовать не могут. Разрешено с 01.01.1995 списывать общехоз расходы непосредственно на с\с проданной прод-и ,т.е. в Д90 К26. Такой порядок учета позволяет орг-ям сформировать не полную, а произв с\с прод-и. Это позволяет снижать трудоемкость учета; совокупная прибыль будет одной и той же при использовании разных систем калькулирования, след-но, размер налог на прибыль должен совпадать, различия лишь в величине прибыли относимой на каждый учетный период; данный способ списания расходов позволяет капитализации постоянных накладных расходов в товарных запасах на складе в неликвидных запасах в период, когда спрос на прод-ю уменьшается (ведь увеличение товарных запасов ведет к увелич-ю налога на имущ-во), след-но, калькул-е произв с\с приведет к уменьшению налога на имущ-во и доля общехоз расходов приходящихся на непроданную прод-ю не будет попадать под налогообложение. Это дб записано в ученой политике орг-и. На сч 26 помимо управленч учитываются и хоз расходы, не связанные с процессом произ-ва. Проблемой калькул-я произв с\с явл порядок списания расходов со сч 26 на сч 90.2 в случае отсутствия у орг-и в отчет периоде выручки. Если выручка за отчет период имелась, то проводка будет: Д90.2 К26, т.е. общехоз расходы сначала списываются на сч 90.2, а затем на фин рез-т, т.е.е на сч 99:
А) убыток Д99 К90.9
Б) прибыль Д90.9 К99.
6. Калькулирование с\с по переменным издержкам
В БУУ 1 из альтернативных традиционному отеч подходу к калькул-ю явл подход, когда по носителям затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная с\с. Эта с\с может вкл только прямые затраты, она может калькул-ся только на основе произв расходов, т.е. расходов связанных с произ-м прод-и, р, у, даже если они косвенные.
1 из модификаций данной системы явл система «директ-костинг».
Её суть состоит в том, что с\с учитывается и планируется только в части переменных затрат, т.е. лишь переменные издержки распределяются по носителям затрат.
Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) собирают на отдельном счете, в калькуляцию не вкл и периодически списывают на фин рез-ты, т.е. учитывают при расчете прибыли и убытков за отчет период.
По переменным расходам оцениваются и запасы: остатки ГП на складе и НЗП.
Идеи этой системы сформулированы в 1936 г американским экономистом Гаррисоном. Применяться этот метод стал в США с 1953 г.
Принципиальное отличие системы «директ-костинг» от калькулирования полной с\с состоит в отношении к постоянным общепроизв расходам.
При калькулировании полной с\с постоянные общепроизв расходы участвуют в расчетах, при калькулировании по переменным издержкам они из расчета исключаются. Общехоз расходы также исключаются из калькулирования, они явл периодическими и полностью вкл-ся в с\с проданной прод-и общей суммой без подразделения на виды изделий. В конце отчетного периода эти расходы списываются непосредственно на уменьшение выручки от продажи прод-и: д 90.общехоз расходы к26.
Система «директ-костинг» применяется лишь во внутр учете для проведения технико-эк анализа и принятия управленч реш-й.
Порядок отражения операций на бух счетах в условиях системы «директ-костинг»
Прямые произв затраты с К10, 70, 69 собираются по Д20 или 23. Переменная часть общепроизв расходов с одноименного сч 25 также списывается на сч 20 или 23. Затем эти затраты будут отнесены на соот-ие носители затрат, т.е. будут участвовать в калькулировании. Постоянная часть общепроизв издержек вместе с ком расходами (сч 44) и общехоз расходами (сч 26), рассматриваемые как периодические, при этом варианте не вкл-ся в с\с объектов калькулирования (носителей затрат), а списываются на уменьшение выручки от продажи прод-и. Значит применение системы «директ-костинг» на практике предполагает дифференцированный учет общепроизв расходов, при этом их делят на пост и переменную часть. Сч 25 делят на 2 субсчета: 25.1 «Общепроизв переменные расходы», 25.2 «Общепроизв постоянные расходы». Оборот по сч 25.2 в конце отчетного периода, распределяясь по носителям затрат, списывается на сч 20. оборот по сч 25.2 закрывается сч 90.2 (вкл-ся в с\с). Остатки НЗП и ГП, т.е. запасы оцениваются в этом случае по неполной (переменной) с\с.
Маржинальный доход – разница м\у выручкой от продажи прод-и и неполной с\с, рассчитанной по переменным издержкам. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты орг-и. После вычитания из марж дохода пост затрат формир-ся пок-ль операционной прибыли.
Система «директ-костинг» не исп-ся для составления внешней отчетности и расчета налогов. Применение этой системы позволяет оперативно изучить взаимосвязи м\у объемом произ-ва, затратами и доходами, а след-но произ-ть прогнозирование поведения с\с или отдельных видов расходов при изменении деловой активности. В соврем условиях управляющие должны знать, во что обходится произ-во отдельных видов прод-и, независимо от того, каков размер арендной платы за помещение или какого з\п директора, его помощников и т.д. Поэтому 1 из принципов БУУ явл след: самая точная калькуляция не та, в кот после многочисленных и трудоемких расчетов вкл-ся все затраты орг-и, а та, в кот вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной прод-и, р, у. Эта задача решается при исп-и системы «директ-костинг». Калькулирование переменной с\с помогает бухг-ру-аналитику решить ряд управленч задач, а расчет полной с\с не дает подобных результатов. Система «директ-костинг» позволяет проводить эффективную политику ценообразования. Данная система позволяет рассчитывать «нижнюю границу цены» на заказы, и в основе цены необяз-но должна лежать полная с\с прод-и. Эта система позволяет существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в рез-те с\с становится более обозримой, а отдельные статьи затрат – лучше контролируемыми
Дата: 2016-09-30, просмотров: 247.