Изменение основывается на выборе определенной стратегии, предусматривающей темп осуществления изменения и время, которое потребуется на изменение.
На темп и время влияют следующие факторы (Коттер и Шлезингер):
- степень и вид ожидаемого сопротивления (чем больше сопротивление изменению, тем труднее его преодолеть, тем соответственно медленнее темп);
- власть и полномочия, которыми обладают инициаторы изменения;
- необходимость получить информацию и заручиться поддержкой других людей;
- риски организации, если изменение не будет осуществлено.
Наиболее частые проблемы, возникающие в организациях, проводящих изменения:
- осуществление заняло гораздо больше времени, чем ожидалось;
- в процессе осуществления изменения возникли значительные проблемы, которые не были предусмотрены заранее;
- координация деятельности не всегда была достаточно эффективной;
- возможности (навыки и способности) некоторых сотрудников, привлеченных к работе над изменениями, оказались недостаточными, чтобы отреагировать на нововведения компетентно;
- обучение и выданные инструкции оказались неадекватными;
- неконтролируемые факторы вне организации оказали неблагоприятное воздействие на осуществление изменения.
Существует ряд способов, которые помогают избежать проблем на втором этапе процесса изменения:
- хорошо сформулированная стратегия;
- четкий обмен информацией относительно стратегии изменения на всех уровнях и между всеми уровнями;
- формирование у сотрудников приверженности изменению и привлечение их к участию в процессе;
- наличие необходимых ресурсов в плане финансов, кадров и времени;
- подробный план осуществления изменения.
Закрепление изменения: именно на этом этапе нововведения подвергаются наибольшему риску, когда в результате возникших трудностей энтузиазм падает, и люди возвращаются к старым испытанным методам и формам работы. Замораживание можно проводить, используя модель диагностики Надлера-Ташмена (пересмотреть структуру и системы, задачи, людей и организационную культуру). Большое значение на этапе замораживания имеет информирование сотрудников о достигнутых в процессе изменения успехах.
Оценка проводитсяна основе критериев, определенных на этапе подготовки. Чем более четко были сформулированы цели и описаны критерии для каждой цели, чем точнее было описано желаемое состояние, тем легче оценить, насколько удачным с точки зрения достижения поставленных целей было осуществление изменения. Для этого можно использовать анкетирование, фокус-группы, неформальные беседы и т.п.
Задания к разделу 2
Анализ факторов
Задание 1
Два медведя
В густом лесу на холме жили-были два медведя – молодой и старый. Молодой медведь любил резвиться в лесу, гоняться за белками и греться на солнышке. А старый медведь почти все время спал в своей берлоге. Однажды молодой медведь почувствовал себя одиноким и, желая найти товарища по играм, прибежал в берлогу к старому и попытался его разбудить.
«Проснись, проснись, старый медведь, - сказал он. – Пойдем со мной и немножко побегаем в лесу. Вставай, давай погоняемся за белками и поваляемся на солнышке».
«Отстань, медвежонок, не мешай мне спать, - ответил старый медведь. – Еще не пришло время просыпаться».
«Но когда же ты проснешься?» - спросил молодой медведь, таща старого за загривок.
«Только тогда, когда придет весна», - ответил тот.
«А как ты узнаешь, что пришла весна?» - спросил молодой медведь.
«Из-за туч выйдет солнце, и моей шкуры коснется легкий теплый ветерок, - ответил старый медведь. – Так я узнаю, что пришла весна».
Тогда молодой медведь, который отчаянно хотел найти товарища по играм, нарисовал на крыше берлоги большое желтое солнце и стал махать у входа в берлогу еловыми ветками, чтобы возник легкий ветерок.
«Проснись, проснись, старый медведь, - закричал он! – Посмотри, уже светит солнце и дует теплый ветерок. Весна пришла!»
Но старый медведь не двинулся с места.
«Отстань, медвежонок, не мешай мне спать, - ответил старый медведь. – Не пытайся меня обмануть. Еще не пришло время просыпаться».
«Но когда же ты проснешься?» - спросил молодой медведь с тревогой.
«Только когда пойму, что пришла весна», - ответил старый медведь.
«Но как же ты узнаешь, что пришла весна?» - спросил молодой медведь.
«Птицы начнут петь свои песни, - ответил старый медведь, - и я узнаю, что пришла весна».
Молодой медведь покрошил хлебные крошки у входа в берлогу, чтобы за ними прилетели птицы. И точно – скоро вокруг берлоги стали кружиться и хлопать крыльями большие стаи птиц, они подбирали крошки и громко пели.
«Проснись, проснись, старый медведь. – Послушай, уже поют птицы! Весна пришла!»
Но старый медведь не сдвинулся с места.
«Отстань, медвежонок, не мешай мне спать, - ответил он. – Я знаю, что ты снова пытаешься меня обмануть. Еще не пришло время просыпаться».
«Но когда же ты проснешься?» - спросил молодой медведь, теряя терпение.
«Только когда буду уверен, что действительно пришла весна», - ответил старый медведь.
Молодой медведь выбрался из берлоги и, очень расстроенный, побрел по лесу, как вдруг услышал крики людей, лай собак и звуки выстрелов. В страхе он бросился обратно к берлоге.
«Пожалуйста, пожалуйста, проснись, старый медведь! – закричал он. – Послушай – сюда идут охотники. Нам нужно скорее бежать отсюда, пока они до нас не добрались!»
Одним движением старый медведь вскочил на ноги.
«А вот теперь, медвежонок, ты говоришь правду. Теперь весна действительно пришла».
Мораль. Иногда у нас нет другого выбора, кроме как измениться.
Задание 2
Необходимость изменений
Руководство компании Encyclopedia Britannica было убеждено, что людям все еще нужны толстые тома в красивых переплетах, стоимостью в несколько тысяч фунтов, которые можно поставить на полку в гостиной. В первый раз компания заметила, что ее доходы падают, когда на компакт-дисках вышла энциклопедия Crolier Encyclopedia, которую можно было купить всего за 385 долларов. Затем в 1993 году появилась энциклопедия Encarta компании Microsoft. Она тоже была основана на мультимедийных технологиях и стоила около 100 долларов. В течение года Britannica потерпела крах, и бизнес был продан. Новые владельцы спасли бизнес, превратили его в бесплатную службу поиска в режиме он-лайн, живущую за счет доходов от рекламы, но бренду был нанесен большой урон. Оглядываясь назад, сторонний наблюдатель видит проблему совершенно ясно, но оглядываться назад полезно только авторам некрологов.
Мораль. Слонам нужно, чтобы их кусали блохи, помогающие вовремя увидеть очевидное, пока не стало слишком поздно.
Кейс № 1
В центре г.Сыктывкара полуподвальное помещение жилого пятиэтажного дома, на первом этаже которого размещаются два продуктовых магазина, переоборудуется под магазин-мини-пекарню. Какие факторы внешнего окружения на Ваш взгляд привели к принятию такого решения?
Кейс № 2
Сыктывкарский ЛПК осуществил переход на бесхлорное кислородное отбеливание целлюлозы. Проект был очень дорогостоящим (примерно 32 млн. евро). Какие факторы внешнего окружения на Ваш взгляд способствовали этому процессу?
Кейс № 3
Пять лет назад в г.Сыктывкаре было принято решение о реконструкции здания кинотеатра “Парма”. В тот момент не было точно определено, в каком направлении она будет осуществляться – торговый центр или развлекательный мультикомплекс. В 2008 г. было принято решение о сносе старого здания и строительстве развлекательного комплекса. Какие факторы внешнего окружения на Ваш взгляд привели к принятию такого решения?
Кейс № 4
В Сыктывкаре в 2008 г. была построена в центре города гостиница “Авалон”. Когда еще шло строительство, многие высказывали сомнение в необходимости данного объекта. Но все-таки гостиница была открыта и начала достаточно успешную деятельность на рынке гостиничных услуг г.Сыктывкара. Какие факторы внешнего окружения на Ваш взгляд способствовали этому процессу?
Кейс № 5
В европейской системе образования согласно Болонскому и Копенгагенскому соглашениям идет процесс унификации, который в том числе относится к содержаниям учебных планов, учебных дисциплин, системе кредитов (зачетных единиц), регламентирует двухуровневую структуру (бакалавриат и магистратуру). Россия наряду с другими европейскими государствами включилась в этот процесс. Какими факторами внешнего окружения это вызвано?
Анализ поля сил
Задание 1
История с сигаретами
Один человек безуспешно пытался бросить курить. Однажды в местной газете он прочитал объявление:
Дата: 2016-10-02, просмотров: 214.