1 вариант:
· Предоставляется много ресурсов и времени для выполнения заданий по разработке и введению инноваций.
· Люди – это носители потенциала фирмы, а целью фирмы является развитие потенциалов.
2 вариант:
· За идеи и инициативы выплачивается низкое вознаграждение.
· Квалифицированные сотрудники не достаточно продвигаются по службе, так как нет плана развития персонала.
· Сотрудникам предоставляется слишком мало свободы действий и компетенций для претворения инноваций в практику.
· Инновационная деятельность либо не ведется вообще, либо организована неправильно.
По поводу инноваций на предприятии также было проведено исследование. Опрошено 246 руководителей. Из полученных результатов исследований следует – чтобы успешно развивать инновационную деятельность, необходимо:
· Предоставить достаточно ресурсов (материальных и по персоналу)
· Постоянно разъяснять значение инноваций сотрудникам
· Освободить сотрудников от бессмысленных собраний и выполнения пустых заданий и предоставить им больше времени для инновационной деятельности
· Интенсивнее внедрять обучение и отработку на практике известных методов творческого развития (например, «мозговой штурм»)
· Инновационные предложения должны быстро реализовываться.
Раздел второй
Методика управления изменениями
Вопросы для изучения
Постановка проблемы
Факторы, вызывающие изменения
Инициаторы изменения
4. Определение сущности изменения (модель Надлера-Ташмена)
Поле сил по К.Левину
Причины и формы сопротивления изменениям.
Реакция на изменения
Способы преодоления сопротивления изменениям
Программа управления изменениями
Постановка проблемы
Методы, используемые для определения проблемы:
· SWOT-анализ;
· диаграмма Исигавы;
· АВС-анализ;
· GAP-анализ;
· схема «входные ресурсы – результаты на выходе»;
· метод фокальных объектов и др.
Факторы, вызывающие изменения
Внешнее воздействие, вызывающее изменение, происходит из различных источников и определяется социальными, технологическими, экономическими и политическими (СТЭП) факторами во внешнем окружении организации, а также конкурентным окружением (КО). Внешние факторы, вызывающие изменения, находятся вне пределов контроля организации.
СТЭП-факторы(PESTEL):
· Социальные:демографические особенности, такие как половозрастная структура населения, уровень рождаемости, образовательный уровень, миграция населения размеры социальных групп; социальные нормы и требования, такие как уклад жизни, положение меньшинств, манера одеваться, быт, положение меньшинств и пр.
· Технологические:новое сырье или новые материалы; новое оборудование; новые системы и процессы; изобретения и пр.
· Экономические:курсы обмена валют; налоговая политика; показатели инфляции и безработицы; спад или подъем производства; объемы спроса на рынках и пр.
· Политические: государственные и международные законы; отношения между странами; группы влияния; политические партии и системы и пр.
К факторам конкурентного непосредственного окружения (КО) относят следующие (по пяти силам М.Портера):
· традиционные конкуренты;
· конкуренты-новички;
· клиенты;
· поставщики;
· товары или услуги - заменители.
Внутренние факторы, вызывающие изменения, часто связаны с внешним воздействием.
Способ проведения границы между внутренними и внешними факторами состоит в том, что внешние факторы находятся вне влияния организации, внутренние же причины, вызывающие изменения, находятся в области контроля организации.
К внутренним факторам относят:
· потребность в росте производительности,
· необходимость в улучшении качества,
· увеличение объема продаж,
· улучшение обслуживания,
· повышение мотивации персонала и его сохранение и т.д.
Инициаторы изменения
Существуют три подхода к формированию внутренних факторов, вызывающих изменения, и позволяющих определить инициаторов изменения:
1. «сверху – вниз»;
2. «снизу – вверх»;
3. экспертный.
Подход «сверху – вниз»
Используется в том случае, когда кто-либо с позиции власти решает ввести изменение. В идеальном варианте это означает четкое указание от лица (лиц), принимающего решение, о том, что нужно делать, после чего совершаются предписанные действия и предоставляется «необходимая» (по мнению инициаторов) информация исполнителям. Часто в распоряжении сотрудников, которых затрагивает изменение, имеется мало возможностей повлиять на предложения тех, кто принимал решение. Много энергии затрачивается на поощрение людей, чтобы они подчинялись с охотой. Данный подход наиболее эффективен при необходимости быстрого осуществления изменения.
Подход «снизу – вверх»
Почти всегда означает работу в командах, однако, не всегда. Этот подход следует применять в тех случаях, когда люди, которых касается проблема, должны принимать участие в процессе выработки возможных решений, а также, когда проблемы по-разному воспринимаются на местах. Этот подход может потребовать много времени на согласование из-за разности восприятия проблемы.
Экспертный подход
Привлекаются эксперты – специалисты, обладающие знаниями в определенной области, но зачастую внешние по отношению к организации или отделу. Эксперты не принимают решений. Менеджер с помощью экспертов получает наиболее широкое представление о проблеме, чтобы принятие решений было ориентировано на потенциально лучший результат.
4. Определение сущности изменения
(модель Надлера-Ташмена)
Подготовка предполагает осознание необходимости изменения, определение уровня проведения изменения, противодействующих и способствующих сил, причин сопротивления, а также способов преодоления сопротивления.
Для того чтобы понять текущее состояние организации и описать желаемое состояние в будущем, можно использовать модель диагностики Надлера-Ташмена.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 229.