Алгоритм формирования команды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ø Формулировка цели.

Ø Создание структуры

Ø Создание условий для эффективной коммуникации

Ø Распределение ролей

Ø Проведение проб и постоянная оптимизация процесса.

Ø Установление стандартов взаимодействия (передача информации, каналы).

Ø Мотивация.

Проблемы формирования команды

l размытые цели;

l нескоординированная деятельность;

l уныние/скепсис;

l коммуникационная перегрузка;

l недостаточно глубокий анализ ситуации.

Факторы, помогающие/мешающие созданию команды

Что помогает:

-умение слушать

- сопереживание

- содействие

- умение найти точки соприкос­новения

- четкие термины

- открытость, гибкость

 

Что мешает:

- доминирование/спор

- безапелляционные заявления

- определение идеи как плохой, или неверной

- потребность быть правым

- потребность брать верх

- уменьшение разброса

- равнодушие, апатия, скука

 

2 подхода к созданию команды:

Ø Укрепление и развитие команды, образовавшихся естественным путем;

Ø Проектирование команды и распределение в ней ролей.

Структура предпочтений является отражением существующих между членами команды симпатий и антипатий. В структуру предпочтений входят:

Ø социометрические статусы членов команды;

Ø взаимность эмоциональных предпочтений членов команды;

Ø устойчивые группы межличностных предпочтений;

Ø система отвержений в команде.

Структура власти

- это взаиморасположение членов команды в зависимости от их способности оказывать влияние на команду и ее деятельность.

Типы влияния:

- лидерство;

- руководство.

Лидер – это:

Ø Тот, кому верят многие

Ø Тот, за кем идут

Ø Тот, кто успешен в жизни

Ø Тот, кто умеет организовать людей

Лидер -это человек, который знает все о своих достоинствах и недостатках. Человек который знает, как применить себя для достижения необходимого результата в кратчайший срок, если он ему действительно необходим. Человек, который знает где и когда достать необходимые ресурсы. Он умеет договариваться и обмениваться. Он умеет видеть будущее на год, на два дня, на два года вперед. Он умеет не брать ответственность за чужие задачи и умеет делиться с теми, кто помогал ему.

№11 Упражнение с мячом

Ход упражнения

Участники стоят в кругу. Им дается задание – передать мяч по кругу в любом порядке с тем, чтобы мяч побывал в руках у каждого, и только один раз. Делается несколько раз до результата.

Когда мяч вернулся к первому участнику, дается второе задание – передать мяч в обратном порядке (передаешь тому, от кого получил его в первом задании).

Если упражнение делается с малознакомыми участниками, можно при перекидывании мяча называть свое имя. Когда мяч перекидывается обратном порядке – имя того, кому кидаешь мяч.

Передать мяч по кругу в том же порядке, что и задании 1, только быстрее. Ведущий засекает время.

Передать мяч в том же порядке за установленное ведущим время (оно берется из расчета улучшения результата задания 3). Для «улучшения» результата ведущий может предложить несколько кругов.

Обсуждение: Какова была стратегия? Что помогло улучшить результат, а что мешало.

№ 12 Нить Ариадны

Подготовка помещения

Из верёвок на полу помещения выкладывается «лабиринт Минотавра» - зигзагооб­разная дорожка, ширина между верёвками не больше 50 см.

 

Описание

Вводная для участников:

В известном мифе отважному Тесею нужно было преодолеть лабиринт Минотавра. В этом ему помогла возлюбленная Ариадна, подарившая Тесею путеводную нить. Один из вас примерит на себя роль сме­лого древнегреческого героя. Все остальные будут играть роль нити Ариадны. Тесей попадает в темный запутанный лабиринт, и может выбраться только с помощью нити Ариадны. Связь Тесея с нитью бесконтактная – вы можете направлять шаги Тесея, давая ему команды. Говорить можно только по очереди и только по одному слову, иначе тонкая нить Ариадны не выдержит такого количес­тва информации и оборвется. Если кто-то говорит сразу несколько слов, или одновременно говорят два и более человек, или же Тесей заступает за границы лабиринта, то путеводная нить разрывается и герой возвращается к началу своего пути. У Тесея есть всего 10 минут – так как с момента его появления в лабиринте его учуял Минотавр и ему нужно всего 10 минут, чтобы добраться до героя.

Примечания для ведущего

Нужно следить и за тем, чтобы все игроки принимали участие – в противном случае это нарушение правил приводят к разрыву «нити», и «Тесей» возвращается назад.

Роль Тесея можно менять – если правила нарушены и участник вернулся в начало лабиринта, дальше им может быть кто-то другой.

Вопросы для обсуждения

· Легко ли было ориентироваться в лабиринте?

· Понятны ли были команды помощников?

· Что мешало и помогало в процессе игры?

· Какова была стратегия группы?

· Были ли лидер и как произошел его выбор?

· возникали ли кон­фликты и как они разрешались?

· Удалось ли почувствовать себя единой командой?

Реквизит:две длинные верёвки (не менее 5 метров), 1 повязка на глаза.

№ 13 Немой и глухой

Ход упражнения

Два участника садятся друг напротив друга. Один из них- «глухой» - задает вопрос, на который второй участник – «немой» - может отвечать только пантомимой.

 

Комиксы Бидструпа

 

Группа делится на несколько команд, каждая команда получает разрезанный комикс без названия и последней картинки.

Вводная: задача каждой группы восстановить логический ряд комикса, дать ему название и сформулировать основную мысль, продолжив предложение: мораль сей басни такова...

После презентаций результатов работы в группах даётся название и последняя картинка комикса.

Другие варианты использования:

Используются несколько комиксов, разрезанных на отдельные картинки (комиксы при этом должны быть с равным количеством картинок). Каждая группа получает набор картинок, в котором комиксы перемешаны. Одна картинка у каждой группы должна быть с названием комикса. Задача: собрать комиксы.

Ведущий может ввести ограничения и правила.

Затрагиваемые темы:

· стратегии взаимодействия

· разные понимания цели – соревнование или общий результат: кто-то решит, что главное – собрать комикс его группы раньше других, кто-то решить, что задание на всю команду

· поиск компромисса: будут ли группы менять картинку на картинку или отдадут то, что им не нужно для своего комикса (просто так)

 

 

Американский отец семейства

 

Дело рук человеческих

Соломенная шляпа

Рейтинг проблем молодежи

 

Цель:

составить объективный рейтинг проблем молодёжи

 

Описание

1Каждый участник самостоятельно записывает те проблемы, которые кажутся ему актуальными для молодёжи.

2Участники по очереди называют проблемы, не повторяя. Все проблемы записываются на доске в подготовленную табличную форму. Предложения участников не оспариваются. В таблицу кроме столбца с названием проблемы входят еще графы для количества голосов по каждому кругу голосования и для итогового рейтинга. Например, группа составила список из 33 пунктов:

  1-е голосование, рейтинг с 33 по 21 2-е голосование, рейтинг с 20 по 11 3-е голосование, рейтинг с 10 по 6 4-е голосование, рейтинг с 5 по 3 Рейтинг
проблема 1          
проблема 2…          
Проблема 33          

Для удобства дальнейшей работы у каждого участника должен быть проблем с одинаковой нумерацией.

31-е голосование. В списке каждый участник отмечает 13 проблем, которые он считает менее актуальными, чем другие. Затем ведущий называет каждую проблему (или её номер в списке) по очереди. Те, кто отметил данную проблему, поднимают руки – число «проголосовавших» ставится рядом с проблемой в графе 1-го голосования. По количеству голосов составляется рейтинг с 33 по 21 место. Проблемы, которые вошли в рейтинг, вычеркиваются и списка и при втором круге голосования не рассматриваются.

4Участники отмечают еще по 10 проблем из оставшегося. Таким же образом составляется рейтинг с 20 по 11 место.

5Участники отмечают еще по 5 проблем – рейтинг с 10 по 6 место.

6Вычеркивается еще по 3 проблемы – рейтинг с 5 по 3 место.

7Вычеркивается еще одна проблема – определяются 2 и 1 место.

 

Ожидаемые результаты и примечания для ведущего:

 

1 Данное упражнение позволяет составить рейтинг проблем молодёжи, исходя из их значимости. Очень часто проблемы, которые называются в первую очередь, не входят в список действительно актуальных проблем. К примеру, на одном семинаре итоговый рейтинг выглядел так:

1. отсутствие системы воспитания

2. низкий уровень здоровья

3. боязнь ответственности

4. некачественные знания

5. проблема общения

6. отсутствие жилья

7. неуверенность в себе и своих силах

8. отсутствие карьерного роста

9. равнодушие

При этом почти все эти проблемы сначала были в списке после 5 позиции.

2 Сам по себе рейтинг не имеет особой ценности для тренинга. Он составляется для использования в других упражнениях – например, при обучении проектному менеджменту, направленному на решение определённых проблем молодёжи и молодёжных организаций, при разработке программ и проектов. Таким образом, следующее задание должно быть связано с рейтингом и иметь практическую направленность.

3 Этим инструментом можно пользоваться при составлении общих рейтингов по различным темам – когда речь идёт о необходимости получить общую картину результатов, задач, критериев и так далее, значимых для группы участников.

Обратная связь
Что такое «обратная связь»

Когда мы общаемся с людьми, мы, так или иначе, реагируем на их слова и действия. Если ваша реакция озвучивается, то вы, по большому счету, даёте другому человеку понять, что он сделал хорошо, а в чем ошибается. На языке психологов это называется «обратной связью». Если вы работаете с какой-то группой как тренер, обратная связь может быть хорошим методом оценки своей работы с целью её улучшить. Это особенно важно при индивидуальной работе с членами группы. Обратная связь, которую вы сами запрашиваете у кого-то – хорошее средство для оценки своих действий, а значит хорошая помощь в работе над собой. Поэтому важно запрашивать обратную связь у других и давать другим «грамотную» обратную связь, а не просто эмоциональную реакцию в стиле «сам дурак».

Критика – конструктивная критика – обратная связь

Что бы мы не имели в виду под своими словами, нельзя не учитывать так называемые стереотипы, то есть, что почти всеми понимается под этим словом и как оно – в связи с этим – эмоционально окрашено. С чем у вас ассоциируются слова «критика», «конструктивная критика», «обратная связь»?

Критика – это что неприятное, когда критикуются действия и слова (а зачастую – и качества) человека. Как бы «мягко» не была оформлена критика, она всегда подчеркивает минусы. И очень часто критику получают люди, которые вовсе о ней не просили. Целью критики очень часто бывает желание высказать свои негативные эмоции, а не помочь получателю критики что-то поменять. И на вопрос «как сделать лучше» критика почти всегда не отвечает.

Конструктивная критика – это что-то менее неприятное, чем просто критика. Конструктивная критика всегда имеет целью улучшение работы. Здесь меньше негативных эмоций и больше анализа: почему получилось так, а не иначе, и что в следующий раз хорошо было бы сделать по-другому. Вместе с возможными неприятными эмоциями человек, которого «конструктивно критикуют» получает ответ на вопрос «как сделать лучше».

Обратная связь предполагает всесторонний анализ действий – что получилось, что не получилось. Обратную связь обычно запрашивают – это связано с желанием человека учиться. Придерживаясь определенных правил обратной связи, можно добиться значительных результатов. И тот, кому вы даете обратную связь, будет благодарен вам за помощь.

Правила обратной связи

Этот вид реагирования не зря назван «связью», потому что предполагает определенную эмоциональную связь между получателем и отправителем обратной связи. Обратную связь обычно запрашивают у людей, которым доверяют и которые являются авторитетами для получателей обратной связи. Поэтому отправителям следует подойти к обратной связи ответственно и учитывать несколько моментов, изложенных ниже.

Обратную связь, как и любое взаимодействие можно представить в виде следующей схемы:

Есть несколько правил обратной связи, следуя которым можно действительно помочь получателю обратной связи добиться лучших результатов в его работе:

· Сначала всё хорошее. Не стоит думать, что человек сам понимает, что он сделал хорошо, и на этом не надо останавливаться. Для получателя обратной связи важно не только то, над чем ему следует поработать. Нужно подтвердить, то, что ему кажется удавшимся, на самом деле было сделано хорошо. И лучше, если это будет первый пункт вашей обратной связи.

· Выражайте свои мысли предельно ясно. Получатель обратной связи может воспринять сообщение отправителя не в точности таким, каким его задумал отправитель. Если получатель неправильно интерпретирует сообщение отправителя, в этом виноват последний. Вся ответственность за точность информации лежит на отправителе.

· Обратная связь должна быть конкретна, полезна и лаконична. Давая обратную связь, четко спланируйте, что вы скажете, как преподнесете эту информацию, и представьте, какова будет реакция вашего собеседника.

· Слова имеют значение. Защищайте самолюбие собеседника. Будьте готовы к тому, что даже самые «корректные» ваши слова могут его обидеть и пошатнуть его уверенность в себе. Поэтому обращайте внимания на ваши слова:

· Говорите не о том, что у него не получилось, а о возможности улучшить это в будущем; используйте фразы типа «в следующий раз».

· Избегайте фраз «у тебя не получилось», «тут ты поступил неправильно», «в этом твой минус». То же самое можно выразить по-другому: «в следующий раз можно было бы сделать лучше», «будет твоим плюсом, если …»

· Используйте «Я-заявления», то есть фразы типа «я думаю». Тем самым вы акцентируете внимание на том, что эта лишь ваша личная точка зрения. Вполне возможно, что он воспринимает это по-другому.

· Не используйте слово «но» – оно само по себе негативно, его с таким же успехом можно заменить на «и».

· Обратная связь – это обоюдный процесс. Предлагайте своему собеседнику самому высказаться – возможно, он уже сам думал, что он изменит в следующий раз. Будьте готовы к его «претензиям» к вам. Меняйте свой стиль общения в зависимости от реакции вашего собеседника.

· Обратную связь запрашивают. Это касается и получателя – он должен об этом сказать, и отправителя – не надо навязывать свою обратную связь, возможно, она нужна от кого-то другого, или человек не готов её получить. В любом случае вы можете предложить её дать. Но запросить её должен сам получатель.

План обратной связи

Если вам придется давать обратную связь, не забывайте об её правилах. К тому же можете использовать этот план:

1 Дайте собеседнику высказать своё мнение:

«Какие у тебя самого впечатления от …»

2 Скажите о том, что вам понравилось:

«Мне кажется, у тебя очень хорошо получилось …»

3 Скажите о том, что не совсем удалось. Не забудьте акцентировать внимание на будущем и не начинайте перечислять все его недостатки:

«Я думаю, что в следующий раз можно было бы сделать …»

4 Похвалите собеседника за его старания сделать всё как можно лучше. Это важно!

«Ты молодец!»

Еще кое-что об обратной связи

1 Не давайте вашим эмоциям «всё испортить». Возможно, по каким-то причинам, не имеющим отношения к предмету обратной связи, вы раздражены или злитесь. В таком состоянии не стоит давать обратную связь. Тем более, что если ваши негативные эмоции связаны с тем, кому вы должны дать обратную связь. Вы, конечно, потом извинитесь «что наговорили гадостей», но они уже будут сказаны.

2 Если вы сами хотите получить обратную связь, скажите об этом заранее. Если речь идет о каком-то процессе, на который нужно дать обратную связь, то постфактум можно какие-то мелочи упустить. И наоборот: если у вас запросили обратную связь, смотрите на происходящее именно с позиции: вам придется говорить о том, что получилось, и что в следующий раз можно сделать лучше.

3 Человеку свойственно следовать своим решениям, а не только советам даже уважаемых людей. Ваша обратная связь может помочь человеку принять решение. И если оно расходится с вашим мнением – это его право. Не стоит настаивать на том, что «я же тебе тогда говорил, и мы решили».

 

 

Использованы материалы:

 

- Информационно-образовательного центра «BiZ».

- Ассоциации Юных Лидеров

- Книги Игр, авторы: Дина Басаргина и Таня Семенова.

 

 


Программа «Верёвочный курс» разработана американской фирмой Barron Adventures.

Здесь используются упражнения этой программы и взятые из других источников.

* Большинство игр цитируются из «Книги игр» с теми названиями, с которыми они есть в данном сборнике.


Дата: 2016-10-02, просмотров: 229.