Эмоциональное содержимое командных упражнений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эмоции – неминуемая составляющая экспериенциальных упражнений, в том числе и негативные эмоции. Этого не стоит бояться, так как эффективное обсуждение может спасти ситуацию в большинстве случаев.

 

Можно сказать, что проведение командного упражнения начинается уже после завершения его игровой составляющей. Обсуждение – это последний и самый мощный метод, с помощью которого формируется понимание. И если в интерпретации полученного опыта участники предоставлены сами себе, то они могут не додуматься до тех параллелей с реальной жизнью, которые предусмотрены упражнением.

 

 

Основные положения обучающего цикла

 

§ Известная пословица «На ошибках люди учатся» – отражает философию обучающего цикла. Любое событие предоставляет нам возможность сделать выводы. Из них в итоге складывается жизненный опыт. Но не все люди от природы склонны глубоко анализировать происходящее. В результате – для кого-то событие проходит незамеченным. В экспериенциальных упражнениях участники мотивируются на анализ действий в смодеолированных ситуациях, который можно перенести на события реальной жизни.

 

§ Всё, что остается сразу после события, – это эмоции. Эмоции имеют большой потенциал для формирования поведенческих навыков, поскольку они служат основой для дальнейших умозаключений. Человек чаще помнит, что он чувствовал в какой-то ситуации, чем то, что непосредственно происходило. Если человек испытывает подобные эмоции в другой ситуации, он может провести параллели и между выводами, которые он сделал раньше.

Пример: развязался шнурок – споткнулся – упал – больно, так же, как было, когда обжегся от спички. Вывод: чтобы не было больно, надо быть осторожным со спичками и крепко завязывать шнурки.

 

§ Этот процесс происходит подсознательно, и именно поэтому не всегда приносит результаты. Обсуждение экспериенциальных упражнений позволяет контролировать этот процесс и обеспечить максимальное использование обучающего потенциала упражнения. Такое использование процесса обсуждения называется «закрытием» упражнения, сам процесс – «обучающим циклом».

 

§ Главный инструмент обучающего цикла – вопросы ведущего группе. Именно при ответе на вопросы участники формулируют свое понимание события. Дополнительным потенциалом является то, что в обсуждении принимают участие все – опыт каждого уникален, понимание одного и того же события может быть разным. Проговаривая своё видение, участник работает, в первую очередь, на себя. Но его опыт может оказаться полезным для всей группы, и, по крайней мере, для нескольких других участников.

 

Стадия 1: событие

Событие – это снова, то, что группа делает в процессе упражнения. Это нечто реально случившееся, из чего можно сделать выводы. Задача ведущего – подвести к ним группу.

 

Стадия 2: описание

Участники обмениваются своими чувствами и впечатлениями от упражнения. Это еще не анализ. Участникам нужно просто писать свои эмоции. Инструментом ведущего здесь могут быть вопросы:

§ Что вы чувствовали в тот момент, когда …?

§ Какие у вас ощущения сейчас, после упражнения?

§ Что происходило лично с вами и что вы при этом испытывали?

§ Что вами двигало, когда …?

Вопросы должны быть конкретными и основываться на том, что ведущий заметил как наблюдатель во время выполнения задания. Группе нужно дать достаточно времени, чтобы выразить свои чувства.

 

Стадия 3: объяснение

Это стадия очень важна, хотя некоторым участникам может показаться, что они только это обсудили. Ведущему важно показать разницу между высказыванием своих чувств и объяснением стратегии. Чтобы перейти от озвученных эмоций к анализу того, что же происходило в группе при выполнении задания, можно использовать вопросы:

§ Был ли лидер, кто им был и почему?

§ Как принималось решение по поводу выполнения задания?

§ Какова была твоя роль?

§ Что помогло справиться с заданием / что мешало?

Здесь группа может вернуться к описанию или объяснению. Пусть это происходит столько, сколько нужно.

Стадия 4: обобщение

Самое время сравнить проигранную ситуацию с реальной жизнью. При этом можно отталкиваться от чувств: когда участники чувствовали себя так же или похоже? Именно на этой стадии участники должны прийти к мысли, это не абстрактная ситуация, вырванная из жизненного контекста, и то, что происходило в группе, случается в разных ситуациях. Возможные вопросы:

§ Знакомы ли вам такие чувства? В каких ситуациях вы их испытывали?

§ Как вы поступали в тех ситуациях?

Стадия 5: применение

Группа подошла к конкретным выводам. Довести участников до этого опыта должен ведущий. Эти выводы должны быть ясно сформулированы, именно они – результат упражнения. Все предыдущее делалось для этого этапа.

§ Как можно использовать опыт этого упражнения?

§ Как бы вы теперь поступили в подобной ситуации?

 

Примечания

§ Не стоит называть группе названия стадий: это рабочая схема ведущего, для группы же – естественный процесс обсуждения, где всё должно идти гладко.

§ Вопросы ведущего должны помогать группе – нужно строить так, чтобы трудно было ответить, не объясняя свою позицию. Это должны быть открытые вопросы: как? отчего? почему? зачем?

Дата: 2016-10-02, просмотров: 161.