Построение тренинга на командную работу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Знакомство

Основная задача: сформировать ощущение безопасности у участников

Должно включать:

§ Активности на запоминание имён

§ Активности на получение личтностой информации

 

Упражнения на командную работу

Упражнения строятся на преодолении группой препятствия. Препятствие может быть физическим или интеллектуальным. Одно упражнение требует от 40 минут до полутора и более часов, начинается вводной и заканчивается обсуждением (см. «Обучающий цикл»).

 

Упражнения «наполнители»

§ Высокая подвижность

§ Эмоциональная близость

§ Снятие негативных переживаний

 

Упражнения «на разочарование»

Это условное название ряда упражнений, которые позволяют выявить конфликты в группе и проработать их в игровом пространстве. Проведение их в тренинге на командную работу необязательно.

 

 

Веревочный курс

 

Веревочный курс – это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия.[1]

В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в «веревочном курсе» ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. «Веревочный курс» – это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий. Главные цели «веревочного курса» – командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:

• выработку стратегии группой;

• творческий подход;

• самовыражение;

• результативное лидерство;

• уверенность в себе;

• решение проблем;

• преодоление себя.

Необходимо соблюдать все условия выполнения «веревочного курса».

· Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 12 человек.

· Упражнения выполняются под руководством ведущего, хорошо знакомого с курсом.

· Время на подготовку задания не ограничено.

· Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.

 

 

Игры на знакомство

Игры на знакомство проводятся в самом начале семинара или тренинга. Основные задачи игр на знакомство:

· снятие скованности и напряжения участников

· создание ситуаций общения

· запоминание как можно большего количества имён в группе

· получение первой информации друг о друге

 

Есть также дополнительные задачи, которые решают игры на знакомство, но о них знает только ведущий группы:

· Игры на знакомство – это хорошее начало семинара, подразумевающего активную работу самих участников (можно, конечно, начать семинар как урок и сразу начать с теоретического или практического блока, но это уже будет «не тот» семинар)

· Игры на знакомство – это хорошая возможность для ведущего «прощупать» группу, что пригодится при проведении всего занятия и внесении возможных изменений в программу

Эти две задачи решаются играми на знакомство, независимо от формы работы – обучающий семинар, отрядная работа в лагере, встреча рабочей группы для решения какой-то отдельной задачи и т.д.

 

Игры этого вида можно условно разделить на игры на первичное знакомство и игры на вторичное знакомство. Основная цель игр на первичное знакомство – узнать и запомнить имена друг друга. Имя для человека является одним из самых важных слов в его жизни. Психологами доказано, что человек будет более тщательно выполнять задание, если при формулировании этого задания прозвучало его имя.

Игры на первичное знакомство создают для каждого участника атмосферу комфорта в группе, так как и он сам перестаёт быть для других «безличным» человеком, и другие участники для него становятся не «безличной» группой, а знакомыми личностями.

Для первичного знакомства выбираются игры, в которых имена всех участников называются и повторяются несколько раз. Допустимо также задействование небольшого количества дополнительной информации об участниках, например имя + качество. Для первичного знакомства могут быть использованы игры*:

№ 1Снежный ком

Ход игры

Все участники стоят в кругу, по очереди называют свое имя, при этом показывают движение, которое отображает его хобби. Следующий участник представляется и называет имена предыдущих участников.

Реквизит:маркер или игрушка

№ 2Визитная карточка

Ход игры

Каждый участник делает себе визитную карточку – рисует к каждой букве имени небольшую картинку, каким-то образом имеющую отношение к личности участника (например, отражают черты его характера).

Затем карточки складываются вместе.

Каждый участник вытягивает одну карточку и пытается найти «владельца».

Можно провести эту игру в виде самопрезентации.

Реквизит:бумага, маркеры, клей

 

№ 3Воздушные шары

Ход игры

Каждый участник надувает воздушный шарик, пишет на нем свое имя и дополнительную информацию, например: хобби, друзья, мечты, школа и т.д.

Шары подбрасывают в воздух всей группой какое-то время, чтобы они не упали. Затем каждый участник ловит один шар и ищет человека, которому он принадлежит.

Примечание

Используйте фоновую музыку, выключение которой будет сигналом к поискам.

Реквизит: воздушные шары, нитки, маркеры.

 

Игры на вторичное (углубленное) знакомство дают участникам дополнительную информацию друг о друге – качествах, увлечениях, ресурсах, которые могут быть использованы для работы этой группы и т.д. Цель этих игр – формирование личностных связей внутри группы. Даже по такой малой информации, как хобби другого участника, мы идентифицируем себя с другими, так возникает личный контакт, без которого невозможна дальнейшая продуктивная работа.

Для вторичного знакомство используются игры, в которых озвучивается любая дополнительная информация об участнике. Обязательно также повторения имени, сопровождающее эту информацию. Примеры игр на вторичное знакомство:

№ 4Паутина

Ход игры

Вся группа сидит в кругу.

Ведущий начинает – представляется и рассказывает группе что-то о себе. У него в руках клубок. Он держит нитку и кидает клубок следующему участнику.

После того, как клубок побывает в руках всех участников, из ниток получается «паутина».

Теперь ее надо «размотать» в обратном порядке. При этом каждый участник передает информацию, которую он запомнил о том участнике, от которого получил нить при первом круге.

Реквизит: клубок ниток.

 

№ 5Кто я?

Ход игры

Игра рассчитана на группу участников, уже имеющих краткое представление друг о друге.

Все стоят в кругу и пишут на небольших карточках свое имя крупными буквами и складывают в коробку или шляпу. Затем каждый по очереди вытягивает наугад листок с именем и прикрепляет его на спину своему соседу.

Задача – выяснить, имя какого участника у тебя на спине. Задавать разрешается только те вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Реквизит:бумага, маркеры, скотч или английские булавки (прищепки)

№ 6Никто не знает

Ход игры

Участники сидят в кругу, в руках у ведущего – мяч. Мяч перекидывается от одного участника к другому.

Тот, кто получает мяч в руки, заканчивает предложение «Никто не знает, что я…» соответствующей информацией о себе.

Реквизит:мяч

 

Многие игры на знакомство подразумевают телесный контакт. Такие игры близки к играм на сплочение, но могут использоваться и на стадии знакомства, так как для восприятия другого человека важны все виды контакта, то есть человека нужно «увидеть», «услышать» и «потрогать». Игры с телесным контактом лучше использовать на второй стадии знакомства (углубленное). Для уже сложившейся группы игры с телесным контактом можно использовать и с самого начала.

Построиться по росту на стульях (по дате рождения, по цвету волосы)

 

Выбор игр на знакомство для конкретного занятия зависит от нескольких факторов:

· степени знакомства участников до прихода в эту группу

· общего времени занятия

· формы занятия

· имеющегося опыта совместных занятий у данной группы

Степень знакомства участников

Возможна ситуация, что все участники группы знакомы и «новым» человеком является только сам ведущий. В таком случае можно не проводить игры на первичное знакомство, а сразу знакомиться «углубленно». Ведущему в данном случае потребуется чуть больше усилий для запоминания имен.

Если в группе есть минимум один участник (кроме ведущего), который не знает по именам большинства человек, начинать нужно и игры на первичное знакомство. При этом обращать внимание на задействованность данного участника в игре, к примеру, в «Снежном коме» он может быть последним участником, которому нужно будет назвать все имена.

Если участники знакомы давно, есть вероятность, что они знают довольно много дополнительной информации друг о друге. В этом случае нужно подобрать игры, в которых с большей вероятностью прозвучит то, что участники друг о друге не знают, к примеру, «Я никогда не…», «Никто не знает».

 

Общее время занятия

«Потратить» время на знакомство всегда нужно. Другой вопрос – сколько именно. Знакомство может занимать около 5% общего времени семинара. То есть, если занятие рассчитано на 1,5 часа, то для игр на знакомство можно выделить 5 – 10 минут. На 6-ти часовом занятии знакомиться можно 15 – 25 минут. А на трехдневном семинаре (18 часов) «отдать» под знакомство до 45 минут. Исходя из этого и нужно подбирать количество игр. Если в группе 15 – 20 человек, то любая игра на знакомство займёт до 10 минут. Чтобы точнее сориентироваться по времени, можно проговорить то, что планируется озвучивать каждому участнику в этой игре и умножить на количество участников, плюс одну – две минуты.

Форма занятия

В случае семинара или тренинга речь всегда идёт именно об играх на знакомство, независимо от возраста и социального положения участников. И чем активнее предполагается взаимодействие группы во время занятия, тем «интенсивнее» должно быть знакомство, для того чтобы создать настроение и атмосферу на всё занятие. Для обучающего семинара, где участники будут в большей мере получать информацию, подойдут менее активные игры на знакомство. Для занятия, где участники больше будут сами активно работать, нужно подобрать более активные упражнения с самого начала, то есть со знакомства. К примеру, широко используемый «Снежный ком», хоть и подразумевает активную работу памяти участника, является менее активной игрой, чем «Три круга знакомства», где нужно и говорить, и двигаться.

Если по каким-то причинам проведение игр на знакомство неуместно (например, речь идёт об инициативной группе, собравшейся для планирования фестиваля), совсем отказываться от знакомства всё же не стоит. В таких случаях можно ограничиться представлением участников, добавив к имени какую-то персональную информацию, которая была бы важна для цели группы.

Опыт совместных занятий у данной группы

Если занятие проводится с уже сложившейся группой, нужно принимать во внимание тот факт, что с её участниками наверняка уже проводились различные семинары и тренинги, а значит и игры на знакомство. Тот же «Снежный ком» хоть и хорошо решает основную задачу, стоящую перед играми на знакомство – узнать имена, является сейчас немного «заезженной» игрой. И если ведущий точно знает, что группа (к примеру, молодёжный клуб) существует три года, есть смысл поискать что-то «новенькое» для знакомства. Если для группы это скорее всего первый семинар, можно воспользоваться «старыми добрыми» играми.

Ведущий во время игр на знакомство активно участвует в них. Однако, он остаётся ведущим. Есть несколько моментов, на которые ведущему нужно обратить внимание при подготовке и проведении игр на знакомство.

Хорошее настроениеведущего, также как и плохое, быстро передаётся группе. А игры на знакомство – это первое, что ведущий проводит в группе. И ведущий должен поддерживать хорошее настроение и азарт участников.

Многие игры на знакомство требуют реквизита. Обычно он несложен – моток ниток, бумага, маркеры и т.д., но даже такой «нехитрый» реквизит требует подготовки заранее. Плохая организация может испортить самую хорошую игру, и «испорченная» игра на знакомство часто равна «испорченному» семинару.

Для ведущего игры на знакомство – это возможность «заработать» очки у группы, например, запомнив все имена уже в первой игре. Поэтому очень важно во время игры стараться запомнить как можно больше имён. Для этого можно тренировать память (это вообще полезно), можно и внимательно относиться к игре, и, например, не отвлекаться на повтор плана своего семинара во время знакомства. Записывать имена не рекомендуется, это не очень хорошо «смотрится». Если запомнить все имена сразу трудно, нужно запомнить 5 – 6 имён для начала, чтобы уже в первых заданиях семинара можно было обращаться к нескольким участникам по имени, а в процессе запомнить и другие имена.

Участники могут и забыть правила игры, для ведущего это недопустимо. К примеру, вы предложили участникам назвать имя и дать информацию о себе по трём пунктам (откуда, хобби, важное качество). Есть вероятность, что с пятого – шестого человека участники начнут путаться в пунктах информации, которую нужно сказать. В этом случае ведущий может еще раз повторить. Если игра на знакомство предполагает какие-то действия, нужно сначала чётко объяснить порядок этих действий, а затем начинать игру.

Итак:

· Участников любой группы нужно сначала перезнакомить.

· В играх на первичное знакомство мы узнаём имена друг друга.

· В играх на вторичное (углубленное) знакомство мы узнаём друг друга ближе.

· Игры на знакомство для каждой группы выбираются в зависимости от степени знакомства участников, продолжительности занятия, формы занятия и уже имеющегося опыта совместных занятий.

· Ведущий отбирает игры, готовит реквизит, озвучивает и контролирует правила, сам активно участвует, задаёт настроение, запоминает имена всех участников.

Примечания для ведущего

На семинарах иногда используют бейджи с написанными на них именами. Они определённо имеют смысл в мероприятии, в котором участвуют 150 человек, и предполагается, что им нужно общаться друг с другом «по делу». Если группа не очень большая (до 20 – 30 человек) вполне реально запомнить всех по именам. На мой взгляд, небольшие группы, в которых используются бейджи, много теряют. Бейджи «обезличивают» контакт, получается, что, обращаясь к другому, мы начинаем общаться не с ним, а с листочком с именем.

Тренинговая или семинарская форма занятий подразумевает общение по имени (без отчества) и на «ты». Если в семинаре принимает участие человек, которого называть на «ты» будет слишком искусственно (например, руководитель ЦВ на семинаре молодёжного клуба), можно оставить форму на «вы», но лучше если при этом будет использоваться только имя (без отчества). Это возможно только в том случае, если обращение на «вы» только к отдельным участникам не будет создавать барьеры в групповой работе. В противном случае ведущему настоять на использовании одинакового обращения к участникам, объяснив это, к примеру тем, что семинар или тренинг – это специфическая форма работы со своими правилами.

Нет строгих правил по поводу ввода игр на знакомство, как и других игр. Но всё же нужно избегать слов «Упражнение», «Поиграем в интересную игру» и самих названий игр. «Игры» и «упражнения» - это слова для ведущего, обозначающие стадии семинара и используемые приёмы. Для участников же весь семинар – непрерывный процесс общения. Инструкции к играм на знакомство можно начать со слов «Сейчас мы будем знакомиться», «Я думаю, нам сначала нужно познакомиться, для этого…» и др.

 

Игры на командообразование и

Выявление лидерских качеств

№ 7 Лестница

Ход упражнения

Если время позволяет, то участники сами изготавливают конструкцию, если нет – выдается готовая. Это – лежащая на боку лестница: две параллельно натянутые веревки, плюс 4 перемычки, образующие два окошечка, равных по размерам. Задача: всей команде проникнуть в имеющиеся два окошечка, выбраться на другую сторону. Высота от пола и ширина окошечек регулируется ведущим, согласно правил.

Описание обсуждения упражнения (вопросы, выводы, к которым упражнение может привести команду):

требует меньше страховки, чем его аналог из «Веревочного курса».

№8 Зеркало

Упражнение делается в парах. По очереди участники бывают в роли зеркала и человека. Зеркало и человек стоят друг к другу лицом. «Зеркало» должно смотреть строго в глаза человеку. Человек делает любые движения, зеркало должно повторить их в зеркальном отражении.

№ 9 Кабинет 703

Вводный текст для команды:

У вашей группы есть все, чтобы выполнить следующее задание. Время не ограничено. При выполнении задания есть одно условие: свою карточку нельзя показывать другим участникам.

Информация (на отдельных карточках):

Господин Джоунс и госпожа Карр плохо уживаются друг с другом и поэтому не работают вместе.

На третьем уроке Гарри всегда работает с господином Джоунсом.

Во время первого урока старший преподаватель, который нравится Гарри, работает в кабинете 702.

Господин Джейкобс работает в школе уже 10 лет.

Каждая группа занимается только в своем кабинете.

Каждый преподаватель работает в кабинете с помощником.

Гарри работает в кабинете 703 на третьем уроке.

Господин Джейкобс любит работать в кабинете 703.

Госпожа Мартин работает на третьем уроке в кабинете 700.

Все учителя работают одновременно и меняются группами в конце каждого урока.

Каждый учитель имеет свою любимую группу. Все они разные. На втором уроке у каждого учителя любимая группа.

Каждый учитель преподает в каждой из групп за первые 4 урока.

В штате школы два помощника, 4 учителя и 4 группы учеников.

Госпожа Мартин – старший преподаватель.

Господин Ли любит работать в кабинете 700.

Господин Джоунс преподает на 4 уроке в кабинете 701, но больше ему нравится кабинет 702.

Члены вашей группы имеют всю необходимую информацию для ответа на вопрос: «В какой последовательности (по именам) преподают учителя в кабинете 703 во время 4 уроков?»

Верен только один ответ, и вы можете его доказать. Некоторая информация может быть бесполезной и не помочь в решении задачи.

Госпожа Карр и господин Джоунс постоянно спорят по поводу использования кабинета 702.

Старший преподаватель работает в школе в течение 5 лет.

Старший преподаватель преподает в кабинете 701 на втором уроке.

Гарри работает в кабинете 702 на втором уроке.

Госпожа Мартин меньше всех работает в школе.

Вопросы ведущего группе для обсуждения упражнения/тренинга:

1 Как вы себя чувствуете?

2 Как строилось обсуждение в группе?

3 Был ли лидер, и почему именно он?

4 Что вы чувствовали в тот момент, когда …?

5 Какие у вас ощущения сейчас, после упражнения?

6 Что происходило лично с вами и что вы при этом испытывали?

7 Что вами двигало, когда …?

8 Был ли лидер, кто им был и почему?

9 Как принималось решение поводу выполнения задания?

10 Какова была твоя роль?

11 Что помогло справиться с заданием / что мешало?

12 Знакомы ли вам такие чувства? В каких ситуациях вы их испытывали?

13 Как вы поступали в тех ситуациях?

14 Как можно использовать опыт этого упражнения?

15 Как бы вы теперь поступили в подобной ситуации?

Расписание:

уроки кабинеты
Джоунс Ли Мартин Джейкобс
Джейкобс Мартин Ли Джоунс
Мартин Джоунс Джейкобс Ли
Ли Джейкобс Джоунс Мартин

Примечания для ведущего:

1 Это упражнение может быть использовано в разных целях. Например, как упражнение на командную работу или как упражнение на разочарование (по модели развития группы – на стадии разочарования). Или просто как развлекаловку. Важно понимать, с какой целью вы его собираетесь использовать.

2 На вопросы группы о задании ведущий может предложить прочитать вводную еще раз – без изменений и интерпретаций.

3 Если упражнение делается ради результата (не просто занять время), но самая важная его часть – обсуждение. Обсуждение строится по обучающему циклу. Поэтому фиксируйте свои наблюдения, пока группа работает.

4 Если цель – кооперация, делайте акцент на стратегии достижения результата, какие правила командной работы можно выработать из этого упражнения.

5 Если цель – разочарование, акцент на чувствах и стратегии взаимодействия участников.

6 При планировании времени заложите 30 – 40 минут на выполнение (это зависит от группы). И еще минут 20 – 30 на обсуждение.

7 Основное правило выполнение: все, что не запрещено – разрешено. Группе будет проще, если она догадается взять бумагу и записывать. Группа должна дойти до этого сама. На вопрос «а можно писать на листе?» вы можете только предложить еще раз прочитать правила.

8 До работы с группой неплохо бы самому разобраться в решении, чтобы быть в состоянии объяснить решение группе.

 

№ 10 Коврик

Вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол – упражнение начинается сначала.

Реквизит:коврик

№11 Берлинская стена

Веревочка натянута чуть ниже пояса самого высокого человека в группе. Задача – всем пройти над веревочкой, не задев ее. Примечание: чтобы шла групповая работа, следует либо ввести правило, что прыгать нельзя, либо ввести «слепых», «немых» людей.

Реквизит:веревка, шарфы

 

Под командой понимается совокупность людей, которые:

Ø ощущают свою целостность;

Ø чувствуют свою обособленность от "остального мира";

Ø стремятся к достижению определенной цели, иногда осознанной, иногда нет.

Принадлежность к команде помогает человеку:

Ø удовлетворить свои социальные потребности;

Ø сформировать себя как личность;

Ø получить помощь и поддержку при достижении своих собственных целей, которые не всегда могут совпадать с целями команды или организации;

Ø получить возможность психологической разгрузки, находя взаимопонимание с другими членами команды;

Ø получить право участвовать в совместной деятельности, приносящей определенную, не обязательно финансовую, выгоду.

В основе создания команд лежат три базовые идеи:

Ø 1. Члены команды объединены общими намерениями, целями и задачами.

Ø 2. Члены команды взаимозависимы, они нуждаются друг в друге для достижения командных и личных целей.

Ø 3. Члены команды принимают утверждение, что совместная работа более эффективна.

Преимущества работы в команде

Ø Коллективный подход – это признак сильного и решительного стиля управления.

Ø Если браться за решение проблем сообща, то стрессовые ситуации уменьшатся.

Ø Вырабатывается больше идей, и инновационная способность возрастает.

Ø Крупные и междисциплинарные проблемы лучше решаются коллективно.

Ø Внутри команды успешнее решаются проблемы нечеткого распределения обязанностей и низкого личного вклада, устраняются межличностные трения.

Важные условия для формирования команды на стартовом этапе:

Ø Все члены группы четко представляют себе цели совместной работы.

Ø Умения каждого человека известны остальным, функции распределены.

Ø Организационное строение группы соответствует выполняемой задаче.

Ø В группе задумываются над методами работы и пытаются их совершенствовать.

Ø Развита самодисциплина, позволяющая хорошо использовать время и ресурсы.

Ø Есть достаточно возможностей, чтобы собраться и обсудить любые вопросы.

Ø Группа поддерживает своих членов, и формируются добрые взаимоотношения.

Ø Отношения в группе открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.

Принципы, обеспечивающие работу команды:

Ø люди, выполняющие работу, являются «экспертами», когда дело идет о решении проблем в тех областях, которыми они занимаются;

Ø совокупный опыт и таланты людей, работающих в командах, больше, чем у любого из тех, кто работает в одиночку;

Ø большинство людей сильнее заинтересованы в проекте, если они могут в какой-то мере воздействовать на решения, которые на них влияют;

Ø у каждого человека есть творческий потенциал, который можно систематически использовать, привлекая его к участию в работе проблемной группы.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 203.