Проведения тренингов для молодежи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сборник

Методических материалов для

Проведения тренингов для молодежи

 

 

Азово - 2010 год

 

Сборник составлен специалистами комитета по делам молодежи Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, участниками молодежного клуба «Duzfreund» с.Азово

 

мультипликатором по молодежной работе информационно-образовательного центра BiZ УП Азово Ташметовой Жанной

 

руководителем младшей группы молодежного клуба «Duzfreund» Бойковой Викторией.

 

Данный сборник рассчитан на молодёжных лидеров, которые проводят тренинги (тренинговые упражнения) на командную работу в своих организациях. Основная цель – научить проводить тренинговые упражнения. Для этого группа сама участвует в тренинговых упражнениях, получает теорию по тренингу и формирует навыки ведения тренинговых упражнений.

 

Ведущему данного тренинга необходимо самому получить опыт в качестве участника – чтобы хорошо представлять, каким образом формируется опыт командной работы и какие процессы происходят в головах участников его тренинга. Также ведущему нужно хорошо разобраться в теории, которой он будет учить участников своего тренинга.

 

 

Характеристика эффективной команды

 

Рабочая команда – группа, усилия которой в работе есть нечто большее, чем сумма стараний отдельных членов. (Элизабет Кристофер, Лари Смит)

Задача руководителя команды – выяснить долю ответственности, которую в силах взять на себя каждый член команды, и определить, как сможет это человек помочь команде оптимальным образом.

Характеристики эффективной команды

§ Нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач

§ Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем

§ Взаимосвязь и взаимодействие участников команды в атмосфере доверия и участия

§ Деструктивные конфликты редко возникают в такой команде, а конструктивные - поощряются, так как приводят к принятию лучшего решения

§ Профессиональная подготовка и обучение определяют технически грамотное решение возникающих вопросов

§ Все члены команды чувствуют ответственность за деятельность команды в целом и за выполнение задач отдельными исполнителями

 

Понятие тренинга

Тренинг ставит своей целью не столько научить преодолевать препятствия, сколько научить участникам определенным поведенческим навыкам, которые можно использовать в разных ситуациях реальной жизни.

Основные положения командных упражнений

 

§ Каждое отдельное командное упражнение строится на преодолении одной трудности. Анализ отдельного упражнения дает участникам возможность увидеть, с чем они «боролись», чтобы в жизни сделать иначе, используя полученные эффективные навыки. Все упражнения строятся по принципу «трудно – но выполнимо». Часто самым ценным оказывается то упражнение, которое было труднее всего сделать.

 

§ Командные упражнения – отражение того, как люди действуют в обычной жизни. И участники могут увидеть связь между тем, как они действуют в упражнениях, с тем, как они действуют в жизни.

 

§ Командные упражнения построены на самообучении, в них участники всё познают сами, из собственного опыта, из своих действий. Задача ведущего – только направить их на получение этого опыта.

 

§ Две главные цели упражнений – командность и результативное лидерство – включат в себя много других: выработку группой стратегии, творческий подход, самовыражение, избавление от комплексов, доверие другим и вера в себя, честность, доверительность, поддержка чужих успехов и признание своих, решение проблем, воодушевление других, уверенность в себе.

 

§ Моральная поддержка – один из важнейших аспектов. Часто люди не умеют признавать свои успехи и не получают признания от других. В командных упражнениях каждый участник окружен вниманием и атмосферой доброжелательности. Это создает ощущение эмоциональной безопасности и доверия. И именно это становится для многих самым важным опытом командных упражнений.

 

§ Командные упражнения дают возможность выразить себя. Некоторым это дает возможность получить удовольствие впервые за долгое время.

 

§ Кроме того, что командные упражнения дают много опыта, они часто бывают просто весёлыми. На этом базируется их эффективность – обучение через эмоции.

 

Роли в командных упражнениях

Роль ведущего

Возможные ошибки вызваны «стереотипностью» поведения и отсутствием у ведущего глобального видения игры, её целей и потенциала. «Упертых» ведущих можно условно разделить на деятельностно-ориентированных, стремящихся властвовать и проблемно-ориентированых.

 

Ориентированные на деятельность ведущие слишком втягиваются в работу группы. Они не оставляют участников наедине с игрой даже тогда, когда это было бы в интересах группы. Втягиваясь в деятельность группы, они упускают из виду возможное отсутствие каких-то навыков у участников и могут вызвать у последних эмоциональные переживания, с которыми не готовы будут справиться.

Ориентированные на проблему ведущие могут давать инструкции и ожидать их выполнения без учёта настроения группы и мотивации отдельных участников.

Ведущие, которые стремятся властвовать, могут оказывать на обсуждение подавляющее влияние, даже если у участников другое видение и, возможно, больше знаний о реальной жизненной подоплёке игры.

 

Есть так называемые «Семь источников власти»,имеющихся у ведущего:

1 ведущего должна «обгонять молва» о его компетентности – участники должны заранее знать, кто ведет занятие

2 важные связи – ведущего должны поддерживать организаторы занятия, в некоторых случаях есть смысл, чтобы его представила «важная персона»

3 информация – участники хотят приобрести дополнительные знания, ведущий может им в этом помочь

4 сила личности (очень часто строится на оттачивании своего опыта ведущего) – ведущий должен внушать уважение

5 сила положения – ведущего специально пригласили провести это занятие

6 власть награждать – это могут быть и дружеская улыбка, но главная награда для большинства игроков – опыт, который участники извлекут из занятия

7 власть наказывать – должна быть ограничена и может, например, выражаться в молчании, качании головой, задумчивом взгляде

 

Ведущий работает для результата группы, а не для развитие своих навыков ведущего. Ведущему надо понимать, что его субъективное ощущение успешности упражнения может не соответствовать объективным данным.

 

Единственное отношение к себе, которое ведущий должен развивать у участников с самого начала – восприятие ведущего как лица, у которого занятые и серьезные (а иногда – и высокомерные) люди могут научиться чему-то для себя.

 

«Активные» и «пассивные» роли участников

Обучение навыкам лидерства предполагается преодоление пассивности и развитие способности брать на себя ответственность. И большинство лидерских методик предполагает активное участие всей группы. Это мнение исходит из положения о том, что наблюдатель – это не участник.

 

Игры часто проводятся так, что их единственными зрителями являются ведущие – и только у них есть целостное видение. В играх часто используются малые группы, как вид работы. Малогрупповые дискуссии действительно очень эффективны в обучении навыкам поведения, в том числе и лидерству. Но при этом полного видения игры у участников нет – они видели только то, что происходило в их группе.

 

По этому поводу можно предложить 2 стратегии: 1) разделить участников в упражнение на активных игроков и наблюдателей; 2) использовать видео – так «актёры» превратятся в «зрителей». В ход моделирующей игры можно ввести роль наблюдателя. Наблюдатели воспринимают игру как целое и в силу этого могут понять в ней больше, чем непосредственные участники.

 

Подготовка места и необходимых материалов

Подготовка места проходит намного заранее, так как многие упражнения требуют реквизита, и всё должно быть готово до начала тренинга. Материалы лучше всего расположить в местах проведения упражнения. К примеру, полноценный тренинг на командную работу лучше проводить на большой открытой территории, где разные упражнения проводятся в разных секторах, и группа переходит от одного сектора к другому. Обсуждение лучше проводить на том же месте, где проходила игровая составляющая, поэтому нужно предусмотреть возможность сесть в круг.

 

Ориентация упражнения

Условия упражнения проговариваются четко, ясно и спокойно. Если вы в себе не уверены, возьмите описание, в крайнем случае – можете прочитать, чтобы не запутать участников своей интерпретацией занятия. Если участники задают вопросы – просто повторите правила, но не давайте подсказок.

Выполнение задания

На этом этапе надо следить за безопасностью участников – если игра предполагает физические усилия. Также надо следить, чтобы выполнялись правила – участники использовали только указанные материалы или следовали описанным ролям.

Кроме того, выполнение командой задания дает ведущему «зацепки» для дальнейшего обсуждения. Можно делать пометки по фразам и действиям. Для этого важно понимать действительные цели упражнения.

 

Закрытие упражнения

Многие игры содержат тезисы для обсуждения, либо даже готовые схемы. Универсальная схема – обучающий цикл, цель которого – переработка переживаний от игры в поведенческие навыки.

 

Общие указания

§ Следите за тем, как и что вы говорите. Не используйте жаргон и будьте осторожны с использованием сравнений с другими командами (лучше, если их не будет вообще) и юмора.

 

§ Убеждайтесь, что группа вас понимает. В этом могут помочь вопросы типа «Вам понятно задание?»

 

§ Ведущий в группе – не лидер, а именно ведущий. Команда имеет право на свой стиль работы. И на ошибки. Задача ведущего – помочь группе проанализировать полученный опыт. Это должно прослеживаться в поведении, и в том, что ведущий не употребляет по отношению к себе слово «лидер».

 

§ Поддерживайте хорошее настроение участников.

 

§ Если некоторые участники неактивны, обращайте на них особое внимание и подбадривайте. Но в паузах – а не во время выполнения группой задания.

 

§ При обсуждении не формулируйте выводы сами на основании того, что вы заметили как наблюдатель. Можно пользоваться фразами «Я заметил(а), что …», чтобы дать участникам самим прокомментировать данное действие.

 

§ От ведущего требуется постоянное внимание: из соображений безопасности, соблюдения правил и важности наблюдений для обсуждения.

 

§ Не выделяйте участников. Если есть такое стремление – сделайте это во время паузы или после окончания занятия.

 

§ Если группа категорически отказывается делать упражнения – это её дело.

 

Обучающий цикл

Стадия 1: событие

Событие – это снова, то, что группа делает в процессе упражнения. Это нечто реально случившееся, из чего можно сделать выводы. Задача ведущего – подвести к ним группу.

 

Стадия 2: описание

Участники обмениваются своими чувствами и впечатлениями от упражнения. Это еще не анализ. Участникам нужно просто писать свои эмоции. Инструментом ведущего здесь могут быть вопросы:

§ Что вы чувствовали в тот момент, когда …?

§ Какие у вас ощущения сейчас, после упражнения?

§ Что происходило лично с вами и что вы при этом испытывали?

§ Что вами двигало, когда …?

Вопросы должны быть конкретными и основываться на том, что ведущий заметил как наблюдатель во время выполнения задания. Группе нужно дать достаточно времени, чтобы выразить свои чувства.

 

Стадия 3: объяснение

Это стадия очень важна, хотя некоторым участникам может показаться, что они только это обсудили. Ведущему важно показать разницу между высказыванием своих чувств и объяснением стратегии. Чтобы перейти от озвученных эмоций к анализу того, что же происходило в группе при выполнении задания, можно использовать вопросы:

§ Был ли лидер, кто им был и почему?

§ Как принималось решение по поводу выполнения задания?

§ Какова была твоя роль?

§ Что помогло справиться с заданием / что мешало?

Здесь группа может вернуться к описанию или объяснению. Пусть это происходит столько, сколько нужно.

Стадия 4: обобщение

Самое время сравнить проигранную ситуацию с реальной жизнью. При этом можно отталкиваться от чувств: когда участники чувствовали себя так же или похоже? Именно на этой стадии участники должны прийти к мысли, это не абстрактная ситуация, вырванная из жизненного контекста, и то, что происходило в группе, случается в разных ситуациях. Возможные вопросы:

§ Знакомы ли вам такие чувства? В каких ситуациях вы их испытывали?

§ Как вы поступали в тех ситуациях?

Стадия 5: применение

Группа подошла к конкретным выводам. Довести участников до этого опыта должен ведущий. Эти выводы должны быть ясно сформулированы, именно они – результат упражнения. Все предыдущее делалось для этого этапа.

§ Как можно использовать опыт этого упражнения?

§ Как бы вы теперь поступили в подобной ситуации?

 

Примечания

§ Не стоит называть группе названия стадий: это рабочая схема ведущего, для группы же – естественный процесс обсуждения, где всё должно идти гладко.

§ Вопросы ведущего должны помогать группе – нужно строить так, чтобы трудно было ответить, не объясняя свою позицию. Это должны быть открытые вопросы: как? отчего? почему? зачем?

Знакомство

Основная задача: сформировать ощущение безопасности у участников

Должно включать:

§ Активности на запоминание имён

§ Активности на получение личтностой информации

 

Упражнения «наполнители»

§ Высокая подвижность

§ Эмоциональная близость

§ Снятие негативных переживаний

 

Веревочный курс

 

Веревочный курс – это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия.[1]

В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в «веревочном курсе» ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. «Веревочный курс» – это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий. Главные цели «веревочного курса» – командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:

• выработку стратегии группой;

• творческий подход;

• самовыражение;

• результативное лидерство;

• уверенность в себе;

• решение проблем;

• преодоление себя.

Необходимо соблюдать все условия выполнения «веревочного курса».

· Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 12 человек.

· Упражнения выполняются под руководством ведущего, хорошо знакомого с курсом.

· Время на подготовку задания не ограничено.

· Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.

 

 

Игры на знакомство

Игры на знакомство проводятся в самом начале семинара или тренинга. Основные задачи игр на знакомство:

· снятие скованности и напряжения участников

· создание ситуаций общения

· запоминание как можно большего количества имён в группе

· получение первой информации друг о друге

 

Есть также дополнительные задачи, которые решают игры на знакомство, но о них знает только ведущий группы:

· Игры на знакомство – это хорошее начало семинара, подразумевающего активную работу самих участников (можно, конечно, начать семинар как урок и сразу начать с теоретического или практического блока, но это уже будет «не тот» семинар)

· Игры на знакомство – это хорошая возможность для ведущего «прощупать» группу, что пригодится при проведении всего занятия и внесении возможных изменений в программу

Эти две задачи решаются играми на знакомство, независимо от формы работы – обучающий семинар, отрядная работа в лагере, встреча рабочей группы для решения какой-то отдельной задачи и т.д.

 

Игры этого вида можно условно разделить на игры на первичное знакомство и игры на вторичное знакомство. Основная цель игр на первичное знакомство – узнать и запомнить имена друг друга. Имя для человека является одним из самых важных слов в его жизни. Психологами доказано, что человек будет более тщательно выполнять задание, если при формулировании этого задания прозвучало его имя.

Игры на первичное знакомство создают для каждого участника атмосферу комфорта в группе, так как и он сам перестаёт быть для других «безличным» человеком, и другие участники для него становятся не «безличной» группой, а знакомыми личностями.

Для первичного знакомства выбираются игры, в которых имена всех участников называются и повторяются несколько раз. Допустимо также задействование небольшого количества дополнительной информации об участниках, например имя + качество. Для первичного знакомства могут быть использованы игры*:

№ 1Снежный ком

Ход игры

Все участники стоят в кругу, по очереди называют свое имя, при этом показывают движение, которое отображает его хобби. Следующий участник представляется и называет имена предыдущих участников.

Реквизит:маркер или игрушка

№ 2Визитная карточка

Ход игры

Каждый участник делает себе визитную карточку – рисует к каждой букве имени небольшую картинку, каким-то образом имеющую отношение к личности участника (например, отражают черты его характера).

Затем карточки складываются вместе.

Каждый участник вытягивает одну карточку и пытается найти «владельца».

Можно провести эту игру в виде самопрезентации.

Реквизит:бумага, маркеры, клей

 

№ 3Воздушные шары

Ход игры

Каждый участник надувает воздушный шарик, пишет на нем свое имя и дополнительную информацию, например: хобби, друзья, мечты, школа и т.д.

Шары подбрасывают в воздух всей группой какое-то время, чтобы они не упали. Затем каждый участник ловит один шар и ищет человека, которому он принадлежит.

Примечание

Используйте фоновую музыку, выключение которой будет сигналом к поискам.

Реквизит: воздушные шары, нитки, маркеры.

 

Игры на вторичное (углубленное) знакомство дают участникам дополнительную информацию друг о друге – качествах, увлечениях, ресурсах, которые могут быть использованы для работы этой группы и т.д. Цель этих игр – формирование личностных связей внутри группы. Даже по такой малой информации, как хобби другого участника, мы идентифицируем себя с другими, так возникает личный контакт, без которого невозможна дальнейшая продуктивная работа.

Для вторичного знакомство используются игры, в которых озвучивается любая дополнительная информация об участнике. Обязательно также повторения имени, сопровождающее эту информацию. Примеры игр на вторичное знакомство:

№ 4Паутина

Ход игры

Вся группа сидит в кругу.

Ведущий начинает – представляется и рассказывает группе что-то о себе. У него в руках клубок. Он держит нитку и кидает клубок следующему участнику.

После того, как клубок побывает в руках всех участников, из ниток получается «паутина».

Теперь ее надо «размотать» в обратном порядке. При этом каждый участник передает информацию, которую он запомнил о том участнике, от которого получил нить при первом круге.

Реквизит: клубок ниток.

 

№ 5Кто я?

Ход игры

Игра рассчитана на группу участников, уже имеющих краткое представление друг о друге.

Все стоят в кругу и пишут на небольших карточках свое имя крупными буквами и складывают в коробку или шляпу. Затем каждый по очереди вытягивает наугад листок с именем и прикрепляет его на спину своему соседу.

Задача – выяснить, имя какого участника у тебя на спине. Задавать разрешается только те вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Реквизит:бумага, маркеры, скотч или английские булавки (прищепки)

№ 6Никто не знает

Ход игры

Участники сидят в кругу, в руках у ведущего – мяч. Мяч перекидывается от одного участника к другому.

Тот, кто получает мяч в руки, заканчивает предложение «Никто не знает, что я…» соответствующей информацией о себе.

Реквизит:мяч

 

Многие игры на знакомство подразумевают телесный контакт. Такие игры близки к играм на сплочение, но могут использоваться и на стадии знакомства, так как для восприятия другого человека важны все виды контакта, то есть человека нужно «увидеть», «услышать» и «потрогать». Игры с телесным контактом лучше использовать на второй стадии знакомства (углубленное). Для уже сложившейся группы игры с телесным контактом можно использовать и с самого начала.

Построиться по росту на стульях (по дате рождения, по цвету волосы)

 

Выбор игр на знакомство для конкретного занятия зависит от нескольких факторов:

· степени знакомства участников до прихода в эту группу

· общего времени занятия

· формы занятия

· имеющегося опыта совместных занятий у данной группы

Степень знакомства участников

Возможна ситуация, что все участники группы знакомы и «новым» человеком является только сам ведущий. В таком случае можно не проводить игры на первичное знакомство, а сразу знакомиться «углубленно». Ведущему в данном случае потребуется чуть больше усилий для запоминания имен.

Если в группе есть минимум один участник (кроме ведущего), который не знает по именам большинства человек, начинать нужно и игры на первичное знакомство. При этом обращать внимание на задействованность данного участника в игре, к примеру, в «Снежном коме» он может быть последним участником, которому нужно будет назвать все имена.

Если участники знакомы давно, есть вероятность, что они знают довольно много дополнительной информации друг о друге. В этом случае нужно подобрать игры, в которых с большей вероятностью прозвучит то, что участники друг о друге не знают, к примеру, «Я никогда не…», «Никто не знает».

 

Общее время занятия

«Потратить» время на знакомство всегда нужно. Другой вопрос – сколько именно. Знакомство может занимать около 5% общего времени семинара. То есть, если занятие рассчитано на 1,5 часа, то для игр на знакомство можно выделить 5 – 10 минут. На 6-ти часовом занятии знакомиться можно 15 – 25 минут. А на трехдневном семинаре (18 часов) «отдать» под знакомство до 45 минут. Исходя из этого и нужно подбирать количество игр. Если в группе 15 – 20 человек, то любая игра на знакомство займёт до 10 минут. Чтобы точнее сориентироваться по времени, можно проговорить то, что планируется озвучивать каждому участнику в этой игре и умножить на количество участников, плюс одну – две минуты.

Форма занятия

В случае семинара или тренинга речь всегда идёт именно об играх на знакомство, независимо от возраста и социального положения участников. И чем активнее предполагается взаимодействие группы во время занятия, тем «интенсивнее» должно быть знакомство, для того чтобы создать настроение и атмосферу на всё занятие. Для обучающего семинара, где участники будут в большей мере получать информацию, подойдут менее активные игры на знакомство. Для занятия, где участники больше будут сами активно работать, нужно подобрать более активные упражнения с самого начала, то есть со знакомства. К примеру, широко используемый «Снежный ком», хоть и подразумевает активную работу памяти участника, является менее активной игрой, чем «Три круга знакомства», где нужно и говорить, и двигаться.

Если по каким-то причинам проведение игр на знакомство неуместно (например, речь идёт об инициативной группе, собравшейся для планирования фестиваля), совсем отказываться от знакомства всё же не стоит. В таких случаях можно ограничиться представлением участников, добавив к имени какую-то персональную информацию, которая была бы важна для цели группы.

Опыт совместных занятий у данной группы

Если занятие проводится с уже сложившейся группой, нужно принимать во внимание тот факт, что с её участниками наверняка уже проводились различные семинары и тренинги, а значит и игры на знакомство. Тот же «Снежный ком» хоть и хорошо решает основную задачу, стоящую перед играми на знакомство – узнать имена, является сейчас немного «заезженной» игрой. И если ведущий точно знает, что группа (к примеру, молодёжный клуб) существует три года, есть смысл поискать что-то «новенькое» для знакомства. Если для группы это скорее всего первый семинар, можно воспользоваться «старыми добрыми» играми.

Ведущий во время игр на знакомство активно участвует в них. Однако, он остаётся ведущим. Есть несколько моментов, на которые ведущему нужно обратить внимание при подготовке и проведении игр на знакомство.

Хорошее настроениеведущего, также как и плохое, быстро передаётся группе. А игры на знакомство – это первое, что ведущий проводит в группе. И ведущий должен поддерживать хорошее настроение и азарт участников.

Многие игры на знакомство требуют реквизита. Обычно он несложен – моток ниток, бумага, маркеры и т.д., но даже такой «нехитрый» реквизит требует подготовки заранее. Плохая организация может испортить самую хорошую игру, и «испорченная» игра на знакомство часто равна «испорченному» семинару.

Для ведущего игры на знакомство – это возможность «заработать» очки у группы, например, запомнив все имена уже в первой игре. Поэтому очень важно во время игры стараться запомнить как можно больше имён. Для этого можно тренировать память (это вообще полезно), можно и внимательно относиться к игре, и, например, не отвлекаться на повтор плана своего семинара во время знакомства. Записывать имена не рекомендуется, это не очень хорошо «смотрится». Если запомнить все имена сразу трудно, нужно запомнить 5 – 6 имён для начала, чтобы уже в первых заданиях семинара можно было обращаться к нескольким участникам по имени, а в процессе запомнить и другие имена.

Участники могут и забыть правила игры, для ведущего это недопустимо. К примеру, вы предложили участникам назвать имя и дать информацию о себе по трём пунктам (откуда, хобби, важное качество). Есть вероятность, что с пятого – шестого человека участники начнут путаться в пунктах информации, которую нужно сказать. В этом случае ведущий может еще раз повторить. Если игра на знакомство предполагает какие-то действия, нужно сначала чётко объяснить порядок этих действий, а затем начинать игру.

Итак:

· Участников любой группы нужно сначала перезнакомить.

· В играх на первичное знакомство мы узнаём имена друг друга.

· В играх на вторичное (углубленное) знакомство мы узнаём друг друга ближе.

· Игры на знакомство для каждой группы выбираются в зависимости от степени знакомства участников, продолжительности занятия, формы занятия и уже имеющегося опыта совместных занятий.

· Ведущий отбирает игры, готовит реквизит, озвучивает и контролирует правила, сам активно участвует, задаёт настроение, запоминает имена всех участников.

Примечания для ведущего

На семинарах иногда используют бейджи с написанными на них именами. Они определённо имеют смысл в мероприятии, в котором участвуют 150 человек, и предполагается, что им нужно общаться друг с другом «по делу». Если группа не очень большая (до 20 – 30 человек) вполне реально запомнить всех по именам. На мой взгляд, небольшие группы, в которых используются бейджи, много теряют. Бейджи «обезличивают» контакт, получается, что, обращаясь к другому, мы начинаем общаться не с ним, а с листочком с именем.

Тренинговая или семинарская форма занятий подразумевает общение по имени (без отчества) и на «ты». Если в семинаре принимает участие человек, которого называть на «ты» будет слишком искусственно (например, руководитель ЦВ на семинаре молодёжного клуба), можно оставить форму на «вы», но лучше если при этом будет использоваться только имя (без отчества). Это возможно только в том случае, если обращение на «вы» только к отдельным участникам не будет создавать барьеры в групповой работе. В противном случае ведущему настоять на использовании одинакового обращения к участникам, объяснив это, к примеру тем, что семинар или тренинг – это специфическая форма работы со своими правилами.

Нет строгих правил по поводу ввода игр на знакомство, как и других игр. Но всё же нужно избегать слов «Упражнение», «Поиграем в интересную игру» и самих названий игр. «Игры» и «упражнения» - это слова для ведущего, обозначающие стадии семинара и используемые приёмы. Для участников же весь семинар – непрерывный процесс общения. Инструкции к играм на знакомство можно начать со слов «Сейчас мы будем знакомиться», «Я думаю, нам сначала нужно познакомиться, для этого…» и др.

 

Игры на командообразование и

Выявление лидерских качеств

№ 7 Лестница

Ход упражнения

Если время позволяет, то участники сами изготавливают конструкцию, если нет – выдается готовая. Это – лежащая на боку лестница: две параллельно натянутые веревки, плюс 4 перемычки, образующие два окошечка, равных по размерам. Задача: всей команде проникнуть в имеющиеся два окошечка, выбраться на другую сторону. Высота от пола и ширина окошечек регулируется ведущим, согласно правил.

Описание обсуждения упражнения (вопросы, выводы, к которым упражнение может привести команду):

требует меньше страховки, чем его аналог из «Веревочного курса».

№8 Зеркало

Упражнение делается в парах. По очереди участники бывают в роли зеркала и человека. Зеркало и человек стоят друг к другу лицом. «Зеркало» должно смотреть строго в глаза человеку. Человек делает любые движения, зеркало должно повторить их в зеркальном отражении.

№ 9 Кабинет 703

Вводный текст для команды:

У вашей группы есть все, чтобы выполнить следующее задание. Время не ограничено. При выполнении задания есть одно условие: свою карточку нельзя показывать другим участникам.

Информация (на отдельных карточках):

Господин Джоунс и госпожа Карр плохо уживаются друг с другом и поэтому не работают вместе.

На третьем уроке Гарри всегда работает с господином Джоунсом.

Во время первого урока старший преподаватель, который нравится Гарри, работает в кабинете 702.

Господин Джейкобс работает в школе уже 10 лет.

Каждая группа занимается только в своем кабинете.

Каждый преподаватель работает в кабинете с помощником.

Гарри работает в кабинете 703 на третьем уроке.

Господин Джейкобс любит работать в кабинете 703.

Госпожа Мартин работает на третьем уроке в кабинете 700.

Все учителя работают одновременно и меняются группами в конце каждого урока.

Каждый учитель имеет свою любимую группу. Все они разные. На втором уроке у каждого учителя любимая группа.

Каждый учитель преподает в каждой из групп за первые 4 урока.

В штате школы два помощника, 4 учителя и 4 группы учеников.

Госпожа Мартин – старший преподаватель.

Господин Ли любит работать в кабинете 700.

Господин Джоунс преподает на 4 уроке в кабинете 701, но больше ему нравится кабинет 702.

Члены вашей группы имеют всю необходимую информацию для ответа на вопрос: «В какой последовательности (по именам) преподают учителя в кабинете 703 во время 4 уроков?»

Верен только один ответ, и вы можете его доказать. Некоторая информация может быть бесполезной и не помочь в решении задачи.

Госпожа Карр и господин Джоунс постоянно спорят по поводу использования кабинета 702.

Старший преподаватель работает в школе в течение 5 лет.

Старший преподаватель преподает в кабинете 701 на втором уроке.

Гарри работает в кабинете 702 на втором уроке.

Госпожа Мартин меньше всех работает в школе.

Вопросы ведущего группе для обсуждения упражнения/тренинга:

1 Как вы себя чувствуете?

2 Как строилось обсуждение в группе?

3 Был ли лидер, и почему именно он?

4 Что вы чувствовали в тот момент, когда …?

5 Какие у вас ощущения сейчас, после упражнения?

6 Что происходило лично с вами и что вы при этом испытывали?

7 Что вами двигало, когда …?

8 Был ли лидер, кто им был и почему?

9 Как принималось решение поводу выполнения задания?

10 Какова была твоя роль?

11 Что помогло справиться с заданием / что мешало?

12 Знакомы ли вам такие чувства? В каких ситуациях вы их испытывали?

13 Как вы поступали в тех ситуациях?

14 Как можно использовать опыт этого упражнения?

15 Как бы вы теперь поступили в подобной ситуации?

Расписание:

уроки кабинеты
Джоунс Ли Мартин Джейкобс
Джейкобс Мартин Ли Джоунс
Мартин Джоунс Джейкобс Ли
Ли Джейкобс Джоунс Мартин

Примечания для ведущего:

1 Это упражнение может быть использовано в разных целях. Например, как упражнение на командную работу или как упражнение на разочарование (по модели развития группы – на стадии разочарования). Или просто как развлекаловку. Важно понимать, с какой целью вы его собираетесь использовать.

2 На вопросы группы о задании ведущий может предложить прочитать вводную еще раз – без изменений и интерпретаций.

3 Если упражнение делается ради результата (не просто занять время), но самая важная его часть – обсуждение. Обсуждение строится по обучающему циклу. Поэтому фиксируйте свои наблюдения, пока группа работает.

4 Если цель – кооперация, делайте акцент на стратегии достижения результата, какие правила командной работы можно выработать из этого упражнения.

5 Если цель – разочарование, акцент на чувствах и

Дата: 2016-10-02, просмотров: 275.