Обучающая ценность командных упражнений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Познание через свой опыт – это самостоятельное выполнение действия, а не простое получение информации о нём. Гарантия «закрепления» опыта – эмоциональная составляющая упражнений, позволяющая запомнить свою реакцию и своё поведение.

 

Обсуждение в группах позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках заданной темы. Дискуссии ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разные мнения других.

 

Обучение практикой – ролевые игры, проигрывание ситуаций – помогает усвоить информацию, заложенную в упражнении.

 

Познавательная ценность

 

Командные упражнения могут быть приспособлены для каждой группы.

 

Каждое упражнение работает на определенные навыки. Если группе необходима помощь в определенной области, как, например, доверие друг другу или навыки командной работы, то для этой группы могут быть подобраны соответствующие упражнения.

 

Командные упражнения могут быть использованы и для общих целей – лидерство, создание команды, признание. То есть окажутся нужными любой команде.

 

Роли в командных упражнениях

Роль ведущего

Возможные ошибки вызваны «стереотипностью» поведения и отсутствием у ведущего глобального видения игры, её целей и потенциала. «Упертых» ведущих можно условно разделить на деятельностно-ориентированных, стремящихся властвовать и проблемно-ориентированых.

 

Ориентированные на деятельность ведущие слишком втягиваются в работу группы. Они не оставляют участников наедине с игрой даже тогда, когда это было бы в интересах группы. Втягиваясь в деятельность группы, они упускают из виду возможное отсутствие каких-то навыков у участников и могут вызвать у последних эмоциональные переживания, с которыми не готовы будут справиться.

Ориентированные на проблему ведущие могут давать инструкции и ожидать их выполнения без учёта настроения группы и мотивации отдельных участников.

Ведущие, которые стремятся властвовать, могут оказывать на обсуждение подавляющее влияние, даже если у участников другое видение и, возможно, больше знаний о реальной жизненной подоплёке игры.

 

Есть так называемые «Семь источников власти»,имеющихся у ведущего:

1 ведущего должна «обгонять молва» о его компетентности – участники должны заранее знать, кто ведет занятие

2 важные связи – ведущего должны поддерживать организаторы занятия, в некоторых случаях есть смысл, чтобы его представила «важная персона»

3 информация – участники хотят приобрести дополнительные знания, ведущий может им в этом помочь

4 сила личности (очень часто строится на оттачивании своего опыта ведущего) – ведущий должен внушать уважение

5 сила положения – ведущего специально пригласили провести это занятие

6 власть награждать – это могут быть и дружеская улыбка, но главная награда для большинства игроков – опыт, который участники извлекут из занятия

7 власть наказывать – должна быть ограничена и может, например, выражаться в молчании, качании головой, задумчивом взгляде

 

Ведущий работает для результата группы, а не для развитие своих навыков ведущего. Ведущему надо понимать, что его субъективное ощущение успешности упражнения может не соответствовать объективным данным.

 

Единственное отношение к себе, которое ведущий должен развивать у участников с самого начала – восприятие ведущего как лица, у которого занятые и серьезные (а иногда – и высокомерные) люди могут научиться чему-то для себя.

 

«Активные» и «пассивные» роли участников

Обучение навыкам лидерства предполагается преодоление пассивности и развитие способности брать на себя ответственность. И большинство лидерских методик предполагает активное участие всей группы. Это мнение исходит из положения о том, что наблюдатель – это не участник.

 

Игры часто проводятся так, что их единственными зрителями являются ведущие – и только у них есть целостное видение. В играх часто используются малые группы, как вид работы. Малогрупповые дискуссии действительно очень эффективны в обучении навыкам поведения, в том числе и лидерству. Но при этом полного видения игры у участников нет – они видели только то, что происходило в их группе.

 

По этому поводу можно предложить 2 стратегии: 1) разделить участников в упражнение на активных игроков и наблюдателей; 2) использовать видео – так «актёры» превратятся в «зрителей». В ход моделирующей игры можно ввести роль наблюдателя. Наблюдатели воспринимают игру как целое и в силу этого могут понять в ней больше, чем непосредственные участники.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 255.