Анализ существующей системы финансирования муниципальной деятельности в сфере санитарной очистки и обращения с отходами. Предложения по её совершенствованию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проводимая в России реформа жилищно-коммунального хозяйства, имеющая своей целью улучшение условий проживания людей, не может быть осуществлена без использования новых правовых, организационных и финансовых мероприятий. Все это напрямую относится и к вопросу финансирования системы очистки территории муниципального образования городской округ Саранск от ТБО.

Существующая в Российской Федерации система очистки населенных пунктов от ТБО финансируется, в основном, из бюджетных средств. Доля негосударственного сектора незначительна. При увеличении дефицита финансовых ресурсов ни государственный, ни частный сектор не в состоянии справиться с нарастанием общего объема ТБО, что ведет к ухудшению санитарного состояния территорий муниципальных образований.

При этом речь идет только о простом вывозе ТБО на свалку, не говоря уже о решении более сложных и в финансовом отношении более емких задач, таких, как мусоросортировка, ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация закрытых свалок и т.д. Решать эти задачи необходимо, однако в ближайшей перспективе не следует ожидать заметного увеличения бюджетных средств на санитарную очистку населенных пунктов от ТБО, поступающих от населения. Возрастание доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг приведет к увеличению задолженности населения по указанным платежам, росту социальной напряженности.

В рамках проводимой жилищно-коммунальной реформы выходом из создавшегося положения может стать поиск новых подходов к системе финансирования мероприятий санитарной очистки территории муниципального образования, основанных на принципе ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ - ПЛАТИТ.

В основе взаимодействия органов местного самоуправления и коммерческого сектора лежат финансово-организационные механизмы, базовыми принципами которых являются:

- платит тот, кто загрязняет;

- ответственность властей за удаление, обезвреживание отходов;

- муниципально-частное партнерство в области обращения с отходами.

Принцип "платит тот, кто загрязняет" означает: - чем больше кто-то производит отходов, тем больше он должен платить. Удаление опасных отходов дороже, чем неопасных. Муниципальный контроль за удалением, обезвреживанием и за потоками отходов необходим для того, чтобы гарантировать цивилизованный процесс удаления и обезвреживания отходов. Сотрудничество муниципального и частного сектора в процессе удаления отходов необходимо для того, чтобы повысить эффективность обращения с отходами.

В западноевропейских странах, из-за более высокой экономической эффективности частных предприятий была разработана модель сотрудничества для повышения степени участия частных компаний в сфере обращения с отходами. Эта модель сотрудничества стала известна под названием "Частно-муниципальное партнерство". Сферой сотрудничества является совместная эксплуатация объектов переработки отходов, осуществление совместных инвестиций.

При частно-муниципальном партнерстве органы местного самоуправления смогут сосредоточить свои усилия на приоритетных направлениях по обращению с отходами. Три основных типа частно-муниципального партнерства практикуются в системе обращения с отходами: делегированное управление, совместное предприятие, аренда /концессия/.

Анализ систем управления отходами за рубежом показал, что экономическое преимущество имеет делегированное управление. Например, процент делегированного управления во Франции - 68%, в Польше - 30%, в Голландии - 53%, в Испании - 78%, в Великобритании - 88%.

Муниципальная власть поручает деятельность в сфере санитарной очистки и обращения с отходами частному бизнесу только с условием получения более высокого качества услуг по сравнению с качеством, обеспечиваемым собственными службами, в противном случае, договор с данной частной фирмой расторгается. Делегированное управление в системе обращения с отходами является одним из главных секторов на рынке. Это управление означает не отказ муниципальной исполнительной власти от своих обязанностей и полномочий, а делегирование под своим контролем всех или части своих обязанностей с необходимым контролем выполнения контракта.

Делегированное управление представляет собой договор, согласно которому власти поручают юридическому лицу, частному или муниципальному, выполнение функций по санитарной очистке и обращению с отходами за вознаграждение, вытекающее из выполнения этих функций.

Изменение существующего положения в системе финансирования очистки муниципального образования от ТБО может обеспечить доля арендной платы, вносимая торговыми предприятиями за использование участка территории. Ведь в соответствии с общепринятыми принципами формирования арендной платы ее базовым элементом является финансирование простого воспроизводства тех фондов, при производстве которых арендатор извлекает коммерческий доход. По своему назначению и содержанию санитарная очистка от ТБО представляет собой один из элементов простого воспроизводства территории, и соответствующие затраты должны нести те, кто арендует эту территорию, являясь первоисточником основного объема потенциальных загрязнителей.

Фиксированные платежи в составе арендной платы оговариваются в качестве особых условий договоров аренды. Размер платежа - тариф устанавливается на 1 м2 арендуемой площади в месяц (год) для конкретного арендатора в зависимости от района и характера своей основной деятельности, при которой потребителю передается продукт в различного вида упаковках, которые являются для муниципального образования потенциальными отходами.

Дифференциация тарифов в зависимости от места расположения на территории муниципального образования и видов деятельности может осуществляться органом местного самоуправления специально уполномоченным в области санитарной очистки и обращения с отходами /далее Служба/, привлекающим соответствующих специалистов на договорной основе. Утверждаться тарифы должны представительным органом местного самоуправления. Дифференциация тарифов - одна из задач Службы, общие цели и компетенция Управления должны быть шире. Наиболее острыми проблемами в совершенствовании финансирования муниципальной системы по обращению с отходами являются отсутствие действенных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения с вторичными ресурсами, а в целом благоприятного правового и экономического поля для развития малого и среднего бизнеса в сфере отходопереработки.

Несмотря на возросший в последнее время со стороны предпринимателей интерес к отходам, рост проблем в сфере обращения с отходами опережает развитие отходоперерабатывающей отрасли. Вместе с этим значительная часть образуемых на территории муниципального образования отходов представляет значительный коммерческий интерес и должна быть использована в экономике муниципального образования, а также для привлечения существенных инвестиций в отрасль отходопереработки. Значительным подспорьем в финансировании муниципальной системы обращения с отходами должны стать экологические платежи, поступающие от природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду, 40% таких платежей остается на территории Муниципального образования.

Расходование целевых средств в настоящее время не имеет положительного экологического эффекта, вектор платежей направлен на решение иных, далеких от экологии проблем. Для изменения ситуации в использовании муниципальной доли экологических платежей необходима четкая муниципальная программа и выстроенное правовое поле в сфере обращения с отходами на территории муниципального образования городской округ Саранск. Для создания такого правового поля в соответствии с компетенцией муниципального образования, определенной действующим законодательством Российской Федерации необходимо разработать и принять следующие муниципальные нормативные правовые акты:

- порядок обращения с коммунальными отходами на территории муниципального образования городской округ Саранск.

- порядок обращения с опасными отходами 1-3 класса на территории муниципального образования городской округ Саранск.

- порядок обращения с опасными медицинскими отходами на территории муниципального образования городской округ Саранск.

- порядок сбора, хранения, транспортировки и переработки вторичных материальных ресурсов на территории муниципального образования городской округ Саранск.

- нормы накопления твердых бытовых отходов для населения и объектов инфраструктуры.

- тарифы на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами.

 

7.2. Основные технико-экономические показатели генеральной схемы санитарной очистки муниципального образования городской округ Саранск

 

Таблица 7.2.1

NN п/п Наименование показателей Единица измерения Показатели
Общая площадь земель муниципального образования город Саранск га
Обслуживаемая численность населения всего на 1 очередь, в т.ч. чел.  
  - в благоустроенном фонде  
  - в частном секторе  
Норма накопления ТБО на 1 чел. м3/год  
  - в благоустроенном фонде   1,47
  - в частном секторе   1,35
Норма накопления ЖБО на 1 чел. м3/год  
  - в неблагоустроенном фонде   -

 

Объем образования ТБО на I очередь

 

Таблица 7.2.2

Наименование н/п Общая численность населения, чел. Объем накопления ТБО в жилой зоне, м3 Объем накопления ТБО от соц. объектов, м3/год Всего объем ТБО, м3/год
Итоговое накопление ТБО по н/п, на I очередь, м3 Итоговое накопление КГО по н/п, на I очередь, м3 Итоговое накопление вторсырья по н/п, на I очередь, т
Муниципальное образование городской округ Саранск

 

Объем образования ТБО на расчетный срок

 

Таблица 7.2.3

Наименование н/п Общая численность населения, чел. Объем накопления ТБО в жилой зоне, м3 Объем накопления ТБО от соц. объектов, м3/год ВСЕГО объем ТБО, м3/год
Итоговое накопление ТБО по н/п, на р.с., м3 Итоговое накопление КГО по н/п, на р.с., м3 Итоговое накопление вторсырья по н/п, на р.с., т
Муниципальное образование городской округ Саранск

 

Определение объемов образования ЖБО на I очередь

 

Таблица 7.2.4

Наименование населенного пункта Численность населения, проживающего в неблагоустроенных домах, чел. Итоговое накопление ЖБО по н/п, м3 Суточное накопление ЖБО, м3  
Муниципальное образование городской округ Саранск 288,93  

 

Определение объемов образования ЖБО на расчетный срок

 

Таблица 7.2.5

Наименование населенного пункта Численность населения, проживающего в неблагоустроенных домах, чел. Итоговое накопление ЖБО по н/п, м3 Суточное накопление ЖБО, м3  
Муниципальное образование городской округ Саранск 228,00  

 

Объем образования опасных медицинских отходов

 

Таблица 7.2.6

Наименование объектов Объем опасных отходов, м3/год Суточный объем опасных отходов, м3/сут.
на первую очередь на расчетный срок на первую очередь на расчетный срок
Муниципальное образование городской округ Саранск 32,91 33,05

 

Общий объем ТБО, образующийся на территории муниципального образования городской округ Саранск( без отбора ВМР)

 

Таблица 7.2.7

NN п/п Наименование образователей отходов Годовой объем ТБО Суточный объем ТБО  
на I очередь на расчетный срок на I очередь на расчетный срок  
Жилой фонд 1795,67 2350,12  
Объекты соц.-культурной сферы 984,96 988,54  
  в т.ч. ЛПУ 32,91 33,05  
Предприятия 84,37 84,37  
Смет 94,75 94,75  
  Итого 2959,75 3517,78  

 

Для решения задач по санитарной очистке территории муниципального образования город Саранск в генеральной схеме предлагается:

1. В соответствии с пожеланиями Заказчика (см. том 1) продолжить контейнерный метод сбора ТБО от благоустроенного жилого фонда, учреждений, магазинов, на территориях школ, рынков и т.п. во всех населенных пунктах муниципального образования. Сбор ТБО от частного сектора организовать с применением позвонкового метода (по II варианту).

2. Обустроить 2-ю очередь Саранского полигона, ликвидировать 10 несанкционированных свалок расположенных на территории муниципального образования в 2007 г., произвести рекультивацию 1-ю очереди существующего Саранского полигона в 2008 г.

3. Для организации селективного сбора утилизируемых компонентов ТБО от населения, объектов инфраструктуры и промышленных предприятий необходимо создать передвижные приемные пункты сбора вторичного сырья, закончить строительство МСК.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.