Проводимая в России реформа жилищно-коммунального хозяйства, имеющая своей целью улучшение условий проживания людей, не может быть осуществлена без использования новых правовых, организационных и финансовых мероприятий. Все это напрямую относится и к вопросу финансирования системы очистки территории муниципального образования городской округ Саранск от ТБО.
Существующая в Российской Федерации система очистки населенных пунктов от ТБО финансируется, в основном, из бюджетных средств. Доля негосударственного сектора незначительна. При увеличении дефицита финансовых ресурсов ни государственный, ни частный сектор не в состоянии справиться с нарастанием общего объема ТБО, что ведет к ухудшению санитарного состояния территорий муниципальных образований.
При этом речь идет только о простом вывозе ТБО на свалку, не говоря уже о решении более сложных и в финансовом отношении более емких задач, таких, как мусоросортировка, ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация закрытых свалок и т.д. Решать эти задачи необходимо, однако в ближайшей перспективе не следует ожидать заметного увеличения бюджетных средств на санитарную очистку населенных пунктов от ТБО, поступающих от населения. Возрастание доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг приведет к увеличению задолженности населения по указанным платежам, росту социальной напряженности.
В рамках проводимой жилищно-коммунальной реформы выходом из создавшегося положения может стать поиск новых подходов к системе финансирования мероприятий санитарной очистки территории муниципального образования, основанных на принципе ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ - ПЛАТИТ.
В основе взаимодействия органов местного самоуправления и коммерческого сектора лежат финансово-организационные механизмы, базовыми принципами которых являются:
- платит тот, кто загрязняет;
- ответственность властей за удаление, обезвреживание отходов;
- муниципально-частное партнерство в области обращения с отходами.
Принцип "платит тот, кто загрязняет" означает: - чем больше кто-то производит отходов, тем больше он должен платить. Удаление опасных отходов дороже, чем неопасных. Муниципальный контроль за удалением, обезвреживанием и за потоками отходов необходим для того, чтобы гарантировать цивилизованный процесс удаления и обезвреживания отходов. Сотрудничество муниципального и частного сектора в процессе удаления отходов необходимо для того, чтобы повысить эффективность обращения с отходами.
В западноевропейских странах, из-за более высокой экономической эффективности частных предприятий была разработана модель сотрудничества для повышения степени участия частных компаний в сфере обращения с отходами. Эта модель сотрудничества стала известна под названием "Частно-муниципальное партнерство". Сферой сотрудничества является совместная эксплуатация объектов переработки отходов, осуществление совместных инвестиций.
При частно-муниципальном партнерстве органы местного самоуправления смогут сосредоточить свои усилия на приоритетных направлениях по обращению с отходами. Три основных типа частно-муниципального партнерства практикуются в системе обращения с отходами: делегированное управление, совместное предприятие, аренда /концессия/.
Анализ систем управления отходами за рубежом показал, что экономическое преимущество имеет делегированное управление. Например, процент делегированного управления во Франции - 68%, в Польше - 30%, в Голландии - 53%, в Испании - 78%, в Великобритании - 88%.
Муниципальная власть поручает деятельность в сфере санитарной очистки и обращения с отходами частному бизнесу только с условием получения более высокого качества услуг по сравнению с качеством, обеспечиваемым собственными службами, в противном случае, договор с данной частной фирмой расторгается. Делегированное управление в системе обращения с отходами является одним из главных секторов на рынке. Это управление означает не отказ муниципальной исполнительной власти от своих обязанностей и полномочий, а делегирование под своим контролем всех или части своих обязанностей с необходимым контролем выполнения контракта.
Делегированное управление представляет собой договор, согласно которому власти поручают юридическому лицу, частному или муниципальному, выполнение функций по санитарной очистке и обращению с отходами за вознаграждение, вытекающее из выполнения этих функций.
Изменение существующего положения в системе финансирования очистки муниципального образования от ТБО может обеспечить доля арендной платы, вносимая торговыми предприятиями за использование участка территории. Ведь в соответствии с общепринятыми принципами формирования арендной платы ее базовым элементом является финансирование простого воспроизводства тех фондов, при производстве которых арендатор извлекает коммерческий доход. По своему назначению и содержанию санитарная очистка от ТБО представляет собой один из элементов простого воспроизводства территории, и соответствующие затраты должны нести те, кто арендует эту территорию, являясь первоисточником основного объема потенциальных загрязнителей.
Фиксированные платежи в составе арендной платы оговариваются в качестве особых условий договоров аренды. Размер платежа - тариф устанавливается на 1 м2 арендуемой площади в месяц (год) для конкретного арендатора в зависимости от района и характера своей основной деятельности, при которой потребителю передается продукт в различного вида упаковках, которые являются для муниципального образования потенциальными отходами.
Дифференциация тарифов в зависимости от места расположения на территории муниципального образования и видов деятельности может осуществляться органом местного самоуправления специально уполномоченным в области санитарной очистки и обращения с отходами /далее Служба/, привлекающим соответствующих специалистов на договорной основе. Утверждаться тарифы должны представительным органом местного самоуправления. Дифференциация тарифов - одна из задач Службы, общие цели и компетенция Управления должны быть шире. Наиболее острыми проблемами в совершенствовании финансирования муниципальной системы по обращению с отходами являются отсутствие действенных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения с вторичными ресурсами, а в целом благоприятного правового и экономического поля для развития малого и среднего бизнеса в сфере отходопереработки.
Несмотря на возросший в последнее время со стороны предпринимателей интерес к отходам, рост проблем в сфере обращения с отходами опережает развитие отходоперерабатывающей отрасли. Вместе с этим значительная часть образуемых на территории муниципального образования отходов представляет значительный коммерческий интерес и должна быть использована в экономике муниципального образования, а также для привлечения существенных инвестиций в отрасль отходопереработки. Значительным подспорьем в финансировании муниципальной системы обращения с отходами должны стать экологические платежи, поступающие от природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду, 40% таких платежей остается на территории Муниципального образования.
Расходование целевых средств в настоящее время не имеет положительного экологического эффекта, вектор платежей направлен на решение иных, далеких от экологии проблем. Для изменения ситуации в использовании муниципальной доли экологических платежей необходима четкая муниципальная программа и выстроенное правовое поле в сфере обращения с отходами на территории муниципального образования городской округ Саранск. Для создания такого правового поля в соответствии с компетенцией муниципального образования, определенной действующим законодательством Российской Федерации необходимо разработать и принять следующие муниципальные нормативные правовые акты:
- порядок обращения с коммунальными отходами на территории муниципального образования городской округ Саранск.
- порядок обращения с опасными отходами 1-3 класса на территории муниципального образования городской округ Саранск.
- порядок обращения с опасными медицинскими отходами на территории муниципального образования городской округ Саранск.
- порядок сбора, хранения, транспортировки и переработки вторичных материальных ресурсов на территории муниципального образования городской округ Саранск.
- нормы накопления твердых бытовых отходов для населения и объектов инфраструктуры.
- тарифы на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами.
7.2. Основные технико-экономические показатели генеральной схемы санитарной очистки муниципального образования городской округ Саранск
Таблица 7.2.1
NN п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Показатели |
Общая площадь земель муниципального образования город Саранск | га | ||
Обслуживаемая численность населения всего на 1 очередь, в т.ч. | чел. | ||
- в благоустроенном фонде | |||
- в частном секторе | |||
Норма накопления ТБО на 1 чел. | м3/год | ||
- в благоустроенном фонде | 1,47 | ||
- в частном секторе | 1,35 | ||
Норма накопления ЖБО на 1 чел. | м3/год | ||
- в неблагоустроенном фонде | - |
Объем образования ТБО на I очередь
Таблица 7.2.2
Наименование н/п | Общая численность населения, чел. | Объем накопления ТБО в жилой зоне, м3 | Объем накопления ТБО от соц. объектов, м3/год | Всего объем ТБО, м3/год | ||
Итоговое накопление ТБО по н/п, на I очередь, м3 | Итоговое накопление КГО по н/п, на I очередь, м3 | Итоговое накопление вторсырья по н/п, на I очередь, т | ||||
Муниципальное образование городской округ Саранск |
Объем образования ТБО на расчетный срок
Таблица 7.2.3
Наименование н/п | Общая численность населения, чел. | Объем накопления ТБО в жилой зоне, м3 | Объем накопления ТБО от соц. объектов, м3/год | ВСЕГО объем ТБО, м3/год | ||
Итоговое накопление ТБО по н/п, на р.с., м3 | Итоговое накопление КГО по н/п, на р.с., м3 | Итоговое накопление вторсырья по н/п, на р.с., т | ||||
Муниципальное образование городской округ Саранск |
Определение объемов образования ЖБО на I очередь
Таблица 7.2.4
Наименование населенного пункта | Численность населения, проживающего в неблагоустроенных домах, чел. | Итоговое накопление ЖБО по н/п, м3 | Суточное накопление ЖБО, м3 | |
Муниципальное образование городской округ Саранск | 288,93 |
Определение объемов образования ЖБО на расчетный срок
Таблица 7.2.5
Наименование населенного пункта | Численность населения, проживающего в неблагоустроенных домах, чел. | Итоговое накопление ЖБО по н/п, м3 | Суточное накопление ЖБО, м3 | |
Муниципальное образование городской округ Саранск | 228,00 |
Объем образования опасных медицинских отходов
Таблица 7.2.6
Наименование объектов | Объем опасных отходов, м3/год | Суточный объем опасных отходов, м3/сут. | ||
на первую очередь | на расчетный срок | на первую очередь | на расчетный срок | |
Муниципальное образование городской округ Саранск | 32,91 | 33,05 |
Общий объем ТБО, образующийся на территории муниципального образования городской округ Саранск( без отбора ВМР)
Таблица 7.2.7
NN п/п | Наименование образователей отходов | Годовой объем ТБО | Суточный объем ТБО | |||
на I очередь | на расчетный срок | на I очередь | на расчетный срок | |||
Жилой фонд | 1795,67 | 2350,12 | ||||
Объекты соц.-культурной сферы | 984,96 | 988,54 | ||||
в т.ч. ЛПУ | 32,91 | 33,05 | ||||
Предприятия | 84,37 | 84,37 | ||||
Смет | 94,75 | 94,75 | ||||
Итого | 2959,75 | 3517,78 |
Для решения задач по санитарной очистке территории муниципального образования город Саранск в генеральной схеме предлагается:
1. В соответствии с пожеланиями Заказчика (см. том 1) продолжить контейнерный метод сбора ТБО от благоустроенного жилого фонда, учреждений, магазинов, на территориях школ, рынков и т.п. во всех населенных пунктах муниципального образования. Сбор ТБО от частного сектора организовать с применением позвонкового метода (по II варианту).
2. Обустроить 2-ю очередь Саранского полигона, ликвидировать 10 несанкционированных свалок расположенных на территории муниципального образования в 2007 г., произвести рекультивацию 1-ю очереди существующего Саранского полигона в 2008 г.
3. Для организации селективного сбора утилизируемых компонентов ТБО от населения, объектов инфраструктуры и промышленных предприятий необходимо создать передвижные приемные пункты сбора вторичного сырья, закончить строительство МСК.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.