1. Выбрать одну из теорий, объясняющих процесс зарождения государства, которая кажется вам наиболее убедительной и выписать в тетрадь аргументы в ее защиту.
2. Сравните взаимоотношения парламента и главы государства в президентской, смешанной и парламентарной республиках.
3. Провести классификацию по всем основаниям следующих органов: Конституционный Суд РФ; Президент США; Губернатор Саратовской области; Министр иностранных дел РФ; Парламент Англии.
4. Одной из самых распространенных форм прямой демократии является проведение в стране референдумов по важнейшим вопросам государственной жизни.
Какие достоинства и недостатки имеет данная форма демократии.
5. Выписать основные признаки правового государства и подобрать факты, свидетельствующие об их проявлении или нарушении в реальной жизни.
6. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст. 224 УК РФ: «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условие для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок дот двух лет».
7. В 1979 г. в Кении умер известный адвокат С.М. Отинно, который родился в африканском племени Луо. Вдова адвоката собралась хоронить мужа на его собственной земле под г. Найроби по христианскому европейскому обряду. Однако семья Луо этому воспрепятствовала и потребовала совершить похороны по местному обряду и совсем в другом месте. Кроме этого возник вопрос о вдове, так как в Кении старейшины рода решают, кто из родственников унаследуют собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первой инстанции отказал семье Луо в их претензиях. Апелляционный же суд признал основные требования старейшины племени. На какие источники права опирался суд первой инстанции в своем решении, а на какие – апелляционный суд? Дайте развернутый комментарий проблемы.
8. Смоделируйте ситуации различных видов правоотношений и дайте их юридический анализ. Представьте модель понятия «правоотношения» в графическом варианте.
9. Диспут на тему «Устройство государственной власти – решающий фактор развития государства».
Первая точка зрения. Монархия – лучший способ управления обществом. Власть в монархии переходит по наследству, и поэтому общество относится к передаче власти довольно спокойно в отличие от бурных страстей во время избирательной кампании в республике. Кроме того, при передаче власти по наследству на ветер не выбрасываются огромные деньги, которые неизбежно тратятся при проведении выборов.
Вторая точка зрения. Республика – более прогрессивная форма правления. Республика – это коллективное правление, учитывающее мнение избирателей, то есть всего населения, при принятии решения.
10. Диспут на тему «Тоталитаризм как государственный режим».
Первая точка зрения. Тоталитаризм – жестокий режим и жаль наших родителей (наших бабушек и дедушек) за то, что им досталась такая несчастливая жизнь.
Вторая точка зрения. Тоталитарный режим был для СССР благом. При нем советское общество отличалось стабильностью, каждый имел крышу над головой, работу, пусть маленький, но гарантированный заработок, отпуск, о заказных убийствах и не слышали и т.п.
11. Проведите анализ афоризмов.
Право – это искусство добра и справедливости (античный афоризм).
Там, где сила отсутствует, право исчезает; там, где она возникает, право начинает сиять (М. Баррес).
Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях (Э. Борк).
Право – это все то, что истинно и справедливо (В. Гюго).
Право – это формализованный гуманизм (А. Круглов).
Вина есть осознание зла (И. Кант).
Цель, которую себе ставят люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц (Г. Мабли).
Законы должны иметь для всех одинаковый смысл (Ш. Монтескье).
Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он – до времени не обратился в ад (Вл. Соловьев).
Право – это договор о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда (Эпикур).
12. Словарный диктант.
Авторитарный режим; армия как признак государства; власть; власть государственная (публичная); власть законодательная; власть исполнительная; власть судебная; государственно-территориальное устройство; государственный аппарат; государственный орган; государственный (политический) режим; государственный суверенитет; государство; демократический режим; деспотический режим; компетенция государственных органов; конфедерация; либеральный режим; местное самоуправление; монархия; монархия абсолютная; монархия дуалистическая; монархия парламентарная; налоги как признак государства; парламент; правительство; право как признак государства; правовое государство; правоохранительные органы как признак государства; разделение властей; республика; республика парламентская; республика президентская; тиранический режим; тоталитарный режим; унитарное государство; Федерация.; форма правления; функции государства.
РАЗДЕЛ II. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
1. Проведите письменное сравнение Конституции РСФСР 12 апреля 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. в виде двух колонок по следующим критериям: 1) структура расположения конституционного материала; 2) положения об основах общественного строя и политики; 3) содержание раздела «Государство и личность» (Конституция РСФСР 1978 г.) и главы «права и свободы человека и гражданина» (Конституция РФ 1993 г.); 3) положение о федеративном устройстве; 4) принципы организации и функционирования системы государственных органов; 5) порядок изменения и принятия Конституций.
2. Составьте классификацию основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина со ссылками на положения Конституции РФ по следующим критериям: 1) исторические этапы возникновения и закрепления прав, свобод и обязанностей; 2) коллективные или индивидуальные формы реализации прав, свобод и обязанностей; 3) сферы общественных отношений, в которых проявляется содержание прав, свобод и обязанностей; 4) субъектный состав прав, свобод и обязанностей, соотносимых с категориями «гражданин» и «человек».
3. Сапунова Л.М. в связи с заключением брака выехала в 1995 г. на постоянное жительство в г. Мюнхен и вышла из гражданства РФ. В августе 2002 г. она вернулась в Россию, получила вид на жительство и хочет снова приобрести гражданство РФ.
По какому основанию Л.М. Сапунова может это сделать и какие требования при этом ее необходимо выполнить?
4. Отвечая на семинаре, студент Ивлев отнес к мерам административного пресечения: изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения; конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения; применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; личный досмотр; принудительное лечение; административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы; отчисление из учебного учреждения; запрещение движения на участке улицы, пользование которым угрожает безопасности дорожного движения; административное задержание; административный арест.
Какие ошибки допущены в ответе? Дайте анализ названных мер.
5. Гражданин К. вместе с гражданином Н. занимался в 1983 г. скупкой и перепродажей валюты с целью наживы. Гражданин Н. был арестован в этом же году и привлечен к уголовной ответственности по ст. 88 УК РСФСР. Гражданин К. скрывался и был арестован только лишь в 1994 г., когда данная статья вообще была исключена из Уголовного кодекса (декриминализирована). Следователь заявил о том, что намерен возбудить уголовное дело, так как в момент совершения валютных операций данная статья действовала.
Правомерно ли подобное заявление? Прокомментируйте его.
6. 27 января 2004 г. подростки Семенов и Яшкин, напав на 70-летнего Глухова, сбили его с ног, сорвали с головы шапку, выхвали из рук сумку с двумя бутылками и скрылись. Известно, что Семенов родился 27 января 1990 г., а Яшкин – 1 сентября 1989 г.
Правомерно и привлечение Семенова и Яшкина к уголовной ответственности? С какого момента лицо считается достигшим определенного возраста уголовной ответственности?
7. В шахте произошел обвал породы, в результате которого шахтер Мазов оказался засыпанным углем. Кроме того, его ногу придавило разрушенным мотором от привода, по которому транспортировался уголь. Выбраться из завала самостоятельно он не мог. Через девять часов горноспасателя обнаружили Мазова, но освободить поврежденную ногу из завала не смогли. Она была зажата в тисках. Под землю спустились хирург Колесов и анестезиолог Алешин из военизированного отряда горноспасателей. Убедившись в бесполезности попыток освободить ногу Мазова, Колесов принял решение ампутировать ее. При помощи Алешина, сделавшего укол общей анестезии, Колесов провел операцию по ампутации ноги шахтера. После чего Мазов без сознания был поднят на поверхность и помещен в больницу, где находился на излечении три месяца.
Как оценить поведение Колесова и Алешина?
8. Урюпин, подойдя к автомату с газированной водой, установленному в помещении учреждения, и убедившись, что вблизи никого нет, взял 200-граммовый стакан и положил его в пакет. Выйдя из здания, он удалился в парк, где использовал стакан для распития бутылки вина.
Подлежит ли Урюпин уголовной ответственности за кражу (ст. 158 УК РФ)? Что понимается под характером и степенью общественной опасности преступления?
9. Дима Скоков 15 лет, торопясь попасть в зоомагазин, перебегал улицу перед близко идущим транспортом по полотну дороги, хотя в 20 метрах находился подземный пешеходный переход. Водитель грузового автомобиля Легостаев, во избежание наезда на Дмитрия, круто повернул вправо и наехал на столб уличного освещения, повредил столб и автомашину.
Дайте правовую характеристику действий подростка Скокова. С какого возраста лицо может быть привлечено к административной ответственности? Какой орган вправе принимать решение по данному делу?
10.Словарный диктант (конституционное право).
Управление Российским государством; активное избирательное право; арбитражные суды; выборы; Государственная Дума РФ; государственно-территориальное устройство РФ; гражданство РФ; депутат; избирательное право и его принципы; иностранец; Президент РФ; Правительство РФ; конституционные обязанности гражданина РФ; конституционные права гражданина РФ; Конституционный суд РФ; Конституция РФ; лицо без гражданства (апатрид); мажоритарная избирательная система; суды общей юрисдикции; пассивное избирательное право; пропорциональная избирательная система; разделение властей в РФ; референдум в РФ; Совет Федерации РФ; судебная власть в РФ; тайное голосование; Федеральное собрание – парламент РФ.
11. Словарный диктант (уголовное право).
Амнистия; виды наказаний; виды преступлений; вина (субъективная сторона преступления); вменяемость; возраст уголовной ответственности; исправительные работы; конфискация имущества; крайняя необходимость; лишение свободы; малозначительное деяние; назначение наказания; наказание; необходимая оборона; объект преступления; объективная сторона преступления; отягчающие наказание обстоятельства; помилование; преступление; смертная казнь; смягчающие наказание обстоятельства; состав преступления; соучастие в преступлении; субъект преступления; уголовное право; условное осуждение; цели наказания.
12. Проведите анализ пословиц и поговорок.
За признание – половина наказания.
Алтынного вора вешают, а полтинного – чествуют.
Бывает и виноватый прав.
В тюрьму широка дорога, а из тюрьмы узка.
Вина вине – рознь.
Виноватого кровь – вода, невиновного – беда.
Воровское стяжанье впрок не пойдет.
Кто называет себя должником, тот хочет заплатить.
Лучше десятерых виновных простить, чем одного невинного казнить.
Незнанием закона никто не отговаривайся!
Чем извиняться, лучше не провиняться.
От вины, что от долгу, не отрекайся.
Плохо не клади, не вводи вора в грех!
Нашел да не объявил – все равно, что утащил.
Лучший способ избежать наказания – не делать проступка.
Повинную голову и меч не сечет.
Воровство – последнее ремесло.
Вор ворует не для прибыли, а для гибели.
Своя воля – свой и ответ.
РАЗДЕЛ III. ЧАСТНОЕ ПРАВО
1. Определите, какие из приведенных статей действующего Гражданского кодекса РФ содержат императивные, а какие диспозитивные нормы: статьи 17, 87, 169, 196, 211, 311, 315, 434.
2. Дмитрий Березкин, 18 лет, жил у своей тети, учился в музыкальном училище и находился на иждивении родителей, проживающих в другом городе. Березкин купил у своего знакомого, 19-летнего Дронова, музыкальный центр, истратив на это деньги, присланные ему родителям на приобретение зимней одежды. Когда отец Дмитрия узнал об этой покупке, он потребовал расторжения договора между его сыном и Дроновым и обратился с таким иском в суд, выступив от имени сына. Отец Дмитрия обосновал свой иск тем, что сын своих заработков не имеет, находится на иждивении родителей и потому не имеет права распоряжаться деньгами, предоставленными ему для определенной цели – приобретения зимних вещей.
Каким будет решение суда?
3.До государственной регистрации заключения брака и в период брака супруги Коримовы не заключали брачный договор. Однако после регистрации брака по требованию мужа Коримова подписала обязательство никогда не работать врачом в соответствии с полученным образованием, а заниматься ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Через несколько лет Коримова нарушила данное обязательство и устроилась на работу в поликлинику. Муж Коримовой обратился в юридическую консультацию и просил разъяснить, какие правовые меры могут быть приняты в отношении его жены, нарушившей данное обещание.
Какой ответ следует дать Коримову?
4.Супруги Мартыновы, не имеющие несовершеннолетних детей, по взаимному согласию подали заявление в орган ЗАГС о расторжении брака.
Орган ЗАГС принял заявление и назначил срок для оформления расторжения брака. До истечения назначенного срока Мартынова подала дополнительное заявление, указав, что Мартынов нарушил достигнутое соглашение о разделе имущества, и просила одновременно с регистрацией развода решить вопрос и разделе имущества.
Какое решение должен принять ЗАГС в этом случае?
5. Е.Ю.Молчанов дважды получал крупное наследство, которое регулярно пропивал. В том числе автомобиль «Москвич», дом в деревне, деньги, видеомагнитофон. Пьяные сборища на квартире Молчанова часто сопровождались оскорблениями в адрес жены, нередко с применением физического насилия и угрозы убийством. При расторжении брака в суде супруга Молчанова – Татьяна Загорная потребовала определить доли супругов в общей собственности с учетом стоимости перечисленного имущества. По ее мнению Молчанов расходовал его в ущерб интересам семьи.
Как должен поступить суд?
6.Анастасия Никифорова (19 год) и Виктор Кузнецов (17 лет) решили пожениться. Работники ЗАГС, в котором они решили зарегистрировать брак, указали на необходимость несовершеннолетнему Кузнецову получить согласие на заключение брака органа местного самоуправления по месту жительства.
Кузнецов считал, что такое разрешение ему не нужно, так как он решением суда объявлен полностью дееспособным. Обоснованы ли действия работников ЗАГС?
7.Граждане Потехин и Михальчук договорились с директором магазина о приеме на работу грузчиками, сдали администратору трудовые книжки и другие документы и на следующий день вышли на работу. Проработав две недели, они узнали, что приказ о приеме на работу так и не издан, а директор магазина, к которому они обратились за разъяснениями, заявил им, что в их услугах больше не нуждается.
Могут ли Потехин и Михальчук настаивать на заключении с ними трудового договора? Дайте юридически обоснованный ответ.
8.При приеме на работу токарем гражданину Абрамяну в отделе кадров ОАО «Метзавод» предложили подписать трудовой договор, в котором было указано, что Абрамян принимает на себя обязательство по первому требованию администрации выполнять сверхурочную работу за пределами своего рабочего дня, отпуск у него будет 15 календарных дней, а также он будет нести полную материальную ответственность за те станки, инструменты и материалы, которыми будет работать. В графе о размере заработной платы стояло указание «Согласно Положению об оплате труда». На вопрос Абрамяна, сколько же он будет зарабатывать, ему сказали, что это будет около 8-10 тысяч.
Соответствует ли закону подготовленный проект трудового договора с Абрамяном? Дайте мотивированный ответ.
9.Библиотекарь заводской библиотеки Козлова была уволена за систематическое нарушение трудовых обязанностей, которое выражалось в том, что она неправильно вела себя в коллективе (обо всех говорила только плохо, сплетничала), а также грубо относилась к читателям, на что директор библиотеки ей неоднократно указывал.
Законно ли увольнение?
10. Словарный диктант (гражданское право).
Виды договоров; виды юридических лиц; владение; возмещение вреда; вред; государственная собственность; гражданское право; гражданско-правовая (имущественная) ответственность; дееспособность; договор; имущество; исковая давность; клад; моральный вред; наследование; наследование по завещанию; наследование по закону; находка; общая собственность; пользование имуществом; право собственности; правоспособность граждан; принятие наследства; приобретение права собственности; распоряжение имуществом; содержание договора; собственность; убытки; ущерб; форма договора; ценные бумаги; юридическое лицо.
11. Словарный диктант (семейное право).
Алименты и их виды; брак; брачный возраст; брачный договор; воспитание ребенка; имущество детей; имущество супругов; имя, отчество, фамилия ребенка; личное имущество каждого из супругов; лишение родительских прав; материнство; место жительства ребенка; недействительность брака; общая совместная собственность супругов; отцовство; права и обязанности детей личного характера; раздел общего имущества супругов; расторжение брака (развод); расторжение брака в органах ЗАГС; расторжение брака в суде; регистрация брака; семейное право; условия заключения брака; фактический брак; фиктивный брак.
12.Словарный диктант (трудовое право).
Безработный; возраст работника; время отдыха; дисциплинарная ответственность работника; заработная плата; коллективный договор; конституционные принципы использования труда; материальная ответственность работника перед работодателем; молодежь (трудовые права и льготы); неполное рабочее время; ночная работа; обязанности работника; обязанности работодателя; отпуск; перевод на другую работу; перемещение; поощрение работника; права работника; прием на работу; работа в выходные дни; работа в праздничные дни; работодатель; рабочее время.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Особенности формирования правового государства в России.
2. Правосознание в российском обществе.
3. Право как регулятор общественных отношений.
4. Источники права в современных правовых системах.
5. Система права и система законодательства.
6. Причины правонарушений и пути их устранения в Российской Федерации.
7. Законность: проблемы обеспечения в Российской Федерации.
8. Систематизация нормативно-правовых актов.
9. Законотворчество в Российской Федерации.
10.Гражданское общество и Российская Федерация.
11.Историческое развитие российской конституционности.
12.Конституционные права, свободы и обязанности граждан.
13.Федеративное устройство России: история и проблемы реформирования.
14.Принцип разделения властей в Российской Федерации.
15.Система органов государственной власти в Российской Федерации.
16.Президент Российской Федерации.
17.Федеральное Собрание Российской Федерации: статус, компетенция, порядок деятельности.
18.Исполнительная власть в системе разделения властей.
19.Место и роль судебной власти в правовом государстве.
20.Конституционная ответственность: вопросы формирования.
21.Основания и принципы административной ответственности.
22.Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации.
23.Развитие уголовного законодательства в России.
24.Принципы уголовной ответственности.
25.Смертная казнь в системе уголовных наказаний.
26.Экологический правопорядок.
27.Вопросы экологической безопасности в России.
28.Объекты экологических правоотношений.
29.Понятие и состав экологического правонарушения.
30.Характеристика юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений.
31.Право собственности: история и современность.
32.Правовое регулирование защиты прав потребителей в России.
33.Институт семьи.
34.Понятие брака, условия и порядок его заключения.
35.Недействительность брака: понятие, основание и правовые последствия.
36.Основания и порядок расторжения брака.
37.Правовой режим имущества супругов. Брачный договор.
38.Права и обязанности родителей и детей.
39.Защита прав несовершеннолетних по семейному законодательству.
40.Алиментные обязательства членов семьи.
41.Трудовой договор в современных условиях.
42.Трудовая дисциплина и дисциплинарная ответственность.
43.Тайна и право: ограничение на доступ к информации в российском праве.
44.Вопросы правового регулирования государственной тайны.
45.Объекты экологического права.
46.Экологические проблемы Российской Федерации и пути их решения.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Правоведение как наука. Место правоведения в системе гуманитарных наук.
2. Методология правоведения.
3. Взаимосвязь государства и права.
4. Понятие, признаки и сущность государства.
5. Понятие и содержание формы государства.
6. Функции государства: понятие, признаки, виды.
7. Механизм государства. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
8. Место и роль государства в политической системе общества.
9. Правовое государств: понятие и признаки.
10. Понятие и структура гражданского общества.
11. Понятие и признаки права. Концепции правопонимания.
12. Принципы и функции права.
13. Типология права. Правовые системы и правовые семьи.
14. Право в системе социальных норм. Соотношение права и морали.
15. Понятие, признаки и структура правовой нормы.
16. Формы (источники) права: понятие и виды.
17. Система нормативно-правовых актов в России.
18. Действие нормативно-правовых актов.
19. Правотворчество: понятие, принципы, виды.
20. Стадии законодательного процесса.
21. Эффективность законодательства. Юридические коллизии и способы их разрешения.
22. Отрасли и институты права. Частное и публичное право.
23. Система права: понятие и отличие от правовой системы и системы законодательства.
24. Правомерное поведение и правонарушение.
25. Юридический состав правонарушения.
26. Юридическая ответственность: понятия, принципы и виды.
27. Законность и правопорядок.
28. Конституционное право как отрасль (предмет, методы, источники и круг правоотношений, регулируемый конституционным правом).
29. Сущность и юридические свойства Конституции. Виды Конституций.
30. Основы конституционного строя Российской Федерации.
31. Система органов государственной власти в Российской Федерации.
32. Правовой статус личности: понятие и структура.
33. Конституционная ответственность: вопросы формирования.
34. Административное право как отрасль (предмет, методы, источники, круг правоотношений).
35. Административные правонарушения: понятие, признаки, состав.
36. Понятие, цели, особенности административной ответственности.
37. Уголовное право как отрасль (предмет, методы, источники, принципы и круг правоотношений).
38. Понятие и характеристика Уголовного закона.
39. Понятия, признаки и категории преступлений.
40. Юридический состав преступления.
41. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
42. Сущность, цели и виды уголовных наказаний.
43. Экологическое право как отрасль (предмет, методы, источники, круг правоотношений).
44. Ответственность за экологические правонарушения: понятие и виды.
45. Гражданское право как отрасль (предмет, методы, источники, основные начала).
46. Гражданские правоотношения: понятия, виды, состав. Основания для возникновения гражданских правоотношений.
47. Граждане как субъекты гражданского права. Дееспособность и правоспособность.
48. Юридические лица: понятие, признаки, виды.
49. Порядок возникновения и прекращения юридических лиц.
50. Объекты гражданских прав.
51. Осуществление и защита гражданских прав.
52. Право собственности: понятие и виды.
53. Защита прав собственности.
54. Общие положения наследственного права.
55. Понятие обязательства. Основания для возникновения обязательств.
56. Исполнение обязательств: понятие и способы обеспечения.
57. Гражданско-правовая ответственность.
58. Сроки и исковая давность.
59. Трудовое право как отрасль (предмет, методы, принципы, источники).
60. Понятие, содержание и виды трудового договора.
61. Рабочее время и время отдыха.
62. Трудовая дисциплина. Виды поощрений и наказаний
63. Материальная ответственность работника и работодателя.
64. Способы защиты трудовых прав и свобод.
65. Семейное право как отрасль (предмет, методы, источники, круг правоотношений).
66. Понятие брака. Порядок заключение и прекращение брака.
67. Права и обязанности супругов. Брачный договор.
68. Права и обязанности родителей и детей.
69. Понятие информации, информационных ресурсов, информационных систем.
70. Информационная безопасность.
71. Понятие и виды тайн в праве.
72. Понятие и правовые основы защиты государственной тайны.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРОГРАММА КУРСА
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Учебное издание
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие
Составители:
Дорогин Роман Владимирович
Протопопова Инна Николаевна
Юркина Марина Игоревна
Редактор
Корректор
Компьютерная верстка
Тем. план 2010 г. п. №
Подписано к печати ………. г. Формат 60х84 1/16.
Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл. печ. л. ….. Уч.-изд. л…... Тираж …. Заказ ….
ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы
имени П.А. Столыпина», 2010.
410031, Саратов, ул. Соборная, 23/25.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 303.