Тема 8. Административное право
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под административным правом обычно понимают право «администрации» («право управления», «управленческое право»). В этом смысле каждая страна, имеющая развитую правовую систему, обладает административным правом, ибо она обязательно располагает совокупностью норм, регламентирующих деятельность администрации. Термин «администрация» (в переводе с латинского – управление) стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности. В широком смысле государственное управление – это деятельность органов государства (президентская власть, представительная власть, правосудие, надзор, контроль). В узком (собственном) смысле – это деятельность исполнительной власти. В этом значении государственное управление имеет специфические признаки и свойства: исполнительная власть – самостоятельная ветвь единой государственной власти, носящая непрерывный характер; на нее возлагается задача практического исполнения законов; это деятельность исполнительно-распорядительная.

Происходящие в стране преобразования повлекли за собой соответствующие изменения в предмете административно-правового регулирования. Во-первых, изменились стороны административно-правовых отношений; во-вторых, происходит постепенный отход от «чистого администрирования» к собственно нормативному регулированию. В-третьих, отмечается широкое использование дозволений, рекомендаций, стимулов, в том числе и экономических; в- четвертых, широко практикуется использование таких форм государственного воздействия, как регистрация, лицензирование, сертификация субъектов хозяйственной или социально-культурной деятельности. Наконец, важное значение приобретает государственная защита прав и свобод участников отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Специфика содержания административно-правовых норм состоит в том, что в отличие от норм других отраслей права они регулируют отношения в сфере исполнительно-распорядительной, контрольной и внутриорганизационной деятельности. Особенности административно-правовых норм в основном касаются санкций. Во-первых, нормы административного права обеспечиваются большим количеством санкций. Во-вторых, санкция об ответственности может быть помещена в другом акте. В-третьих, санкция, закрепленная в административно-правовых нормах, может обслуживать нормы других отраслей права.

Источники административного права подразделяются на федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующими на территории этого субъекта). Необходимо дать развернутую классификацию источников административного права, имея в виду, что нормативные акты федеральных органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, являясь источниками административного права, представляют собой форму реализации компетенции данных органов.

Основными субъектами административного права выступают граждане и органы исполнительной власти, кроме этого, субъектами могут быть иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения, иностранные фирмы и др.

Характеристика органа исполнительной власти предполагает определения понятия государственной службы. Отвечающему на данный вопрос студенту следует рассмотреть основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: федерализм; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы и др. Для более глубокого осмысления данной темы рекомендуется рассмотреть самостоятельно вопросы, касающиеся понятия, уровней, законодательной основы государственной службы, правового статуса государственных служащих; особенностей административной ответственности государственных служащих.

Завершают тему вопросы, касающиеся административного принуждения. Необходимо охарактеризовать понятие и виды административного принуждения и административной ответственности. Меры административного принуждения разнообразны. По их целевому назначению они могут быть подразделены на: меры государственного принуждения, применяемые в силу государственной необходимости; контрольно-предупредительные меры государственного принуждения; административно-восстановительные меры; меры пресечения административных правонарушений; меры административной ответственности.

Следует дать подробную характеристику системы административных наказаний: предупреждения, штрафа, возмездном изъятии предмета, конфискации предмета, лишении специального права, административного ареста, административного выдворения.

Административная ответственность – фундаментальная и систематизирующая категория административного права. Ее изучение требует значительных временных усилий, в том числе и углубленной самостоятельной работы с нормативными актами (в первую очередь с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях), специальной литературой.

 

Тема 9. Уголовное право

Как отрасль права уголовное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность деяний, основания и пределы уголовной ответственности и наказаний за совершение преступлений, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Предметом уголовного права являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением общественно опасного деяния. Метод уголовно-правового регулирования находит свое выражение в угрозе применения или применении предусмотренных уголовным законом мер воздействия.

Действующее уголовное законодательство представлено в настоящий момент одним кодифицированным уголовным законом – Уголовным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 24 мая 1996 г., введенным в действие с 1 января 1997 г. В силу ч. 2 ст. УК РФ, уголовно-правовое значение также имеют Конституция РФ и международные договоры России.

К основополагающим принципам уголовного права относятся принципы законности, справедливости, демократизма, гуманизма, равенства граждан перед уголовным законом, неотвратимости уголовной ответственности, личной и виновной ответственности.

При рассмотрении особенностей ответственности по УК РФ следует обратить внимание на то, что уголовная ответственность есть разновидность правоотношения, содержание которого заключается в осуждении и наказании лица, совершившего преступление, и принуждение его к исполнению правовой обязанности претерпевать в связи с этим лишения личного и имущественного характера.

Единственным основанием уголовной ответственности является преступление – общественное опасное, виновное, противоправное деяние, признаки которого заключены в соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса РФ.

Поскольку не любое опасное в социальном плане деяние человека может служить основанием уголовной ответственности, постольку вполне обоснованно требование, чтобы это деяние содержало в себе все элементы состава преступления, предусмотренные уголовным законом. Можно заключить, что состав преступления является единственным юридическим основанием уголовной ответственности. Все элементы состава преступления можно разделить на две группы: объективные элементы – объект и объективная сторона; субъективные элементы – субъект и субъективная сторона.

Существует ряд условий, обстоятельств, при которых совершенное деяние, формально содержащее признаки какого-либо состава преступления, утрачивает свою общественную опасность и виновность. К таким обстоятельствам относят необходимую оборону, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайнюю необходимость, физическое и психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжение. Для любого из этих обстоятельств характерны свои условия правомерности.

Признак уголовной наказуемости – обязательный признак понятия преступления. Действующее уголовное законодательство предусматривает самые различные виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. Перечень видов наказаний, определенных законом, является исчерпывающим.

Суд может назначить осужденному только то наказание, которое предусмотрено уголовным законом.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 154.