Разделение анализа по видам основывается на необходимости классификационного их разграничения по различным признакам.
субъект анализа (пользователи результатов анализа);
анализируемое направление деятельности предприятия;
горизонт проведения анализа;
методы изучения объектов анализа;
степень охвата изучаемых объектов.
По признаку «субъект анализа» различают два вида АХДП – внешний и внутренний.
Внешний – предназначен для широкого круга потребителей, в том числе и сторонних; проводится на основе общедоступной аналитической информации, предполагает использование унифицированных процедур и методов проведения анализа.
Внутренний – предназначен, как правило, для ограниченного круга потребителей, в первую очередь для руководителей предприятия; проводится на основе как общедоступной, так и конфиденциальной аналитической информации; предполагает возможность использования разнообразных процедур и методов проведения анализа.
Разделение по признаку «анализируемое направление деятельности предприятия» основано на проведении анализа по типам направлений деятельности предприятия, что, как правило, предполагает исследование различных составляющих:
производственно-технологической;
финансово-экономической;
организационной (структурной);
социальной (кадровой).
Наряду с вышеуказанным, возможно (и в ряде случаев даже целесообразно) проведение исследований по следующим направлениям деятельности предприятия:
производственной;
инвестиционной;
финансовой.
По признаку горизонт проведения анализа» можно выделить четыре типа анализа:
ретроспективный;
текущий;
перспективный;
стратегический.
Ретроспективный предполагает исследование явлений, ситуаций и фактов, имевших место в прошлом.
Текущий основан на использовании информации о современном состоянии предприятия.
Перспективный (прогнозный) ориентирован на исследовании возможных вариантов развития событий и явлений. Традиционно он разделяется на оперативный (связанный со сроком жизненного цикла объекта или продолжительностью технологии учетного цикла), тактический (срок до одного года, это так называемый анализ в краткосрочной перспективе), долгосрочный (срок более одного года, это так называемый анализ в долгосрочной перспективе).
Стратегический – ориентированный на учете в анализе влияния на состояние хозяйствующего субъекта факторов внешней среды.
По признаку «методы изучения объектов анализа» в АХДП выделяют следующие типы анализа:
- качественный;
- количественный (факторный);
- экспресс-анализ
- трендовый анализ
- экономико-математический и др.
Качественный анализ представляет собой способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и использующий преимущественно экспертные оценки исследуемых явлений и процессов.
Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
классификация по
субъект анализа анализирумое направление деятельности горизонт проведения методы изучения степень охвата
внешний объектов объектов
внутренний производственно-технологическое или производственное ретроспективный
финансово-экономическое инвестиционное текущий качественный сполошной
организационное (структурное) финансовое перспективный количественный выборочный
социальное (кадровое) стратегический (факторный)
экспресс-анализ
трендовый
экономико-математический
Количественный (факторный) анализ основывается на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности явлений и процессов к изменению отдельных факторов и их влиянии на результативный показатель.
Экспресс-анализ представляет собой диагностику состояния предприятия на основе типичной информации для получения общего представления о сложившейся ситуации.
Трендовый анализ – это исследование состояния предприятия для построения прогнозной модели его поведения в будущем на основе тренда.
Экономико-математические (статистические) методы – методы изучения состояния предприятия, основанные на использовании массивов статистических данных. Сюда включают традиционные методы корреляционного, регрессионного, дисперсионного, кластерного анализа; методы средних величин, группировки, индексный, цепных подстановок, логарифмический, интегральный и пр.
По признаку «степень охвата изучаемых объектов» выделяют анализ:
сплошной;
выборочный.
Проведение сплошного анализа предполагает исследование всех объектов, выборочного – части объектов.
На практике выделяют в качестве этапов алгоритма проведения практических работ:
- горизонтальный анализ;
- вертикальный анализ
- анализ финансовых коэффициентов;
- факторный анализ;
- трендовый анализ
Дата: 2016-09-30, просмотров: 240.