Результаты защиты бакалаврской работы обсуждаются на закрытом заседании Государственной аттестационной комиссии и оцениваются простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании. При равном числе голосов мнение председателя является решающим.
При оценке выпускной квалификационной работы могут быть приняты во внимание отзывы руководителей учреждений и практических работников профессиональной сферы деятельности, доклады на студенческих научных конференциях и публикации автора по тематике исследования.
Оценка ГАК бакалаврской работы состоит из трех частей:
– показатели оценки ВКР;
– показатели защиты;
– отзывы руководителя и рецензента.
Критериями оценки ВКР являются:
- обоснованность актуальности темы исследования, соответствие содержания теме, полнота ее раскрытия;
- доказательность исследовательской или опытно-экспериментальной базы данных;
- уровень осмысления теоретических вопросов и/или обобщения опытно-экспериментального материала, обоснованность и четкость основных выводов и результатов исследования конкретной проблемы, сформулированных рекомендаций;
- четкость структуры работы и логичность изложения материала;
- владение научным стилем изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность;
- объем и анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
- соответствие формы представления работы всем требованиям, предъявляемым к оформлению бакалаврской работы;
- качество устного доклада;
- глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы;
- оценка ВКР научного руководителя и рецензента;
Результаты защиты бакалаврской работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и публично объявляются выпускнику в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания комиссии.
Апелляция по результатам защиты бакалаврских работ не проводится. Решение ГАК является окончательным и обсуждению не подлежит.
Оценка бакалаврской работы вносится в протокол по рассмотрению ВКР, зачетную книжку студента и экзаменационную ведомость.
Защита ВКР оценивается по пятибалльной шкале согласно приведенным базовым критериям (утверждены Ученым Советом факультета управления 29.12.2012, выписка из протокола №4):
1. Самостоятельность в выполнении работы;
2. Научно-практическое значение предложений и выводов ВКР;
3. Применение современных общенаучных и специальных методов сбора, обработки и анализа статистической и другого рода информации;
4. Наличие авторского материала с результатами исследования;
5. Наличие авторской электронной презентации ВКР, выполненной с учётом современных электронных и графических инструментов;
6. Наличие фактических ошибок;
7. Уровень защиты и компетенции выпускника (уровень владения защищаемого материала и чёткие, правильные ответы на вопросы членов ГАК).
Базовые критерии могут быть дополнены следующими критериями соответствия:
Оценка | Критерии соответствия | Примечания | |
«Пять» | - Работа отличается актуальностью и новизной. - Рассматриваемая тема соответствует проблематике направления подготовки - Правильно определен объект и предмет исследования. - Четко сформулирована проблема, предполагаемая формулировкой темы. - Содержание работы полностью соответствует теме. - Исследуемая проблема проанализирована достаточно полно и многосторонне с использованием разнообразных общенаучных и специальных методов. - Избранный для анализа материал имеет достаточный объем и позволяет сделать достоверные выводы. - Работа опирается на научную, справочную, периодическую, электронную литературу, в том числе с использованием переводных изданий и изданий на иностранном языке. - Содержание изложено последовательно. - В процессе исследования получены значимые результаты, опирающиеся на новейшую статистическую и эмпирическую базу (1-3 летней давности). - Выводы убедительны и опираются на полученные результаты. - Работа содержит авторские выводы и рекомендации выполненный на основе результатов исследования - Достигнуто стилевое единство, характер которого должен соответствовать нормам научного стиля. Возможно наличие 1-2 незначительных недочетов, относящихся к перечисленным требованиям, однако характер недочетов не должен иметь принципиальный, концептуальный характер | - Текст работы соответствует нормам русского литературного языка (отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические и стилистические ошибки. - Основной текст работы, справочный и научный аппарат (в частности система ссылок) оформлены в соответствии с требованиями ГОСТа. - Работа вычитана, не содержит опечаток и других технических погрешностей. | |
«Четыре» | - Содержание работы в основном соответствует требованиям, предъявляемым к оценке «пять», имеются лишь 1 – 2 незначительные отклонения от темы. - Работа отличается актуальностью и новизной. - Рассматриваемая тема соответствует проблематике специальности - Правильно определен объект и предмет исследования. - Четко сформулирована проблема, предполагаемая формулировкой темы. - Содержание работы полностью соответствует теме. - Исследуемая проблема проанализирована достаточно полно и многосторонне с использованием различных общенаучных и специальных методов. - Материал имеет достаточный объем и позволяет сделать достоверные выводы. - Работа опирается на научную, справочную, периодическую, электронную, картографическую литературу, в том числе с использованием переводных изданий. - Содержание изложено последовательно. - В процессе исследования получены значимые результаты, опирающиеся на современную статистическую и эмпирическую базу (2-4 летней давности). - Выводы довольно убедительны и опираются на полученные результаты. - Работа содержит авторские выводы и рекомендации на основе результатов исследования - Достигнуто стилевое единство, характер которого должен соответствовать нормам научного стиля. Основанием для снижения оценки служит наличие в работе одной – двухнезначительных погрешностей. Возможно наличие 2-3 незначительных недочетов, относящихся к перечисленным требованиям, однако характер недочетов не должен иметь принципиальный, концептуальный характер. | Оценка за работу снижается на один балл при наличии одной из перечисленных погрешностей. - Текст работы частично не соответствует нормам русского литературного языка (присутствуют в орфографические, пунктуационные, грамматические и стилистические ошибки). - Часть основного текста работы, справочного и научного аппарата (в частности система ссылок) оформлены не в соответствии с требованиями ГОСТа. - Отдельные части работы плохо вычитаны, содержат опечатки и другие технические погрешности. | |
«Три» | Оценка «три» ставится при наличии одного и более из перечисленных недостатков. - В работе допущены существенные отклонения от темы. - Рассматриваемая тема соответствует проблематике специальности - Анализ материала носит фрагментарный, неполный характер. - Работа содержит заимствованный материал. В работе использованы устаревшие данные. - Выводы слабо аргументированы. - Работа не имеет ссылок на научную литературу по теме исследования, при этом, в значительной мере опирается на периодические и электронные издания. Наличие более 3 недочетов, относящихся к перечисленным требованиям, однако характер недочетов не должен иметь принципиальный, концептуальный характер. | Оценка за работу снижается на один балл при наличии двух или трех из перечисленных погрешностей. - Текст работы частично не соответствует нормам русского литературного языка (присутствуют в орфографические, пунктуационные, грамматические и стилистические ошибки). - Часть основного текста работы, справочного и научного аппарата (в частности система ссылок) оформлены не в соответствии с требованиями ГОСТа. - Отдельные части работы плохо вычитаны, содержат опечатки и другие технические погрешности. | |
«Два» | Оценка «два» ставится при наличии одного и более из перечисленных недостатков. - Содержание работы не соответствует теме. - Не определены объект и предмет исследования. - Исследуемая проблема не проанализирована. - Избранный для анализа материал имеет недостаточный объем и не позволяет сделать какие-либо выводы. опирается лишь на Интернет-источники, без ссылок, либо со ссылками, вызывающими сомнение. - В большом количестве присутствуют грубые фактические ошибки. - Автор плохо владеет русским языком. В работе отсутствует или присутствует в недостаточном количестве специальная статистика, Наличие большого количества недочетов, относящихся к перечисленным требованиям. | - Текст работы не соответствует нормам русского литературного языка (присутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические и стилистические ошибки). - Основной текст работы, справочный и научный аппарат (в частности система ссылок) оформлены не в соответствии с требованиями ГОСТа. - Работа не вычитана, содержит опечатки и другие технические погрешности. - Работа имеет признаки плагиата. | |
Выпускник, получивший неудовлетворительную оценку ВКР, отчисляется из университета и получает академическую справку.
При восстановлении выпускник, не защитивший бакалаврскую работу, допускается к защите повторно. Повторная защита ВКР назначается при очередном заседании Государственной аттестационной комиссии, но не позднее, чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые.
По результатам ИГА принимается решение ГАК о присвоении выпускнику квалификации (степени) «бакалавр» по направлению подготовки и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании, а также особые рекомендации комиссии (обучение в магистратуре, публикации материалов исследования и т.д.).
РЕКОМЕНДАЦИИ О ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Наилучшим вариантом следует считать вариант подготовки презентации с использованием современных компьютерных средств мультимедиа, например, в системе Microsoft Office, программный продукт Power Point.
При подготовке презентации на компьютере выпускнику следует позаботиться о том, чтобы члены аттестационной комиссии и все присутствующие на защите могли разглядеть то, что он показывает на экране. Очень часто информация представлена очень мелко, в результате плохо различимы даже графики и рисунки.
При подготовке иллюстрационных материалов общим требованием является аккуратность и грамотность выполнения всех выносимых выпускником на защиту таблиц, рисунков, графиков, формул и надписей. Содержание иллюстрационных материалов должно строго соответствовать содержанию ВКР.
Всегда приветствуется, если на первом иллюстративном слайде выпускник чётко показывает название работы; проблему или цели и задачи исследования; методы исследования; данные об опубликованных работах и реализации работы на практике.
Последующие иллюстрации размещаются последовательно в соответствии со структурой доклада, без неожиданных для слушателей переходов в ходе доклада от первых слайдов к последним, и наоборот.
В докладе должны быть отражены следующие основные структурные компоненты:
- теоретические предпосылки исследования;
- обоснование выбора метода исследования;
- изложение основных результатов работы;
- перспективы дальнейшего развития темы;
- краткие выводы по тем результатам работы, которые определяют её практическую значимость, степень и характер новизны элементов научного вклада.
Иллюстративные материалы следует размещать достаточно насыщенно, не создавая впечатления значительного объема выполненных работ количеством представленных слайдов. На слайдах, прежде всего, должны быть материалы, доказывающие новизну исследования автора: оригинальные схемы, графики и картограммы, использованные выпускником. При этом следует отказаться от вынесения на слайды хорошо известных зависимостей, законов, общепринятых форм записи математических формул и т.п.
Для акцентирования внимания членов ГАК на отдельных данных представленных на слайдах используйте указку.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Чтобы выступление прошло успешно, необходима тщательная подготовка к нему - основательная проработка темы, отличное знание материала.
Во время своего выступления старайтесь стоять ровно, так чтобы вас было хорошо видно слушателям. Не нервничайте, старайтесь установить зрительный контакт с аудиторией, охватывая взглядом разные части зала, а не только первые ряды.
Если ваш страх перед комиссией блокирует речь, то во время выступления смотрите на сидящих в заднем ряду и во время выступления адресуйте свои результаты именно к ним.
Заранее напишите и выучите свою речь. Если вы не в состоянии выучить свою речь, прочтите её по бумажке. Чтобы не запинаться и отрывают глаза от бумаги во время публичного выступления прочитайте дома перед родными или близкими людьми. Если нет возможности подготовить доклад используя близкое окружение в качестве слушателя, читайте текст самостоятельно, но при этом рассматривая себя в зеркале.
Говорите громко, чтобы вас было слышно в самых дальних углах зала. Избегайте монотонности голоса, то повышайте, то опускайте интонацию, это придаёт эмоциональности вашей речи. Во время выступления допускается использовать жесты, они придают выразительность вашей речи и помогают донести до слушателей основные мысли вашего выступления.
Помните про время, отведённое на выступление. Метки времени нужно ставить в конце каждой страницы на полях. Сто тридцать слов в минуту, или, скажем, две с половиной минуты на страницу машинописного текста через два интервала – достаточная скорость.
После особенно трудного места помолчите секунд двадцать, дайте аудитории подумать над тем, что вы сказали, – ведь никто не требует, чтобы вы говорили без остановки.
Следите за скоростью вашей речи - не нужно слишком быстро тараторить, но и затягивать свое выступление тоже не следует.
Не стоит показывает слишком много слайдов и показывать их слишком быстро. Как правило, нужно не менее тридцати секунд, чтобы разобраться в том, что вам показывают на экране (хотя бывают и исключения). Невозможно однозначно установить максимальное число слайдов, которые можно показать с пользой. Для десятиминутного выступления достаточно 12-15 слайдов. Большее число допускается, если использовать экран вместо доски.
В конце вашего выступления не забудьте поблагодарить слушателей и попрощаться с ними.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.