Успехи организации во многом зависят от конструктивности взаимодействия с внешней средой, с наиболее активными ее компонентами. Внешняя среда наполнена контактными аудиториями, и каждая по-своему взаимодействует с организацией. Либо способствует достижению организационных целей, либо препятствует их приближению. К контактным аудиториям относятся [88]:
• финансовые круги — банки, инвестиционные организации, брокерские фирмы, биржи, акционеры и т.д.;
• средства массовой коммуникации — газеты, журналы, телецентры, радиостанции и т.д.;
• государственные учреждения — органы власти, налоговые инспекции, суды и т.д.;
• гражданские группы действий — защитники окружающей среды, ассоциации потребителей, общественные движения и т.д.;
• местные контактные аудитории — окрестные жители, общинные организации и т.д.;
• широкая общественность;
• внутренние контактные аудитории — собственные работники, занятые в организации.
В соответствии с этим коммуникациями необходимо управлять. Обычно под управлением понимается целенаправленное регулирующее воздействие на объект. Рассматривая базовый набор управленческих действий по отношению к коммуникациям, это означает:
• определять цели коммуникации;
• определять пути достижения целей;
• планировать с учетом ресурсов и ситуаций конкретные действия, направленные на достижение целей;
• организовывать реализацию планов;
• координировать взаимодействие компонентов коммуникационного процесса, а также действия непосредственных исполнителей;
• контролировать процесс исполнения;
• корректировать процесс по результатам коммуникаций.
Коммуникационная политика включает определение целей коммуникации, пути их достижения, содержание распространяемой на различные аудитории информации, планирование обратной связи [97]. Для успешной реализации коммуникационной политики необходимо, кроме технологических разработок, соответствующее подразделение, включающее, как минимум, аналитико-прогностическую группу, группу по связям с общественностью и социологическую группу. Это позволит организации:
• создать возможность для своевременного выявления и решения коммуникационных проблем;
• сделать исходящую информацию более управляемой;
• рационально выбирать цели коммуникации, ориентируясь не столько на массовую, сколько на специализированные аудитории;
• обеспечивать более высокий уровень обратной связи для повышения эффективности коммуникаций.
Коммуникационные проблемы организации напрямую связаны с коммуникационными потребностями организации.
О коммуникационных проблемах обычно говорят в двух случаях:
• когда нарушена возможность получать и распространять адекватную информацию;
• когда с передачей и получением информации все нормально, но не удаются или малоэффективны контакты с желательными аудиториями.
Выявление коммуникационных проблем начинается со сбора информации о внутренней и внешней среде организации. Информация о людях, структуре, технологиях, целях и задачах дает представление о состоянии ее внутренней среды.
Реализация коммуникационной политики требует разработки коммуникационной стратегии, которую традиционно сводят к планированию маркетинговых коммуникаций. Однако ее назначение гораздо шире и сложнее. Коммуникационная стратегия формируется для обеспечения корпоративной общеорганизационной миссии, отражающей социальную концепцию бизнеса.
Таким образом, коммуникационная стратегия организации имеет как минимум два направления и состоит из двух функциональных стратегий: внутренней и внешней [45]. Внутренняя коммуникация направлена в основном на решение идеологических и организационных задач и связана с разработкой и пропагандой философии организации, формированием системы организационных ценностей и образцов поведения, корпоративной культуры, мотивацией работников. К целям внутрифирменной коммуникации следует отнести удовлетворение потребностей сотрудников в неформальном общении, выработку коллективного сознания, поддержку равновесного состояния организации, а при необходимости - нововведений, организационных изменений.
Формирование самомотивации работников [46]
Достижение самомотивации может быть реализовано при наличии квалифицированно разработанной коммуникационной стратегии. Первостепенной стратегической задачей становится перевод корпоративных целей на язык, доступный рядовым исполнителям, с тем, чтобы они:
• понимали цели организации;
• понимали свою собственную роль в достижении этих целей;
• направляли свои усилия на выполнение своих обязанностей.
Внешняя коммуникационная стратегия имеет, как правило, более сложную структуру, также состоящую из ряда функциональных стратегий. Корпоративная миссия, как и конкретная практика бизнеса, требует постоянного коммуникационного обеспечения повседневных контактов фирмы с потребительским рынком, рынком труда, финансовым рынком.
Таким образом, очевидно, что эффективное коммуникационное обеспечение организации предполагает разработку для каждой контактной аудитории своей конкретной коммуникационной стратегии, ориентированной на объекты корпоративных интересов.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 215.